МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВЕЧЕРНЯЯ ШКОЛА № …»
Рассмотрено Согласовано Утверждена
на заседании ШМО зам. директора по УВР приказом директора Протокол № ___ _________А.Б.В… «__» _______ 2021 г.
«__ » _______ 2021 г. «__» ___________2021 г. ______ Г.Д.Е….
Рабочая программа
элективного курса
«Психология: Познай себя»
2021-2022 учебный год
(10-11 классы)
Составитель
Езимова И.И., педагог-психолог,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Екатеринбург
2021 г.
АННОТАЦИЯ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ПСИХОЛОГИЯ: ПОЗНАЙ СЕБЯ»
Элективный курс «Психология: познай себя» предлагается как одна из возможностей повышения личностной компетентности старшеклассников в поисках и коррекции жизненного пути, самопознания, развития коммуникативных навыков, способов творческой деятельности.
Занятия по предлагаемой Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
Программа предполагает дискуссии, ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В практические занятия включён блок упражнений, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
Рабочая программа курса психологии ориентирована на групповую форму работы. Планируемые результаты освоения элективного курса носят личностный характер.
Цели курса:
Разбираться в собственном внутреннем мире и переживаниях;
Развивать умение управлять собой.
Формировать позитивную «Я-концепцию» обучающихся.
Основные задачи курса:
Развить интерес обучающихся к своему внутреннему миру.
Показать старшеклассникам уникальность и ценность внутреннего мира каждой личности.
Помочь учащимся сформировать/скорректировать пути и способы личностного самоопределения.
Программа курса рассчитана на 35 часов: соответственно по 1 часу в 11 классе.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Психология» А.Д. Андреевой, Е.Е. Даниловой, И.В. Дубровиной, Д.В. Лубовского, А. М. Прихожан, Н.Н. Толстых.
Преподавание курса психологии общеобразовательных учреждениях является актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку старшеклассников к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.
Старшеклассники пытаются разобраться в самих себе, но их интерес к самопознанию превышает их возможности познать себя, поскольку они не располагают достаточными знаниями о психологических особенностях личности. отсюда неадекватные способы познания себя и других, неопределенность в оценках, самооценках, намерениях, в связи с чем и возникает необходимость в определенной системе психологических знаний, которые помогут обучающемуся глубже осознать самого себя, свои интересы, способности, отношения с окружающими, сформировать представления о своем дальнейшем жизненном пути.
Освоение учебного материала даст обучающимся возможность приблизиться к пониманию феномена человека, уникальности его внутреннего мира и неразрывной связи с миром внешним, другими людьми, нациями, человечеством в целом. Обучающиеся смогут научиться моделировать свое будущее, принимать решения, делать выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои права, уважая интересы других людей, что позволит ощущать себя впоследствии полноправными гражданами общества, активными субъектами деятельности и социальной действительности.
Занятия по данной Программе способствуют развитию психологических знаний, самосознания (чувства собственного достоинства, адекватной самооценки); помогают раскрыть сущность личностной направленности (потребностей, желаний, целей, смыслов, идеалов, ценностных ориентаций); способствуют развитию эмоциональной сферы (чувств, переживаний, настроений) и пониманию чувств и переживаний других людей.
Программа предполагает дискуссии, ролевые игры, в ходе которых учащиеся будут иметь возможность проверить эффективность различных моделей поведения, отработать навыки принятия решения. В занятия включён блок упражнений, способствующих развитию внимания, памяти, мышления, воображения; упражнений и игр, требующих взаимодействия и сотрудничества детей, совместного поиска решений или их вариантов, соревновательные ситуации и т.д.
Цели курса:
Овладеть элементарной психологической культурой, которая поможет обеспечить впоследствии полноправное вступление в жизнь, развитие готовности к полноценному взаимодействию с миром, ресоциализацию.
Разбираться в собственном внутреннем мире и переживаниях.
Развивать умение управлять собой.
Формировать позитивную «Я-концепцию» обучающихся.
Данный учебный курс направлен на решение психолого-педагогических задач, обеспечивающих личностное становление:
Формирование общих представлений о психологии как науке.
