СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия прорастания семян

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала на тему «Условия прорастания и значение семян» рассчитан на 1 час и проводится в 6 классе по программе и учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология». Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс. Для экономии времени в течении урока каждый заполняет технологическую карту.

Просмотр содержимого документа
«Условия прорастания семян»


Тема урока:

Условия прорастания и значение семян

Евсеева Надежда Михайловна,

учитель биологии

МБОУ «Челкасинская ООШ» Урмарского района Чувашской Республики


Аннотация к уроку. Урок изучения нового материала на тему «Условия прорастания и значение семян» рассчитан на 1 час и проводится в 6 классе по программе и учебнику И. Н. Пономаревой, О. А. Корниловой, В. С. Кучменко «Биология». Урок проводится в кабинете биологии с использованием ИКТ. Мультимедийная презентация состоит из разнообразных источников информации, что позволяет в значительной степени оптимизировать образовательный процесс. Для экономии времени в течении урока каждый заполняет технологическую карту.


Цель урока: сформирование представлений об условиях прорастания и о значении семян.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Добиться усвоения учащимися знаний об условиях прорастания семян,

  • Расширить представление учащихся о значении семян для растения, животных, человека.

Развивающие:

  • Развивать учебно-интеллектуальные умения и навыки (анализ, синтез, логика).

  • Развивать умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, навыки проведения эксперимента, умение наблюдать, фиксировать результаты, формулировать выводы

Воспитательные:

  • Воспитывать культуру общения, умение слушать и слышать.

  • Воспитывать умение воспринимать и оценивать другого человека..

  • Планируемый результаты (для учащихся):

  • Личностные: осознание ценности биологического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

  • Метапредметные: умение организовывать свою работу на уроке, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализзировать и отбирать нужную информацию; умение использовать таблицы, карты, схемы, ЭОР, ПК; умение взаимодействовать с одноклассниками и работать в коллективе; умение ориентироваться в окружающем мире.

  • Предметные: усвоение понятий «холодостойкие», «теплолюбивые», «глубина заделки семян»; овладение умениями читать и составлять, таблицы, схемы, рисунки по разнообразию организмов и насыщенности ими природных пространств; развитие способностей делать выводы.


Универсальные учебные действия:

  • Личностные: осознать единство и целостность окружающего мира.

  • Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

  • Познавательные: извлекать информацию об особенностях условий прорастания семян, выявить их роль в природе и жизни человека, научиться работать с текстом учебника,с таблицами, схемами, рисунками делать анализ и отбор информации, добывать новые знания из источников ЭОР, перерабатывать информацию для получения необходимого результата, формировать познавательные интерес и мотивизацию к посадке семян. Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.



Оборудование: компьютер, проектор, компьютерная презентация к уроку, коллекция семян и проросшие семена пшеницы.


Ход урока.


    1. Организационный момент. Формулировка цели.

Здравствуйте, ребята. Чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю вам прослушать отрывок стихотворения и самим определить его:

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз
Но почему же, спросите вы,
не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
“Для прорастания семян
Условия нужны!

О чем идет речь?

Предполагаемый ответ: об условиях прорастания семян


Как же мы назовем наш сегодняшний урок?

Предполагаемые ответы: Условия прорастания и значение семян

(Дети записывают тему урока в тетрадь)


Ребята, продолжите, пожалуйста, фразу: «Сегодня на уроке мы…».

Предполагаемые ответы: Мы должны узнать условия прорастания семян, значение семени для самого растения, для животных и для человека.


    1. Изучение нового материала.

Ребята, а как вы думаете, какие условия необходимы для прорастания семян?

Предполагаемые ответы: вода, свет, тепло и т.д.


Мы в своей школе провели исследовательскую работу:

  1. Эксперимент, доказывающий необходимость воды и воздуха для прорастания семян.


Ход эксперимента:


1.В три широких колбы положили семена фасоли и зерновки пшеницы.

2. Семена в одной из колб оставили сухими (соответственно к ним есть доступ воздуха, но нет влаги), в другую колбу налили немного воды, так чтобы она частично покрывала семена (эти семена имеют доступ воздуха и влагу), третью заполнили водой до краев (то есть семена имеют достаточно влаги, ноне имеют воздуха).

3.Все колбы поставили в теплое место.

4. Через 5 дней посмотрели на результат.


