«До последнего времени школа у нас была не воспитывающей, а обучающей.
А школа должна воспитывать человека…»
(Д. С.Лихачев).
В течение пяти лет работаю в Новобрянской СКОШИ 8 вида. Веду уроки русского языка и литературы в 5-9 классах и в этом учебном году являюсь классным руководителем 6 класса.
Став классным руководителем 5 класса, я проанализировал качества личности своих воспитанников:
- - а) бедность мотивационной сферы, односторонность; агрессивность, стремление обвинить в своих бедах окружающих, неумение и нежелание признать свою вину;
- б) поверхностность, поспешность, нервозность контактов; неумение общаться;
- в) неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, когда в трудной ситуации возникает обида;
- г) иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие ответственности;
- д) инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности; неспособность к самостоятельному выбору своей судьбы;
- е) «перегруженность» отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения.
Выводы:
Неразвитость механизмов управления своим поведением в соответствии с меняющимися обстоятельствами, инфантилизм, замедленное самоопределение, высокая подверженность влиянию негативных ценностей и образцов поведения обуславливают недостаточную степень сформированности культуры поведения, навыков здорового образа жизни, нравственных качеств.
Поэтому в своей воспитательной программе я выделил определяющие блоки
Таким образом, целью моей воспитательной программы является развитие гармоничной личности через раскрытие её интеллектуального, эмоционального и физического потенциал.
Под “нравственным воспитанием” понимается процесс содействия нравственному становлению человека, формированию у него:
• нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма),
• нравственного облика (терпения, милосердия, кротости, незлобивости),
• нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
• нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).
Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.
Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:
- недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);
- семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами не уменьшается.
- Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;
- стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.
Нравственное воспитание – это спортивный комплекс, но… для ума, для развития способностей ребенка.
Щедра ли природа на таланты? К счастью, человечество ставит перед собой только разрешимые задачи. Проникнув в одну из великих тайн природы – тайну возникновения и развития творческих способностей у ОСОБЕННЫХ ДЕТЕЙ, люди научатся выращивать… таланты
Следовательно, через развитие именно творческих способностей я в своей работе предполагаю воспитать нравственные качества учащихся!
Как же разбудить в детях с ОВЗ интерес к миру и к самим себе? Как заставить их душу «трудиться»? Как сделать творческую деятельность потребностью, необходимой частью жизни?
Мною были определены основные условия успешного развития творческих способностей, которые легли в основу нравственного воспитания:
- Ролевое чтение, раннее знакомство и работа с интересной книгой дает толчок к развитию самых разных способностей.
- Предметно-развивающая среда должна опережать развитие детей: разнообразные книги и карты, наглядность, раздаточные материалы… Все это способствует всестороннему развитию детей с ОВЗ.
- Максимальное напряжение сил. Способности развиваются тем успешнее, чем чаще ребенок добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает этот предел.
- Предоставление большой свободы в выборе деятельности.
5. Желание ребенка, его интерес, эмоциональный подъем служат надежной гарантией того, что даже большое напряжение ума пойдет ученику на пользу.
6. Очень важно не превратить свободу в безнаказанность, а помощь - в подсказку. Нельзя делать ЗА ребенка то, что он сам может сделать, думать ЗА него, когда он сам может додуматься.
7. Доброжелательная помощь взрослых
Все вышеперечисленные условия развития творческих способностей детей являются стержневой основой моей педагогической технологии.
Нравственное воспитание является важным средством формирования у детей доброты, щедрости души, уверенности в себе, умении наслаждаться окружающим миром.
Для решения этой проблемы можно и нужно использовать технологию гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к обучающемуся, технологию развития критического мышления, что будет способствовать становлению, развитию и воспитанию в ребёнке благородного человека путём раскрытия его личностных качеств. Основу каждого занятия составляет диалог педагога и ученика, цель которого не просто дать детям какие–то знания, а подтолкнуть их к размышлению, к формированию своей позиции. Именно диалог является такой формой мышления, которая учит делать выбор, работать с ценностями.
