Условия активизации
сенсорного воспитания
учащихся в процессе
освоения музыкальной
деятельности.
работу выполнила учитель музыки Ярославцева М.Ю.
План.
I. Сущность и значение сенсорного воспитания в процессе освоения музыкальной деятельности.
Актуальность проблемы.
Место сенсорных способностей в структуре личности, их характеристика:
умение дифференцировать выразительные средства художественного образа;
координация ощущений в процессе освоения музыкальной деятельности;
моделирование выразительных средств музыкального образа.
Обобщение передового педагогического опыта по организации сенсорного воспитания.
Условия, методы и приемы способствующие как интенсивному развитию сенсорных способностей у детей, так и музыкальных способностей в целом.
1. Внешние и внутренние условия развития сенсорных способностей.
2. Внешние условия, методы развития сенсорных способностей:
построение содержания учебных занятий;
организация учебных занятий;
анализ музыкальных произведений;
метод проблемного обучения;
игра на уроке;
3. Внутренние условия и методы развития сенсорных способностей:
методы пассивной композиторской практики;
методы слушательской практики;
методы испольнительской практики;
1. методы способствующие развитию ладоинтонационных ощущений;
2. методы по воспитанию и развитию чувства ритма;
3. развитие тембрового и динамического слуха;
4. сугестопедийные методы.
Модель урока во 2 классе.
1 .Особое место в процессе освоения музыкально-эстетической деятельности занимает сенсорное воспитание.
Сенсорное воспитание - это целенаправленное развитие ощущений, восприятий, представлений, содействующих всестороннему совершенствованию личности, так как сенсорные процессы неразрывно связаны с мировоззрением и мышлением, воображением и памятью, потребностями и способностями.
Сенсорное развитие - не самостоятельный и изолированный процесс, он является продуктом и умственного, и эстетического воспитания.
В связи с углубленным изучением предметов эстетического цикла перед учителем ставятся задачи по формированию у детей музыкально-исполнительских умений, которые необходимы для овладения певческой деятельностью, игрой на музыкальных инструментах. В связи с этим необходимо интенсивное музыкальное развитие детей в процессе музыкальных занятий.
Активное внедрение в педагогическую работу форм и методов сенсорного воспитания содействует не только интенсивному развитию музыкальных способностей детей, но и оказывает влияние на совершенствование качества приобретенных музыкально-исполнительских умений и навыков.
Проблема активизации сенсорного воспитания детей в процессе освоения музыкальной деятельности освещается в трудах таких ведущих ученых, как: Б.М. Теплова, Н.А. Ветлугина, Б. Асафьева, а также в педагогическом наследии таких музыкантов-педагогов, как: Орф, Кодай, Д. Кабалевский, Д. Огородное, которые подчеркивали, что ребенок развивается только в процессе усвоения различных видов музыкальной деятельности. Их объединяет мысль о необходимости развития как музыкальных, так и сенсорных способностей учащихся, поскольку умение дифференцировать выразительные средства художественного образа, достижения координации слуховых, двигательных и зрительных ощущений способствуют со
вершенствованию качества музыкально-интеллектуальных и музыкальноисполнительских действий.
Внедрение методов и приемов сенсорного воспитания в практике деятельности учителя музыки, выявление условий, способствующих активизации сенсорного воспитания детей содействует успешному решению задач музыкально-эстетической работы в школе.
Современная практика подчеркивает значение индивидуального подхода к процессу развития личности в процессе обучения и воспитания.
В соответствии с современными требованиями внедрения методов и приемов сенсорного воспитания способствует активизации форм индивидуальной работы с детьми. Расширение сферы вне аудиторной работы в школе обеспечивает дополнительные возможности для реализации педагогических задач, связанных с интенсивным музыкальным развитием детей. Поэтому сенсорное воспитание в музыке - есть работа с детьми, которая является одной из педагогических задач, успешное решение которой содействует не только дополнительное введение в учебный план ряда предметов, связанных с изучением сольфеджио, теории, хорового пения и так далее, но и расширение сферы вне аудиторной работы: введением кружков по хоровому пению, хоровому ансамблю, игре на инструментах и участия в музыкальных ансамблях.
