Автономная некоммерческая организация дополнительного образования
«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»
Научно- исследовательская работа
по дисциплине: «Воспитание как социокультурное явление и педагогический процесс»
на тему: «Условия достижения эффективности моей воспитательной деятельности»
Выполнил: Максимов И. Ю.
студент, гр (У-5) география, обществознание
2015 г.
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………………3
Глава I. Развитее воспитания……………………………………………………...5
Глава II. Воспитание сегодня……………………………………………………...7
Глава III. Выбранная виды, стиль и парадигма воспитания…………………....10
Вывод……………………………………………………………………………….12
Список литературы…………………………………………………………………13
Введение
В современном мире очень напряжённая обстановка, происходят события, которые напоминают, те, что происходили перед 1914 и 1939, по - этому очень важно сформировать трезвую, здравомыслящую нацию. Воспитание патриотизма и правильных этических норм поведения, помогут подрастающему поколению не попасть под влияние сомнительных элементов. Воспитание должно наставить молодых людей на правильный жизненный путь, одна из главных задач учителя- это развить любовь к своей Родине и передать знания о подвигах наших предков, но грань между патриотизмом и нацизмом очень тонка. Мы живем в многонациональной стране и нельзя допустить развития националистических движений.
Цель воспитания – развитие правильного понимания термина патриотизм и любви к своей Родине.
Задачи:
1) формирование общей базы знаний о подвигах российского народа в истории, тем самым развитие интереса к истории своей страны.
2) на изучений примеров подвигов, создать патриотическую базу.
3) привить значимость здорового образа жизни, для развития физического здоровья.
Методы:
Изучение опыта – еще один издавна применяемый метод педагогического исследования. В широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, вычленение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах.
Пример как метод педагогического воздействия основывается на стремлении воспитанников к подражанию. Давно известно, что слова учат, а примеры влекут. Всматриваясь в других людей, наблюдая и анализируя живые образцы высокой нравственности, патриотизма, трудолюбия, мастерства, верности долгу и т.д., воспитанник глубже и нагляднее осмысливает сущность и содержание социально-нравственных отношений. Особое значение имеет личный пример педагога-воспитателя.
Упражнение – это планомерно организованное выполнение воспитанниками различных действий, практических дел с целью формирования и развития их личности.
Стимулирование – это побуждение, толчок к мысли, чувству, действию. Соревнование в учебных заведениях сродни лучшим образцам соперничества спортивного. Главная задача педагога – не дать соревнованию выродиться в жесткую конкуренцию и в стремление к первенству любой ценой. Соревнование должно быть проникнуто духом товарищеской взаимопомощи и доброжелательности. Хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие ответственности и инициативы.
Поощрение – это сигнал о состоявшемся самоутверждении, потому что в нем содержится общественное признание того подхода, того образа действия и того отношения к действию, которые избраны и реализуются учащимся. Чувство удовлетворения, которое испытывает поощренный воспитанник, вызывает у него прилив сил, подъем энергии, уверенность в своих силах и, как следствие, сопровождается высокой старательностью и результативностью. Но самый главный эффект от поощрения – возникновение острого желания вести себя так и действовать таким образом, чтобы испытать это состояние психического комфорта как можно чаще. Педагогическая целесообразность поощрения возрастает при работе с воспитанниками несмелыми, застенчивыми, неуверенными в себе. В то же время поощрение не должно быть слишком частым, чтобы не привести к обесцениванию, ожиданию награды за малейший успех. Предметом особый заботы педагога должно быть недопущение раздела воспитанников на захваленных и обойденных вниманием. Важнейшее условие педагогической эффективности поощрения – принципиальность, объективность, понятность для всех, поддержка общественным мнением, учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Актуальность данной работы: с помощью интереса и на собственном опыте привить учащемуся тягу к истории России и развить патриотический фундамент. Тем более, что главной задачей учителей по ФГОС является дать качественное образование, то через личный интерес ученика эта задача упрощается.
Субъектом воспитательного процесса является учитель, а объектом – ученик.
Глава I. Развитее воспитания.
История насчитывает пять общественно-экономических формаций, определяемых различными типами производственных отношений между людьми: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, пост капиталистическая.
При первобытнообщинном строе классового деления не было. Все дети получали одинаковую трудовую подготовку: их обучали охоте, рыбной ловле, изготовлению одежды. Воспитание было призвано обеспечить существование людей, его цель – вооружать человека опытом выживания, т. е. знаниями и умениями, необходимыми в суровой повседневной жизни. Специальных воспитательных учреждений не было, школы лишь зарождались. Здесь способ производства и цель воспитания находятся между собой в согласии.
