СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уроки русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Серия уроков русского языка в 5 классе коррекционной школы VIII вида (закрепление по теме, контрольный диктант)

Просмотр содержимого документа
«Уроки русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное"»

Урок русского языка в 5 классе ФГОС

Тема: Различение существительных по родам

Цели: научить определять род имён существительных.
Задачи:

Образовательные: систематизировать и расширить знания обучающихся о роде имен существительных.

Развивающие: формировать умение правильно определять род имен существительных, согласовывать их с именами прилагательными; уметь применять полученные знания в собственной речевой практике.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку.

ХОД УРОКА

I. Организация класса

Приветствие. Настрой на работу.

II. Актуализация знаний

Орфографическая минутка

На доске записаны три  слова  с пропущенными буквами: С.. мейный,  го..,   уд..вительный.

Прочитайте слова.
а) Вставьте пропущенные буквы. б) Какое слово лишнее? 

2) Игра «Да – нет»

Имя  существительное – это часть речи? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы:  какой, какая, какое, какие? (Да!)
Имена  существительные  отвечают на вопросы Кто? Что? (Да!)
Имена  существительные  обозначают действие предмета? (Нет!)
Имена  существительные  обозначают  предмет? (Да!)

3.Прочитайте. Что это за слова?
мама, девочка дом,  папа, книга мальчик, яблоко(имена существительные)
На какие две группы  их  можно разделить?

В первый столбик –  одушевленные  имена существительные, они отвечают на вопрос кто?
Во второй столбик  –  неодушевленные имена существительные

Сможете ли вы эти же слова разделить на три группы?

1. Мама, девочка. 2. Папа, мальчик.
3. Яблоко, книга, дом.

III. Закрепление полученных знаний

1. Работа с учебником с.138 упр.196 2.Веселый урок с.139 3.Игра «Собери пословицу»

Ученье свет, Мир строит,
а не ученье – тьма. а война разрушает.

- Найдите в тексте данных пословиц имена существительные, противоположные по значению. Определите у них падеж.

4.Игра «Четвертый лишний»

Самостоятельно выпишите лишнее слово.

Деревня, дядя, воля, земля;

Дерево, перо, стул, сёло;

Ладонь, огонь, конь, окунь;

Места, стена, вёдра, вёсла

VI.Подведение итогов

-Ребята, чему новому вы научились на уроке?

Домашнее задание: с. 139 упр.197Прощание.

Урок окончен. Можете быть свободны.


Русский язык 5 класс ФГОС

Тема: Существительное. Закрепление №1

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как части речи.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить правила правописания имен

2. Коррекционно-развивающие:Учить организации связного высказывания.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку

Ход урока.

I. Организационный момент.

Открываем с вами тетради, записываем число, классная работа.

II.Основная часть урока.

1.Выбрать все имена существительные.

1) Повар, варить, тетрадь, цветок, цвести, старушка, облако, молодой, играть, книга, арбуз, веселый, солнце, медведь.

-Скажите, а какие значения имен существительных существуют в речи? Что они могут обозначать? (явления природы, чувства, посуду)

2.«Допиши словечко».

Явления природы- мороз,иней( дождь снегопад, радуга…град)

Профессии-повар,учитель …

Мебель- диван,кровать…кресло

Животные- собака,…

Транспорт- машина,трактор …

Одежда-платье,юбка

3. «Найди пару» (собственные и нарицательные имена существительные)

город Грязное

кошка Мурка

мальчик Михайлов

село Слава

река А.С. Пушкин

поэт Проня

(соотнести слова с помощью стрелок)

4.Игра называется «Хлопаем-топаем».

Книга, яблоки, бабушка, березы, розы, стол, цветы, гриб, покупки, картины, альбомы, тетрадь, руки, ботинки, сумка, портфель, бобр, машина, собака, ручки, карандаши, окно, стол.

5.Распределите слова в две колонки: одушевленные и неодушевленные существительные. Сосна,снег,человек,книга,бабушка,тетрадь,жук,журнал,парта,озеро,мама, учитель,малыш.

Одушевленные неодушевленные

6. Распределите в три колонки слова мужского, женского и среднего рода:

Окно, снег, клюшка, лед, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце

III. Итог урока

- Давайте подведём итог.

- О какой части речи мы вели разговор на уроке?

- Какие признаки имени существительного мы повторили?

IV.Д/З с.140 упр.198


Русский язык 5 класс ФГОС

Тема: Существительное. Закрепление №2

Цель: Обобщение, закрепление и актуализация знаний об имени существительном как части речи.

Задачи:

1.Коррекционно-образовательные:

- Закрепить правила правописания имен

2. Коррекционно-развивающие:Учить организации связного высказывания.

3. Коррекционно-воспитательные:

- Формировать интерес, любовь к родному языку

Содержание и ход урока.

I.Организационный этап.

Задачи: подготовить обучающихся к работе на уроке, настроить на урок, организовать внимание.

Здравствуйте, ребята.

-Проверка готовности к уроку.

Упражнение на внимание.

Запишите число и классная работа.

II.Проверка домашнего задания.

Проверка в тетрадях правильность выполненной работы.

V.Закрепление полученных знаний

1.Распределите в две колонки одушевленные и неодушевленные существительные:

 сосна,снег,человек,книга,бабушка,тетрадь,небо,журнал,парта,озеро,мама,лошадь,сказка,автобус,спортсмен,ворона,поле,лес.

