Просмотр содержимого документа
«Уроки рефлексии в рамках ФГОС»
Уроки рефлексии в рамках ФГОС.
Стоит только показать, что какая-либо вещь невозможна, как найдется математик, который ее сделает.
У. У. Сойер
Современые требования к проведению уроков:
- развитие самоконтроля;
- развитие самоанализа;
- развитие самооценки.
Учитель должен научить ребёнка:
- ставить цели;
- разрабатывать планы достижения этих целей;
- анализировать свои поступки и действия .
Рефлексия.
- Особый навык, направленный на само сознание, умение отслеживать свои эмоции, свои поступки, умение анализировать их и оценивать.
В рамках работы над этой темой на каждом уроке большое место я уделяю рефлексии - анализу учениками своей деятельности и ее результатов. Рефлексия помогает ученикам сформулировать получаемые результаты, переопределить цели дальнейшей работы, скорректировать свой образовательный путь. Рефлексия способствует развитию трёх важных качеств человека
Самостоятельность . Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость . Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность . Умеет делать что - то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния
«Смайлики. » Самый простой вариант: показ карточек с изображением трех лиц: веселого, грустного, нейтрального.
«Дерево чувств». Если чувствует себя после ответа у доски хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
2 . Рефлексия деятельности в конце урока.
"На сегодняшнем уроке я понял, я узнал, я разобрался…";"Я похвалил бы себя…";"Особенно мне понравилось…";"После урока мне захотелось…";"Я мечтаю о …";"Сегодня мне удалось…";"Я сумел…";"Было интересно…";"Было трудно…";"Я понял, что…";"Теперь я могу…";"Я почувствовал, что…";"Я научился…";"Меня удивило…" и т. п.
"Каким было общение на уроке?.
- занимательным
- познавательным
- интересным
- игровым
- необычным
- скучным
- радостным
- дружелюбным
3. Рефлексия содержания учебного предмета
«Корзина идей»
Учащиеся записывают на листочках свое мнение об уроке, все листочки кладутся в корзину (коробку, мешок), затем выборочно учителем зачитываются мнения и обсуждаются ответы. Учащиеся мнение на листочках высказывают анонимно.
Таким же образом можно оценить ответы учеников у доски, выставив в конце урока оценки и обсудив их.
Примеры заданий для урока- рефлексии
- кластер;
- сорбонки;
- текст с пропусками;
- блиц-опрос;
- РАФТ;
- да / нет;
- корзина идей
Сорбонки.
- Карточки памяти с вопросом на одной стороне и ответом на другой, которые позволяют выявить пробелы и осуществить самопроверку.
Блиц-опрос.
- Задача блиц – опроса: ответить на вопросы и обосновать ответ с помощью аксиом, теорем и свойств геометрических фигур.
Блиц-опрос.
D 1
С 1
М
Верите ли вы, что прямые НК и МР пересекаются?
А 1
B 1
Н
Р
На чертеже есть
ещё ошибка!
С
К
D
N
В
А
Значение урока-рефлексии.
- высокий уровень активности и познавательного интереса;
- умение активно решать поставленные задачи в группе;
- способность к самоанализу и самооценке своей деятельности;
- умение взаимодействовать с педагогом и другими учениками.
Итог.
- формирование гармоничной и всесторонне развитой личности с высоким уровнем креативности и самостоятельности.