Общая биология, 10 кл
Урок 2. Уровни организации
живой материи
Цель: сформировать понятие об уровнях организации живой материи
Задачи:
1.Образовательная: систематизировать знания учащихся о разнообразии уровней жизни.
2. Развивающая: продолжить формирование умений и навыков самостоятельной работы, анализировать, сопоставлять, делать выводы
3. Воспитательная: эстетическое воспитание – показать гармонию всего живого и его целесообразность
Тип урока:
комбинированный
Требования к ученику:
иметь представление о сущности жизни, отличие живого от неживого; знать свойства, характерные для всех живых организмов, уровни организации живой материи, определения «жизнь», «изменить» и др.
уметь объяснять взаимосвязь различных уровней организации, сравнивать процессы, происходящие в живых системах, с неживыми системами.
понимать, насколько живой мир гармонично устроен и совершенен.
Обеспечение урока:
Схемы: «Уровни организации живой материи», «Свойства живой материи»
Основные понятия:
Свойства жизни, уровни организации живой природы, методы познания живой природы
О П Р О С
Проверочная работа по терминам
учебн., стр.8, вопросы
НОВЫЙ МАТЕРИАЛ 1. Мотивационно-целевой этап
План:
1. Возникновение жизни на Земле и ее существование в виде живых систем (биосистем)
В науке принято рассматривать живое как совокупность биосистем, или живых систем. Теория систем, сформулированная в 30-е годы XX века австрийским биологом-теоретиком Л.Берталанфи. Он предложил новый подход к объектам исследования.
Системный подход нашел широкое применение в биологии. Благодаря этому подход живые объекты стали рассматриваться как сложные целостные системы разного уровня организации.
Под системой подразумевают целостное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов.
Система === элемент + элемент + элемент + …
2. Уровни организации живой материи (уровни биосистем)
Принято выделять следующие биосистемы:
Молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный.
- клетка – основная единица живого; жизнь невозможна вне клетки;
- организм – система органов, действующая как единое целое;
- популяция – совокупность особей одного вида, обладающих общим генофондом и занимающих определенную территорию;
- вид – совокупность популяций особей, способных к скрещиванию с образованием плодовитого потомства, населяющих определенный ареал;
- биоценоз (экосистема) – совокупность организмов разных видов, взаимодействующих между собой и с окружающей средой;
- биосфера – совокупность всех биоценозов, система, охватывающая все явления жизни на нашей планете.
Вывод:
Биологические системы -
биологические объекты разной степени сложности, имеющие несколько уровней организации.
Представляя собой совокупность взаимосвязанных элементов, обладает свойствами целого
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые, саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»
М.В.Волькенштейн
3. Компоненты каждого уровня
Особенность биологических объектов, как сложных систем, обусловила выделение основных уровней организации живой природы – клеточный, организменный, популяционно-видовой, биоценотический, биосферный. От одного уровня организации жизни к другому наблюдается усложнение биосистем, появление у них новых качеств.
Результат поисковой или частично поисковой деятельности учащиеся записывают в тетрадь.
Уровень организации | Биологиче- ская система | Элементы, систему образующие | Биологические процессы (?) |
Молекулярный | Молекула | Атомы | |
Клеточный | Клетка | Органоиды | |
Тканевый | | Клетки | |
Организменный | | | |
Популяционно- видовой | | | |
| | |
Биогеоценоти- ческий | | | |
| | |
Биосферный | Биосфера | | |
Самопроверка
Уровень организации | Биологиче- ская система | Элементы, систему образующие | Биологические процессы |
Молекулярный | Совокупность молекул | Молекулы | Физико-химические реакции |
Клеточный | Клетка | Органоиды | Биосинтез. Фотосинтез. Деление клеток |
Тканевый | Ткань | Клетки | |
Организменный | Организм | Системы органов | Обмен веществ, раздражимость, размножение, онтогенез. Нервно-гуморальная регуляция |
Популяционно- видовой | Популяция | Особи | Взаимодействие между особями в популяции. Микроэволюция. Адаптации к среде. Видообразование |
Биогеоценоти- ческий | Биоценоз | Популяции | Круговорот веществ и энергии |
Биосферный | Биосфера | Биогеоценозы | Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты; биологический глобальный круговорот; активное участие человека во всех процессах биосферы. |
4. Свойства биосистем
Биосистемы обладают рядом свойств: целостность, иерархичность, функциональность, устойчивость, адаптация.
1) Целостность.
Живые системы - целостные сложные системы, состоящие из простых элементов. Например, элементами клетки как целостной системы являются молекулы, ее части, органоиды, связанные между собой. Элементами вида являются особи и популяции.
2) Иерархичность.
Это означает, что система одного уровня организации может рассматриваться как элемент системы более высокого уровня организации жизни. Например, клетка является элементом организма (организм - система более высокого уровня). Организм же пи этом является элементом вида, вид - элементом сообщества, сообщества - элементы биосферы. Несмотря на подчинение системам более высокого уровня, системы нижнего уровня обладают определенной самостоятельностью. Они связаны с окружающей средой обменом веществ, энергии и информации.
3) Функциональность.
Каждый элемент биосистемы выполняет определенные функции.
4) Устойчивость.
Живые системы обладают устойчивостью. Любая живая система обладает способностью противостоять влиянию внешней среды, использовать получаемую из вне энергию. В то же время системы изменяются в ходе индивидуального и исторического разавития.
5) Адаптация.
Адаптация - это приспособительная реакция на изменения условий среды существования. Развитие новых биологических свойств у организма, вида, биоценоза, обеспечивает жизнедеятельность биосистем. В ответ на любые изменения внешней среды, воздействующие на внутреннюю среду, в организме происходят те или иные изменения, способствующие нормальной его жизнедеятельности в новых условиях. Адаптация является одним из важнейших свойств, присущих живым организмам, т.к. она позволяет им выжить и давать потомство в постоянно изменяющихся условиях существования.
Закрепление.
Познакомьтесь с материалом «опорные точки параграфа», стр учебника 16
Современное определение жизни (МВ Волькенштейн): учебник, стр 11
«Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот»
Проблемный вопрос:
- Можно ли говорить о биологической системе на молекулярном уровне организации жизни?
Да, с этого уровня начинаются важнейшие процессы жизнедеятельности: обмен веществ и превращение энергии, передача наследственной информации.
- Чем отличается биологическая система от объектов неживой природы?
В биологическую систему входят те компоненты, с участием которых происходят физиологические процессы обмен веществ, энергии и др.
Вопросы для контроля:
Что означает термин «структурный уровень организации жизни»?
Чем характеризуется каждый уровень организации живого?
Приведите примеры надорганизменных и многовидовых систем. Обоснуйте свой выбор.
Домашнее задание
Изучить текст § 3 учебника
Выписать в тетрадь основные процессы каждого уровня
Вопросы на стр.12