МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА
Ф.И.О. автора Прокопьева Евгения Васильевна
Предмет Литературное чтение
Класс 2 Б класс_________________________________________________________
Автор УМК «Перспектива» Климанова Л.Ф.
Тема урока Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы (4 часа)
Тип урока Открытие нового (знания, способа действия)
Ресурсы Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.2 класс в 2-х частях М. Просвещение, 2012
Климанова Л.Ф., Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся образовательных учреждений М. Просвещение, 2012
Оборудование: деревянные ложки, погремушки, бубен, трещотки
ЭОР 445 (N 107427) http://school-collection.edu.ru/catalog/res/36b32d12-888d-11db-b606-0800200c9a66/?from=37d9bcdb-6ffd-4b78-9df2-b6b1eb0e860b&interface=teacher&class=44&subject=8
444 (N 107426) http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/36b32d11-888d-11db-b606-0800200c9a66/russ34_kl3_10.swf
Планируемые результаты:
Знать: - литературные жанры;
- изученные произведения;
-заклички, потешки, загадки;
Уметь: - работать с толковым словарём;
- определять особенности малых жанров устного народного творчества;
- умению классифицировать произведения по жанрам;
- сравнивать произведения фольклора, находить общее и отличия;
- оценивать выразительное чтение произведения одноклассниками;
- адекватно взаимодействовать в паре.
- формируемые ценностные установки: - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
- формирование универсальных и предметных учебных действий:
Личностные (возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности)
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме; инициативное сотрудничество в паре в поиске и выборе информации, управление своим поведением)
Регулятивные (умение определять и формулировать цель урока, контроль, оценка;
Познавательные (анализ объектов с целью выделения общих признаков, самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи),
Технологическая карта урока
Тема раздела: Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи
№ п/п | Параметр | Описание |
-
| Учебный предмет, класс, УМК | Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Горецкий В.Г. Литературное чтение. Учебник.2 класс 1 ч. в 2-х частях М. Просвещение, 2012 |
-
| Тема занятия/урока | Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи |
-
| Цель (цели) занятия/урока Задачи урока для детей с особыми образовательными потребностями | Умение определять произведения устного народного творчества; ввести понятия “заклички”, “потешки”, “приговорки”; проявление интереса к произведениям устного народного творчества; использование полученных знаний в практической деятельности учить составлять вопросы к прочитанным произведениям, уметь анализировать, высказывать своё мнение; развивать творческие способности детей, память, внимание, мышление; воспитывать интерес к урокам чтения, чувства коллективизма и взаимопомощи; развивать коммуникативные навыки школьников; |
-
| Ожидаемый учебный результат | Предметные результаты | Универсальные учебные действия |
Знать: -жанры литературы; - изученные произведения; -заклички, потешки, загадки; Уметь: - работать с толковым словарём; - определять особенности малых жанров устного народного творчества; - умению классифицировать произведения по жанрам; - сравнивать произведения фольклора, находить общее и отличия; - оценивать выразительное чтение произведения одноклассниками; - адекватно взаимодействовать в паре. | Личностные (возникновение у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение оформлять свои мысли в устной форме; инициативное сотрудничество в паре в поиске и выборе информации, управление своим поведением) Регулятивные (умение определять и формулировать цель урока, контроль, оценка; Познавательные (анализ объектов с целью выделения общих признаков, самостоятельное формулирование познавательной цели, построение логической цепи рассуждений, доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задачи), |
-
| Оборудование и материалы | Для педагога | Для учащихся |
Информационный материал: Учебник «Литературное чтение» 1 часть и 2 часть(словари), 2 класс, Климанова Л.Ф. Тетрадь для самостоятельных работ №1, 2 кл., Климанова Л.Ф. Даль В.И. Большой иллюстративный толковый словарь. Интерактивный материал: Мультимедийная презентация урока Раздаточный материал: Карточки, оценочные листы | Информационный материал: Учебник «Литературное чтение» 1 часть и 2 часть(словари), 2 класс, Климанова Л.Ф. Тетрадь для самостоятельных работ №1, 2 кл., Климанова Л.Ф. Раздаточный материал: Карточки, оценочные листы Деревянные ложки, погремушки, трещотки, бубен |
-
| Педагогические технологии | Технология деятельностного метода, здоровье сберегающая технология, педагогика сотрудничества, проблемное обучение, ИКТ |
Основные этапы и виды деятельности
Этап урока | Цель - результат | Содержание (стр. уч., медиаресурсы, ИД) | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Условия для детей с особыми образовательными потребностями | Оценка и контроль | |