Овладение музыкально-исполнительскими умениями требует от учителя постоянного внимания к решению задач эстетического воспитания, к целенаправленному руководству развитием сенсорных процессов у детей в ходе овладения музыкально-исполнительской деятельностью.
В числе основных задач сенсорного воспитания детей можно выделить:
Интенсивное развитие сенсорных процессов и сенсорного опыта у детей в ходе овладения музыкальной деятельностью;
Совершенствование форм индивидуальной работы с детьми, направленной на выявление индивидуальных особенностей у детей в отношении характеристики их сенсорных процессов;
Разработка и внедрение методов и приемов, способствующих интенсивному развитию сенсорных процессов у детей.
По утверждению ученых, надо стремиться, чтобы чувственный опыт ребенка подвергался обработке, необходимой для формирования обобщенных знаний, и обеспечение свободной ориентировки в многообразии свойств реальных предметов, которая требуется для различных видов познавательной и практической деятельности.
Проблема развития музыкального восприятия связана с развитием музыкально-слуховых представлений, с развитием музыкального мышления, музыкальных способностей, обеспечивает совершенствование качества музыкально-интеллектуальных, музыкально-исполнительских действий. Целенаправленное педагогическое руководство процессом развития сенсорных способностей - необходимое условие успешного усвоения детьми различных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, игра на инструментах).
Следует отметить, что процесс развития сенсорных способностей связан с воспитанием умений школьников дифференцировать свои слуховые впечатления. Прежде всего, они должны уметь осмысливать выразительные средства художественного образа в процессе его восприятия. Однако педагогу важно учитывать то обстоятельство, что умения дифференцировать слуховые впечатления, то есть, совершать интеллектуальные музыкальные действия, различаются по своему качеству. Качества эти могут полностью совпадать с воспринимаемым музыкальным образом, с обследуемыми характерными особенностями музыкальных образов (точность восприятия мелодии, ритма, тембра), и вместе с тем эта точность может быть недостаточной, не полной или вообще не воспринимаемой.
Чтобы обеспечить необходимое качество музыкальноинтеллектуальных действий, важно воспитывать осознанность слуховых впечатлений в процессе дифференцирования выразительных средств художественного образа. Обеспечивая системное руководство музыкальной деятельности школьников, направленное на дифференцирование средств музыкального образа, педагог создает условия для тренировки зрительных, слуховых и двигательных ощущений в процессе восприятия музыкального образа.
Тренируясь и закрепляясь, ощущения развиваются, совершенствуются, координируются между собой (зрительные, слуховые, двигательные) - это есть путь формирования сенсорных способностей в музыкальной деятельности. Достижение координации ощущений в процессе освоения музыкальной деятельности (зрительные, слуховые, двигательные) - есть результат их тренировки. С этой целью может успешно применяться моделирование выразительных средств музыкального образа на уроках музыки. Например: пение - это перевод слуховых впечатлений в пение; моделирование может быть применено в отношении ритма, ладово и графических методов, разнообразных движений, соответствующих характеристике выразительного средства музыки, игрой на элементарных музыкальных инструментах.
Цель моделирования состоит в том, чтобы в результате осознания выразительных особенностей музыкального образа обеспечить тренировку и координацию зрительных, слуховых, двигательных ощущений. Координация зрительных, слуховых, двигательных ощущений формируется как сенсорная способность, характеризующая степень обучаемости ребенка в процессе музыкальной деятельности. Есть координация ощущений - ребенок быстро реагирует на предложенные задания и качественно их выполняет (если есть к этому природные задатки), если нет таких реакций, значит этому должно содействовать специальное развитие ребенка.