Формированию нравственных представлений и нравственного опыта способствует сообщение детям знаний о моральных качествах человека. Если учитель не в силах изменить экономические и политические причины кризиса, то он может показать своими воспитанникам, что добро и справедливость, честь и благородство во все времена почитались всеми народами мира. А зло не перестает быть злом, даже если оно временно торжествует. Учитель способен убедить детей, что истинное призвание человека – радость творческого труда, сострадание ближнему, справедливое решение возникающих проблем, жизнь по совести. Слово может окрылить ребёнка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения.
Основные способы педагогического воздействия на детей:
1. Беседа. На своих уроках побуждаю их думать и говорить, оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учиться понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо. Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму» и т.д. 2. Чтение и анализ художественных произведений. Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности я включаю детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Я учу понимать смысл и значение тех или иных правил этического поведения человека, и в доступной форме на примере литературных произведений. Это реализуется на уроках литературы и русского языка, классных часах и во внеурочной деятельности.
Используя опыт специалистов БРИОП, я адаптировал уроки для дошкольников «Начало мудрости» в цикл классных часов для 5-6 классов, направленный на развитие нравственных качеств школьников. Данные классные часы являются одним из возможных путей целенаправленного формирования нравственных ценностных ориентаций у школьников с ОВЗ, что является одной из основных задач педагогики.
Классный час. ЖЕРТВЕННОСТЬ
Игра "Жертвенное сердце"
Снег и кисличка. Э.Шим
Игра "Спасаем друзей"
Рисунок "Палочка-выручалочка"
Классный час. ЗАБОТЛИВОСТЬ
Игра "Заботливый хозяин"
Волчья ягода. А.Неелова
Творческое задание "Заботливый мир"
Рисунок "Заботимся о родителях"
Классный час. ЕДИНСТВО
Игра "Чудо единства"
Коровы врозь тигру радость. Бирманская сказка ....
Творческое задание "Если нет единства"
Властители леса. По мотивам фольклора индейцев
Творческое задание "Муравьи-помощники"
Рисунок "Работаем вместе"
Классный час. ДОБРОСЕРДЕЧИЕ
Игра "Цветок доброты"
Осенняя сказка. А.Каралийчев
Рисунок "Добрый виноград"
Творческое задание "Доброе сердце"
Классный час. ДРУЖБА
Игра "Школа дружбы"
Девочка и Ромашка. В.Сухомлинский
Игра "С кем дружат цветы"
Рисунок "Друг цветок"
Творческое задание "Сказочные друзья"
Классный час. ДРУЖЕЛЮБИЕ
Игра "Колечко дружелюбия"
Сказка про слона, про костер. Д.Биссет
Творческое задание "Четверо друзей"
Рисунок "Добрые чувства"
Классный час. ГОСТЕПРИИМСТВО
Игра "Гостеприимные цветы"
Пчела и Тыквенный Цветок. В.Сухомлинский
Рисунок "Встречаем гостей"
Творческое задание "В гостях у тыквы"
3. Игра. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи: одна и та же игра для одного ребёнка может быть средством преодоления страха, повышения самооценки; для другого - средством оказания тонизирующего эффекта, для третьего - школой развития нравственных чувств, формирования привычек нравственного поведения и развития гуманных отношений со сверстниками в целом.
На своих уроках использую игровое проектирование «Я + ТЫ = МЫ» · «Мостик» · «Ступеньки» · «Две гири» · «Логическая цепочка» · «Туча»
Игровое проектирование Я + ТЫ = МЫ
В качестве иллюстрации приведу некоторые варианты индивидуальных и групповых обсуждений с детьми 5—9 класса разных проблем, с которыми школьники сталкиваются в школе, дома, с родителями и сверстниками. В основе обсуждения детских проблем лежит метод игрового проектирования проблемных ситуаций.