I. Оргмомент (эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, интеллектуальная разминка, самоопределение к деятельности, возможность сочетать с проверкой домашнего задания и т.д.) II. Мотивация. Актуализация знаний | Цель: включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне. Результат: создание эмоционального настроя на урок, ситуации успеха. | Презентация (слайд 1) ИД Учебник с. 94 -94 | Настраивает на урок: День сегодня расчудесный И урок наш интересный. Потому что на уроке собрались ученики. Эти дети не простые А учёные большие. Им открыть большую дверцу на уроке предстоит. В мир чудеснейших познаний В мир открытий, испытаний Всех нас манит, как магнит. Я желаю вам успеха и удачи на пути, Знания новые найти! Выявляет уровень знаний. -Предлагаю вам решить две задачи: Учитель дал ученикам первого класса задание на лето, чтобы они прочитали русские народные сказки и нарисовали к ним картинки: 1.Миша нарисовал: Сказку «Репка» . 2.Дима нарисовал : Сказку «Три медведя» (сказка Л.Н. Толстого). Вопрос: Кто из ребят справился с задание и почему? (Ответы учеников могут быть разные). Кто согласен и с Мишей и с Димой? -Почему? - Проверьте свои знания, выполнив задания. - Оцените себя на этом этапе. | Проверяют готовность к уроку. Читают с экрана установку Мы - умные, Мы - дружные, Мы - внимательные, Мы - старательные, Мы отлично учимся, Всё у нас получится! Называют известные орфограммы, объясняют, в каких частях слова они встречаются. Работают с оценочными листами. | Оказание помощи в готовности к уроку. Читают с экрана установку Называют известные орфограммы, объясняют, в каких частях слова они встречаются. Работают с оценочными листами. Отвечают на вопросы. Раскрашивают рисунок к сказке | Фронтальный опрос Самооценивание Было легко – знак «+» Были сомнения – «?» Было трудно – «- » | Регулятивные умения: - высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника и презентацией; -сравнивать произведения, используя план; -выполнять самооценку при выполнении учебного задания. |
III.Введение в тему урока. Постановка учебной проблемы. Определение темы и цели урока (создание условий для определения темы, формулирования цели и учебных задач урока: использование коллизий, проблемных ситуаций, эмпирических наблюдений и т.д.) IV.Проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями | Цель: выявление и фиксация места и причины, постановка цели учебной деятельности затруднения. Результат: после наблюдений за словами формулируется тема и цели урока | ИД | Создаёт условия для определения темы. Что такое устное народное творчество? Какие произведения относятся к произведениям устного народного творчества? Что такое фольклор? Определите тему урока. Какие же цели поставим, исходя из темы: 1. На уроке будем исследовать… 2. На уроке узнаем… 3. Повторим… Посмотрите на доске для вас подготовлен алгоритм поиска ответа на наш вопрос. - На какой вопрос мы сегодня будем отвечать? - Чтобы ответить надо, узнать значения . Каких трёх слов? - После того, как вы ответите на эти 3 вопроса, самостоятельно своими слова скажите для чего нам нужно русское народное творчество? -И после этого все определения попробуйте объединить, так чтобы у вас получилось полное определение устного народного творчества. | Выявляют затруднение в ответах на вопросы. Предлагают свои варианты объяснения (вспоминают о словаре В.И. Даля) Формулируют тему и цели урока -Работать вы будете в группах по 4 человека. При поиске определений у вас на столах есть компьютеры и разные толковые словари. -Давайте вспомним правила групповой работы. Детям на проектной доске показывают заготовленную таблицу. Что такое устное народное творчество. (Дети называют:устное,народное,творчество). | Читают название темы урока. Называют правила работы в группе | Фронтальная работа ИД Работа в парах Фронтальный опрос Все ответы дети фиксируют в таблице | Коммуникативные умения: - развиваем умение слушать и понимать других; - оформлять свои мысли в устной форме; - работать в паре. Предметные умения: - выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями; - использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества); - составлять предложение о значении народного творчества; |
