Просмотр содержимого документа
«Уроки развития связной речи»
Шахтерская общеобразовательная школа I-III ступеней №2
управления образования администрации города Шахтёрска
Уроки
развития связной речи
в 1 классе

Подготовила материал:
Царенко Екатерина Валерьевна,
учитель начальных классов
Урок 1.1. Восстановление деформированного текста:
Л.Н. Толстой «Кошка и птичка»
Цели:
Формирование умения отличать текст от группы предложений.
Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.
Формирование умения определять тему текста.

Прочитайте то, что написано на доске. Чем отличаются предложения, записанные слева и справа?
Научимся сегодня отличать текст (слова текста записаны на доске) от группы предложений.
Прочитайте текст.
Как он называется? Почему он так называется? (Рассказывает о Таниной маме).
Прочитайте то, что записано слева. Что это такое? (Предложения) Можно ли к ним подобрать заголовок? Почему?
Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном)
Докажите, что справа написан текст.
(Предложения написаны на отдельных полосках бумаги)
Спала кошка на крыше.
Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Села подле кошки птичка.
Что записано на каждой полоске? (Предложение).
Кто догадался, какое задание надо выполнить?
О ком будет говориться в этом рассказе?
Найдите предложение, с которого можно начать рассказ.
Что произошло дальше? Найди предложение, в котором об этом сказано.
Какое последнее предложение? Прочитай его выразительно. Что нужно передать голосом? (Предупреждение)
Спала кошка на крыше.
Села подле кошки птичка.
Не сиди близко, птичка, кошки хитры. (Приложение 1)
Почему автор предупреждает птичку об опасности? Как об этом сказано? (Кошки хитры)
К какому слову мы привыкли? (Хитрые)
Автор этим словом подчёркивает опасность. (Очень хитрые)
Прочитайте получившийся рассказ. Какое незнакомое слово нам встретилось? (Подле)
Как вы понимаете это слово? (Близко)
Чего нет в нашем рассказе? (Заглавия)
Как можно озаглавить рассказ? (Кошка и птичка. Берегись птичка!)
С чего начнёте запись текста? (С заголовка)
Как начнёте писать текст? ( С красной строки)
В каком предложении встречаются запятые?
Как проверить?
прочитать весь текст,
убедиться в том, что получился рассказ,
прочитать все слова по слогам,
найти и исправить ошибки.
Урок 1.2. Восстановление деформированного текста:
Л.Н.Толстой. «Чиж»
Цели:
Формирование умения устанавливать последовательность предложений в тексте.
Закрепление знаний о признаках текста.
Формирование умений правильно оформлять текст.

Прочитайте предложения, записанные на доске.
Получается ли из них рассказ? Почему не получается?
Чему будем учиться на уроке?
Как будем устанавливать порядок предложений? (Найдём первое предложение, затем то, которое должно идти за ним и т. д.)
Прочитайте все предложения по порядку.
О ком говорится в рассказе?
О чём говорится в рассказе? (О том, как у Вари в клетке жил чиж и не пел)
Прочитайте предложение, в котором говорится, о чём Варя просила чижа.
Почему чиж не хотел петь? Прочитайте.
Как сказано, что чиж мог петь только на воле?
Как на доске записано каждое предложение? (С новой строки)
Как вы будете записывать?
О чём нужно помнить, начиная записывать текст? (Первое предложение пишем с красной строки (Приложение 2)
Чиж
У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя просила его петь. Но чиж хотел на волю. Там он будет весь день петь.
Как проверить?
прочитать весь текст,
убедиться в том, что получился рассказ,
прочитать все слова по слогам,
найти и исправить ошибки.
Урок 1.3. Восстановление текста с пропущенными словами: Г.Скребицкий и В.Чаплина. «Ёлка в лесу»
Цели:
Формирование умения озаглавить текст.
Формирование умения формулировать тему.
Формирование умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста.