Таким образом, одной из ведущих задач в процессе музыкального обучения и воспитания является достижение координации зрительных слуховых, двигательных ощущений (это и в пении, слушании музыки, импровизации, игре на инструментах), что способствует совершенствованию качества музыкально-слуховых и музыкально-исполнительских действий. Воспитание умений дифференцировать слуховые впечатления в процессе музыкального восприятия содействует свободному оперированию музыкально-слуховыми представлениями, формирует и совершенствует музыкальное мышление, а благодаря этому достигается развитие личности в процессе освоения музыкальной деятельности.
2.Рассматривая проблему активизации сенсорного воспитания школьников в процессе музыкально-исполнительской деятельности, прежде чем подойти к определению методов и приемов, содействующих решению проблемы, следует обратиться к характеристике условий активизации сенсорного воспитания школьников.
Опираясь на концепцию С.Л. Рубинштейна о детерминации развития психики человека, мы выделяем внутренние и внешние условия развития сенсорных способностей.
К внешним условиям следует отнести: а) построение содержания учебных занятий; б) организацию учебных занятий;
в) использование педагогических методов и приемов, активизирующих сенсорное воспитание школьников в ходе музыкального обучения.
В качестве внутренних условий рассматривают:
развитие психических процессов (ощущения, восприятие, мышление) личности в ходе музыкального обучения;
целенаправленное развитие музыкальных способностей в процессе музыкально-исполнительской деятельности;
воспитание интереса, любви к музыке, эмоциональной отзывчивости.
В качестве важнейших внешних условий решения проблемы развития музыкальных способностей следует рассматривать построение содержания музыкальных занятий как система, включающей последовательное освоение знаний, умений.
Накопление знаний у учащихся должно быть систематическим, расширяющимся из года в год: от «прикосновения» к творчеству композитора до различения музыкальных стилей. Усвоение музыкально-теоретических знаний необходимо для раскрытия художественной образности содержания музыки.
В тесной связи с проблемой знаний находится проблема формирования умений и навыков. Содержание музыкальных занятий, уроков должно включать не только музыкально-теоретические знания, но и:
усвоение опыта реализации способов деятельности, то есть, приобретение системы интеллектуальных и практических навыков и умений;
овладением опыта творческой деятельности;
формирование эмоционального отношения к процессу обучения, к освоению музыкальной деятельностью.
Усвоение содержания учебной работы на уроке музыки требует особой организации урока, в основе которого лежат следующие методы: 1) метод художественно-педагогической драматургии, который помогает нам создать урок как свое педагогическое творение;
метод обобщения. Это обобщенное понимание единства на уроке темы, идеи и интонационности;
метод размышления. Учитель должен помогать ребятам размышлять, задействовать их опыт, способствовать, чтоб ребенок не просто слушал музыку, а размышлял и высказывал свое суждение;
метод забегания вперед и возвращения к пройденному материалу.
Процесс освоения музыки осуществляется при слушании, пении, движении под музыку, игре на музыкальных инструментах, что требует большого физического и умственного напряжения. Поэтому при планировании занятий необходимо учитывать следующее (особенно в младшем школьном возрасте):
быструю смену заданий. Любой вид работы не должен требовать слишком большого времени;
после заданий, требующих умственного напряжения предусматривать переключения на другие, более легкие виды работ;
предусматривать необходимый ритм урока, направленный на то, чтобы поддерживать на должном уровне активность восприятия детей;
эмоциональное «crescendo», то есть в течении урока добавлять новые виды действий, дающих простор эмоционально-двигательной активности учащихся;
при опросе одного из учащихся - вся остальная группа не должна прибывать в тоскливом бездействии.
Существенное значение в формировании и развитии сенсорных процессов имеют методы сенсорного воспитания:
дифференцирование слуховых и мышечных ощущений;
достижение координации зрительных, слуховых и двигательных ощущений;
воспитание слухового самоконтроля в процессе освоения музыкальной деятельности.
В процессе развития сенсорных способностей наиболее важным является вопрос активизации мыслительной деятельности учащихся в процессе восприятия музыки.
Любое произведение воспринимается по триаде: целостное восприятие - анализ - новое целостное восприятие. Большое внимание уделяется анализу. Асафьев писал: «Надо помочь слушателям осознать процесс их собственного восприятия, тем самым приблизить их к пониманию музыки, как великой культурной силы».
