СЛАЙД 1. Уважаемые преподаватели! Вашему вниманию предлагается тема курсового исследования: «Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе».
Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена рядом причин: повышением требований современного этапа развития общества к уровню речевого развития школьников, важностью формирования грамматических понятий в системе обучения русскому языку, потребностью учителей начальных классов в планировании предметных результатов освоения младшими школьниками этого раздела русского языка.
СЛАЙД 2. Цель исследования состоит в описании лингвометодических основ изучения грамматических понятий в начальных классах и выявлении условий обучения в условиях реализации ФГОС НОО.
Задачи исследования представлены на слайде (зачитать по желанию или по времени).
1.Изучить особенности усвоения грамматических понятий и этапы их формирования в начальной школе;
2. Систематизировать методические условия эффективного усвоения грамматических понятий;
3. Изучить технологии и методики, обеспечивающие успешное усвоение грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере «имени существительного»;
4. Составить примеры учебной работы по усвоению грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере «имени существительного».
СЛАЙД 3. Предмет исследования: условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе.
Объект исследования: процесс обучения грамматическим понятиям в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.
В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что процесс формирования у младших школьников грамматических понятий будет успешным, если:
в процессе обучения комплексно использовать методы обучения в аспекте ФГОС НОО;
если определена система упражнений, способствующих усвоению и закреплению грамматических понятий;
если введен дополнительный материал по частям речи.
СЛАЙД 4. В научной лингвистической литературе дается следующее определение грамматики - наука, изучающая строй слова и строй предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также и самый строй слова и строй предложения, присущие данному языку, иными словами грамматика, посредством отвлечения от частного и конкретного, способна обобщать и типизировать явления языка.
СЛАЙД 5. Грамматическое понятие формируется в процессе четырех этапов:
1) анализ языкового материала для выделения существенных признаков понятия;
2) обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, соотнесение их между собой, введение термина;
3) осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними;
4) конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.
СЛАЙД 6. В процессе осуществления этапов реализуются следующие методические условия:
1) осуществление активной умственной деятельности;
2) развитие лингвистического отношения к языковым единицам;
3) осознание существенных и несущественных признаков грамматического понятия;
4) введение нового понятия в систему ранее изученных понятий
СЛАЙД 7. В целях более конкретизированного изучения мы рассмотрели технологический аспект усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере категории «Имя существительное».
Сущность методики изучения имени существительного можно выразить так: системное поступательное концентрическое обучение по принципу постепенного усложнения материала и введения новых лингвистических понятий и категорий на каждом этапе обучения.
Осуществляет работу по этапам формирования грамматического понятия с применением условий формирования умственных действий учащихся, т.е. осваивает новое действие через единство внешних, предметных действий и идеального плана, преобразует предмет своими действиями, изменяет не только его свойства, и в то же время, изменяет собственные психические свойства.
Осуществляя процесс усвоения грамматического (языкового) понятия учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и уровня метрапредметных действий (учитель профессиональных, обучающийся по русскому языку и метапредметные действия), следовательно, индивид не только приближается к идее, но и переходит в разряд его ценности, имеющее свое осознанное, назначение и занимает определенное место в мировоззрении.
СЛАЙД 8. Примеры учебной работы по усвоению грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере «имени существительного» представлены в настоящей работе в пункте 2.2., а также на слайде.
СЛАЙД 9. Таким образом, цель работы достигнута. Спасибо за внимание!