СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки развития связной речи

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уроки развития связной речи»



Шахтерская общеобразовательная школа I-III ступеней №2

управления образования администрации города Шахтёрска











Уроки

развития связной речи

в 1 классе



















Подготовила материал:

Царенко Екатерина Валерьевна,

учитель начальных классов















Урок 1.1. Восстановление деформированного текста:

Л.Н. Толстой «Кошка и птичка»

Цели:

  • Формирование умения отличать текст от группы предложений.

  • Формирование умения устанавливать последовательность предложений  в тексте.

  • Формирование умения определять тему текста.

  • Прочитайте то, что написано на доске. Чем отличаются предложения, записанные слева и справа?

  • Научимся сегодня отличать текст (слова текста записаны на доске) от группы предложений.

  • Прочитайте текст.

  • Как он называется? Почему он так называется? (Рассказывает о Таниной маме).

  • Прочитайте то, что записано слева. Что это такое? (Предложения) Можно ли  к ним подобрать заголовок? Почему?

  • Почему не получился рассказ? (Все предложения о разном)

  • Докажите, что справа написан текст.

(Предложения написаны на отдельных полосках бумаги)

Спала кошка на крыше.
Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
Села подле кошки птичка.

  • Что записано на каждой полоске? (Предложение).

  • Кто догадался, какое задание надо выполнить?

  • О ком будет говориться в этом рассказе?

  • Найдите предложение, с которого можно начать рассказ.

  • Что произошло дальше? Найди предложение, в котором об этом сказано.

  • Какое последнее предложение? Прочитай его выразительно. Что нужно передать голосом?  (Предупреждение)

Спала кошка на крыше.
Села подле кошки птичка.
Не сиди близко, птичка, кошки хитры.
(Приложение 1)

  • Почему автор предупреждает птичку об опасности? Как об этом сказано? (Кошки хитры)

  • К какому слову мы привыкли? (Хитрые)

  • Автор этим словом подчёркивает опасность. (Очень хитрые)

  • Прочитайте получившийся рассказ. Какое незнакомое слово нам встретилось? (Подле)

  • Как вы понимаете это слово? (Близко)

  • Чего нет в нашем рассказе? (Заглавия)

  • Как можно озаглавить рассказ? (Кошка и птичка.  Берегись птичка!)

  • С чего начнёте запись текста? (С заголовка)

  • Как начнёте писать текст? ( С красной строки)

  • В каком предложении встречаются запятые?

  • Как проверить?

    • прочитать весь текст,

    • убедиться в том, что получился  рассказ,

    • прочитать все слова по слогам,

    • найти и исправить ошибки.

Урок 1.2. Восстановление деформированного текста:

Л.Н.Толстой. «Чиж»

Цели:

  • Формирование умения устанавливать последовательность предложений  в тексте.

  • Закрепление знаний о признаках текста.

  • Формирование умений правильно оформлять текст.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске.

  • Получается ли из них рассказ? Почему не получается?

  • Чему будем учиться на уроке?

  • Как будем устанавливать порядок предложений?  (Найдём первое предложение, затем то, которое должно идти за ним и т. д.)

  • С какого предложения начнём рассказ? Почему именно с этого?

  • Прочитайте все предложения по порядку.

  • О ком говорится в рассказе?

  • О чём говорится в рассказе? (О том, как у Вари в клетке жил чиж и не пел)

  • Прочитайте предложение, в котором говорится, о чём Варя просила чижа.

  • Почему чиж не хотел петь? Прочитайте.

  • Как сказано, что чиж мог петь только на воле?

  • Как на доске записано каждое предложение? (С новой строки)

  • Как вы будете записывать?

  • О чём нужно помнить, начиная записывать текст? (Первое предложение пишем с красной строки (Приложение 2)

Чиж

У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел. Варя просила его петь. Но чиж хотел на волю. Там он будет весь день петь.

  • Как проверить?

    • прочитать весь текст,

    • убедиться в том, что получился  рассказ,

    • прочитать все слова по слогам,

    • найти и исправить ошибки.

Урок 1.3. Восстановление текста с пропущенными словами: Г.Скребицкий и В.Чаплина. «Ёлка в лесу»

Цели:

  • Формирование умения озаглавить текст.

  • Формирование умения формулировать тему.

  • Формирование умения точно употреблять слова в соответствии со смыслом текста.

  • Прочитайте предложения, записанные на доске.

  • Всё ли понятно? Какая задача стоит перед вами? (Вставить слова, чтобы получился рассказ)

  • Что нужно сделать, чтобы догадаться, какие слова подойдут? (Прочитать все предложения и подумать, о чём рассказ?)

  • Кто понял, о чём рассказывается в тексте? (О том, как ребята устроили ёлку в лесу для зверей)

  • Какие слова нужно вставить? (Нарядили, повесил, принёс, гостинцами)
    По усмотрению учителя слова можно записать рядом с текстом. (Приложение)

  • Какой получился рассказ? Прочитайте.

  • Что ещё нужно сделать? (Подобрать заголовок)

  • Какой вопрос перед этим нужно поставить? (О чём говорится в тексте?)

  • Подберите заголовок к рассказу. (Ёлка для зверей. Подарки для зверей. Ёлка в лесу…)

  • Какие гостинцы были на ёлке? Прочитайте, как об этом сказано.