В анализе музыкального произведения полнее всего осознаются, понимаются и определяются различные элементы музыкального языка и связи между ними. Поскольку в музыке основным является звучание всех изучаемых элементов, постольку слушание их, осознание и запоминание лежит в основе обучения музыке.
Нацелить ребят на анализ можно исходя из следующей последовательности:
Опираются на художественное содержание произведения, то есть, идти от смысла к звуку. Сначала, осознаем жизненное начало, и на этой основе выявляется музыкальный образ.
Помочь ребятам самостоятельно высказываться о музыке:
выявить чувства, настроения, переживания;
какой характер музыки, как передается;
какое мое отношение к этому произведению;
какие средства музыкальной выразительности использует композитор.
Какое отношение у вас появилось к этому произведению и если это песня, то выразить это отношение через исполнение.
Пробудить у ребят творческое воображение, фантазию, интуицию. Например: «Как бы ты назвал это произведение?» «Как ты думаешь, какая главная мысль этого произведения?» «О чем хотел рассказать композитор в этом произведении?»
Осмысленному пониманию музыкального произведения будет способствовать углубленный анализ средств музыкальной выразительности художественного образа, который способствует развитию звуковысотного, тембрового, ритмического и динамического слуха.
Так, высотные отношения в музыкальных произведениях должны выступать перед детьми в виде контрастных сопоставлений звуков различных по высоте, в виде изменения направления движения мелодии, разнообразных интонационных ходов, выражающих определенную мысль, нюансы чувств.
Ритмические отношения выступают в виде сопоставления длительностей, вариативное сочетание которых очень выразительно и разнообразно, что позволяет видоизменять задачи восприятия и воспроизведения.
Тембровые свойства демонстрируются реальным звучанием различных инструментов, певческих голосов.
Динамические зоны, группирующие основные оттенки, а также другие нюансы (усиления, ослабления силы звучания), направленные на выражение эмоционального содержания музыки, раскрывают перед детьми их выразительное значение.
Одним из методов, активизирующих работу учащихся, является проблемное обучение. Включение во все виды учебной деятельности приемов проблемного обучения: в восприятие музыкальных произведений, в исполнении их на инструментах, пении - необходимая предпосылка развития комплекса музыкально-творческих и сенсорных способностей школьников.
Целью проблемного метода является развитие в учащихся умения мыслить. Кругозор учащихся расширяется постепенно при помощи вопросов и посильных задач. Проблемная методика в обучении формирует мышление, создавая предпосылки для гармонического развития личности. Проблемное обучение активизирует психические процессы личности, прежде всего ощущения, восприятие, мышление.
Учитывая одно из основных свойств детской психики, стремление постигать мир через активное действие, в ход урока необходимо включать игру, так как, игра никогда не утомляет, она естественно включает детей в орбиту познаваемого; кроме того, игровая ситуация - прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс; она мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, служит двигательной разрядкой. Благодаря игре ученик получает возможность пережить в действии новые понятия, а не заучивать их в виде готовых формулировок.
При организации урока нельзя не учитывать потребность ребенка в самоутверждении, так как, самоутверждение - это ролевая установка. Ребенок - стихийный актер, он с желанием выступает в роли героя, командира. Игра может быть двух типов: а) сюжетно-ролевая;
проблемно-моделирующая.
Первая характеризуется тем, что эстетический результат достигается путем «вживания» ребенка в художественный мир произведения. Обязательные компоненты этого типа игры: сюжет, роль, воображаемая ситуация. Например: инсценировки.
Проблемно-моделирующая игра отличается тем, что в ней творческая активность стимулируется игровой деформацией структуры художественного произведения с целью выявления роли конкретных средств выразительности и предложения нестандартной ситуации, требующей самостоятельного творческого решения (например: «Что будет, если мажорную пьесу сыграть в миноре?»). К проблемно-моделирующей игре могут относиться и другие формы игровых ситуаций:
Сочинение песни по кругу. Первый по цепочке ребенок поет фразу, второй придумывает продолжение и так далее так, чтобы последний в цепочке закончил произведение.