При рабовладельческом строе воспитание стало уже особой функцией государства. Появились специальные учреждения, занимающиеся воспитанием. Наличие двух классов привело к появлению различий в характере цели воспитания. Она становится дуалистической. Целью воспитания детей рабовладельцев была подготовка их к роли господ, наслаждающихся искусствами, приобщающихся к наукам. Они должны были вести захватнические войны с целью порабощения других народов и приобретения богатств, уметь защищать свои государства. В Спарте много влияния уделялось физическому воспитанию, военно-спортивным играм. В Афинах в программу воспитания входило и умственное (чтение, счёт, письмо), и эстетическое (музыка). Дети рабовладельцев воспитывались с презрением к рабам. Целью воспитания детей рабов была подготовка их к выполнению приказаний господ. Детей приучали к смирению и покорности. И здесь уровень развития производственных сил, характер производственных отношений диктуют именно эти, а не иные цели.
Классовый характер общества породил классовую дифференциацию целей воспитания. В соответствии с разными целями осуществлялась разная подготовка к жизни, формировалось разное мировоззрение, разная психология.
При феодализме цели воспитания остаются дифференцированными, так как остаются классы. Для детей феодалов существовала сословная система воспитания (рыцарская, духовная). Учебные заведения назывались сословными, так как учиться в них могли только дети представителей определённых сословий. Дети крестьян получали трудовое воспитание в процессе самого труда. Характер производственных отношений не требует от низших слоёв населения ни общей, ни специальной подготовки, поэтому раздвоение целей в этом обществе выражает не только классовую направленность целей в классовом обществе, но и зависимость их от способа производства.
Капиталистический строй характеризуется наличием двух классов – буржуазии и пролетариата. Характер развития производства, для которого требуются уже более образованные работники, вынуждает правящий класс создавать систему учебных заведений, дающих знания рабочим. Одновременно с этим буржуазия даёт хорошее воспитание своим детям, чтобы они были в состоянии осуществлять управление государством, направлять развитие экономики, общественных процессов. Создаётся сеть частных привилегированных учебных заведений. Классовая дифференциация, дуализм целей воспитания сохраняются, как сохраняется и общая зависимость целей от способа производства.
На смену раннему капитализму пришёл развитый капиталистический строй, называемый посткапиталистическим. Этот строй характеризуется более высоким уровнем развития производственных и общественных отношений.
Среди непреходящих целей воспитания есть одна, похожая на мечту, выражающая наивысшее предназначение воспитания, - обеспечить каждому человеку, появившемуся на свет, всестороннее и гармоническое развитие. Её отчётливую формулировку встречаем уже у философов и педагогов-гуманистов эпохи Возрождения, но корнями эта цель уходит в античные философские учения. В разное время в понятие всестороннего гармонического развития вкладывается различный смысл.
Более 70 лет наша отечественная школа развивалась под влиянием идей К. Маркса и Ф. Энгельса, которые считали, что при коммунизме, когда будут уничтожены классовые различия, не будет существенных различий между умственными и физическим трудом. Целью воспитания можно ставить воспитание всесторонне и гармонически развитого человека.
Глава II. Воспитание сегодня.
Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребёнка с учётом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придаёт «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к жизни, труду и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации. В законе об образовании сказано: «Образование служит решению задач формирования общей культуры личности, её адаптации к жизни в обществе, помощи в осознанном выборе профессии». Основными отличиями новой модели воспитания от социалистической являются деологолизация – освобождение от марксистской идеологии и политического давления на личность.
При разумном подходе должна сохраняться преемственность целей. Россия имеет свою, исторически сложившуюся, национальную систему воспитания. Менять её на какую-то другую бессмысленно. Сделать правильный вывод можно, только развив систему в соответствии с теми новыми целями и ценностями, которые стоят перед личностью и обществом.
Глубинная перестройка общества и школы, вызвавшая пересмотр и переориентацию целей воспитания, породила множество противоречий в определении конкретных задач воспитания.
Составными частями воспитания являются умственное, физическое, трудовое, нравственное и эстетическое воспитание. Аналогичные составные части выделяются уже в древнейших философских системах, затрагивающих проблемы воспитания.
Умственное воспитание вооружает обучаемых системой знаний основных наук. В ходе и в результате усвоения научных знаний закладываются основы научного мировоззрения. Мировоззрение – это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание. Оно предполагает глубокое понимание явлений природы и общественной жизни, формирование умения сознательно объяснить эти явления и определять своё отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работать, органически сочетая идеи с делами.
Сознательное усвоение системы знаний содействует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию склонностей и дарований. Задачи умственного воспитания следующие:
усвоение определённого объёма научных знаний;
формирование научного мировоззрения;
развитие умственных сил, способностей и дарований;
развитие познавательных процессов;
формирование познавательной активности;
развитие потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень общеобразовательной и специальной подготовки.