Прочитайте предложения, записанные на доске.
Всё ли понятно? Какая задача стоит перед вами? (Вставить слова, чтобы получился рассказ)
Что нужно сделать, чтобы догадаться, какие слова подойдут? (Прочитать все предложения и подумать, о чём рассказ?)
Кто понял, о чём рассказывается в тексте? (О том, как ребята устроили ёлку в лесу для зверей)
Какие слова нужно вставить? (Нарядили, повесил, принёс, гостинцами)
По усмотрению учителя слова можно записать рядом с текстом. (Приложение)
Какой получился рассказ? Прочитайте.
Что ещё нужно сделать? (Подобрать заголовок)
Какой вопрос перед этим нужно поставить? (О чём говорится в тексте?)
Подберите заголовок к рассказу. (Ёлка для зверей. Подарки для зверей. Ёлка в лесу…)
Какие гостинцы были на ёлке? Прочитайте, как об этом сказано.
Кому доставила радость эта затея? (Звери были довольны)
Докажите словами текста. (Лакомились — значит очень вкусно ели)
А кому ещё было приятно? (Ребятам) Почему?
Как будете записывать? (Прочитать предложение полностью, затем каждое слово по слогам)
Слова, которые будем вставлять, прочитаем по слогам хором.
Как проверить?
Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, правильно ли вставил слова.
Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.
Урок 1.4. Изложение текста по вопросам: «Снеговик»
Цели:

Кто из вас любит зиму? За что вы любите зиму?
Чем любите заниматься зимой?
Кто лепил снеговика? Расскажите, как вы его делали?
Прочитайте рассказ
Что ещё написано на доске? (Вопросы)
Сегодня, вы должны записать этот текст к себе в тетрадь по памяти. Когда вы будете работать, я текст закрою, а вопросы оставлю.
Для чего нужны вопросы? (Помогут вспомнить то, о чём говорится в тексте)
Как будем готовиться к работе? (Прочитаем текст, прочитаем вопросы, найдём ответы на вопросы в тексте)
О ком говорится в рассказе?
О чём говорится в тексте?
Почему рассказ называется «Снеговик»?
Прочитайте вопросы к тексту. Найдите ответ на каждый вопрос. (После этого вида роботы текст закрыть)
Составьте устно ответы на вопросы.
Как проверить?
Проверь, получился ли рассказ?
Проверь, правильно ли написаны слова.
Урок 1.5. Изложение текста по вопросам: «Синичка»
Цели:
Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.
Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.
Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

Какие слова использованы в тексте, когда говорится о птичке? (Синица, синичка, птичка, она)
Когда это было? | к окну |
Куда прилетела синичка? | стало жаль |
Кто стоял у окна? (2 пр.) | открыли форточку |
Что сделали ребята? | в комнату |
Куда влетела синичка? | голодна |
Что она стала клевать? (2 пр.) | хлебные крошки |
Как проверить?
Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, все ли слова написал.
Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.
Урок 1.6. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам: «Друзья птиц»
Цели:
Формирование умения рассматривать картину.
Формирование умения передавать содержание картины.
Формирование умения выделять части в тексте.



Расположите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.
Какая картинка будет первой? Расскажите, что на ней изображено?
Картинка 1
Картинка 2
Кого видите на этой картинке?
Расскажите, что делают дети?
Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало.
Как одним предложением сказать про других детей? (Они принесли ягоды, семена)
Картинка 3
Как изменилось настроение у птичек? Почему?
Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются)
Что делают дети? Почему они отошли?
Какое у них настроение?
Как их можно назвать? (Друзья птиц)


Как можно закончить рассказ?
Передайте Ваше отношение к детям. (Хорошие друзья птиц!)
Как назовёте рассказ? (Друзья птиц)
Сегодня будем записывать рассказ по частям. Сколько частей можно выделить в нашем рассказе? (3 – столько, сколько и картинок)
Сколько вопросов к первой части? Запиши первую часть с красной строки.
Сколько вопросов во второй части? Эту часть тоже начнём писать с красной строки. (Так же третью часть)
Друзья птиц.
Пришла зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам!
Ребята решили помочь им. Коля смёл снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и семена. Саша повесил на ветку сало.
Весело угощаются снегири, воробьи, синицы. Хорошие у них друзья!