Проигрывание известных музыкальных сказок.
Защита музыкальных проектов.
Узнавание песен по ритму.
Зеркальная импровизация детьми предложенных педагогом несложных движений с музыкальным сопровождением.
Игра - это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. И проблемный метод предполагает познание, прежде всего, на основе самостоятельного творчества детей, что является одним из условий активизации музыкального развития детей. В отличие от императивного метода, основанного на информативном способе передачи знаний, он выдвигает мотивирующее отношение к процессу обучения, которое рассматривается как совместная заинтересованная деятельность педагога и школьников в процессе познания истины (LLL Амонашвили). Проблемный метод позволяет детям не только осознать, но и прочувствовать творческую задачу. Это создает прекрасные возможности для оптимизации созидательной активности, свободной импровизации.
Учитывая внутренние условия развития сенсорных способностей детей, и обобщая педагогическое наследие, можно выделить ряд педагогических методов и приемов, которые активизируют сенсорное воспитание учащихся и могут быть использованы в педагогической работе учителя.
группа методов - пассивной композиторской практики:
Метод перспективной игры, который предполагает сочинение небольшого музыкального произведения на заданную тему. Это помогает закреплению знаний основных средств музыки (высота, продолжительность, сила звучания). Например: необходимо сочинить музыкальную пьесу, используя 2-3 звука в разных регистрах, темпе, динамики «Мишка и зайчик».
На заданное стихотворение сочинить музыку. Ребята самостоятельно придумывают какие бы взяли инструменты, ритм, темп, динамику. Затем возможно сравнение с оригиналом.
На стихотворном тексте строится импровизация - досочинение. Начальное двустишие поет хор на исходной мелодической фразе, например по «лесенке» или по ручным знакам педагога, ученик самостоятельно свободно допевает окончание фразы.
Свободная импровизация - досочинение на предложенные слова предполагает, что педагог начинает фразу каждый раз по-новому, ученик заканчивает ее также свободно.
Если б я был композитором, то какую форму бы взял исходя из стихотворного текста.
Свободная импровизация на фортепиано или других инструментах связанная с изобразительностью или характерестичностью. Например, «Карабас Барабас».
Сочинение ритмических пьес: сообщается ритмический блок (например ) или сочинить ритмический аккомпонимент к пьесе, используя ударные инструменты или игра «разговор инструментов», которая заставляет завершить импровизацию - ответ ритмически закончено.
Импровизация ритма в заданных жанрах: песни, танца, марша, таким образом, у ребят одновременно пробуждается внимание к выразительности динамики, тембра, так как все средства выразительности должны соответствовать исполняемой пьесе.
Сравнение романсов разных композиторов, написанных на один и тот же текст, и так далее.
Сочинение мелодии и аккомпанемента к любимому стихотворению.
Составление художественных коллекций из произведений.
м) Подбор соответствующих литературных, поэтических эпиграфов к музыке.
н) Сочинение самостоятельного музыкального сопровождения к предлагаемому рассказу, живописному полотну.
группа методов - слушательской практики, которые направлены на развитие слушательской культуры учащихся, помогают понять художественный смысл музыкального произведения, почувствовать его своеобразие:
Анализ художественного образа, средств музыкальной выразительности, музыкальной речи.
Метод сравнения разных произведений, частей, тем, мелодических оборотов, интервалов, звуков.
Метод рисования картин, который помогает развитию у ребят воображения, ассоциаций. Передача средствами живописи или рисунка общего настроения произведения, тех или иных черт характера персонажа (например: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и тому подобное?»).
Цветовое моделирование музыки:
составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;
создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, то есть, смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек, кубиков.
Графическое моделирование музыки:
особое положение линий, отражающих регистр звучания;
преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;
нажим карандаша, обусловленный динамикой. Ритмической пульсацией, акцентуацией и так далее.