Большинство педагогов требуют постоянного обновления направленности образования с учётом быстро изменяющейся жизни и постоянно обновляющихся потребностей личности и общества.
Физическое воспитание – неотъемлемая часть почти всех воспитательных систем. Оно является историческим, одной из самых древних форм целенаправленного воспитательного воздействия на подрастающее поколение. Ещё в 5 веке до нашей эры Пифагор в своих гимназиях (школах) ввёл программу, в которую наряду с умственным развитием было включено и развитие тела. Физическое воспитание способствует выработке качеств, необходимых для успешной умственной и трудовой деятельности.
Задачами физического воспитания являются следующие:
укрепление здоровья, правильное физическое развитие;
повышение умственной и физической работоспособности;
воспитание нравственных качеств (смелости, настойчивости, решительности, дисциплинированности и т. д.);
формирование потребности в постоянных и систематических занятиях физкультурой и спортом;
формирование гигиенических навыков;
развитие основных двигательных качеств (силы, ловкость, выносливости и других).
Систематическое физическое воспитание начинается с дошкольного возраста, физкультура – обязательный предмет в школе.
Трудовое воспитание охватывает те аспекты воспитательного процесса, где формируются трудовые действия, складываются производственные отношения, изучаются орудия труда и способы их использования. Труд в процессе воспитания выступает и как ведущий фактор развития личности, и как способ творческого освоения мира, обретения опыта посильной трудовой деятельности в различных сферах труда, и как неотъемлемый компонент общего образования, в значительной мере центрирующий общеобразовательный учебный материал, и как столь же неотъемлемая часть физического и эстетического воспитания.
Трудовое воспитание включает в себя следующие задачи:
воспитание убеждённости в том, что трудовая деятельность на благо Родины является единственной формой морально оправданного существования человека;
воспитание потребности трудиться;
воспитание уважения ко всякому труду и к людям труда;
воспитание творческого подхода к любому труду.
Труд в школе, в том числе и познавательный, должен представлять собой целенаправленную, осмысленную, разнообразную деятельность, имеющую личностную и социальную направленность, учитывающую возрастные психофизиологические особенности учеников.
Нравственное воспитание – это специальное воспитание, целенаправленная деятельность воспитателей по формированию у учащихся определённых черт характера и привитию им норм и правил поведения, которые соответствуют нормам общества. В основе нравственного воспитания лежит мораль. Мораль – это нормы и правила общежития и поведения людей, определяющие их обязанности и отношения друг к другу и к обществу. Соблюдение этих норм и правил связано, прежде всего, с внутренними побуждениями, то есть нравственность – это внутренняя мораль, не показная, не для других, а для себя.
Непреходящие нравственные качества – честность, справедливость, порядочность, честь, совесть, уважение к старшим, гуманизм, патриотизм, уважение к государству, милосердие.
Эстетическое воспитание – ещё один базовый компонент цели воспитания и воспитательной системы, обобщающий развитие эстетических идеалов, потребностей и вкусов у воспитанников. Это целенаправленный и планомерный процесс развития у учащихся:
эстетических знаний;
эстетического восприятия, то есть способностей воспринимать прекрасное в природе, искусстве, окружающей жизни;
эстетического вкуса – способности оценивать прекрасное, отделять истинно прекрасное от неэстетического;
стремления к посильному проявлению себя в искусстве, к внесению себя в окружающую жизнь. Сферой эстетического становления личности становится искусство, природа, межличностные отношения.
Специфическим аспектом эстетического воспитания выступает выявление и развитие у школьников таланта, дарований и творческих способностей в различных областях искусства.
Школа не продвинется вперёд на пути гуманизации до тех пор, пока предметы художественного цикла не займут достойного места в образовательном процессе, пока не пойдут от них лучи человеческой доброты и красоты, душевности и духовности на все остальные предметы, на всю жизнь школы.
В настоящее время перед педагогической наукой и практикой появились и другие проблемы, заслуживающие ввода их в систему задач воспитания. Это экологическое воспитание, формирование политической культуры, правовой культуры, экономической культуры.
К. Гельвеций, французский материалист, утверждал, что в основу воспитания должна быть положена «единая цель». Эта цель может быть как стремление к благу общества, то есть к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Задача воспитателя – «раскрыть их (граждан) сердца для гуманности, а их ум для истины и сделать, наконец, из них граждан … здравомыслящих и чувствующих людей … сформировать патриотов, прочно связать в сознании граждан идею личного блага с идеей блага национального».
Глава III. Выбранная виды, стиль и парадигма воспитания.
Парадигма социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье) ориентируется на приоритет социума в воспитании человека. Ее сторонники предлагают корректировать наследственность с помощью формирования соответствующего социокультурного мира воспитуемого, «То, что мы знаем, ограничено, а что не знаем бесконечно» Лаплас.
