Тип задания | Цель задания | Формулировка задания | Методические комментарии ( в том числе критерии оценивания) | Предполагаемые ответы детей | Примечания (при необходимости) |
Узнавание | Актуализация имеющихся знании о жанровых особенностях рассказа. | Задание 1. Выберите и подчеркните признаки литературного жанра – рассказ. Небольшой объем; сказочный зачин; автор сказки – народ; есть автор; животные и предметы разговаривают; сюжет основан на реальных событиях; есть поучительная концовка. Алгоритм: Прочитайте задание; Рассмотрите предложенные признаки; Вспомни жанровые особенности рассказа; Выберите из предложенных признаков те, которые относятся к рассказу; Подчеркните выбранные признаки. | 1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки) 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Эталон для проверки задания представлен на слайде. Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если обучающийся выбрал и подчеркнул все признаки, которые относятся к жанру рассказ. 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не подчеркнул признаки, относящиеся к жанру рассказ. | Небольшой объем; сказочный зачин; автор сказки – народ; есть автор; животные и предметы разговаривают; сюжет основан на реальных событиях; есть поучительная концовка | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Актуализация имеющихся знании о жанровых особенностях рассказа. | Задание 2 Выберите и подчеркните вариант ответа, который относится к рассказу. А) «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» Б) «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.» В) «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.» Алгоритм: Прочитай задание; Прочитай отрывки произведении; Вспомни признаки жанра рассказ; Подчеркни вариант ответа, в котором приведен отрывок произведения, относящегося к жанру – рассказ. | 1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки) 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Проверка осуществляется по эталону на слайде фронтально. Критерии оценивания: Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если подчеркнут вариант ответа, в котором приведен отрывок произведения, относящийся к жанру – рассказ; 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся подчеркнул неверный вариант ответа. | А) «Уж сколько раз твердили миру, Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок, И в сердце льстец всегда отыщет уголок.» Б) «Жили-были старик со старухой. Жили ладно, дружно. Все бы хорошо, да одно горе — детей у них не было. Вот пришла зима снежная, намело сугробов до пояса, высыпали ребятишки на улицу поиграть, а старик со старухой на них из окна глядят да про свое горе думают.» В) «Мы пришли в отчаяние. Мы не знали, как поймать этого рыжего кота. Он обворовывал нас каждую ночь. Он так ловко прятался, что никто из нас его толком не видел. Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.» | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Актуализировать знания об авторе рассказа «Кот ворюга». | Задание 3 Рассмотрите предложенные портреты. Выберите и подчеркните тот, на которым изображён автор рассказа «Кот ворюга». Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Рассмотри предложенные портреты; 3. Вспомни автора рассказа «Кот ворюга»» 4. Выбери и подчеркни портрет автора рассказа «Кот ворюга». | 1. Задание представлено на слайде презентации 2. Задание выполняется одним обучающимся фронтально, остальные обучающиеся выполняют на карточке; 3. Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если обучающийся выбрал портрет К. П. Паустовского; 0 б – знание считается невыполненным, если обучающийся не подчеркнул портрет К. П. Паустовского | | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Воспроизведение | Актуализировать знания о содержании рассказа «Кот ворюга» и ее героях | Задание 1. Перечислите всех героев рассказа «Кот ворюга» Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; 3. Перечисли всех героев рассказа «Кот ворюга» | Задание представлено на слайде презентаций; Задание выполняется обучающимся индивидуально; Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если перечислены все герои рассказа; 0 б – задание считается невыполненным, если герои не перечислены или перечислены не все герои. | Кот- ворюга, Рувим, Лёнька, Петух. | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Актуализировать знания о содержании рассказа «Кот ворюга» | Задание 2 Рассмотрите иллюстраций и кратко перескажите рассказ «Кот ворюга». 1. 2. 3. 4. 5. Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Рассмотри иллюстрации к рассказу «Кот ворюга»; 3. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; 4. Кратко перескажи рассказ «Кот ворюга» опираясь на иллюстрации. | 1. Задание представлено на слайде презентаций; 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если обучающийся пересказал рассказ по иллюстрациям 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не пересказал рассказ. | Рыжий кот постоянно обворовывал рыбаков. Он крал любую еду, которая ему попадалась: сметану, рыбу, мясо, хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Кот их есть не стал, но червей увидели и жадно склевали куры. Именно поэтому животное получило кличку Ворюга. Коварного Ворюгу никак не могли поймать. Но однажды он украл кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Деревенские мальчишки окружили животное, которому ничего не оставалось, как слезть с дерева и прожогом кинуться под дом. Кот долго сидел там и протяжно выл, пока его оттуда не достал мальчик Ленька. Он также посоветовал не бить кота, а дать ему поесть. Ворюга жадно ел и никак не мог насытиться. Но когда кот утолил голод, он перестал воровать. В благодарность за проявленное к нему милосердие он отбил атаку курей и даже подрался с петухом. С того времени Ворюгу переименовали в Милиционера | |