Пробуждение интереса к другим людям и самому себе.
Развитие интеллектуальной сферы.
Развитие самосознания, эмоциональной сферы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ.
Предметные результаты.
Знание общественно-исторической обусловленности человеческих способностей.
Понимание психологических механизмов развития способностей.
Понимание роли общих способностей для достижения успешности в обучении и в жизни.
Формирование представления о специальных способностях и их связи с различными видами человеческой деятельности.
Формирование представления о том, что роднит понятия «способности», «талант», «гениальность» и что дает основания их различать.
Личностные результаты
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества.
Стремление к поиску наиболее эффективных способов учебной деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты
Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.
Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществление самоконтроля в совместной деятельности, адекватной самооценки своего продвижения в обучении.
Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетаний:
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрационные и демонстрационные), практические, а также самостоятельная работа учащихся.
Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, творческие задания.
Методы анализа конкретной ситуации и решение ситуативных задач.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, письменные творческие работы.
Занятия курса носят практико-ориентированный характер и имеют следующую структуру:
Введение в тему (актуализация имеющегося опыта и житейских знаний).
Развертывание темы (эмоциональное включение обучающихся в тему занятия; обеспечение возможности осмысления темы, формирование новых представлений).
Индивидуализация темы (развитие самопознания).
Завершение темы (релаксация, снятие излишнего эмоционального напряжения).
Основными критериями усвоения материала являются:
- осознанный интерес к занятиям;
- творческое отношение к выполнению заданий;
- высокая активность при выполнении психологических упражнений.
Изучению предлагаемого учебного курса предшествовали индивидуально-групповые занятия по психологии в 8-9 классах образовательного учреждения ГКОУ СО «Екатеринбургская вечерняя школа № 2». Данный курс можно рекомендовать для изучения в 10-11(12) классах школы, где обучающиеся не только познакомятся с основами психологии как науки, но и усвоят приемы самопознания с помощью упражнений по развитию собственных способностей.
Оценивание обучающихся осуществляется в форме зачёта при условии посещения уроков и активной работы на них - как на лекциях - беседах, так и на практических занятиях - по наличию положительных результатов и самооценки.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (11 КЛАСС)
Введение. Психология как наука. Величайшие психологи мира.
Психологическая культура как часть общей культуры.
Что включает в себя понятие «культура». Образование и культура. Психологическая культура. Психологические знания как важный компонент психологической культуры. Что такое «житейская психология». Научная психология. Взаимодействие научной и «житейской» психологии
Психологическая культура личности.
Что человек может знать о самом себе как о личности и индивидуальности. Как человек познает себя. Индивидуальные различия в познании и самопознании. Самопознание и познание других людей. Психологические знания и самопознание. Проявление психологической культуры личности в общении и отношениях. Умение принимать решения и самостоятельно решать личные проблемы. Поведение в трудных ситуациях. Жизненная стойкость.
Психология в повседневной жизни.
Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни. Психология пропаганды. Что такое «пиар». Средства массовой информации как инструмент воздействия на людей. Психологическая эффективность воздействия на человека СМИ. Стихийные формы передачи информации. Реклама как способ психологического воздействия. Психологические особенности имиджа. Психология мошенничества. Как избежать обмана.
Практическая психология.
Что такое психологическая помощь и поддержка. Когда у человека возникает потребность в психологической помощи. Донаучные способы оказания психологической помощи. Современная психологическая помощь при возникновении у человека личных проблем. Психотерапия. Медицинская и психологическая психотерапия. Групповая психотерапия. Тренинги и группы встреч. Психологическое консультирование. Профориентация и профконсультация. Работа психолога в различных сферах жизни. Психологическая помощь в экстремальных ситуациях. Какие ситуации можно назвать экстремальными. Посттравматический стресс: история проблемы. Как проявляется посттравматический стресс. Как помочь людям, пережившим травматические события. Этика профессиональной деятельности психолога.
Итоги года.
Рефлексия. Кто я? Какой я? Обобщение основных научных и практических аспектов, которые изучались в 11 классе, в контексте темы: «Психология: Познай себя».
