СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Успешная мотивация школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как заинтересовать ребенка учебой. Как сделать обучение необходимым для современных детей.

Просмотр содержимого документа
«Успешная мотивация школьников»

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ Подготовила учитель начальных классов Стаднюк М.А.

УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Подготовила учитель начальных классов Стаднюк М.А.

Мотив Мотив (лат. – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотив

Мотив (лат. – двигаю) – это материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.

Мотивация совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении

Мотивация

  • совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность
  • Совокупность потребностей и мотивов, побуждающих человека к активной деятельности в определенном направлении
Содержательные блоки мотивации Личностный смысл учения Мотивы Целеполагание Реализация мотива в поведении Эмоциональный компонент мотивации учения

Содержательные блоки мотивации

  • Личностный смысл учения
  • Мотивы
  • Целеполагание
  • Реализация мотива в поведении
  • Эмоциональный компонент мотивации учения
Личностный смысл учения внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни. Система идеалов и ценностей Смысл учения

Личностный смысл учения

внутреннее субъективное отношение школьника к учебному процессу, «прикладывание» школьником процесса обучения к себе, своему опыту и своей жизни.

Система идеалов

и ценностей

Смысл

учения

Смысл складывается из следующих моментов  осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка;  понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.

Смысл складывается из следующих моментов

  • осознание ребенком объективной важности учения, которая определяется выработанными в обществе нравственными ценностями, принятыми в социальном окружении и в семье данного ребенка;
  • понимание значимости учения лично для себя, которое обязательно преломляется через уровень притязаний ребенка, его самоконтроль и самооценку учебной работы, ее отдельных звеньев.
Виды мотивов - познавательные мотивы Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний социальные мотивы  связаны с различными видами социального взаимодействия с другими людьми. к социальным мотивам относятся и позиционные мотивы , выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Виды мотивов

- познавательные мотивы

Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний

  • социальные мотивы
  • связаны с различными видами социального взаимодействия с другими людьми.

к социальным мотивам относятся и позиционные мотивы , выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет. Позиционный мотив может проявляться в разного рода попытках самоутверждения — в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

Виды мотивов - внешние - мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней. - Внутренние -  мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью.  - Мотивации к достижению успеха и к недопущению неудачи

Виды мотивов

- внешние - мотивы, стимулирующие определенную деятельность (в нашем случае — процесс учения), не связаны напрямую с ней.

- Внутренние - мотивы непосредственно связаны с учебной деятельностью.

- Мотивации к достижению успеха и к недопущению неудачи

Целеполагание Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость.

Целеполагание

Наличие способности ставить пред собой цели является показателем зрелости мотивационной составляющей у школьника. Способность к целеполаганию, в свою очередь, является одним из волевых компонентов мотивационной составляющей ученика. Эта способность в будущем ляжет в основу целеполагания в профессиональной деятельности. Постановка перспективных целей и подчинение им собственного поведения придает личности определенную нравственную устойчивость.

Реализация мотива в поведении Если мотив имеет для учащихся личностный смысл, то он, как правило, является и действенным. Устойчивость интересов: Ситуативный; Относительно устойчивый; Достаточно устойчивый;

Реализация мотива в поведении

Если мотив имеет для учащихся личностный смысл, то он, как правило, является и действенным.

Устойчивость интересов:

  • Ситуативный;
  • Относительно устойчивый;
  • Достаточно устойчивый;
Эмоциональный компонент мотивации учения главной характеристикой эмоционального компонента являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению. Положительные эмоции могут быть связаны:  со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними;  участием в жизни классного и школьного коллектива;  связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей.  эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом;  при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования

Эмоциональный компонент мотивации учения

главной характеристикой эмоционального компонента являются переживания школьников в процессе учебной деятельности, эмоциональное отношение к обучению.

Положительные эмоции могут быть связаны:

  • со школой в целом и с пребыванием в ней, обусловлены ровными деловыми взаимоотношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними;
  • участием в жизни классного и школьного коллектива;
  • связаны с осознанием каждым учеником своих потенциальных возможностей в достижении успехов в учебной работе и преодолении трудностей.
  • эмоции от положительных результатов своего ученического труда, эмоции удовлетворения от справедливо поставленной отметки, положительные эмоции от «столкновения» с новым учебным материалом;
  • при овладении учащимися приемами самостоятельного добывания знаний, новыми способами совершенствования своей учебной работы, приемами самообразования
Эмоциональный компонент мотивации учения Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

Эмоциональный компонент мотивации учения

Важность всех названных эмоций заключается в том, что они образуют атмосферу эмоционального комфорта в процессе учения. Наличие такой атмосферы необходимо для успешного осуществления процесса обучения.