Закрепить умение ориентироваться в содержании рассказа «Кот ворюга» | Задание 3 Расскажите, как и что воровал кот ворюга. Алгоритм: Прочитай задание; Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; Расскажи, что и как воровал кот ворюга. | 1. Задание представлено фронтально – учитель задает вопрос; 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным, если обучающийся точно пересказал моменты, в которых кот воровал; 1 б – обучающийся пересказал моменты, в которых кот воровал, но допустил небольшие неточности; 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не пересказал рассказ. | Он воровал все: рыбу, мясо, сметану и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. …на рассвете кот пронесся, приседая, через огороды и протащил в зубах кукан с окунями. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Понимание | Осмыслить идею рассказа «Кот ворюга» | Задание 1 Закончи фразу «Данный рассказ научил меня…» Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; 3. Подумай, чему учит рассказ, какой урок можно из него извлечь; 4.Закончи предложенную фразу. | 1. Задание представлено фронтально на слайде презентации; 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным, если обучающийся правильно определил идею рассказа; 1 б – обучающийся верно определил идею рассказа, но допустил незначительные ошибки; 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не определил идею рассказа, или определил идею неправильно. | Данный рассказ научил меня тому, что любого животного можно перевоспитать. | |
Закрепить умения ориентироваться в содержаний рассказа «Кот ворюга» | Задание 2 Прочитай отрывки выдели во втором тексте те изменения, которые произошли с котом. «Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.» «Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.» Алгоритм: Прочитай задание; Прочитай отрывки; Выдели изменения, которые произошли с котом во втором отрывке. | 1. Задание на раздаточном материале (карточки); 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным, если обучающийся выделил все изменения, которые произошли с котом; 1 б – обучающийся выделил не все изменения, которые произошли с котом; 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не выделил ни одного изменения. | «Кот ходил по дому и саду, как хозяин и сторож. Он терся головой о наши ноги. Он требовал благодарности, оставляя на наших брюках клочья рыжей шерсти. Мы переименовали его из Ворюги в Милиционера. Хотя Рувим и утверждал, что это не совсем удобно, но мы были уверены, что милиционеры не будут на нас за это в обиде.» | |
Осмыслить сюжет рассказа «Кот ворюга» | Задание 3 Выберите и подчеркни из предложенных пословиц ту, которая отражает идею сказки. Кто слушает старшего, о камень не запнется; Делай добро и жди добра; Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Алгоритм: Прочитай задание; Прочитай пословицы; Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; Подумай, какая пословица подходит к сказке; Подчеркни выбранную пословицу. | 1. Задание представлено на раздаточном материале (карточки); 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Эталон для проверки задания представлен на слайде. Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если обучающийся выбрал подходящую пословицу; 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся выбрал неподходящую пословицу. | 1) Кто слушает старшего, о камень не запнется; 2) Делай добро и жди добра; 3) Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. | |
Применение в знакомых условиях | Закрепить знания о сюжете рассказа «Глупый мышонок» | Задание 1 Восстанови правильную последовательность плана рассказа «Кот ворюга». -Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота. -Ворюгу переименовывают в Милиционера. -Рыжий кот обворовывает жителей деревни. -Неудачные попытки поймать Ворюгу -Сытный ужин Ворюги. - Рыжий кот прекращает воровать -Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота. -Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом. Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Рассмотри предложенный план; 3. Вспомни сюжет рассказа; 4. Расположи пункты плана в правильной последовательности. | Задание представлено на раздаточном материале (карточки); Задание выполняется обучающимися в парах; Эталон для проверки задания представлен на слайде. Критерии оценивания: 1 б – задание считается выполненным, если план восстановлен в правильной последовательности 0 – задание считается невыполненным, если план не восстановлен или восстановлен с ошибкой | -Рыжий кот обворовывает жителей деревни. -Неудачные попытки поймать Ворюгу -Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота. -Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота. -Сытный ужин Ворюги. - Рыжий кот прекращает воровать. -Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом. -Ворюгу переименовывают в Милиционера. | |
