СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа предназначена для представления и защиты курсовой работы.

Просмотр содержимого документа
«Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе»

СЛАЙД 1. Уважаемые преподаватели! Вашему вниманию предлагается тема курсового исследования: «Условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе».

Следовательно, актуальность данного исследования обусловлена рядом причин: повышением требований современного этапа развития общества к уровню речевого развития школьников, важностью формирования грамматических понятий в системе обучения русскому языку, потребностью учителей начальных классов в планировании предметных результатов освоения младшими школьниками этого раздела русского языка.

СЛАЙД 2. Цель исследования состоит в описании лингвометодических основ изучения грамматических понятий в начальных классах и выявлении условий обучения в условиях реализации ФГОС НОО.

Задачи исследования представлены на слайде (зачитать по желанию или по времени).

1.Изучить особенности усвоения грамматических понятий и этапы их формирования в начальной школе;

2. Систематизировать методические условия эффективного усвоения грамматических понятий;

3. Изучить технологии и методики, обеспечивающие успешное усвоение грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере «имени существительного»;

4. Составить примеры учебной работы по усвоению грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере «имени существительного».


СЛАЙД 3. Предмет исследования: условия успешного усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе.

Объект исследования: процесс обучения грамматическим понятиям в начальной школе в условиях реализации ФГОС НОО.

В качестве гипотезы мы выдвигаем предположение о том, что процесс формирования у младших школьников грамматических понятий будет успешным, если:

  1. в процессе обучения комплексно использовать методы обучения в аспекте ФГОС НОО;

  2. если определена система упражнений, способствующих усвоению и закреплению грамматических понятий;

  3. если введен дополнительный материал по частям речи.

СЛАЙД 4. В научной лингвистической литературе дается следующее определение грамматики - наука, изучающая строй слова и строй предложения в отвлечении от конкретного материального значения слов и предложений, а также и самый строй слова и строй предложения, присущие данному языку, иными словами грамматика, посредством отвлечения от частного и конкретного, способна обобщать и типизировать явления языка.

СЛАЙД 5. Грамматическое понятие формируется в процессе четырех этапов:

1) анализ языкового материала для выделения существенных признаков понятия;

2) обобщение признаков, установление связей между признаками понятия, соотнесение их между собой, введение термина;

3) осознание формулировки определения понятия, уточнение сущности признаков и связей между ними;

4) конкретизация изучаемого грамматического понятия на новом языковом материале.

СЛАЙД 6. В процессе осуществления этапов реализуются следующие методические условия:

1) осуществление активной умственной деятельности;

2) развитие лингвистического отношения к языковым единицам;

3) осознание существенных и несущественных признаков грамматического понятия;

4) введение нового понятия в систему ранее изученных понятий

СЛАЙД 7. В целях более конкретизированного изучения мы рассмотрели технологический аспект усвоения грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере категории «Имя существительное».

Сущность методики изучения имени существительного можно выразить так: системное поступательное концентрическое обучение по принципу постепенного усложнения материала и введения новых лингвистических понятий и категорий на каждом этапе обучения.

Осуществляет работу по этапам формирования грамматического понятия с применением условий формирования умственных действий учащихся, т.е. осваивает новое действие через единство внешних, предметных действий и идеального плана, преобразует предмет своими действиями, изменяет не только его свойства, и в то же время, изменяет собственные психические свойства.

Осуществляя процесс усвоения грамматического (языкового) понятия учитель с учащимися осуществляет качественное изменение своих знаний и уровня метрапредметных действий (учитель профессиональных, обучающийся по русскому языку и метапредметные действия), следовательно, индивид не только приближается к идее, но и переходит в разряд его ценности, имеющее свое осознанное, назначение и занимает определенное место в мировоззрении.

СЛАЙД 8. Примеры учебной работы по усвоению грамматических понятий на уроках русского языка в начальной школе на примере «имени существительного» представлены в настоящей работе в пункте 2.2., а также на слайде.

СЛАЙД 9. Таким образом, цель работы достигнута. Спасибо за внимание!