В ходе проведения эксперимента были получены следующие результаты:

Семена в сухой пробирке не проросли (остались без изменения); семена в пробирке, до верху наполненной водой, набухли, но не проросли; семена, частично залитые водой, набухли и проросли.

Вывод №1. Для прорастания семян необходима вода и воздух.


  1. Эксперимент, доказывающий необходимость определенной температуры для прорастания семян.


Ход эксперимента:


  1. В две колбы положили смена фасоли и налили небольшое количество воды (так, чтобы она слегка прикрывала семена, но оставляла доступ воздуха).

  2. Поставили одну колбу в теплое место, а другую в холодильник.

  3. Через 5 дней посмотрели на результат.

Семена, которые находились в тепле, проросли, а семена, находившиеся в холодильнике, не проросли.

Вывод №2 Для прорастания семян нужна определенная температура.

Одним растениям нужно много тепла, другим мало. Например, семена огурцов, тыквы прорастут при температуре +15, +18 градусов, а семена перца при + 25. Семена гороха, редиса, укропа сходят при температуре +2, +5. Эти особенности семян учитываются при определении сроков посева. Растения, семена которых при прорастании требуют высокой температуры, называют теплолюбивыми, а прорастающие при низких температурах – холодостойкими.

Схема «Типы растений по отношению к температуре» (записывают в тетради)

III. Эксперимент, доказывающий необходимость наличия питательных веществ, содержащихся в семядолях, для полноценного развития проростка.


Ход эксперимента:


1. Взяли набухшие семена фасоли. У трех семян удалили по одной семядоле, у трех – полторы семядоли (оставим только половину одной из семядолей). А три семени оставили целыми.

2. Посадили семена в стаканы для рассады с песком и пометили, чтобы не перепутать.

3. В течение 22 дней проводили наблюдение.


В третьем эксперименте первые проростки наблюдались уже через 4 дня в стаканчиках с одной семядолей, через 6 дней начали появляться проростки с половиной семядолей. На седьмой день показались проростки с двумя семядолями. Через десять дней появились первые настоящие листья у проростков с одной семядолей, на двенадцатый день у проростков с половиной семядолей, а у проростков с двумя семядолями только на пятнадцатый день.

Через неделю после появления настоящих листьев у растений с двумя семядолями было замечено, что растения с одной и с половиной семядолями значительно отстают в росте, у них более мелкие листья и тонкий стебель. У растений с двумя семядолями листья наиболее крупные, стебель толстый и высокий.

Вывод № 3 Чем больше питательных веществ, тем крупнее проросток.


Задание №1 для учащихся:

У вас на столах проросшие и сухие семена пшеницы прошлого и нынешнего года. Сравните их, найдите отличие и сделайте вывод.

( Из крупных семян выросли крупные сильные проростки, а из мелких – наоборот, маленькие и хилые. Проросток расходует питательные вещества во время роста.

Поэтому для посева надо брать крупные семена.


Можно, однако, посеять семена своевременно, но не глубоко заделать их в почву. Тогда они высохнут под жаркими лучами весеннего солнца. А если семена окажутся слишком глубоко в почве, всходы будут плохие. На большой глубине проросткам не хватает воздуха; молодым побегам трудно пробиться на поверхность. Поэтому высевать семена надо на определенную глубину.

Задание №2: Прочитайте по учебнику на стр. 45 о глубине заделки семян и определите, какие семена на какую глубину нужно сеять.

Вывод № 4 Глубина заделки семян – один из самых важных факторов посева семян.


Задание №3: Используя коллекцию семян разделите их на три группы: мелкие, средние, крупные.


Ребята! Созданы все условия для прорастания семян. А семена не проросли. Как вы думаете, почему?

Вывод № 5 Прорасти и дать начало новому растению способны только семена с живым зародышем.


Теперь настало время сделать вывод (Слушаем стихотворение)

Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз

Но почему же, спросите вы,
не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
“Для прорастания семян
Условия нужны!”

И первое, конечно же
Наличие воды,
А во-вторых,
Тепло,
Будь хоть зима, хоть лето
И воздух, чей состав так сложен
Для прорастания им нужен.

И если все это сложить
Вода, тепло и воздух
Немного времени
Немного времени,
И с вами, увидим, как семя
Такой знакомый человеку
Зеленый маленький листочек
Покажет тоненькую ручку,
Как листики с кленовых почек.

Физкультминутка.