Закрепить знания о сюжете рассказа «Глупый мышонок» | Задание 2 Реши тест. Прочитай вопрос и выбери один верный ответ. 1.Какого цвета был кот, обворовывавший героев рассказа? А)Серый Б) Рыжий В) Чёрный 2. Какими особыми приметами обладал «вор»? А) Разорванное ухо и обрубленный хвост Б) Сломанный хвост и хромая лапа В) Один глаз и рваные уши 3. Почему герои пришли в отчаяние? А) Не знали, как поймать кота Б) Не знали, как кот проникает в дом В) Не могли надёжно спрятать продукты 4. Как за глаза называли кота, потерявшего всякую совесть? А) Бандит Б) Бродяга В) Ворюга 5. Какое мероприятие сорвал кот, в очередной раз наведавшись в чулан? А) Охоту Б) Рыбалку В) Поход 6. Сколько времени потратили герои, чтобы выследить кота? А) Месяц Б) Два месяца В) Две недели Алгоритм: Алгоритм: 1. Прочитай задание; Рассказа «Кот ворюга»; 3. Прочитай вопросы и выбери в каждом только по одному верному ответу; 4. Выдели выбранные ответы. | Задание представлено на раздаточном материале (карточки); Задание выполняется обучающимся индивидуально; Эталон для проверки задания представлен на слайде. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным если, обучающийся на все вопросы теста ответил правильно; 1 б – обучающийся допустил одну ошибку 0 – задание считается невыполненным, если обучающийся допустил больше 1 ошибки или не решил тест вообще. | 1 – б 2 – а 3- а 4 – в 5 – б 6 – в | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Закрепить знания о сюжете сказки «Глупый мышонок» | Задание 3 Составь план рассказа для пересказа и запиши его. Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; 3. Напиши план – пересказ. | Задание представлено на слайде презентаций; Задание выполняется обучающимся индивидуально; Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным если, обучающийся составил подробный план – пересказ рассказа; 1 б – обучающийся составил краткий план - пересказ 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не составил план – пересказ. | 1. Рыжий кот обворовывает жителей деревни. 2. Неудачные попытки поймать Ворюгу 3. Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота. 4. Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота. 5. Сытный ужин Ворюги. Рыжий кот прекращает воровать. 6. Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом. 7. Ворюгу переименовывают в Милиционера. | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист |
Применение в новых условиях | Закрепить знания о главном герое рассказе – коте Ворюге | Задание 1 Составь синквейн по шаблону со словом «Кот» 1-существительное; 2 прилагательных 3 глагола Основная мысль – предложение фраза Ключевое слово, вывод Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Вспомни рассказа «Кот ворюга», вспомни каким был кот в рассказе; 3. Вспомни как составляется синквейн; 4. Составь синквейн со словом «Кот». | Задание представлено на слайде презентаций; Задание выполняется обучающимся индивидуально; Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным если, обучающийся составил синквейн со словом «Кот» 1 б – обучающийся составил синквейн, но допустил небольшие ошибки; 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не составил синквейн соловом «Кот» | Кот Рыжий, голодный Воровал, шипел, царапался Кот – ворюга Был вором стал милиционером. | За выполнение задания баллы выставляются в оценочный лист. Устный ответ обучающихся. |
Закрепить знания о главном герое рассказе – коте Ворюге | Задание 2 Нарисуйте кота к рассказу по описанию. «Только через неделю удалось, наконец, установить, что у кота разорвано ухо и отрублен кусок грязного хвоста. Это был кот, потерявший всякую совесть, кот- бродяга и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.» Алгоритм: 1.Прочитай задание; 2.Вспомни содержание рассказа «Кот ворюга»; 4. Нарисуй кота опираясь на описание. | 1. Задание объясняется учителем фронтально. 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально в тетради; 3 Проверка осуществляется фронтально Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным, если обучающийся нарисовал кота к рассказу и опираясь на описание; 1 б – обучающийся нарисовал кота, не опираясь на описание: 0 б – задание считается выполненным, если обучающийся не нарисовал кота. | | Обучающиеся демонстрируют рисунки перед классом |
Закрепить знания о сюжете рассказа «Кот ворюга» | Задание 3 Раздели тест рассказа «Кот ворюга» на части и озаглавь их. Запиши, что у тебя получилось. Алгоритм: 1. Прочитай задание; 2. Вспомни сюжет рассказа «Кот ворюга»; 3. Подумай на какие части его можно разделить; 4. Раздели текст на части; 5. Озаглавь получившиеся части. | 1.Задание учитель объясняет учитель фронтально; 2. Задание выполняется обучающимся индивидуально; 3. Проверка осуществляется фронтально. Критерии оценивания: 2 б – задание считается выполненным если, обучающийся правильно разделил текст на части и озаглавил их; 1 б – обучающийся разделил текст на части, но допустил ошибки в их названии. 0 б - 0 б – задание считается невыполненным, если обучающийся не разделил текст на части и не озаглавил их. | Часть 1. Рыжий кот обворовывает жителей деревни. Неудачные попытки поймать Ворюгу Часть 2. Соседскому мальчишке Леньке наконец-то удается поймать кота. Ленька советует не бить, а хорошо накормить кота. Часть 3. Сытный ужин Ворюги. Рыжий кот прекращает воровать. Часть 4. Благородный поступок благодарного Ворюги: кот прогоняет кур со стола и бьётся с петухом. Ворюгу переименовывают в Милиционера. | |