Литература для учителя и учащихся:
1. Безруких М.М. Я и другие Я, или Правила поведения для всех.- М: изд-во политической литературы, 2001 г.
2. Микляева А.В. Мир эмоций (программа уроков психологии), часть 1. Санкт –Петербург РЕЧЬ, 2012 г.
3. Микляева А.В. Встречи с самим собой (программа уроков психологии), часть 2. Санкт –Петербург РЕЧЬ, 2013 г.
4. Микляева А.В. Я среди других людей (программа уроков психологии), часть 3. Санкт –Петербург РЕЧЬ, 2013 г.
5. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям, или практическая психология на каждый день. -М: Новая школа, 2013 г.
6. Коломинский Я.Л. Человек: психология: Кн. Для учащихся ст. классов. -2-е., доп.- М.: Просвещение, 2010 и др. г.г.
7. Немов Р.С. Психология. Кн.1.- М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007 г.
8. Немов Р.С. Психология. Кн.2.- М: ВЛАДОС, 2007 г.
9. Немов Р.С. Психология. Кн.З.- М.ВЛАДОС, 2007 г.
10. Панкова Л.М. У порога семейной жизни (книга для учителя). – М: Просвещение, 2011 г.
11. Рогов Е.И. Настольная книга школьного психолога М: ВЛАДОС, 2008 г.
12. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы). - М: Новая школа, 2013 г.
13. Таранавский Ю.Б. Срыва можно избежать.- М: Медицина, 2009 г.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ПСИХОЛОГИИ (11 КЛАСС)
№ п/п | № ур. | Наименование раздела, темы | Осваиваемые учебные действия (умения) и модели | Предметные результаты и основные понятия | Требования к уровню подготовки учащихся |
Введение – 1 ч. |
1 | 1 | Психология как наука. Знаменитые учёные-психологи мира. | Показать значимость и необходимость психологических знаний, как важного компонента общей культуры человека. | Формирование общих представлений о психологии как науке; пробуждение интереса к другим людям и самому себе | Личностные: формирование «стартовой» мотивации к обучению, желания учиться; формирование устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебной литературы; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе. |
Раздел 1. Психологическая культура как часть общей культуры – 6 ч. |
2 | 1 | Образование и культура | Представление о культуре, взаимосвязи и взаимообусловленности образования и культуры | Культура, цивилизация, культурное развитие, образование, учебный предмет | Личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития общества и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. Метапредметные: Познавательные: уметь определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. |
3 | 2 | Психологическая культура | Показать роль психологии в современной духовной жизни общества | Психологическая культура, интеллигентность, гуманистические ценности. | Личностные: формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию. . Формирование ответственного отношения к учению на на к обучению и познанию законов психологической науки. Метапредметные: Познавательные: уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения задач; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию; уметь ставить и формулировать проблему. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; проявлять способность к волевому усилию. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, уметь строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, уметь аргументировать свою точку зрения. |
4 | 3 | Житейская психология | Показать сильные и слабые стороны, особенности житейской психологии | Житейская психология | Личностные: формирование мотивации к обучению; устойчивой мотивации к индивидуальной и коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из учебника; определять понятия, создавать обобщения. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной/справочной литературе |
5 | 4 | Научная психология | Показать отличие научной психологии от житейской | Научная психология, гипотеза |
6 | 5 | Взаимодействие житейской и научной психологии | Раскрыть связь житейской и научной психологии их взаимное влияние и взаимное обогащение | Житейская психология, научная психология |
7 | 6 | Обобщение по теме «Психологическая культура как часть общей культуры» | | |
Раздел 2. Психологическая культура личности – 7 ч. |
8 | 1 | Самопознание и познание других людей | Показать сложность процесса познания, дать представление об индивидуальных особенностях самопознания и познания других людей. | Самопознание, потребность в самопознании, источники самопознания, оценка значимых людей, социальное сравнение | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку. Метапредметные: Познавательные: уметь структурировать знания, извлекать необходимую информацию из прослушанного или из прочитанного текста; уметь устанавливать аналогии, ориентироваться в разнообразии способов решения практических задач. Регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний; планировать алгоритм ответа/действия, работать самостоятельно. Коммуникативные: формировать собственную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
