СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровневые задания 4 класс "КОТ ВОРЮГА"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уровневые задания 4 класс "КОТ ВОРЮГА"»

Уровневые задания

Ф.И.О:

Класс: 4

Предмет: Литературное чтение.

Тема: К. П. Паустовский «Кот ворюга» (рассказ)

Тип задания

Цель задания

Формулировка задания

Методические комментарии ( в том числе критерии оценивания)

Предполагаемые ответы детей

Примечания (при необходимости)

Узнавание

Актуализация имеющихся знании о жанровых особенностях рассказа.

Задание 1.

Выберите и подчеркните признаки литературного жанра – рассказ.

Небольшой объем; сказочный зачин; автор сказки – народ; есть автор;

животные и предметы разговаривают; сюжет основан на реальных событиях; есть поучительная концовка.


Алгоритм:

  1. Прочитайте задание;

  2. Рассмотрите предложенные признаки;

  3. Вспомни жанровые особенности рассказа;

  4. Выберите из предложенных признаков те, которые относятся к рассказу;

  5. Подчеркните выбранные признаки.

1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки)

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Эталон для проверки задания представлен на слайде.


Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если обучающийся выбрал и подчеркнул все признаки, которые относятся к жанру рассказ.

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не подчеркнул признаки, относящиеся к жанру рассказ.

Небольшой объем; сказочный зачин; автор сказки – народ; есть автор;

животные и предметы разговаривают; сюжет основан на реальных событиях; есть поучительная концовка

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Актуализация имеющихся знании о жанровых особенностях рассказа.

Задание 2

Выберите и подчеркните вариант ответа, который относится к рассказу.

А) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

Б) «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.»

В) «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.»


Алгоритм:

  1. Прочитай задание;

  2. Прочитай отрывки произведении;

  3. Вспомни признаки жанра рассказ;

  4. Подчеркни вариант ответа, в котором приведен отрывок произведения, относящегося к жанру – рассказ.

1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки)

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Проверка осуществляется по эталону на слайде фронтально.


Критерии оценивания:

Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если подчеркнут вариант ответа, в котором приведен отрывок произведения, относящийся к жанру – рассказ;

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся подчеркнул неверный вариант ответа.

А) «Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»

Б) «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было.

Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.»

В) «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.»


За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Актуализировать знания об авторе рассказа «Кот ворюга».

Задание 3

Рассмотрите предложенные портреты. Выберите и подчеркните тот, на которым изображён автор рассказа «Кот ворюга».


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Рассмотри предложенные портреты;

3. Вспомни автора рассказа «Кот ворюга»»

4. Выбери и подчеркни портрет автора рассказа «Кот ворюга».

1. Задание представлено на слайде презентации

2. Задание выполняется одним обучающимся фронтально, остальные обучающиеся выполняют на карточке;

3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если обучающийся выбрал портрет К. П. Паустовского;

0 б – знание считается невыполненным, если обучающийся не подчеркнул портрет К. П. Паустовского

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Воспроизведение

Актуализировать знания о содержании рассказа «Кот ворюга» и ее героях


Задание 1.

Перечислите всех героев рассказа «Кот ворюга»


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

3. Перечисли всех героев рассказа «Кот ворюга»

  1. Задание представлено на слайде презентаций;

  2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

  3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если перечислены все герои рассказа;

0 б – задание считается невыполненным, если герои не перечислены или перечислены не все герои.

Кот- ворюга,

Рувим, Лёнька,

Петух.

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Актуализировать знания о содержании рассказа «Кот ворюга»

Задание 2

Рассмотрите иллюстраций и кратко перескажите рассказ «Кот ворюга».

1.

2.

3.

4.

5.


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Рассмотри иллюстрации к рассказу «Кот ворюга»;

3. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

4. Кратко перескажи рассказ «Кот ворюга» опираясь на иллюстрации.

1. Задание представлено на слайде презентаций;

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если обучающийся пересказал рассказ по иллюстрациям

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не пересказал рассказ.

Рыжий кот постоянно обворовывал рыбаков. Он крал любую еду, которая ему попадалась: сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Кот их есть не стал, но червей увидели и жадно склевали куры. Именно поэтому животное получило кличку Ворюга. Коварного Ворюгу никак не могли поймать.