V.Открытие нового (знания, способа действия) Работа по учебнику Практическая работа, в том числе с использованием ИКТ Обсуждение (возможно в парах, группах) Формулирование вариантов выводов. Обобщение | Цель: выбор способа и средств реализации учебной цели, фиксация нового знания в речи. Результат: В ходе практической деятельности и обсуждения пришли к выводу, что такое народное творчество. | Презентация (слайд 2) Учебник с. 94 -94 В тетради для сам.работ ИД Презентация (слайд 3) | - Чтобы разобраться в проблеме, составим алгоритм действий: Дети вместе с учителем начинают заполнять таблицу на проектной доске. - Какое определение вам дается на слово «устное»? -Какое определение слова «народное»? Организует работу по учебнику. Чтение потешек, закличек, приговорок. -Как вы своими словами ответили на вопрос для чего, служит устное народное творчество? -Какое значение слова «творчество»? -Давите сейчас, в учебнике на стр.14 и прочитаем статью о русском народном творчестве. -Найдите в тексте ответ на 4 вопрос. -Давайте сейчас объединим все определения, которые мы с вами нашли и ответим на главный вопрос нашего урока.(вспомнить ещё раз тему). Организует работу в тетради для сам.работ. | (Устное- это то, что произносится ,а не пишется). Заполняют таблицу на проектной доске. (народное- это то, что относится к народу или принадлежит народу; -создал народ). Чтение потешек, закличек, приговорок. Делают вывод Выполняют в тетради. Выполняют с применением алгоритма. (Творчество-это создание новых по замыслу культурных материальных ценностей или от слова «творить»создавать). Обобщают полученные сведения в алгоритм действий. (Нужно, чтобы сохранить обычаи русского народа). (Народное творчество украшает нашу речь, делает её выразительной и поэтичной). По ходу ответов заполняется таблица алгоритма ответа. | Заполняют таблицу на проектной доске. Чтение потешек, закличек, приговорок Выполняют задания в тетради для сам.работ | Фронтальная работа ИД Работа у доски с проговариванием алгоритма Делают вывод, проверяют себя с помощью ответов на ИД методом «стирание» Индивидуальный опрос с проговариванием алгоритма. Фронтальная работа | Познавательные умения: -определять значение слов “устное народное творчество”, “заклички”, “потешки”, “приговорки” и обосновывать своё мнение; -определять отличительные признаки малых жанров устного народного творчества и обосновывать своё мнение. |
VI.Физкультминутка VII.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным Самостоятельная работа Творческие задания Диагностические задания на осознание и понимание нового Включение будущего нового материала | Здоровье сберегающая технология Цель: Включение нового в систему знаний, повторение и закрепление. Результат: Выполнение заданий привели к осознанию и пониманию | ИД Учебник с. 94 -95 Презентация (слайд 4) Карточка ИД Учебник с. 96-97) | «Переменка» ИД Давайте еще раз вернемся к задачам ,которые я вам задала. -Кто прав?(Миша- потому, что сказка репка русская народная ,а сказку «Три медведя написал один человек Л.Н.Толстой). Организует самостоятельную работу. Подготовка к выразительному чтению. Организует коллективную работу над составлением закличек, потешек. - Организует работу со словарем Даль В.И. «Большой иллюстративный толковый словарь» Организует работу по карточкам в группах. - возьмите на столе карточку и выполните задание От какого слова образовано слово закличка? Что значит закликать? Подберите слова, близкие по смыслу к этому слову. К кому обращаются авторы закличек? С какой просьбой обращаются авторы закличек? Почему так важно было обратиться к солнышку, дождику? Чтение закличек (учебник с. 94-95) От какого слова образовано слово приговорка? Что значит приговаривать? Это громко кричать или тихо просить? Как надо читать приговорку? От какого слова образовано слово потешка? Что значит потешать? Можно ли утверждать, что приговорка была придумана, для того чтобы учить детей чистоте речи, правильному проговариванию слов? Обоснуйте своё мнение. Задание: Предложите свой вариант выразительного прочтения заклички и приговоки, чтобы слушатели почувствовали ласковое и доброе обращение с просьбой. По своему происхождению связаны с народным календарем и народными праздниками. Если заклички содержат обращение к силам природы — солнцу, ветру, радуге, то приговорки — к птицам и животным. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе со взрослым. Потешка, прежде всего, учит маленького ребенка понимать человеческую речь и учит выполнять различные жесты, движения, | Работают самостоятельно в тетради Работают с оценочными листами. Пытаются дать объяснение значение слов. Составляют предложение с этим выражением. Составляют свои заклички, потешки. Объединяются в 4 группы и работают по карточкам. Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества. Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества. | ИД Работают на карточках, проверяют свою работу по эталону Оцените выразительность своего чтения этих произведений устного народного творчества Изобразить с помощью народных инструментов песенку - потешку. (Ложки, бубен, трещетки, погремушки - организовать ансамбль народных инструментов). | Самостоятельная работа Самооценивание Было легко – знак «+» Были сомнения – «?» Было трудно – «- » Индивидуальный опрос ИД Работают на карточках, проверяют свою работу по эталону Фронтальная работа Взаимопроверка в парах Самооценивание Было легко – знак «+» Были сомнения – «?» Было трудно – «- » Проверка по образцу на экране Оценивание работы групп | Предметные умения: - выразительно читать произведения устного народного творчества в соответствии с их особенностями; - использовать в речи термины (названия жанров устного народного творчества); |
