ТЕМА: Условное наклонение глагола (закрепление). Практикум
Цель: освоение нового понятия “условное наклонение глагола”.
Задачи:Обучающая: формировать умение различать формы изъявительного наклонения и условного наклонения глаголов; отработать навык правильного написания глаголов в условном наклонении.Развивающая: развивать коммуникативные качества учащихся; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия.
Воспитывающая: вызвать интерес к урокам русского языка, развивать коммуникативные качества.
Формируемые УУД:
Личностные: стремление к речевому совершенствованию.
Регулятивные: целеполагание; контроль.
Познавательные: распознавание объектов; индуктивное умозаключение.
Коммуникативные: совместная работа; постановка вопросов; оценка действий товарищей.
Оборудование: ноутбук., раздаточный материал..
Ход урока
I. Организационный момент.
II.Проверка домашнего задания.
III. Повторение изученного.
проверим ваши знания о глаголе.
Лингвистическая сказка
В королевстве Всяческих действий правил многоликий и энергичный король Глагол I. И было у него 3 сына с совершенно разными характерами.
Старший был самый практичный, самый справедливый, верящий в то, что всё происходит на самом деле, происходило или будет происходить. Девизом его были слова: "Было! Есть! Будет!”
Средний был мечтатель, романтик и фантазер. Его девиз: "Ели бы, да кабы!”
Третий – очень уверенный в себе и в своих силах, любящий приказывать и подчинять других. Поучать и побуждать к действию. Его девиз: "Так точно! Будет сделано!”.
Когда они стали взрослыми, каждый получил свой остров и начал править в нем в соответствии со своими взглядами и настроениями.
- Скажите, как назывался остров старшего брата? (Изъявительное наклонение).
– Почему вы так думаете?
– Как назывался остров второго брата? (Условное наклонение).
– Как назывался остров третьего брата? (Повелительное наклонение).
Однажды король-отец Глагол I решил проведать своих сыновей и посмотреть, как они правят своими островами.
2. Проверка домашнего задания: усвоения учащимися предыдущего материала «Изъявительное наклонение глагола»
3. Обобщение изученного по теме
Распределительный диктант: правописание Е-И в окончаниях глагола 3 лица ед.ч.
- Посмотрите на словосочетания. Какую орфограмму нужно вспомнить, чтобы правильно вставить букву? (Правописание гласных Е-И в личных окончаниях глаголов)
- От чего зависит написание гласных? (от спряжения)
- Распределите глаголы в соответствии со спряжением.
Проверим эту работу с помощью сигнальных карточек. Зеленый пропускает глаголы 1 спряжения, красный – глаголы 2 спряжения. Вот такие у них правила.
Гуляет по морю, подгоняет кораблик, корабль отплывает, держит курс, пересекает остров, грохочет море, уносит вдаль, ветер гонит, душа просит, точит камни.
1 спряжение | 2 спряжение |
гуляет | держит - исключение |
подгоняет | уносит |
отплывает | гонит - исключение |
пересекает | просит |
грохочет | точит |
IV. Изучение нового материала.
Инсценировка учащимися эпизода одной из сказок А.С. Пушкина.
Автор: Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
1 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит одна девица, -
1 ученица: То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.
2 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Говорит ее сестрица, -
2 ученица: То на весь бы мир одна
Наткала я полотна. »
3 ученица: «Если б я была царица, -
Автор: Третья молвила сестрица, -
3 ученица: Я б для батюшки - царя
Родила богатыря.»
Учитель:- Вам, ребята, эти строки знакомы с детства. Из какой они сказки? («Сказка о царе Салтане…» А.С.Пушкин)
- Скажите, что желали героини?
- А что здесь обозначает желательность действия? (Частица бы)
-Как называется этот остров? (Условное наклонение)
2. Значение, образование, изменение глаголов в условном наклонении. 5
- Это остров романтиков, мечтателей и условностей. Девиз жителей этого острова: «Если бы да кабы». Посмотрите на них внимательно. Они всегда ходят парами. Рядом с глаголом частица БЫ. Она либо бежит за глаголом, либо отстает, пропуская несколько слов, либо перегоняет его и стоит впереди.
Образование глаголов условного наклонения
СДЕЛАТЬ + Л + БЫ
ВЫВОД: Глаголы в условном наклонении образуются от основы неопределенной формы при помощи суффикса -л- и частицы бы (б).
Значение глаголов в условном наклонении
Вглядевшись в город, мы обнаружили, что здания здесь не достроены, одежда не дошита, хотя и сделана из прекрасного материала, деревья в садах и парках не досажены, картины художников не дописаны, больные не долечены, дети недоучены.
И нам захотелось узнать, что же происходит с жителями этого города.
Особенно был встревожен Король Глагол I. Он обратился к жителям с вопросом:
– Когда же вы, наконец, завершите свою работу? И мы услышали ответ:
– Мы сможем завершить свои дела только при определенных условиях.
Давайте составим их ответ .
Архитектор ответил : Я бы построил дворец, если бы …
Садовник сказал: Я бы вырастил прекрасные цветы, если бы…
Швея прошептала : Я бы сшила новое платье, если бы…
Доктор воскликнул: Я бы всех вылечил, если бы…
Художники вздохнули: Мы бы дорисовали пейзаж, если бы…
Проверяем: Назовите глаголы в условном наклонении.
– Что обозначают глаголы в условном наклонении?
– Как образуются глаголы в условном наклонении?
– Как изменяются глаголы в условном наклонении?
3. Работа с учебником теории.
А теперь откроем волшебную книгу и прочитаем теорию, проверим, правильно ли мы всё поняли?
V. Закрепление изученного материала.
1. Самостоятельная работа.
Даны глаголы в форме инфинитива, нужно образовать условное наклонение. (Выполняется письменно).
Принести – принес бы, принесла бы, принесло бы, принесли БЫ
Сделать – сделал бы, сделала бы, сделало бы, сделали БЫ
Долететь – долетел БЫ, долетела бы, долетело бы, долетели бы
Приходить – приходил БЫ, приходила бы, приходило бы, приходили бы
Думать – думал БЫ, думала бы, думало бы, думали бы
2. Синтаксический разбор предложения.
Я хотел бы любоваться красивой природой.
(Повест., невоскл., простое, двусост., распр., не осложнен.)
3.Выборочный диктант
Выпишите глаголы в словном наклонении. Выделите орфограмму «Правописание частицы бы в глаголах условного наклонения»по упр.591,592
Почему глагол в форме условного наклонения не обозначает времени действия?(обозначает действие возможное, но не реальное)
Задание:
4. Творческая работа.
- используя глаголы в условном наклонении, составьте несколько предложений на тему
«Если б я был (а) учителем»
«Если б я был (а) врачом»
Затем учащиеся зачитывают свои мини-тексты. Оценивание.
VI. Обобщение. Итог урока.
- Давайте вспомним, с чем же мы познакомились, что узнали нового?
- Как образуются глаголы условного наклонения?
- При помощи чего образуются глаголы в условном наклонении?
-Что обозначают глаголы в условном наклонении?
- Как изменяются глаголы в условном наклонении?
VIII. Домашнее задание.
Написать сочинение-миниатюру на тему «Если б я был волшебником...». В сочинении использовать глаголы в условном наклонении.
Рефлексия.
-что вам было известно о глаголе?
-что узнали нового?