Мотивационная сфера школьников в процессе учения претерпевает различные изменения. Постоянно осуществляются взаимовлияния мотивов и целей учения — у ученика происходит рождение новых мотивов учения, которые способствуют появлению новых целей.

Мотивационная сфера школьников в процессе учения претерпевает различные изменения. Постоянно осуществляются взаимовлияния мотивов и целей учения — у ученика происходит рождение новых мотивов учения, которые способствуют появлению новых целей.

Младший школьный возраст Благоприятные характеристики мотивации:  общее положительное отношение ребенка к школе; широта его интересов; Любознательность.  Негативные характеристики, препятствующих обучению: Неустойчивость, ситуативность интересов;  Мотивы первоклассников малоосознанны, слабо обобщены;  Не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе

Младший школьный возраст

Благоприятные характеристики мотивации:

  • общее положительное отношение ребенка к школе;
  • широта его интересов;
  • Любознательность.

Негативные характеристики, препятствующих обучению:

  • Неустойчивость, ситуативность интересов;
  • Мотивы первоклассников малоосознанны, слабо обобщены;
  • Не формируется воля к преодолению трудностей в учебной работе
Динамика мотивов обучения от 1-го к 3-му классу Интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.) Интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя)  Интерес к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.

Динамика мотивов обучения от 1-го к 3-му классу

  • Интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.)
  • Интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя)
  • Интерес к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.
Познавательные мотивы изменяются следующим образом  от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг

Познавательные мотивы изменяются следующим образом

  • от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам.
  • возникают и мотивы к самообразованию, но они представлены самой простой формой — интересом к дополнительным источникам знания, что проявляется в эпизодическом чтении дополнительных книг
Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми  в поведении. Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.

Социальные мотивы

развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения «для себя», что делает социальные мотивы более действенными, чаще реализуемыми в поведении.

Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя.

Достижения учеников младшего школьного возраста в целеполагании

  • для них становятся произвольными многие психические функции (память, внимание). Школьник овладевает средствами преднамеренного запоминания, сосредоточения внимания, организации своего поведения в целом, подчинения своего поведения требованиям учителя.
  • Постановка целей в младшем школьном возрасте характеризуется тем, что ученик готов к принятию задач, заданных учителем (умение младшего школьника подчинять свое поведение целям и задачам учителя от класса к классу возрастает, о чем свидетельствует выполнение правил поведения в школе, обязанностей в классе, прилежание школьника);
  • становится способным определять важность и последовательность целей как на уроке, так и при самостоятельной организации своего времени (при соблюдении режима домашних занятий);
  • готов самостоятельно наметить систему промежуточных целей на пути к главной цели, поставленной учителем (например, может назвать определенные самостоятельно этапы решения задачи), а также определить средства достижения этих промежуточных целей.
Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя  являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте. Важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать детям в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям.

Слабость процессов целеобразования, неумение выполнять требования учителя являются одной из причин отрицательного отношения к обучению и к школе в этом возрасте.

Важно соотносить свои требования с реальными возможностями каждого ученика в отдельности, а также последовательно и систематически помогать детям в их стремлении подчинить свое поведение нужным (в данном случае учебным) целям.

Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
  • Главное содержание мотивации в этом возрасте — «научиться учиться». Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.
Негативные характеристики учебной мотивации  Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.  Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого.  Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.  Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.

Негативные характеристики учебной мотивации

  • Незрелость оценок подростком самого себя и других людей приводит к трудностям во взаимоотношениях с ними: подросток не принимает на веру мнение и оценки учителя, порой впадает в негативизм, в конфликты с окружающими взрослыми.
  • Стремление ко взрослости и нежелание прослыть отстающим среди сверстников вызывают внешнее безразличие к мнению учителя и отметкам, им выставляемым, порой браваду, несмотря на то, что реально подросток дорожит мнением взрослого.
  • Стремление подростка к самостоятельности вызывает у него отрицательное отношение к готовым знаниям, простым и легким вопросам, репродуктивно-воспроизводящим видам учебной деятельности, к методам работы учителя, перенесенным из начальной школы.
  • Недостаточное понимание связи учебных предметов, изучаемых в школе, с возможностью использования их в будущем снижает положительное отношение к обучению.
Негативные характеристики учебной мотивации Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.  Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности. Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.