Но однажды он украл кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Деревенские мальчишки окружили животное, которому ничего не оставалось, как слезть с дерева и прожогом кинуться под дом. Кот долго сидел там и протяжно выл, пока его оттуда не достал мальчик Ленька. Он также посоветовал не бить кота, а дать ему поесть. Ворюга жадно ел и никак не мог насытиться. Но когда кот утолил голод, он перестал воровать. В благодарность за проявленное к нему милосердие он отбил атаку курей и даже подрался с петухом. С того времени Ворюгу переименовали в Милиционера



Закрепить умение ориентироваться в содержании рассказа «Кот ворюга»

Задание 3

Расскажите, как и что воровал кот ворюга.


Алгоритм:

  1. Прочитай задание;

  2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

  3. Расскажи, что и как воровал кот ворюга.

1. Задание представлено фронтально – учитель задает вопрос;

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным, если обучающийся точно пересказал моменты, в которых кот воровал;

1 б – обучающийся пересказал моменты, в которых кот воровал, но допустил небольшие неточности;

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не пересказал рассказ.

Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями.

 …на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями.

Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Понимание

Осмыслить идею рассказа «Кот ворюга»

Задание 1

Закончи фразу «Данный рассказ научил меня…»

Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

3. Подумай, чему учит рассказ, какой урок можно из него извлечь;

4.Закончи предложенную фразу.

1. Задание представлено фронтально на слайде презентации;

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным, если обучающийся правильно определил идею рассказа;

1 б – обучающийся верно определил идею рассказа, но допустил незначительные ошибки;

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не определил идею рассказа, или определил идею неправильно.

Данный рассказ научил меня тому, что любого животного можно перевоспитать.


Закрепить умения ориентироваться в содержаний рассказа «Кот ворюга»

Задание 2

Прочитай отрывки выдели во втором тексте те изменения, которые произошли с котом.


«Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.»


«Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.»


Алгоритм:

  1. Прочитай задание;

  2. Прочитай отрывки;

  3. Выдели изменения, которые произошли с котом во втором отрывке.

1. Задание на раздаточном материале (карточки);

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным, если обучающийся выделил все изменения, которые произошли с котом;

1 б – обучающийся выделил не все изменения, которые произошли с котом;

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не выделил ни одного изменения.

«Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.»



Осмыслить сюжет рассказа «Кот ворюга»

Задание 3

Выберите и подчеркни из предложенных пословиц ту, которая отражает идею сказки.


  1. Кто слушает старшего, о камень не запнется;

  2. Делай добро и жди добра;

  3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Алгоритм:

  1. Прочитай задание;

  2. Прочитай пословицы;

  3. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

  4. Подумай, какая пословица подходит к сказке;

  5. Подчеркни выбранную пословицу.

1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки);

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Эталон для проверки задания представлен на слайде.


Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если обучающийся выбрал подходящую пословицу;

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся выбрал неподходящую пословицу.

1) Кто слушает старшего, о камень не запнется;

2) Делай добро и жди добра;

3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.


Применение в знакомых условиях

Закрепить знания о сюжете рассказа «Глупый мышонок»

Задание 1

Восстанови правильную последовательность плана рассказа «Кот ворюга».

-Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота.

-Ворюгу переименовывают в Милиционера.

-Рыжий кот обворовывает жителей деревни.

-Неудачные попытки поймать Ворюгу

-Сытный ужин Ворюги.

- Рыжий кот прекращает воровать

-Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота.

-Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом.


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Рассмотри предложенный план;

3. Вспомни сюжет рассказа;

4. Расположи пункты плана в правильной последовательности.

  1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки);

  2. Задание выполняется обучающимися в парах;

  3. Эталон для проверки задания представлен на слайде.


Критерии оценивания:

1 б – задание считается выполненным, если план восстановлен в правильной последовательности

0 – задание считается невыполненным, если план не восстановлен или восстановлен с ошибкой

-Рыжий кот обворовывает жителей деревни.

-Неудачные попытки поймать Ворюгу

-Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота.

-Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота.

-Сытный ужин Ворюги.

- Рыжий кот прекращает воровать.

-Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом.

-Ворюгу переименовывают в Милиционера.



Закрепить знания о сюжете рассказа «Глупый мышонок»

Задание 2

Реши тест. Прочитай вопрос и выбери один верный ответ.


1.Какого цвета был кот, обворовывавший героев рассказа?

А)Серый

Б) Рыжий

В) Чёрный

2. Какими особыми приметами обладал «вор»?

А) Разорванное ухо и обрубленный хвост

Б) Сломанный хвост и хромая лапа

В) Один глаз и рваные уши

3. Почему герои пришли в отчаяние?