VIII. Рефлексия Развитие умений – применение знания. IX.Подведение итогов учебной деятельности. X.Домашнее задание. | Цель: Соотнесение цели урока и его результатов, самооценка работы на уроке. Результат: Оценили свою деятельность на уроке. | Презентация (слайд 3) | Я вам раздам карточки, а вы будете определять, к каким жанрам устного народного творчества относятся эти произведения. Для подсказки используйте словарь на доске. Организует рефлексию. - Чему научились на уроке? - Где эти знания можно применить? -Всем сегодня было интересно на уроке? Поднимите карточки и оцените свою работу, (это карточки с грустными, весёлыми и безразличными выражениями). -Какие трудности вы испытали? -Что вам особенно понравилось? Спасибо вам за урок. Д/з: учебник с. 96-97) По желанию составить потешки, заклички, скороговорки. Выучить наизусть одно из произведений устного народного творчества со стр. 94-97. | Посоветуйтесь в парах и прочитайте их выразительно. Работа в парах по карточкам Работают с оценочными листами. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты. Несколько человек произносят вслух свои предложения. На уроке я узнал … Урок помог мне … Своей работой на уроке я … (доволен; не совсем доволен; недоволен, потому что...) Оцените свою работу на уроке. | Работают с оценочными листами. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты,произносят вслух свои предложения. На уроке я узнал … Урок помог мне … Своей работой на уроке я … (доволен; не совсем доволен; недоволен, потому что...) Оцените свою работу на уроке. | Ссылка на слайд на ИД Фронтальный опрос Самостоятельная работа. Самооценивание Было легко – знак «+» Были сомнения – «?» Было трудно – «- » | Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности |
Самоанализ урока литературного чтения во 2 Б классе
МБОУ Бондарской СОШ
Вашему вниманию был представлен урок литературного чтения во 2 классе по теме «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы».
Урок по этой теме является первым в разделе теме «Народные заклички, приговорки, потешки, перевёртыши, весёлые стихи, которые создали авторы». На данном уроке с целью реализации целей урока, формирования УУД использовались следующие методы и приемы обучения: наглядный, практический, словесный, применялась технология формирования типа правильной читательской деятельности.
Мною использовались такие формы работы, как фронтальная, парная, групповая (по вариантам чтение слов с целью тренировки, составление и выбор соответствующей пословицы, работа в печатной тетради (при проверке домашнего задания).
Формированию познавательных учебных действий способствовал разнообразный материал урока, смена видов деятельности и форм работы: использование разнообразных видов чтения (чтение слушание, первичное, выразительное, вслух, по ролям, выборочное,).
Использование разнообразных средств обучения: наглядности в виде раздаточного материала (разноцветных карточек и народных инструментов), рисунков на доске, загадок, компьютерной презентации, материалов учебника и рабочей тетради, игровых моментов, позволило не только актуализировать познавательный интерес, но и создать эмоциональный настрой у детей, обеспечить воздействие на различные сферы читательской деятельности учащихся (эмоциональную, воображение, реакцию на художественную форму, осмысление содержания). Дети активно отвечали на вопросы, анализировали поступки героев, учились высказывать свою точку зрения, что способствовало развитию коммуникативных учебных действий.
На уроке прослеживалась межпредметная связь (изобразительное искусство, русский язык, музыка), связь с жизнью. Система заданий, используемая на уроке, была направлена также на формирование знаний по теории литературы (виды сказок, жанр текста). С целью развития творческой одарённости учащихся были использованы приемы создания музыкальной группы, составление потешек, скороговорок и участие в музыкальном сопровождении презентации.
Содержание урока способствовало достижению поставленных целей, разрешению проблемной ситуации, соответствовало возрастным особенностям учащихся, специфике данного коллектива. Дети учились работать с толковым словарём; определять особенности малых жанров устного народного творчества; умению классифицировать произведения по жанрам; сравнивать произведения фольклора, находить общее и отличия; ценивать выразительное чтение произведения одноклассниками; адекватно взаимодействовать в паре.
Соблюдались санитарно-гигиенические требования: не превышались нормы работы с компьютерной техникой, проводилась физкультминутка.
Дети чувствовали себя комфортно, так как была создана доброжелательная обстановка, соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения, позволяющие детям включаться в работу по собственному желанию.
Поставленные цели и задачи к уроку реализованы. Отступления от плана урока не было.