Словесное рисование. Например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?», или подбор адекватных музыкальному произведению живописных, поэтических или прозаических полотен.
ж) Метод наглядности. Используется для углубления восприятия музыки. Это и ручные знаки (система относительной сольмизации, система Лисенко: 5 пальцев - 5 ступений; болгарская столбица; лесенка Гразинской; музыкальная лесенка Ветлугиной, подвижная нота, нотный стан с подвижными пуговицами «нотами». Все эти вспомогательные наглядные средства способствуют развитию звуковысотного слуха, чувства ритма. Для развития чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха хорошо использовать ударные инструменты:
бубен - тембр звенящий, звуки высокого регистра;
мер: «Какой краской, музыкальной интонацией можно воплотить зависть, хитрость, ложь или же доброту, нежность, мужество, радость и тому подобное?»).
Цветовое моделирование музыки:
составить цветовую композицию из предложенных учителем цветов;
стать художником и с помощью волшебных красок нарисовать музыку самостоятельно придуманными цветами;
создать картину с использованием сочетания заданных и придуманных цветов;
зафиксировать в красках процесс движения, развития музыкальных образов, то есть, смоделировать произведение как интонационный процесс с использованием цветных карточек, кубиков.
Графическое моделирование музыки:
особое положение линий, отражающих регистр звучания;
преобладание восходящих или нисходящих штрихов, воплощающих направление мелодического движения, темп, характер развития;
нажим карандаша, обусловленный динамикой. Ритмической пульсацией, акцентуацией и так далее.
Словесное рисование. Например: «Как бы ты нарисовал героя музыкального произведения?», или подбор адекватных музыкальному произведению живописных, поэтических или прозаических полотен.
ж) Метод наглядности. Используется для углубления восприятия музыки. Это и ручные знаки (система относительной сольмизации, система Лисенко: 5 пальцев - 5 ступений; болгарская столбица; лесенка Гразинской; музыкальная лесенка Ветлугиной, подвижная нота, нотный стан с подвижными пуговицами «нотами». Все эти вспомогательные наглядные средства способствуют развитию звуковысотного слуха, чувства ритма. Для развития чувства ритма, звуковысотного и тембрового слуха хорошо использовать ударные инструменты:
бубен - тембр звенящий, звуки высокого регистра;
барабан - тембр сухой, глуховатый, звуки среднего регистра;
треугольник - тембр яркий, звенящий, но нежный, звуки высокого регистра.
Для развития чувства ритма и музыкально-слуховых представлений возможно использование карточек с записанным ритмическим рисунком знакомой песни, которую ребята узнают самостоятельно.
3 группа методов - исполнительской практики. Ребята на уроке выступают как певцы - исполнители, участники оркестра, участвуют в музыкально-ритмических движениях. Это воспитание координации зрительных, слуховых и двигательных ощущений и представлений. Формирование ощущений в процессе восприятия, а затем и представлений.
Методы, способствующие развитию ладоинтонационных ощущений: 1) Начинать работу с речевых ассоциаций, например: вопрос - ответ.
Пение интонационных моделей, мелодических оборотов и коротких мелодических фраз или по ручным знакам, или по «музыкальной лесенке», или по подвижной ноте, или по нотной записи.
Импровизация по заданному комплексу освоенных ступеней.
Пение песенок, музыкальных упражнений с ярким игровым содержанием и простой мелодией, чтобы ребята почувствовали характер заключительных оборотов, умели отличить полную законченную мысль или это вопрос; воспринимали и различали краски мажора и минора, устойчивые и неустойчивые ступени; интервалы, аккорды, диссонирующие и консони- рующие.
Игра «Мелодическое эхо».
Большую помощь в работе над развитием ладового чувства оказывает раннее включение двухголосия, которое осваивается поэтапно:
группа поет одну из ступеней, а педагог переходит на следующие: терцию, кварту, секунду;
такое же задание выполняется с пением со словами;
группа исполняет выученные песни, педагог поет те же слова на органном пункте;
педагог поет те же слова, что и группа, но ритмически не совпадает;
группа поет долгий звук и одновременно слушает, какую ступень поет педагог, затем определяют получившийся интервал;
группа исполняет ритмический рисунок, педагог в это время поет знакомую песню без слов, которую надо узнать;
пение канонов: ученики и педагог.