  • Кому доставила радость эта затея? (Звери были довольны)

  • Докажите словами текста. (Лакомились — значит очень вкусно ели)

  • А кому ещё было приятно? (Ребятам) Почему?

  • Как будете записывать? (Прочитать предложение полностью, затем каждое слово по слогам)

  • Слова, которые будем вставлять, прочитаем по слогам хором.

  • Как проверить?

    • Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, правильно ли вставил слова.

    • Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.



Урок 1.4. Изложение текста по вопросам: «Снеговик»

Цели:

  • Формирование умения составлять ответ на вопрос, учитывая связь предложений в тексте.

  • Кто из вас любит зиму? За что вы любите зиму?

  • Чем любите заниматься зимой?

  • Кто лепил снеговика? Расскажите, как вы его делали?

Прочитайте рассказ

  • Что ещё написано на доске? (Вопросы)

  • Сегодня, вы должны записать этот текст к себе в тетрадь по памяти. Когда вы будете работать, я текст закрою, а вопросы оставлю.

  • Для чего нужны вопросы? (Помогут вспомнить то, о чём говорится в тексте)

  • Как будем готовиться к работе? (Прочитаем текст, прочитаем вопросы, найдём ответы на вопросы в тексте)

  • О ком говорится в рассказе?

  • О чём говорится в тексте?

  • Почему рассказ называется «Снеговик»?

  • Прочитайте вопросы к тексту. Найдите ответ на каждый вопрос. (После этого вида роботы текст закрыть)

  • Составьте устно ответы на вопросы.

  • Сравним ответ и вопрос. Какие слова уже есть в вопросе?

  • Какие слова надо добавить? (Эти слова можно записать рядом с вопросами)

  • Как проверить?

    • Проверь, получился ли рассказ?

    • Проверь, правильно ли написаны слова.

Урок 1.5. Изложение текста по вопросам: «Синичка»

Цели:

  • Формирование умения устанавливать связь предложений в тексте.

  • Формирование умения устанавливать связь заголовка с темой текста.

  • Формирование умения употреблять в тексте синонимы.

  • Прочитайте рассказ.

  • О чём в нём говорится?

  • Почему птичке нужна была помощь?

  • Кто ей помог?

  • Как дети помогли синичке?

  • Какие слова использованы в тексте, когда говорится о птичке? (Синица, синичка, птичка, она)

  • Какие слова используются, чтобы не повторять слово «дети»? (Ребята, они)

  • Прочитайте вопросы и найдите на них ответы в тексте.

Когда это было?

к окну

Куда прилетела синичка?

стало жаль

Кто стоял у окна? (2 пр.)

открыли форточку

Что сделали ребята?

в комнату

Куда влетела синичка?

голодна

Что она стала клевать? (2 пр.)

хлебные крошки

  • Какие слова уже есть в вопросе?

  • Какие слова нужно добавить?

  • На какие вопросы нужно ответить двумя предложениями?

  • Как проверить?

    • Прочитаю каждое предложение, чтобы проверить, все ли  слова написал.

    • Прочитаю каждое слово по слогам, чтобы проверить, правильно ли написал.

Урок 1.6. Составление рассказа по серии картинок и по вопросам: «Друзья птиц»

Цели:

  • Формирование умения рассматривать картину.

  • Формирование умения передавать содержание картины.

  • Формирование умения выделять части в тексте.

  • Сегодня будем учиться составлять рассказ по картинкам. Сколько перед вами картинок? (Три)

  • Что нужно сделать, чтобы составить по ним рассказ? (Расположить по порядку)

  • Расположите картинки в таком порядке, чтобы получился рассказ.

  • Какая картинка будет первой? Расскажите, что на ней изображено?

Картинка 1

  • Каких птиц вы видите?

  • Как они себя чувствуют? (Им голодно)

Картинка 2

  • Кого видите на этой картинке?

  • Расскажите, что делают дети?

  • Дайте имя мальчику, который сметает снег, и тому, который вешает сало.

  • Как одним предложением сказать про других детей? (Они принесли ягоды, семена)

Картинка 3

  • Как изменилось настроение у птичек? Почему?

  • Как можно сказать о том, что делают птицы? (клюют, обедают, угощаются)

  • Что делают дети? Почему они отошли?

  • Какое у них настроение?

  • Как их можно назвать? (Друзья птиц)

  • На доске написаны вопросы, которые помогут составить хороший рассказ.

  • Прочитайте вопросы.

  • Составьте ответы на вопросы.

  • Как можно закончить рассказ?

  • Передайте Ваше отношение к детям. (Хорошие друзья птиц!)

  • Как назовёте рассказ? (Друзья птиц)

  • Сегодня будем записывать рассказ по частям. Сколько частей можно выделить в нашем рассказе? (3 – столько, сколько и картинок)

  • Сколько вопросов к первой части? Запиши первую часть с красной строки.

  • Сколько вопросов во второй части? Эту часть тоже начнём писать с красной строки. (Так же третью часть)

  • Как проверить?

    • Сколько частей должно быть в рассказе?

    • Проверьте, сколько раз начали писать с красной строки.

Друзья птиц.

          Пришла зима. Снег засыпал кормушку. Голодно стало птицам!

          Ребята решили помочь им. Коля смёл снег с кормушки. Дети положили туда ягоды и семена. Саша повесил на ветку сало.

          Весело угощаются снегири, воробьи, синицы. Хорошие у них друзья!