А) Не знали, как поймать кота

Б) Не знали, как кот проникает в дом

В) Не могли надёжно спрятать продукты

4. Как за глаза называли кота, потерявшего всякую совесть?

А) Бандит

Б) Бродяга

В) Ворюга

5. Какое мероприятие сорвал кот, в очередной раз наведавшись в чулан?

А) Охоту

Б) Рыбалку

В) Поход

6. Сколько времени потратили герои, чтобы выследить кота?

А) Месяц

Б) Два месяца

В) Две недели


Алгоритм:

Алгоритм:

1. Прочитай задание;

Рассказа «Кот ворюга»;

3. Прочитай вопросы и выбери в каждом только по одному верному ответу;

4. Выдели выбранные ответы.

  1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки);

  2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

  3. Эталон для проверки задания представлен на слайде.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным если, обучающийся на все вопросы теста ответил правильно;

1 б – обучающийся допустил одну ошибку

0 – задание считается невыполненным, если обучающийся допустил больше 1 ошибки или не решил тест вообще.

1 – б

2 – а

3- а

4 – в

5 – б

6 – в

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Закрепить знания о сюжете сказки «Глупый мышонок»

Задание 3

Составь план рассказа для пересказа и запиши его.


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

3. Напиши план – пересказ.

  1. Задание представлено на слайде презентаций;

  2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

  3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным если, обучающийся составил подробный план – пересказ рассказа;

1 б – обучающийся составил краткий план - пересказ

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не составил план – пересказ.

1. Рыжий кот обворовывает жителей деревни.

2. Неудачные попытки поймать Ворюгу

3. Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота.

4. Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота.

5. Сытный ужин Ворюги. Рыжий кот прекращает воровать.

6. Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом.

7. Ворюгу переименовывают в Милиционера.

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист

Применение в новых условиях

Закрепить знания о главном герое рассказе – коте Ворюге

Задание 1

Составь синквейн по шаблону со словом «Кот»

1-существительное;

2 прилагательных

3 глагола

Основная мысль – предложение фраза

Ключевое слово, вывод


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Вспомни рассказа «Кот ворюга», вспомни каким был кот в рассказе;

3. Вспомни как составляется синквейн;

4. Составь синквейн со словом «Кот».


  1. Задание представлено на слайде презентаций;

  2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

  3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным если, обучающийся составил синквейн со словом «Кот»

1 б – обучающийся составил синквейн, но допустил небольшие ошибки;

0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не составил синквейн соловом «Кот»

Кот

Рыжий, голодный

Воровал, шипел, царапался

Кот – ворюга

Был вором стал милиционером.

За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист.

Устный ответ обучающихся.


Закрепить знания о главном герое рассказе – коте Ворюге

Задание 2

Нарисуйте кота к рассказу по описанию.

«Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.»



Алгоритм:

1.Прочитай задание;

2.Вспомни содержание рассказа «Кот ворюга»;

4. Нарисуй кота опираясь на описание.

1. Задание объясняется учителем фронтально.

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально в тетради;

3 Проверка осуществляется фронтально


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным, если обучающийся нарисовал кота к рассказу и опираясь на описание;

1 б – обучающийся нарисовал кота, не опираясь на описание:

0 б – задание считается выполненным, если обучающийся не нарисовал кота.

Обучающиеся демонстрируют рисунки перед классом

Закрепить знания о сюжете рассказа «Кот ворюга»

Задание 3

Раздели тест рассказа «Кот ворюга» на части и озаглавь их. Запиши, что у тебя получилось.


Алгоритм:

1. Прочитай задание;

2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»;

3. Подумай на какие части его можно разделить;

4. Раздели текст на части;

5. Озаглавь получившиеся части.


1.Задание учитель объясняет учитель фронтально;

2. Задание выполняется обучающимся индивидуально;

3. Проверка осуществляется фронтально.


Критерии оценивания:

2 б – задание считается выполненным если, обучающийся правильно разделил текст на части и озаглавил их;

1 б – обучающийся разделил текст на части, но допустил ошибки в их названии.

0 б - 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не разделил текст на части и не озаглавил их.

Часть 1.

Рыжий кот обворовывает жителей деревни. Неудачные попытки поймать Ворюгу

Часть 2.

Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота. Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота.

Часть 3.

Сытный ужин Ворюги. Рыжий кот прекращает воровать.

Часть 4.

Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом. Ворюгу переименовывают в Милиционера.