1.Виды воспитания.
Школьное воспитание — это организация учебной деятельности и жизни детей в условиях школы. В данных условиях важное значение имеет личность учителя и позитивный характер общения с учениками, образовательно-воспитательная и психологическая атмосфера занятий и отдыха. А также внеучебная воспитательная работа, включающая в себя поддержание школьных традиций и праздников, организацию самоуправления.
Внешкольное воспитание предполагает, что решение вышеозначенных задач осуществляется внешкольными образовательно-воспитательными учреждениями, организациями и обществами. К ним относятся центры развития, дома творчества детей и другие учреждения.
2. Стиль воспитания.
Демократический стиль воспитания характеризуется определенным распределением полномочий между педагогом и воспитанником в отношении проблем его обучения, досуга, интересов и пр. Педагог старается принимать решения, советуясь с воспитанником, и предоставляет ему возможность высказывать свое мнение, отношение, делать самостоятельно выбор. Часто такой педагог обращается к воспитаннику с просьбами, рекомендациями, советом, реже — приказывает. Систематически контролируя работу, всегда отмечает положительные результаты и достижения, личностный рост воспитанника и его просчеты, обращая внимание на те моменты, которые требуют дополнительных усилий, работы над собой или специальных занятий. Педагог требователен, но одновременно справедлив, во всяком случае старается таковым быть, особенно в оценке действий, суждений поступков своего воспитанника. В общении с людьми, в том числе и с детьми, всегда вежлив и доброжелателен.
Демократический стиль может на практике реализоваться в системе следующих метафор: «Равный среди равных» и «Первый среди равных».
Первый вариант — «Равный среди равных» — это стиль отношений между воспитателем и воспитанником, в рамках которого педагог в основном выполняет необходимые обязанности по координации действий воспитанника в организации его учебной деятельности, самообразования, досуга и пр., учитывая его интересы и собственное мнение, согласовывая с ним на правах «взрослого» человека все вопросы и проблемы.
Вторая позиция — «Первый среди равных» — реализуется в отношениях между педагогом и воспитанником, в которых доминирует высокая культура деятельности и отношений, большое доверие педагога к воспитаннику и уверенностью правильности всех его суждений, действий и поступков. В этом случае педагог признает право на автономию и в основном видит задачу в координации самостоятельных действий ученика и оказании помощи при обращении к нему самого воспитанника.
Гуманистическое воспитание опирается прежде всего на учет личностных и индивидуальных особенностей воспитанника. Задачей воспитания, базирующегося на идеях гуманизма, является помощь становлению и совершенствованию личности воспитанника, осознанию им своих потребностей и интересов. В процессе воспитательного взаимодействия педагог должен быть нацелен на то, чтобы узнать и принять воспитанника таким, каков он есть, помочь осознать цели развития (процесс самоактуализации человека) и способствовать их достижению (личностный рост), не снимая при этом меру ответственности за результаты (оказывая помощь в развитии). При этом воспитатель, даже если это как-то ущемляет его интересы, организует процесс воспитания с максимальным удобством для воспитанника, создает атмосферу доверия, стимулирует деятельность последнего по выбору поведения и решению проблем.
Вывод:
Исходя из выбранных критериев воспитания, можно сделать следующие выводы: с помощью взятых методов работа учащихся стимулируется, например, при внеурочной деятельности идет дискурс на актуальные исторические проблемы, подготовка домашнего задания проходит тщательней. Уроки проходят интересней, ребята задают вопросы, на которые сами находят ответы, с помощью учителя формируют логические цепочки, приводящие к ответам. Учитель поощряет эти выводы положительной оценкой, у учащихся возникает чувство удовлетворенности, прививается интерес к истории, формируется историческая база. Опрос проходит в форме приятной беседы. На примерах подвигов советских солдат, возникает стимул быть похожими на героев. Учитель прививает значимость здорового образа жизни на собственном примере, помогает в достижении результатов в спортивной деятельности.
Патриотическое воспитание направлено на распространение среди учеников конституционных и правовых норм, государственной политики, патриотических идей, утверждение в сознании чувства долга, чести, совести, любви к Родине, гордости за Отечество, готовности к его защите. Оно предполагает непримиримость к проявлениям национализма, шовинизма, сепаратизма, национального эгоизма. Учитель должен помочь ребятам развить правильную позицию патриотизма , при формировании базы.
Автор считает, что при созданий условий направленных на достижение эффективной системы патриотического воспитания, исследованных и описанных в данной работе, достигается значительный результат в формировании личностных качеств ученика.
Список литературы :
Бабанский Ю.К. Педагогика. М. 1990. – с. 145
Ильина Т.А. Педагогика. М. 1994.-
Лихачев В.Т. Педагогика. М. 1993.- с. 55
Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1997.