Негативные характеристики учебной мотивации

  • Избирательный интерес к одним учебным предметам снижает интерес к другим из-за неумения подростка совместить их, правильно организовать свою учебную работу.
  • Излишняя широта интересов может приводить к поверхностности и разбросанности, новые внеклассные и внешкольные занятия (чтение дополнительной литературы, занятия в кружках, в клубах, спорт, коллекционирование и др.) составляют серьезную конкуренцию учебной деятельности.
  • Неустойчивость интересов выражается в их смене, чередовании. Мотивы положительного отношения к учению осознаются подростками лучше, чем мотивы отрицательного отношения.
Социальные мотивы учения Все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения. Развитие позиционных мотивов учения определяется стремлением подростка занять новую позицию (взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Социальные мотивы учения

Все более совершенствуются, так как в ходе учебной и общественной работы у подростков обогащаются представления о нравственных ценностях, идеалах общества, оказывающих влияние на понимание учеником смысла учения.

Развитие позиционных мотивов учения определяется стремлением подростка занять новую позицию (взрослого человека) в отношениях с окружающими — взрослыми и сверстниками, желанием понять другого человека и быть понятым, оценить себя с точки зрения другого человека.

Рекомендации по повышению познавательной мотивации младших школьников  Поступление в школу по мере готовности и правильный выбор учителя (первичные условия)  Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка — в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.  Окажите помощь ребенку при поиске информации   Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним   Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы   Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком   Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Рекомендации по повышению познавательной мотивации младших школьников

  • Поступление в школу по мере готовности и правильный выбор учителя (первичные условия)
  • Всегда внимательно относитесь к вопросам ребенка — в этом залог успеха в деле сохранения познавательного интереса.
  • Окажите помощь ребенку при поиске информации
  • Читайте ребенку книги, удивляйтесь и рассуждайте вместе с ним
  • Чаще спрашивайте мнение ребенка о тех или иных явлениях природы
  • Покупайте настольные познавательные игры и играйте вместе с ребенком

Разнообразие игровой жизни ребенка способствует расширению знаний и стимулирует поиск новой информации.

Формирование положительной позиционной мотивации обучения  Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника. Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность. Читайте ему сказки на школьную тематику Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней. Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете? Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!

Формирование положительной позиционной мотивации обучения

  • Время от времени проводите с ребенком беседы о привлекательности статуса школьника.
  • Вовлекайте ребенка в околошкольную деятельность.
  • Читайте ему сказки на школьную тематику
  • Воздержитесь от описания совершенно идиллических и нереально привлекательных картин школьных будней.
  • Внимательно относитесь к слову «школа» в своей речи. В каких предложениях и с какими эмоциями и оценками вы его используете?
  • Не оставляйте без внимания слова и просто реакции ребенка, которые сообщают о его страхе перед учебой!
Формирование оценочной учебной мотивации Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию. Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!»

Формирование оценочной учебной мотивации

  • Оценивайте положительно интерес ребенка к школе и любые его стремления к познанию.
  • Старайтесь добавлять к вашей оценке чувства, не ограничивайтесь ярлыками типа «молодец» или «хороший мальчик». Скажите, например, так: «Мне так приятно, что ты этим интересуешься!», «Как здорово, что ты уже школьник! На тебя так приятно смотреть, когда ты в форме!»
Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, знаний,  а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех. Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации. В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые - меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами - это уже хорошо. усвоить одинаково хорошо все предметы - сложно .
  • Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, знаний,  а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент  времени  учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь  и поощряйте его за малейший успех.
  • Ни в коем случае не наказывайте ребенка за неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
  • В этом возрасте начинают проявляться интересы, учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые - меньше. Не мешайте ему самоопределяться. Если он успешен в чем-то одном, готов заниматься этим предметом часами - это уже хорошо. усвоить одинаково хорошо все предметы - сложно .
Вселяйте в ребенка уверенность,что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, к него формируется
  • Вселяйте в ребенка уверенность,что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, какие проблемы в учебе возникали в детстве у вас. Если ребенок не верит в свои силы, к него формируется "обученная беспомощность", то есть он не силах выполнять деятельность успешно.
  • Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен. Не повторяйте дома школьную систему. Пусть подросток сам организует свой учебный труд дома, как ему нравится, сам решит, как обставить свой рабочий уголок, как организовать свое рабочее время.
  • Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса связано с пробелами в знаниях. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.
  • Помните - если подросток проявляет нежелание учиться, это - крик о помощи, а не каприз. Не ругайте его, а постарайтесь выяснить причины.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!