«Мостик»
- Любая проблема создается двумя противоборствующими сторонами, каждая из которых стремится доказать, что она — единственно правая в споре. Задача каждого участника — сделать встречные шаги, выстроить «мостик», который поможет объединить людей, их желания и стремления, поможет привести их к общей цели, которая затем и должна быть сформулирована. Например: Коля и Миша (5 класс) хотят рисовать красным карандашом, каждый стремится взять его себе. «Мостиком» в этом случае является либо их договоренность рисовать по очереди, либо желание уступить другому. Общая цель: сохранить дружеские взаимоотношения.
«Ступеньки»
- Обсуждая проблему, дети могут проговаривать не только свои собственные «шаги», но и предвидеть реакцию на них другого человека, последствия того или иного своего «шага». Обсуждение происходит в виде «лесенки», поднимаясь по которой ребенок может выстроить логическую цепочку своих рассуждений (снизу вверх).
«Две гири»
- Оценивая свое желание, ребенок может высказать свои предположения по итогам реализации задуманного с положительными последствиями «+» и с отрицательными последствиями «–». В этом случае «на весы» ставятся «две гири», и ребенок перечисляет на одной «чаше весов» положительные результаты достижения желаемого, а на второй — отрицательные последствия. Что выберет он?
«Логическая цепочка»
- Эта методика используется мной в пятом классе на первом этапе обучения детей составлению логических рассказов из жизни сверстников (или из собственного опыта). Ребенок пытается выделить этапы развития события, связать их воедино, сделать вывод из собственного рассказа.
«Туча»
С помощью этой схемы дети могут выстроить стратегию и тактику своего поведения и определить выход их создавшейся ситуации. Можно считать предыдущие методики подготовительными к освоению схемы «Туча». Во-первых, ребенку нужно определить общую цель, ради которой необходимо погасить конфликт: жить дружно, чувствовать себя свободно, никого не обижать и др. Во-вторых (и это самое сложное), надо отделить свое «хочу» («Что я хочу сделать?») от чужого «хочу» («Что хочет сделать другой?»). В этом и состоит суть конфликта. Именно на основе столкновения противоположных «хочу» и надо искать пути договоренности, выстраивая между ними «Мостик». В-третьих, ребенок учится аргументировать свое «хочу» («Почему мне необходимо добиться своего?») и пытается сформулировать точку зрения другого («Почему другой настаивает на своем?»). На подготовительном этапе можно использовать методику «Две гири». Оценивая все «за» и «против», ребенок приходит к выводу: «Добиваясь одной своей цели (своего «хочу!»), можно многое потерять, а уступив другому, можно многое приобрести».
Подводя итог логическому анализу проблемной ситуации, можно воспользоваться алгоритмом «Ступеньки»
В своей практической деятельности я опираюсь на труды таких авторов, как Бере Р.С. «Воспитание нравственных чувств у школьников», Кряжева Н.Л. «Развитие эмоционального мира детей», Проскура Е.В. «Развитие познавательных способностей школьников», Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».
Поведенческий аспект самопознания связан с проявлением нравственного поведения, которое социально одобряемо и приемлемо. Поведенческий аспект деятельности выявляется на основе рассуждений и выводов детей о предполагаемом поведении в ситуациях нравственного выбора и реального поведения в ходе эксперимента. Эмоционально-ценностный аспект деятельности выявляется на основе эмоционального отношения учащихся к тем или иным жизненным ситуациям, изучения чувств, которые испытывает ребенок в ситуациях, значимых с точки зрения нравственности. Развитие эмоций связано с пониманием, выявлением, а также распознаванием различных эмоций и чувств человека. Социальное развитие детей непосредственно проявляется в их поступках. Когнитивный аспект деятельности детей проявляется через их представления о ценностях и понимание нравственных норм. Когнитивный аспект характеризует рассуждения детей о нравственности, изменения в рассуждениях в процессе приобретения когнитивных навыков.