Ветер дует нам в лицо, -руками машет себе в лицо

Закачалось деревцо –руки верх и качаемся

Ветер тише, тише, тише, -медленно присядем

Деревцо все выше, выше, -медленно встаем, поднимаемся на носочки, руки вверх.


Ребята, как вы считаете, имеем ли мы с вами знания, необходимые для того, чтобы изучить вопрос о значении семян. Нам осталось только обобщить и дополнить имеющуюся информацию.


Ответы детей.

По мере обсуждения дети заполняют схему:


Значение семени



Для самого растения Для животных Для человека



Ребята, какой вывод мы сделали на основании изучения строения семян и их прорастания?

Предполагаемый ответ: Семя необходимо для размножения растений.

Значит, семя – орган генеративного размножения растений

Прорасти может только семя с живым зародышем

(дети записывают в тетрадь)

Продолжаем разговор о значении семян для самого растения. Как вы считаете, для чего еще растению необходимы семена?

Для того, чтобы вам легче было ответить на этот вопрос, я предлагаю вам подумать над таким вопросом:

Мангровые деревья растут на полосе ила на побережье тропических морей. Их семена прорастают внутри плода прямо на ветке, падая, втыкаются длинным корешком в ил и прорастают там, рядом с материнским растением. Как вы считаете, выгодно ли это растению?


Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить.


Предполагаемый ответ:

Семена падают рядом с материнским растением. Молодые растения будут плохо прорастать, их будут затенять взрослые деревья. Возникнет конкуренция между растениями, им не будет хватать места, корни плохо будут развиваться и т. п.

А почему этого не происходит у многих других растений?

Какой вывод о значении семян можно сделать на основании ваших рассуждений.


Послушайте стихотворение:

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море –

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

/на нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло.

И. Н. Епишева

Как же семена попали на этот остров?

Я предлагаю вам каждому индивидуально, не обсуждая в группе, поставить стрелочки соответствия между способом размножения и теми плодами, которые изображены в таблице в ваших технологических картах.

Предполагаемый ответ:

Семена других растений распространяются.

Предполагаемый ответ:

Семена необходимы растению для расселения.

Дети записывают вывод в своих схемах.

Задание №4

Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы?

(см. технологическую карту)

Задание № 5.Сопоставьте особенности строения плодов и способ их распространения (см. технологическую карту)

Давайте посмотрим, что у вас получилось? С помощью какого фактора распространяются плоды одуванчика и клена?

Дети делают предположения, но, как правило, затрудняются ответить.


Какие приспособления у них имеются для этого?

Предполагаемый ответ: Для это они имеют крылышки или парашютики.


Как вы считаете, ребята, далеко ли они могут улететь?

(Крылатые плоды березы могут улетать от материнского растения на 1,6 км. А крылатки клена – на довольно небольшом расстоянии – всего 900 м. Плоды одуванчика улетают от материнского растения на огромные расстояния. )


Как распространяются плоды гороха и недотроги?


Предполагаемый ответ : У данных растений самораспространение.

А как будет распространяться плод кокосовой пальмы, ведь он не имеет ни парашютиков, ни крылышек, да и выстреливать свои семена не умеет. Тем ни менее распространяется далеко от того острова, на котором находится материнское растение? Какие приспособления имеет данный плод?

Предполагаемый ответ:

Плоды кокосовой пальмы распространяются с помощью воды. Для этого они имеют полости внутри.


А как на наших грядках появляются баклажаны, томаты, огурцы?


Предполагаемый ответ: Их высаживает человек.

Как распространяются плоды череды, гравилата?


Отгадайте загадку:

Под забором у края степей
Сладко спал одинокий репей
Спал и видел чудесные сны,
Как он вцепится в чьи-то штаны… Валентин Берестов

Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью?


Предполагаемый ответ: Животными и человеком

Какие приспособления помогут лопуху сделать сон явью?

Предполагаемый ответ: Крючки, шипы и т. п.

Как переносятся данные плоды животными?

Предполагаемый ответ: Данные плоды переносятся животными на наружных покровах.


Какие еще растения расселяются с помощью животных?

Дети находят еще рябину и вишню

А какой способ переноса животными у этих плодов?

Предполагаемый ответ: Сочная оболочка плода

Предполагаемый ответ: В пищеварительной системе. Семена не перевариваются.

Молодцы!

Ребята, посмотрите, какую интересную иллюстрацию я нашла.

Помогите мне понять, в чем смысл данного рисунка?

Дети предполагают, что семена данных растений распространяются муравьями.