канон исполняют 2 группы учеников;
пение песен с параллельными движением голосов и так далее. Трехголосие вводится через постепенное подключение голосов на ступенях мажорного и минорного трезвучий.
II. Методы по воспитанию и развитию ощущений ритма, выполнение которых должно соответствовать характеру музыки.
Выявление метрической основы двух и трехсложных слов, выявление и показ в них акцентированных слогов, прохлопывание, простукивание метрических долей.
Пение песни с прохлопыванием или моделированием шага ее ритмического рисунка или метрических долей.
Чтение ритмического рисунка с хлопками.
Тактирование под музыку.
Чтение ритмического рисунка с выстукиванием метрических долей.
Смена заданий по ходу исполнения (прохлопывание то ритмического рисунка, то метрических долей).
Одновременное моделирование ритмического рисунка одной рукой, метрических долей - другой.
Узнавание знакомой песни по ритмическому рисунку.
Применительно к системе относительной сольмизации - возможно использование слоговых обозначений^ -та J -та-а .Q-ти-ти -ти-ри-ти- ри J.-таи-ти -тии-ри и так далее;
чтение ритмической строчки ритмослогами;
исполнение ритмического рисунка ритмослогами, глядя в нотный текст, синхронно с исполнением педагога ...
Ритмическое остинато и органные пункты.
Свободное досочинение ритмической фразы, начатой педагогом.
Свободная ритмическая импровизация.
Ритмический канон.
Использование песен-игр, где «воспитывание» ритма телом происходит естественно, без напряжения и весьма активно. Например: хороводные песни.
Метод четырехручья. Когда учитель исполняет музыку на фортепиано, а ученик повторяет один звук.
Игра «эхо».
Метод пластического интонирования. Например:
дирижирование;
включение движения:
под веселую музыку «танцевать» в воздухе кистями рук, притопывать ногами (сидя), делать стоя элементарные танцевальные движения;
грустная музыка-тихо шагать на месте, плавные движения руками;
таинственная музыка - изображать любопытство, испуг, желание спрятаться.
Развитие звуковысотного и ритмического слуха должно идти одновременно с развитием тембрового и динамического слуха. Этому будет способствовать метод игры в оркестре на элементарных музыкальных инструментах: маракасы, барабан, треугольник, бубны, металлофон, палочки, трещетки, кастоньеты, малые румбы, ложки. А также «незвучащие инструменты»: хлопки - громкие и глухие: - притопы ногой, носком, пяткой;
щелчки пальцами;
подражание шелесту листьев, голосу птиц, животных, звучанию гудка паровоза, самолета и так далее;
подражание звучанию инструментов.
Исполнение должно быть в характере, точно передать содержание произведения, чтоб был четкий, выверенный ансамбль.
На воздействие эмоциональной сферы учащихся, на снятие психологических барьеров (стеснения, неловкости) направлены сугестопедийные методы, разработанные болгарским ученым Лозановым:
Метод выразительных жестов и движений. Например, восприятие мелодии, по ниточке и показ рукой например, мелодия движется по кругу с ускорением темпа: показать рукой круг, постепенно ускоряя (песня «Карусель»).
Метод выразительной ритмической подачи материала. Например, по- певка «Мы ребята непоседы» - шлепки восьмыми, затем возможно одновременное исполение.
Метод выразительной вербальной интонации. Голос педагога всегда должен соответствовать характеру произведения.
Модель урока.
Идея: в процессе активного включения в содержательную и разнообразную деятельность (восприятие музыки, вокальное исполнение, исполнение на музыкальных инструментах, творчества) формировать и развивать сенсорные процессы и способности ребят, то есть способность к дифференцированию таких музыкальных характеристик звуков, как высота, тембр, длительность, динамика, что позволяет им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, отражающей жизненные явления, чувствовать красоту ее звучания в единстве с мыслями и чувствами выраженными в ней.