9 | 2 | Психологические знания и самопознание | Показать роль изучения научной психологии в целенаправленном познании человеком самого себя | Самопознание, психологические знания | Личностные: формирование уважительного и доброжелательного отношения к мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. Метапредметные: Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь устанавливать аналогии при решении ситуативных задач. Регулятивные: формировать операциональный опыт; уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации. |
10 | 3 | Проявление психологической культуры личности в его общении | Раскрыть психологический смысл «золотого правила» нравственности | Общение, отношения, «золотое правило» нравственности, манипуляции | Личностные: формирование навыков самоанализа и самоконтроля; устойчивой мотивации к обучению и самосовершенствованию; выполнения задачи при консультативной помощи учителя. Метапредметные: Познавательные: уметь самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, уметь ставить и формулировать проблему. Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; проявлять способность к волевому усилию. Коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач; уметь аргументировать свою точку зрения |
11 | 4 | Толерантность как показатель психологической культуры | Психологическое содержание понятия толерантность | Толерантность, границы толерантности | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Метапредметные: Познавательные: уметь узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием; уметь устанавливать аналогии при решении ситуативных задач. Регулятивные: формировать операциональный опыт; уметь выполнять учебные действия; планировать алгоритм ответа, работать самостоятельно. Коммуникативные: уметь формулировать свою позицию, строить монологическое высказывание, формулировать свою точку зрения, адекватно использовать различные речевые средства для решения коммуникативных задач. |
12 | 5 | Поведение в трудных ситуациях | Способы преодоления трудностей, осознание особенностей собственного поведения в трудных жизненных ситуациях | Стресс, фрустрация, кризис, переживание, аутотренинг, эмоциональное напряжение | Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих. |
13 | 6 | Жизненная стойкость | Представление о жизненной стойкости | жизненная стойкость, нравственные ценности,совесть |
14 | 7 | Обобщение по теме «Психологическая культура личности» | | |
Раздел 3. Психология в повседневной жизни - 9 ч. |
15 | 1 | Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни | Дать представление о пропаганде, познакомить с основными задачами, функциями СМИ. | Пропаганда, PR-деятельность, функции СМИ, общественное мнение | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно делать выводы15 неделя, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. |
16 | 2 | Психологическая эффективность воздействия на человека средств массовой информации. | Дать представление об условиях и механизмах эффективности психологического воздействия СМИ на человека | Аудитория, перцептивный барьер, методы психологического воздействия, приемы умолчания, семантическое манипулирование, конструирование мифов | Предметные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; стремление к поиску наиболее эффективных способов деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из лекции, учебного пособия; определять понятия, создавать обобщения; уметь объяснять значение изученного, выбирать материал для чтения/изучения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. |
17 | 3 | Стихийные формы передачи информации | Дать представление о психологических условиях и механизмах возникновения и циркуляции слухов, как основной формы передачи стихийной информации | Слухи, экспрессивность и достоверность слухов, типы слухов, циркуляция слухов |
18 | 4 | Реклама как способ психологического воздействия | Сформировать представление о рекламе как одной из форм манипулирования человеческим поведением. | Психологическое программирование, реклама, механизмы рекламного воздействия | Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике; аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих. |
