СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Условия инклюзивного образования в дошкольной образовательной организации»

Условия инклюзивного образования

в дошкольной образовательной организации


Термин «инклюзивное образование» появился в Соединенных Штатах в конце прошлого столетия и обозначает активное участие каждого ребенка в совместном образовательном процессе. Слово латинского происхождения inclusion имеет значение «включение». В 1994 г. на Всемирной конференции по образованию лиц с особыми потребностями в Испании термин «инклюзия» получил всеобщее признание и таким образом стал интернациональным.

В современном понимании инклюзия – это процесс признания разнообразия потребностей всех участников образовательного процесса и создание условий для их удовлетворения.

Инклюзивное образование – образование, которое каждому индивиду, несмотря на возможно имеющиеся у него физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные, языковые, национальные или другие особенности, предоставляет возможность быть вовлеченным в совместный процесс обучения и воспитания (развития и социализации), что затем позволяет взрослеющему человеку стать равноправным членом общества, существенно снижает риски его сегрегации и изоляции.

Вместе взрослея, дети учатся принимать собственные особенности и учитывать особенности окружающих их людей. Основная идея инклюзии – это концепция «включающего общества», которая предполагает такую трансформацию общества и его социальных институтов, чтобы они способствовали включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья). При этом подразумевается такое изменение институтов, чтобы это включение способствовало интересам абсолютно всех членов общества, росту их самостоятельности (включая лиц с ОВЗ), обеспечению равенства их прав.

В нашем государстве осуществление прав детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач национальной политики в области образования, что находит отражение в новом законе «Об образовании в РФ», вступившем в силу в 2013 г. Все без исключения русские дети имеют право на качественное общее и профессиональное образование, что способствует их успешной социализации, полноценного участия в жизни государства, эффективной самореализации в различных направлениях профессиональной и социальной деятельности.

В специальной литературе продолжаются дискуссии о сущности инклюзивного образования, о его ведущих принципах и особенностях в различных регионах мира (С. О. Брызгалова, Н. Н. Малофеев, Н. М. Назарова). По результатам сравнения разных точек зрения можно выделить следующие общественно признанные принципы инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях:

- Принцип индивидуального подхода представляет собой выбор различных форм, методов, методик и средств обучения и воспитания с обязательным учетом индивидуальных образовательных потребностей каждого из детей группы. Индивидуальные программы развития ребенка создаются на основе диагностики функционального состояния ребенка на данный момент и предполагают разработку индивидуальной стратегии развития конкретно взятого ребенка. Индивидуальный подход представляет собой не только внешнее формальное внимание к потребностям ребенка, но и дает ребенку возможность реализовывать свою индивидуальность на всех этапах развития.

- Принцип поддержки самостоятельной активности ребенка. Необходимым условием успешности внедрения инклюзивного образования является создание условия для самореализации ребенка. Реализация этого принципа на практике решает задачу формирования социально активной личности, которая является субъектом собственного развития и общественно значимой деятельности. Когда активность находится целиком и полностью на стороне окружающих ребенка взрослых, которые заботятся о нем, пологая, что его особенности не могут позволить ему реализовывать свои потенциальные возможности, формируется «выученная беспомощность», феномен, когда ребенок всегда ожидает внешней инициативы, сам оставаясь пассивным. То же может произойти с родителями детей с ОВЗ. Родители могут рассчитывать на помощь или активно добиваться льгот от государства, игнорируя свои возможности участвовать в общественной жизни.

- Принцип активного включения в образовательный процесс всех его участников предполагает создание условий для понимания и принятия друг друга для достижения целенаправленного плодотворного взаимодействия на основе гуманистического подхода. - Принцип междисциплинарного подхода. Разнообразие индивидуальных психофизиологических особенностей детей требует комплексного, междисциплинарного подхода специалистов к установлению и разработке форм, методов и средств воспитания и обучения. Педагоги (воспитатель, логопед, социальный педагог, психолог, дефектолог), работающие в группе, регулярно проводят диагностику детей и в процессе коллективного обсуждения составляют план образовательной деятельности, направленный как на конкретного ребенка в частности, так и на группу в целом.

- Принцип вариативности в организации процессов обучения и воспитания. Включение в состав инклюзивной группы детей с различными особенностями индивидуального развития предполагает обязательное наличие вариативной коррекционно - развивающей среды, т.е. необходимых развивающих и дидактических пособий, средств обучения, безбарьерной среды, вариативной методической составляющей обучения и воспитания, возможности использования специалистом разнообразных форм, методов и средств работы, как по общей, так и специальной педагогике.

- Принцип партнерского взаимодействия с семьей. Усилия педагогов будут результативными, только в том случае, если они будут поддерживаться родителями, понятны им и соответствуют потребностям семьи. Задача специалиста – установить прочные доверительные партнерские отношения с родителями или близкими родственниками ребенка (или опекунами), внимательно относиться к пожеланиям родителей, прислушиваться к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку и развитие ребенка.

- Принцип динамического развития образовательной модели детского сада. Модель детского сада может изменяться в течение времени, включая новые структурные подразделения, специалистов, развивающие формы, методы и средства. На современном этапе развития инклюзивного образования необходимо использовать тот опыт интегративного образования, который сложился на данный момент времени, на специализированные учреждения, которые имеют опыт работы с детьми с особенностями развития, сформированный штат педагогов, ими созданы специальные условия и методики воспитания и обучения, учитывающие индивидуальные особенности детей. Должен быть составлен план специальных мероприятий по налаживанию взаимодействия между общеобразовательными и специализированными учреждениями, осуществления преемственности данных образовательных организаций.