Правильно, у этих семян имеются жировые придатки

Ребята, а как распространяются орехи лещины, желуди дуба?

Предполагаемый ответ: Тоже животными.

Семена рябины не перевариваются в пищеварительном тракте, плоды лопуха переносятся на наружных покровах. А как могут расселять животные те растения, у которых съедаются сами семена?


Предполагаемый ответ: Животные, делая запасы, теряют плоды этих растений.


Ребята, скажите, а что привлекает животных в данных плода и семенах?


Предполагаемый ответ: Запас питательных веществ в эндосперме или в семядолях.

Какой можно сделать вывод о значении семян для животных?

Дети делают вывод о том, что семена являются кормом для животных и записывают их в свои схемы.

А где семена может использовать человек?

Предполагаемый ответ: для питания, в медицине.

Закрепление изученного материала.

Вставьте пропущенные слова:

Семена прорастающие при низких температурах называются _________________, а при высоких- __________________. Семена прорастают при ________________ зародыше. Человек использует семена для _________________. Для самих растений они необходимы для ___________ и _______________.

Рефлексия

  1. Что нового мы сегодня узнали?

  2. Что для этого сделали?

  3. Где могут пригодится полученные знания?

Выставление оценки за работу на уроке

- Сейчас, ребята, я попрошу вас оценить вашу работу на уроке.

Возьмите оценочные листы, вначале выставьте оценку за работу на уроке сами себе. А затем передайте ее по кругу, пусть ваши одноклассники тоже оценят вашу работу. Когда лист вернется назад к вам, вы сможете сравнить свою оценку с оценкой товарищей и выставить окончательную оценку.

Затем эти листы вы передадите мне.

Домашнее задание. Параграф 11, 12; повторить схемы по технологической карте; объясните смысл поговорок:


Дополнительный материал.

( предлагается объяснить смысл поговорок)


  • От доброго семени – добрый всход

  • Каково семя, таково и племя

  • От худого семени не жди доброго племени.

  • По семенам и всходы

  • Что посеешь, то и пожнешь.

Литература.

1.Калинина А. А. Поурочные разработки по биологии.- Москва: ВАКО, 2005.

2. Пономарева И. Н. Биология 6 класс.- Москва: Вентана-Граф, 2005.

3.Арцев М. Н. Учебно-исследовательская работа учащихся // Завуч для администрации школ – 2005.-№6.-С.



Технологическая карта.


Тема урока:_____________________________________________________


Растения дают нам жизнь
Об этом знают даже дети
Но как же появляются
Растения на свете?

Вырастают они из семян,
Что мы видели с вами не раз
Но почему же, спросите вы,
не прорастают они каждый раз?

Ответ мой будет очень прост
Найдете в книге вы:
“Для прорастания семян
Условия нужны!


Схема 1.


Схема 2.



Задание № 1.

У вас на столах семена пшеницы прошлого и нынешнего года. Сравните их, найдите отличие и сделайте вывод.


Вывод:



Задание №2. Прочитайте по учебнику на стр. 45 о глубине заделки семян и определите, какие семена на какую глубину нужно сеять и внесите данные в таблицу:


Глубина заделки семян

Группы




Размер семян




Название растений





Задание №3: Используя коллекцию семян разделите их на три группы: мелкие, средние, крупные, и определите каким растениям они принадлежат.





Схема 3.


Значение семени


Для самого растения Для животных Для человека











Послушайте стихотворение:

В далеком, далеком туманном просторе

Средь волн океанских стоял островок.

Кругом волновалось безбрежное море –

На север, на запад, на юг, на восток.

А остров был голый и очень печальный,

/на нем никогда ничего не росло.

Но раз из страны экзотической, дальней

Десяток семян на него занесло.

И. Н. Епишева



Задание №4

Подумайте, как будут распространяться изображенные на рисунках плоды. Объясните, на основании чего вы сделали такие выводы и заполните схему 4








Схема 4.



Вставьте пропущенные слова:

Семена прорастающие при низких температурах называются _________________, а при высоких- __________________. Семена прорастают при ________________ зародыше. Человек использует семена для _________________. Для самих растений они необходимы для ___________ и _______________.

Домашнее задание. Параграф 11, 12; повторить схемы по технологической карте; объясните смысл поговорок:

  • От доброго семени – добрый всход

  • Каково семя, таково и племя

  • От худого семени не жди доброго племени.

  • По семенам и всходы

[email protected]