19 | 5 | Психологическая эффективность воздействия рекламы на человека. Виды рекламы | Эффективность воздействия рекламы на человека в ее побуждении человека к активным действиям. | Психологическая эффективность рекламы, ложь и юмор в рекламе |
20 | 6 | Психологические особенности имиджа | Дать представление основным характеристикам имиджа, его функции и предназначении | Имидж, репутация, образ, манипулирование, эффективность, однозначность, реалистичность, прагматичность, гибкость имиджа, эмоциональный отклик, | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества. Метапредметные: Познавательные: самостоятельно делать выводы15 неделя, перерабатывать информацию; уметь выделять и формулировать познавательную цель. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих; уметь их оценивать. |
21 | 7 | Психология мошенничества | Продемонстрировать учащимся психологические механизмы обмана, научить распознавать отдельные признаки мошеннического манипулирования поведением людей | Обман, мошенничество, психологические состояния, особенности характера, манипулирование | Предметные: освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; стремление к поиску наиболее эффективных способов деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из лекции, учебного пособия; определять понятия, создавать обобщения; уметь объяснять значение изученного, выбирать материал для чтения/изучения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. |
22 | 8 | Как избежать обмана | Познакомить с целевыми установками сект, и приемами вовлечения в секту, показать способы противостояния обману | Религиозная тоталитарная секта, вовлечение в секту, изоляция, групповые психотехники, галлюциногены, потеря индивидуальности, признаки мошенничества |
23 | 9 | Обобщение по теме « Психология в повседневной жизни | | |
Раздел 4. Практическая психология - 10 ч. |
24 | 1 | Что такое психологическая помощь и поддержка | Раскрыть самые общие представления о психологической помощи | Психологическая проблема, психологическая помощь, психология, психиатрия, гипноз, психотерапия, предсказания | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
25 | 2 | Медицинская и психологическая психотерапия | Дать представление о разных формах и методах психотерапевтической помощи | Академическая, альтернативная, интуитивная, медицинская, психологическая психотерапия, психоанализ, психотерапевт | Личностные: освоение социальных норм, правил поведения,; стремление к поиску наиболее эффективных способов деятельности. Метапредметные: Познавательные: уметь извлекать необходимую информацию из прослушанного или прочитанного; узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием (формировать умения работать по алгоритмам); уметь ориентироваться в разнообразии способов решения ситуативных задач. Регулятивные: уметь анализировать и осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения. Коммуникативные: ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения. |
26 | 3 | Групповая психотерапия | Познакомить с методами и способами психологической помощи в групповой психотерапии | Индивидуальная психотерапия, групповая психотерапия, психодрамма, групповое движение, психологический тренинг, группа встреч |
27 | 4 | Психологическое консультирование | Познакомить с основными видами психологического консультирования | телефон доверия, консультативная помощь и переписка | Личностные: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания. |
28 | 5 | Профориентация и профконсультация | Показать какие задачи решаются в контексте профессионального консультирования | Профессия, работа, карьера, профориентация, профессиональная консультация |
29 | 6 | Работа психолога в разных сферах общественной жизни | Показать особенности применения психологических знаний в различных областях | Практическая психология | Метапредметные: Познавательные: уметь искать и выделять необходимую информацию из лекции, учебного пособия; определять понятия, создавать обобщения; уметь объяснять значение изученного, выбирать материал для чтения/изучения в зависимости от поставленной цели, определять понятия. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; формулировать и удерживать учебную задачу, планировать и регулировать свою деятельность; выполнять учебные действия в громко речевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своих действий, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные: уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе; строить монологические высказывания, овладеть умениями диалогической речи. |
