СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия эффективного применения наглядности на уроках в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наглядность выступает одним из компонентов целостной системы обучения, которая может помочь младшему школьнику качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне. Опора на принцип наглядности на уроках в младших классах активизирует познавательную деятельность учащихся, вследствие чего использование наглядности в образовательном процессе начальной школы является целесообразным.

Просмотр содержимого документа
«Условия эффективного применения наглядности на уроках в начальной школе»

Уровень усвоения программного материала, а, следовательно, и эффективность обучения существенно зависят от использования на уроках различных средств наглядности. При определенных условиях использование наглядных пособий не только не мешает развитию абстрактного мышления учащихся, но и способствует развитию у учащихся важнейших мыслительных операций. Как показывает практика, эффективность использования средств наглядности в учебном процессе достигается при определенных условиях и зависит от характера самих наглядных пособий.

Наглядные учебные пособия бывают:

              плоскостные и объёмные изображения предметов и явлений, образовываемые для целей обучения;

              производственные и природные объекты в их естественном либо препарированном виде.

B зависимости от дидактических функций отличают такие виды наглядности как:

              естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые); ее функция - познакомить учеников с настоящими объектами природы.

              экспериментальная наглядность (явления испарения, таяния льда); обязанность: познакомить с явлениями и процессами в процессе опытов, наблюдений.

              картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); обязанность: ознакомить с какими-либо фактами, предметами, явлениями через их описание.

              объемная наглядность (макеты, муляжи, геометрические фигуры); обязанность: познакомить с теми предметами, где объемное, а не плоскостное изображение занимает место в восприятии.

              звуковая наглядность (грамзаписи, магнитофонные записи, радио); обязанность: повторение звуковых образов.

              символическая и графическая наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы); обязанность: формирование абстрактного мышления, познакомит с условно-обобщенным, символическим отображением реального мира.

              смешанная наглядность - учебный звуковой кинофильм; обязанность: изображение в большей степени полного живого отображения действительности.

Для эффективного применения наглядных методов обучения необходимо соблюдать условия:

1. Использование наглядности должно соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям развития обучающихся. Большинство младших школьников находятся на дооперационном уровне интеллектуального развития. Это уровень наглядно-образного мышления, поэтому в начальной школе результат запоминания лучше при опоре на наглядный материал. Кроме того, восприятие в этом возрасте у учащихся тесно связано с эмоциями. Внимание младших школьников привлекается ярким, образным, наглядным материалом, живым и эмоциональным изложением. Ребенок обращает внимание на то, что возбуждает его чувства, интерес.

2. Использование различных видов наглядности. В начальных классах используются различные виды наглядности:

  1. естественная наглядность (растения, животные, полезные ископаемые);

  2. экспериментальная (явления испарения, таяния льда);

  3. картинная и картинно-динамическая наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино);

  4. объемная (макеты, муляжи, геометрические фигуры);

  5. звуковая (грамзапись, магнитофонные записи, радио);

  6. символическая и графическая (чертежи, схемы, карты, таблицы);

  7. смешанная наглядность – учебный звуковой кинофильм;

  8. театрализация, средства игровых технологий и т.д.

3. Реализация наглядности на основе использования медиа-технологий.

Современные средства обучения на основе медиа технологий имеют уникальные свойства и функции наглядности, которые способны изменить весь процесс обучения в начальной школе. Цифровые образовательные ресурсы позволяют объединять огромное количество изобразительных, звуковых, условно-графических, видео и анимационных материалов. Использование современных информационных технологий обучения позволяет широко применять графику, видео, анимацию и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет рамки применения принципа наглядности. Это позволяет понятнее передавать информацию обучаемому, увеличивает объем информации, которая сообщается на учебном занятии, облегчает ее понимание, способствует развитию интуиции, образного мышления.

4. Реализация наглядности посредством игровых технологий.

Обеспечению наглядности в образовательном процессе начальной школы и активизации познавательной деятельности обучающихся способствует применение игровых технологий. Игровые технологии – обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса.

Варианты реализации игровых технологий:

1) Организация игровых образовательных сессий.

2) Организация длительных образовательных игр.

3) Использование дидактических игр в рамках урока.