«Успешное преодоление подросткового кризиса.
Становление подростка, его самоидентификация»
Подготовил:
педагог-психолог
МБОУ Табунщиковская СОШ
Никишина Елена Валерьевна
ПОДРОСТКОВЫЙ КРИЗИС -
этап психического развития, переход от младшего школьного возраста к подростковому. Проявляется:
- стремлением к самовыражению,
- самоутверждению,
- самовоспитанию,
- потерей непосредственности поведения,
- демонстрацией независимости,
- снижением мотивации к учебной деятельности,
- конфликтами с родителями, педагогами.
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ:
Согласно периодизации возрастов в отечественной психологии, подростковый возраст занимает промежуток от 11 до 16 лет. Кризис в данном периоде отличается значительной продолжительностью – темпы физического и умственного развития высоки, потребности возникают быстро, но не удовлетворяются из-за отсутствия социальной зрелости.
ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА:
Кризис подросткового возраста характеризуется изменением отношений с окружающими через развитие самопознания. Дети предъявляют повышенные требования к себе и взрослым, однако не способны нести ответственность, самостоятельно справляться с неудачами. В одних случаях проявления отсутствуют или слабовыраженные, в других – поведение кардинально меняется, ребенок становится конфликтным, эмоционально взрывчатым.
Течение кризисного периода определяется совокупностью внешних и внутренних факторов.
Внешними факторами , усиливающими симптомы кризиса, являются родительский контроль и гиперопека. Сопротивление, ссоры приводят к хроническому недопониманию, затяжному течению кризиса с задержкой личностного развития.
Внутренние факторы обостряющие кризис – психологические особенности. Подросток становится раздражительным, склонным винить себя в несостоятельности. Критически воспринимаются навыки общения, внешность, отдельные свойства личности ( застенчивость, скромность).
Отечественный психолог Л. С. Выготский в структуре подросткового кризиса выделил негативную и позитивную фазу.
КЛАССИФИКАЦИЯ
Первая наиболее выраженная, длится несколько лет. В ней происходит свертывание, отмирание старой системы интересов и вызревание влечений, обусловленных половым созреванием.
Вторая протекает сглажено, характеризуется оформлением новых жизненных ценностей, привычек, отношений.
Лев Семенович Выготский (1896 -1934гг.)
Негативная фаза как более продолжительная и клинически значимая имеет три варианта течения:
2. СМЯГЧЕННЫЕ ЧЕРТЫ ОТРИЦАНИЯ
Негативные установки ребенка отмечаются в отдельных ситуациях как реакции на влияние окружающих. Характерна вариативность поведения дома и в школе.
Конфликтность проявляется во всех областях жизни. Прежние интересы полностью отвергаются, замещаясь импульсивными влечениями.
3. ОТСУТСТВИЕ НЕГАТИВНЫХ СИМПТОМОВ
У взрослеющего ребенка возникают новые интересы – к чтению, спорту, путешествиям, отношениям с представителями противоположного пола. Старая система интересов сохраняется (ориентация на учебную деятельность, дружбу, поддержание позитивных отношений).
СИМПТОМЫ ПОДРОСТКОВОГО КРИЗИСА:
В эмоционально-поведенческой сфере основным проявлением становится НЕГАТИВИЗМ.
Ребенок противопоставляет себя окружению, враждебен, конфликтен, часто нарушает дисциплину. Наблюдаются перепады настроения с преобладанием недовольства, раздражения, угрюмости. Внутреннее беспокойство приводит к стремлению остаться в одиночестве, изолироваться от людей.
ОСЛОЖНЕНИЯ
Внутриличностные конфликты негативно сказываются на эмоциональном состоянии – способствуют формированию депрессии, замкнутости, обсессивно-компульсивного расстройства, усиливают тревожно-мнительные, истероидные, возбудимые черты. Частые ссоры в семье, снижение школьной успеваемости подталкивают подростков к уличным компаниям, бродяжничеству, суицидальному поведению.
При отсутствии поддержки со стороны родителей подростковый кризис затягивается. Осложнениями являются эмоциональные и поведенческие расстройства. К развитию неврозов более склонны девочки, к формированию акцентуаций, психопатий, патологических влечений – мальчики.
БЕСЕДА
Клиническое обследование выявляет характерные эмоциональные реакции. В ходе опроса родителей специалист выясняет доминирующие симптомы, их выраженность, частоту проявления.
ДИАГНОСТИКА
Используются следующие методы:
ОПРОСНИКИ
Исследуется эмоционально-личностная сфера подростка. Используется Патохарактерологический диагностический опросник (А. Е. Личко), опросник Леонгарда-Шмишека, опросник EPI Айзенка.
ПРОЕКТИВНЫЕ МЕТОДИКИ
Рисуночные тесты, тесты интерпретации образов и ситуаций позволяют определить отрицаемые, скрываемые и неосознаваемые особенности личности ребенка – агрессивность, импульсивность, лживость, сентиментальность. Применяется рисунок человека, несуществующего животного, человека под дождем, тест Роршаха, метод портретных выборов (тест Сонди).
Рекомендации при подростковом кризисе
ПОИСК КОМПРОМИССОВ
К способам сглаживания кризисных проявлений относятся:
В конфликтных ситуациях необходимо находить «точки соприкосновения» интересов. Принимать условие ребенка в обмен на выполнение обязательства («мы не входим в комнату, ты наводишь порядок трижды в неделю»).
ПРАВИЛА ДЛЯ ВСЕХ
Определенные требования, традиции должны соблюдаться всеми членами семьи. Никому не дается послаблений («Едим в столовой, после 9 часов не включаем музыку, выносим мусор по очереди»).
РАВНОПРАВИЕ
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАВНОВЕСИЕ
Необходимо вовлекать подростка в обсуждение семейных дел, проблем, планов. Важно предоставить ему возможность высказаться, учитывать его мнение при принятии окончательного решения
Не стоит поддаваться на провокации подростка. Нужно сохранять спокойствие, демонстрировать уравновешенность в конфликте как атрибут взрослости .
ИНТЕРЕС, ПООЩРЕНИЕ, ПОДДЕРЖКА
Доброжелательные, доверительные
детско-родительские отношения – базовое условие преодоления кризиса. Необходимо интересоваться увлечениями ребенка, хвалить за проявления самостоятельности и ответственности, делегировать обязанности как выражение доверия.
САМОИДЕНТЕФИКАЦИЯ
СТАНОВЛЕНИЕ ПОДРОСТКА
Становление подростка, самоидентификация выполняет ряд задач:
Самоидентификация - это самоуподобление, самоотождествление и соответствие личности с кем –либо. Самоиндефикация выступает как эмоционально – познавательный процесс неосознаваемого отождествления субъекта с другими субъектами или явлениями.
Основание временной протяженности собственного Я, включая детское прошлое и проектирование будущего.
Осознание себя как как отличного от родительских установок.
Осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности.
Новообразованием кризиса является способность рефлексивно оценивать собственные личностные качества, способности, возможности, недостатки. Формируется чувство ответственности, понимание свободы. Возникает сепарация подростка от родителей, но сохраняются близкие отношения.
ПРОФИЛАКТИКА
Чтобы предупредить затяжное течение, развитие осложнений кризиса необходимо проявить гибкость в отношениях с ребенком: сохранить доверительные отношения и обеспечить «суверенитет» – признать самостоятельность и независимость, предоставить право выбора, вовлекать в решение важных семейных вопросов.