30 | 7 | Психологическая помощь в экстремальных ситуациях | Дать представление о посттравматическом стрессовом расстройстве | Посттравматическое стрессовое расстройство, экстремальная ситуация, травматическое событие |
31 | 8 | Психология террора и терроризма | Дать общее представление о терроризме | Террор, терроризм, террорист |
32 | 9 | Маршрут безопасности | Дать представление о способах уверенного отказа в сложных ситуациях | ПАВ, ВИЧ/СПИД, интерактивная, информационная выставка. |
33 | 10 | Обобщение по теме «Практическая психология» | | |
Рефлексия – 2 ч. |
34 | 1 | Рефлексия. Кто я? Какой я? | Подвести итоги изучения учебного материала | Самохарактеристика. | Личностные: формирование устойчивой мотивации к коллективной творческой деятельности. Метапредметные: Коммуникативные: формировать навыки коллективного взаимодействия при самодиагностике; уметь моделировать монологическое высказывание, аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности. Регулятивные: уметь планировать алгоритм ответа; уметь оценивать и формулировать то, что уже усвоено. Коммуникативные: уметь формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки окружающих. |
35 | 2 | Резервный урок | | |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
«ПСИХОЛОГИЯ: ПОЗНАЙ СЕБЯ» В 11 КЛАССЕ
(1 ЧАС В НЕДЕЛЮ, 35 ЧАСОВ В ГОД)
№ п/п | № ур. | Тема урока | Количество часов | Сроки проведения урока |
теория | практика | неделя (планир.) | дата (фактич.) |
ВВЕДЕНИЕ. ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ (1 Ч.) |
1 | 1 | Психология как наука. Знаменитые учёные-психологи мира. | 1 | | 1 неделя | |
I | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ЧАСТЬ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ (6 Ч.) |
2 | 1 | Образование и культура | 0,5 | 0,5 | 2 неделя | |
3 | 2 | Психологическая культура | 0,5 | 0,5 | 3 неделя | |
4 | 3 | Житейская психология | 0,5 | 0,5 | 4 неделя | |
5 | 4 | Научная психология | 0,5 | 0,5 | 5 неделя | |
6 | 5 | Взаимодействие житейской и научной психологии | 0,5 | 0,5 | 6 неделя | |
7 | 6 | Обобщение по теме « Психологическая культура как часть общей культуры» | | 1 | 7 неделя | |
II | ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ (7 Ч.) |
8 | 1 | Самопознание и познание других людей | 0,5 | 0,5 | 8 неделя | |
9 | 2 | Психологические знания и самопознание | 0,5 | 0,5 | 9 неделя | |
10 | 3 | Проявление психологической культуры личности в его общении | 0,5 | 0,5 | 10 неделя | |
11 | 4 | Толерантность как показатель психологической культуры | 0,5 | 0,5 | 11 неделя | |
12 | 5 | Поведение в трудных ситуациях | 0,5 | 0,5 | 12 неделя | |
13 | 6 | Жизненная стойкость | 0,5 | 0,5 | 13 неделя | |
14 | 7 | Обобщение по теме « Психологическая культура личности» | | 1 | 14 неделя | |
III | ПСИХОЛОГИЯ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ (9 Ч.) |
15 | 1 | Психология в политической, информационной, экономической, бытовой сферах жизни | 0,5 | 0,5 | 15 неделя | |
16 | 2 | Психологическая эффективность воздействия на человека средств массовой информации. | 0,5 | 0,5 | 16 неделя | |
17 | 3 | Стихийные формы передачи информации | 0,5 | 0,5 | 17 неделя | |
18 | 4 | Реклама как способ психологического воздействия | | 1 | 18 неделя | |
19 | 5 | Психологическая эффективность воздействия рекламы на человека. Виды рекламы | 0,5 | 0,5 | 19 неделя | |
20 | 6 | Психологические особенности имиджа | 0,5 | 0,5 | 20 неделя | |
21 | 7 | Психология мошенничества | 0,5 | 0,5 | 21 неделя | |
22 | 8 | Как избежать обмана | 0,5 | 0,5 | 22 неделя | |
23 | 9 | Обобщение по теме «Психология в повседневной жизни | | 1 | 23 неделя | |
IV | ПРАКТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ (10 Ч.) |
24 | 1 | Что такое психологическая помощь и поддержка | 1 | | 24 неделя | |
25 | 2 | Медицинская и психологическая психотерапия | 0,5 | 0,5 | 25 неделя | |
26 | 3 | Групповая психотерапия | 0,5 | 0,5 | 26 неделя | |
27 | 4 | Психологическое консультирование | 0,5 | 0,5 | 27 неделя | |
28 | 5 | Профориентация и профконсультация | 0,5 | 0,5 | 28 неделя | |
29 | 6 | Работа психолога в разных сферах общественной жизни | 0,5 | 0,5 | 29 неделя | |
30 | 7 | Психологическая помощь в экстремальных ситуациях | 0,5 | 0,5 | 30 неделя | |
31 | 8 | Психология террора и терроризма | 0,5 | 0,5 | 31 неделя | |
32 | 9 | Маршрут безопасности | 0,5 | 0,5 | 32 неделя | |
33 | 10 | Обобщение по теме «Практическая психология» | | 1 | 33 неделя | |
РЕФЛЕКСИЯ (2 Ч.) |
34 | 1 | Рефлексия. Кто я? Какой я? | | 1 | 34 неделя | |
35 | 2 | Резервный урок | | 1 | 35 неделя | |