2. Измените число существительных

Крыша –

Дерево-

Дом –

Снежки –

Морозы –

Вьюги -

Карточка №3.Распределите в две колонки собственные и нарицательные существительные:

А(а)стана, Р(р)ека , Г(г)ород , З(з)апад, К(к)азахстан , П(п)амир , Р(р)ассказ , П(п)амятник М(м)арина , С(с)тепь , Р(р)ебята.

4.Комментированное распределительное письмо

Распределите в три колонки слова мужского, женского и среднего рода:

Окно, снег, клюшка, лед, дело, метель, снежок, зима, дерево, огонь, вьюга, солнце

5.Тестовые задания. 5 класс." Имя существительное"

1.Укажите одушевленные существительное:

а)сказка; б)корова; в)ручка.

2.Укажите существительное женского рода:

а)мир; б)окно; в)родина.

3.Укажите существительное мужского рода:

а)дорога; б)учебник; в)слово

4.Укажите собственное существительное:

а)Р(р)ебята; б)П(п)ословица; в) Дд(онецк)

5.Укажите существительное множественного числа:

а)книги; б)путешествие; в)слово.

6.Укажите существительное в творительном падеже:

а)книгой ; б)книги; в)о книге.

7.Укажите имя существительное:

а)умный; б)искать; в)дорога.

8.Укажите нарицательное существительное:

а)Вв(олга) б) Дд(он); в)З(з)айчик.

9. Укажите существительное, у которого неправильно определён род

а)трава – ж.р б) отряд – ср.р. в)отец – м.р.


VI.Подведение итогов

-Ребята, чему новому вы научились на уроке?

Оценивание обучающихся:

Наш урок подошел к концу, сегодня активно работали….получают отметку «5»

…..ученики допустили ошибки при ответах – они получают «4»

Домашнее задание:

Откройте дневники и запишите домашнее задание с. 142 упр.200

Прощание. Урок окончен. Можете быть свободны.



Тестовые задания. 5 класс.

" Имя существительное"

1.Укажите одушевленные существительное:

а)сказка; б)корова; в)ручка.

2.Укажите существительное женского рода:

а)мир; б)окно; в)родина.

3.Укажите существительное мужского рода:

а)дорога; б)учебник; в)слово

4.Укажите собственное существительное:

а)Р(р)ебята; б)П(п)ословица; в) Дд(онецк)

5.Укажите существительное множественного числа:

а)книги; б)путешествие; в)слово.

6.Укажите существительное в творительном падеже:

а)книгой ; б)книги; в)о книге.

7.Укажите имя существительное:

а)умный; б)искать; в)дорога.

8.Укажите нарицательное существительное:

а)Вв(олга) б) Дд(он); в)З(з)айчик.

9. Укажите существительное, у которого неправильно определён род

а)трава – ж.р б) отряд – ср.р. в)отец – м.р.


Тестовые задания. 5 класс." Имя существительное"

1.Укажите одушевленные существительное:

а)сказка; б)корова; в)ручка.

2.Укажите существительное женского рода:

а)мир; б)окно; в)родина.

3.Укажите существительное мужского рода:

а)дорога; б)учебник; в)слово

4.Укажите собственное существительное:

а)Р(р)ебята; б)П(п)ословица; в) Дд(онецк)

5.Укажите существительное множественного числа:

а)книги; б)путешествие; в)слово.

6.Укажите существительное в творительном падеже:

а)книгой ; б)книги; в)о книге.

7.Укажите имя существительное:

а)умный; б)искать; в)дорога.

8.Укажите нарицательное существительное:

а)Вв(олга) б) Дд(он); в)З(з)айчик.

9. Укажите существительное, у которого неправильно определён род

а)трава – ж.р б) отряд – ср.р. в)отец – м.р.






Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

Цель урока : проверить умение записывать текст под диктовку, выполнять грамматическое задание, осуществлять самопроверку.

Задачи урока:

образовательная- выявить типичные ошибки в правописании гласных и согласных в слове;

коррекционно-развивающая- развивать письменную речь, память, мышление;

воспитывающая: воспитывать любовь к родному языку, прилежание.

Оборудование урока: мультимедийное оборудование.


Содержание и ход урока.

  1. Организационный этап.

Задачи: подготовить обучающихся к работе на уроке, настроить на урок, организовать внимание.

Здравствуйте, ребята.

-Проверка готовности к уроку.

Запишите число, слово диктант.

II. Подготовка обучающихся к написанию диктанта.

Цель- организовать познавательную деятельность обучающихся.

Сообщение темы, цели и задач урока.

1.Упражнение на внимание «Найди спрятанные слова».

III. Написание диктанта

1.Прочитывание учителем текста.

Зимний вечер.

Короток зимний день. Синий сумрак выполз из леса и повис над сугробами. Резко скрипел под ногами снег. На небе выступили звёзды. Мороз крепчал.

Вот и сторожка лесника. Вьюги намели большие сугробы снега. Маленькую сторожку было чуть видно. Мы затопили печку. Ярко пылал огонь. Нам стало тепло.

(46 слов)

Слова для справок: сумрак, сторожка.


Грамматическое задание:

1. Определи род имен существительных: День, мороз, звезда, небо.

2. Определи род число существительных: вьюги, сугробы, огонь, снег.

IV. Итог урока.