СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уровни организации живой материи 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Уровни организации живой материи 10 класс»

Общая биология, 10 кл

Урок 2. Уровни организации

живой материи


Цель: сформировать понятие об уровнях организации живой материи


Задачи:

1.Образовательная: систематизировать знания учащихся о разнообразии уровней жизни.

2. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы

3. Воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармонию всего живого и его целесообразность

Тип урока:

комбинированный



Требования к ученику:

  • иметь представление о сущности жизни, отличие живого от неживого; знать свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения «жизнь», «изменить» и др.

  • уметь объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, происходящие в живых системах, с неживыми системами.

  • понимать, насколько живой мир гармонично устроен и совершенен.


Обеспечение урока:

Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи»


Основные понятия:

Свойства жизни, уровни организации живой природы, методы познания живой природы


О П Р О С


  1. Проверочная работа по терминам

  2. учебн., стр.8, вопросы






















НОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Мотивационно-целевой этап


План:


1. Возникновение жизни на Земле и ее существование в виде живых систем (биосистем)

В науке принято рассматривать живое как совокупность биосистем, или живых систем. Теория систем, сформулированная в 30-е годы XX века австрийским биологом-теоретиком Л.Берталанфи. Он предложил новый подход к объектам исследования.

Системный подход нашел широкое применение в биологии. Благодаря этому подход живые объекты стали рассматриваться как сложные целостные системы разного уровня организации.

Под системой подразумевают целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов.


Система === элемент + элемент + элемент + …








2. Уровни организации живой материи (уровни биосистем)

Принято выделять следующие биосистемы:

Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.

- клетка – основная единица живого; жизнь невозможна вне клетки;

- организм – система органов, действующая как единое целое;

- популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию;

- вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал;

- биоценоз (экосистема) – совокупность организмов разных видов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой;

- биосфера – совокупность всех биоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете.




Вывод:

Биологические системы -

биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации.

Представляя собой совокупность взаимосвязанных элементов, обладает свойствами целого




«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»

М.В.Волькенштейн

3. Компоненты каждого уровня

Особенность биологических объектов, как сложных систем, обусловила выделение основных уровней организации живой природы – клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. От одного уровня организации жизни к другому наблюдается усложнение биосистем, появление у них новых качеств.


Результат поисковой или частично поисковой деятельнос­ти учащиеся записывают в тетрадь.

Уровень

организации

Биологиче-

ская

система

Элементы,

систему

образующие

Биологические процессы


(?)

Молекулярный

Молекула

Атомы


Клеточный

Клетка

Органоиды


Тканевый


Клетки


Организменный




Популяционно-

видовой







Биогеоценоти-

ческий







Биосферный

Биосфера





Самопроверка

Уровень

организации

Биологиче-

ская

система

Элементы,

систему

образующие

Биологические процессы



Молекулярный

Совокупность молекул

Молекулы

Физико-химические реакции

Клеточный

Клетка

Органоиды

Биосинтез. Фотосинтез. Деление клеток

Тканевый

Ткань

Клетки


Организменный

Организм

Системы

органов

Обмен веществ, раздражимость, размножение, онтогенез. Нервно-гуморальная регуляция

Популяционно-

видовой

Популяция

Особи

Взаимодействие между особями в популяции. Микроэволюция. Адаптации к среде. Видообразование

Биогеоценоти-

ческий

Биоценоз

Популяции

Круговорот веществ и энергии

Биосферный

Биосфера

Биогеоценозы

Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты; биологический глобальный круговорот; активное участие человека во всех процессах биосферы.




















4. Свойства биосистем

Биосистемы обладают рядом свойств: целостность, иерархичность, функциональность, устойчивость, адаптация.

1) Целостность.

Живые системы - целостные сложные системы, состоящие из простых элементов. Например, элементами клетки как целостной системы являются молекулы, ее части, органоиды, связанные между собой. Элементами вида являются особи и популяции.

2) Иерархичность.

Это означает, что система одного уровня организации может рассматриваться как элемент системы более высокого уровня организации жизни. Например, клетка является элементом организма (организм - система более высокого уровня). Организм же пи этом является элементом вида, вид - элементом сообщества, сообщества - элементы биосферы. Несмотря на подчинение системам более высокого уровня, системы нижнего уровня обладают определенной самостоятельностью. Они связаны с окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.

3) Функциональность.

Каждый элемент биосистемы выполняет определенные функции.

4) Устойчивость.

Живые системы обладают устойчивостью. Любая живая система обладает способностью противостоять влиянию внешней среды, использовать получаемую из вне энергию. В то же время системы изменяются в ходе индивидуального и исторического разавития.

5) Адаптация.

Адаптация - это приспособительная реакция на изменения условий среды существования. Развитие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивает жизнедеятельность биосистем. В ответ на любые изменения внешней среды, воздействующие на внутреннюю среду, в организме происходят те или иные изменения, способствующие нормальной его жизнедеятельности в новых условиях. Адаптация является одним из важнейших свойств, присущих живым организмам, т.к. она позволяет им выжить и давать потомство в постоянно изменяющихся условиях существования.



Закрепление.


Познакомьтесь с материалом «опорные точки параграфа», стр учебника 16


Современное определение жизни (МВ Волькенштейн): учебник, стр 11

«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»


Проблемный вопрос:


- Можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?

Да, с этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации.

- Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?

В биологическую систему входят те компоненты, с участием которых происходят физиологические процессы обмен веществ, энергии и др.


Вопросы для контроля:

  1. Что означает термин «структурный уровень организации жизни»?

  2. Чем характеризуется каждый уровень организации живого?

  3. Приведите примеры надорганизменных и многовидовых систем. Обоснуйте свой выбор.


Домашнее задание

  1. Изучить текст § 3 учебника

  2. Выписать в тетрадь основные процессы каждого уровня

  3. Вопросы на стр.12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!