ИЗУЧЕНИЕ
поведенческого аспекта нравственности
эмоционально-ценностного аспекта нравственности
1) Методика «Сделаем вместе»
2) Методика «Подели игрушки»
3) Исследования морального поведения школьника
когнитивного аспекта нравственности
- Методика «Сюжетные картинки»
2) Проявление эмоциональности детей в рисунках
1) Методика «Закончи историю»
2) Методика «Беседа »
3) Исследования морального поведения школьника
С целью отслеживания качества нравственного воспитания использую карты формирования нравственных качеств , которые заполняются на каждого ученика класса по разработанной форме. По результатам диагностики я вижу, что наблюдается положительная динамика. Следовательно, выбранные мною методы, средства и формы воспитания работают на повышение уровня нравственного воспитания учащихся. Кроме этого опыт такого воспитания показывает, что учащиеся успешно учатся: -осознанно применять нравственные поведения нормы;
-проявлять патриотические чувства, активно участвовать в жизни класса и школы;
-ориентироваться на активную трудовую деятельность;
-бережно относиться к природе, людям, собственному здоровью. Создание коррекционно – развивающей среды позволило активизировать познавательную и трудовую деятельность школьников, формировать нравственные качества, развивать коммуникативные навыки, толерантное отношение к людям, а в конечном итоге – приспособить ребенка с ОВЗ к жизни в обществе.
Формирование нравственных качеств личности воспитанника с ОВЗ
- 0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношение к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки (они не соответствуют тем качествам, которые он называет), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
- 1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремится или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.
- 2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам еще недостаточно устойчивое.
- 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.
Эффективность нравственного просвещения школьников во многом зависит и от согласованной работы школьного учреждения и семьи. Работа ведется параллельно, дополняя друг друга.
- В моей работе с классом имеет место Блок - "Родители". Смысл этой деятельности заключается в том, чтобы познакомить родителей с основами формирования дружеских отношений у детей, помочь осмыслить необходимость развития навыков обучения. Встречи с родителями организуются на базе учреждения в виде родительских собраний, круглых столов, раздачи памяток для родителей, буклетов, брошюр, листовок на данную тему.
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
- Подводя итог работе по выявлению роли нравственного воспитания во всестороннем развитии детей среднего школьного возраста, можно сказать, что нравственное воспитание присутствуют во всех сферах деятельности школьников. Это важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности детей с ОВЗ. За последние годы, вся моя педагогическая деятельность направлена и сконцентрирована на всестороннее развитие ребенка с ОВЗ с упором на развитие нравственных основ личности.
Лучшая награда за мою работу – сияющие глаза детей, их стремление постоянно узнавать что-то новое, быстрый изобретательный ум, умение быстро ориентироваться в любой ситуации.
* появилась инициативность, активная жизненная позиция; * стали проявляться раскованность, коммуникативные навыки, уверенность в своих силах; * выросли самостоятельность и любознательность, сообразительность и умелость, дети стали более крепкими и выносливыми. Таким образом, проведенная работа благотворно отразилась на знаниях, умениях и навыках детей.
1.Формирование культуры поведения у воспитанников c ОВЗ
ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
- Цель опыта состоит в том, чтобы сформировать у моих учеников нравственное сознание, устойчивое нравственное поведение и нравственные чувства, соответствующие современному образу жизни, сформировать активную жизненную позицию каждого человека, привычку руководствоваться в своих поступках, действиях, отношениях чувствам общественного долга.
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
- Новые черты появляются у пятиклассников во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками. Дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми.
- Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении. Растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами.
- Возникают внутренние "этические инстанции”, которые начинают определять поступки семиклассника. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате которого формируется "общество”. Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.
- Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности старшего школьника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети 6 – 7 класса осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта.
- Наряду с учебной и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании старших школьников играет игровая деятельность. На уроках в игровой форме они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.