Линии:
1. Развивать способность школьников понимать и чувствовать музыку, воспринимать ее, активно проявлять себя в различных видах музыкальнохудожественной деятельности.
2. Используя наглядные пособия (клавиатура фортепиано, «музыкальная лесенка», ритмические карточки) продолжить работу над развитием звуковысотного, ладогармонического, тембрового, динамического слуха; формирование чувства ритма.
закрепить знания о свойствах музыкальных звуков, сравнивая их по сходству и контрасту: высокие и низкие, громкие и тихие, быстрые и медленные, плавные и «прыгающие», слушая пьесу Д. Кабалевского «Зайчик дразнит медвежонка», предварительно сообщив название пьесы и предложив самостоятельно выбрать средства выразительности (регистр, динамика, темп) характерные каждому герою пьесы. После прослушивания, анализируя музыкальные произведения, дети нажимают клавиши в разных регистрах и находят соответствующие характеру героя регистры и приемы звукоизвлечения.
исполняя русскую народную песню «Дон-дон» с «концертмейстером». Выбранный ученик аккомпонирует на клавише «ми», самостоятельно найдя ее на клавиатуре. Дети сами решают, опираясь на взаимосвязь с речевой интонацией, в каком ладу, регистре, темпе и в какой динамике выразительнее прозвучит песня и ее сопровождение. При повторном исполнении подключить треугольник и глухие хлопки, чтобы усвоили четкий равномерный метр.
опираясь на «музыкальную лесенку», где все ступени построены в мажорном диатоническом звукоряде, найти «ми» на 3 ступени и воспроизвести с одновременным слуховым контролем в певческих интонациях и игре на инструменте (фортепиано и металлофоне). Знакомство со звуком «соль» 5 ступень и интервалом терцией, его эмоциональной характеристикой, сравнивая с диссонирующими интервалами. Воспроизведение голосом в нисходящем движении(«зов кукушки»), сопровождая движением руки.
(Возможен самостоятельный подбор терции на металлофоне). Разучивание проводить по принципу игры «Эхо».
неожиданно для ребят учитель изменяет темп, лад, динамику, интервал и ребята самостоятельно, или с помощью наводящих вопросов учителя, выявляют смену средств музыкальной выразительности и как она повлияла на характер произведения, на настроение песни;
используя двигательные способности детей, эмоционально переживая ритм, сформировать ощущение равномерной метрической пульсации и акцентуации. Это упражнение по метризации двусложных слов. Простукивание по коленям и на детских музыкальных инструментах (возможно моделирование шагом) метрической пульсации под музыку пьесы «Экосез» Ф. Шуберта.
Литература:
Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» Москва, Просвещение 1968 гл. 1,4, 5.
Ветлугина Н.А. «Методика музыкального воспитания в детском саду»
Москва, просвещение 1989.
Ветлугина Н.А., Дзержинская И.Л., Комисарова Л.Н. «Музыкальные занятия в детском саду» Москва, Просвещение 1984.
«Музыкальное воспитание в Венгрии».
Москва, «Советский композитор», ред. Баренбойма.
Система детского музыкального воспитания
К. Орфа под ред. Л.А. Баренбойма, 1970.
Программа «Музыка» 1-3 класс.
Д.Б. Кабалевский. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы.
Д. Огородное «Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе, Киев 1989.
М. Котляревская -Крафт «Сольфеджио» Ленинград «Музыка» 1988.
«Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки»
Румянцева З.В., Ярославль 1982г., 3 статья.
«Некоторые условия развития творческих способностей в классе основного инструмента».
Румянцева З.В. «Подготовка учителя музыки к профессиональной деятельности», Ярославль 1985.
Программа «Музыка» 1-4 классы . Н.А. Терентьева, Москва «Просвещение», 1994г.
Программа «Музыка» 1-8 классы. Ю.Б. Алиев, Москва «Просвещение», 1993г.