В современной образовательной ситуации мы сталкиваемся сейчас с самыми разнообразными начальными условиями внедрения инклюзивного образования. Инклюзивное образование является естественным продолжением существующей программы интегрированного образования и учитывает уже созданные на настоящий момент условия. На сегодняшний день для инклюзивного образования в нашей стране существуют следующие стартовые условия:

- Детские сады компенсирующего вида – дети одной категории, специалисты, специально созданная коррекционно-развивающая среда.

- Детские сады комбинированного вида – совокупность детей разных категорий и детей с нормальным развитием, специалисты, специально созданная коррекционно-развивающая среда.

- Детские сады, в которых созданы службы (Лекотека, Службы раннего развития, Консультативный пункт) – дети разных категорий, специалисты, коррекционно-развивающая среда.

- Массовые детские сады с группами кратковременного пребывания: «Особый ребенок», – дети разных категорий и специалисты.

- Массовые детские сады, с созданными в них инклюзивными группами – специалисты, включенные в штатное расписание дошкольной общеобразовательной организации – на сегодняшний день не существует юридических документов, регламентирующих деятельность инклюзивных групп, в том числе и присутствие специалистов в штатном расписании.

Для реализации инклюзивной практики в ДОО компенсирующего вида возможны различные формы инклюзивного образования. Для категорий детей со сложной структурой дефекта необходима разработка форм социальной инклюзии – создание на базе дошкольной образовательной организации дополнительных образовательных услуг, куда могут привлекаться дети возрастной нормы, проведение мероприятий по включению семей с детьми со сложной структурой дефекта в социальные программы населенного пункта (посещение театров, музеев, выставок, цирка, концертов, организация конкурсов, фестивалей, в которых могут участвовать дети, создание детско-родительских клубов и т.д.).

В дошкольной образовательной организации комбинированного вида создаются группы, которые являются аналогом инклюзивной группы. Для данного варианта реализации необходимо законодательно определить штаты, финансирование, специальные образовательные программы. Все остальные действия по реализации инклюзии можно проводить по аналогии с дошкольными образовательными организациями компенсирующего вида.

В тех ДОО, где уже созданы службы, можно реализовывать модель на основе предоставления вариативных условий для разных категорий детей. В зависимости от образовательных потребностей такая дошкольная образовательная организация может предлагать семьям различные условия: индивидуальные формы работы с детьми, группы кратковременного пребывания, детско-родительские группы, консультативный пункт для родителей, группы для родителей. Такая модель изначально предполагает учет индивидуальных образовательных потребностей детей и создание вариативных условий в соответствии с ними. В таком саду, благодаря состоящих в штате нужных специалистов, обеспечено медико-психологопедагогическое сопровождение детей и их родителей.

Дошкольные образовательные организации с группами кратковременного пребывания «Особый ребенок» и др. приближены по модели к ДОО со службами, поскольку также предлагают вариативные образовательные услуги с учетом образовательных потребностей детей. Самое важное, что для данных групп предусматриваются педагоги, способные удовлетворить образовательные потребности всех детей. Инклюзия в таких ДОО происходит посредством участия детей в общих мероприятиях учреждения, взаимных посещений групп детей друг другом, включению детей с нормальным развитием на занятиях по дополнительному образованию детей с ОВЗ в подгруппах.

Детские сады, в которых создаются инклюзивные группы, могут взять в штат специалистов, которые будут удовлетворять образовательные потребности детей с ОВЗ. Сама инклюзивная группа должна реализовывать различные разноуровневые образовательные программы, и, в том числе, программы направленные на социализацию детей.

Детские сады, где присутствует по 2– 3 ребенка с ОВЗ, которые ввиду различных причин не могут организовать инклюзивные группы, могут воспользоваться услугами специалистов, предоставляемых Ресурсными центрами, ППМС центров, специалистов специализированных дошкольных учреждений, которые могут обеспечить консультирование этих ДОО по вопросам диагностики и разработки адоптированных образовательных программ для детей с ОВЗ.

В процессе принятия решения о реализации инклюзивной практики в конкретном образовательном учреждении должны быть приняты во внимание следующие условия:

- Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, готовых поступить в дошкольную образовательную организацию.

- Психофизическая готовность руководителя и специалистов образовательной организации к реализации инклюзии, включающая в себя знание основных принципов, ценностей, целей, задач, методик и средств реализации инклюзивной практики и согласие с ними.

- Наличие в штате необходимых специалистов (дефектологов, психологов, логопедов, тьюторов, медицинских работников) или договоренности о психолого - медико - педагогическом сопровождении детей с ОВЗ специалистами.

- Создание необходимых специальных условий развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной и коррекционно - развивающей среды.

- Возможность повышения квалификации и переквалификации педагогов. После принятия решения происходит начало инновационной педагогической деятельности.

Задачи инклюзивной дошкольной образовательной организации:

– создание уютного, комфортного пространства для всех;

– создание предметно - практической развивающей среды, способствующей гармоничному развитию личности;

– формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения;

– создание в ДОО педагогической системы, главной ценностью которой являются потребности ребёнка и его семьи.

Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, создавая безбарьерную среду, организуя их в единое сообщество – формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих целенаправленный образовательный процесс.