СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Установление тоталитаризма в Европе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Установление тоталитаризма в Европе»

История 9 класс.

Тема: Установление тоталитаризма в Европе.

Цели урока:

Образовательные:

  • Обеспечить усвоение учащимися условий формирования тоталитарных режимов и причин их установления в странах Европы

  • Охарактеризовать основные мероприятия тоталитарных правительств в Италии и Германии

  • Объяснить смысл и значение важнейших исторических понятий (фашизм, тоталитаризм, нацизм) и добиться их усвоения

  • Выяснить основные черты тоталитаризма как феномена ХХ века

  • Определить роль личности в истории на примере А. Гитлера и Б. Муссолини

Развивающие:

  • Развитие аналитического и синтезирующего мышления

  • Выработка умения искать решение проблемы, выдвигать гипотезы

  • Отработка навыков работы в должном темпе

  • Развитие умений действовать в группе и самостоятельно

  • Реализация принципа проблемности развивающего обучения

Воспитательные:

  • Воспитание чувства неприятия к насилию, бесчеловечности тоталитарных режимов

  • Воспитание настойчивости, упорства, целеустремленности

  • Воспитание гуманности

  • Тип урока: комбинированный

  • Литература: О.В. Волобуев, В.А. Клоков «Россия и мир» 11 класс М. 2006 год. Гаджиев «Введение в политологию» М. 2003 год. А.Ф Никитин «Право и политика» М. 2001 год. У. Ширер «Взлет и падение третьего рейха» М. 1999 год.

  • Оборудование: Книги, рабочие листы с текстом, карточки с Д/З, мультимедийный проектор. Учащиеся делятся на 2 рабочих группы и группу аналитиков, в течение урока выполняют задания



План темы

  1. Рождение тоталитаризма

  2. Установление тоталитарных режимов в Европе

  3. Основные мероприятия тоталитарных правительств

  4. Тоталитаризм – феномен ХХ века



Вступительное слово

Мы продолжаем изучение истории стран мира в межвоенный период

Народ не может жить, не помня уроков своей истории. Только на основании опыта, пройденного народом, строится сегодняшний и завтрашний день: это изречение еще раз подтверждает известную истину о том, что без прошлого нет настоящего и не может быть будущего.

Один из важных уроков прошлого сегодня мы рассмотрим на занятии. На прошлом уроке мы рассмотрели причины, особенности и последствия Мирового экономического кризиса. Итак, проверим домашнее задание, по карточкам работают 3 человека. Вопросы в карточках об особенностях проявления кризиса в:

  1. США

  2. Великобритании

  3. Франции

А каковы были причины экономического кризиса? Когда он был? Какие последствия имел этот кризис для стран?

Ответ: главной серьезной причиной было серьезное нарушение, дисбаланс в экономике, нарушения в цепи производство-обмен-потребление. Промышленное производство росло быстрее роста зарплаты, низкий спрос на массовое производство. Кризис перепроизводства. Вышел из строя рыночный механизм. Рынок и конкуренция как регуляторы перестали работать. Он был с 1929-1933 гг. Он обострил социальные и политические противоречия капиталистического общества. Произошло разочарование в институтах демократии, которые не смогли защитить от неурядиц, обрушившихся на людей. Пессимизм. Экономический кризис 1929-33 годов вызвал ряд противоречий во всех областях жизни общества в странах Европы. Эти противоречия породили конфликт, противоборство двух политических режимов: тоталитаризма и демократии. В ХХ веке тоталитаризм утвердился в качестве политических систем в самой большой стране мира – России, в одной из самых культурных стран – Германии, а также Италии, Испании, Японии. И сегодня мы с вами рассмотри установление тоталитарных режимов в
Европе на примере двух государств – Германии и Италии. Работать будем по определенному плану. Запишем число и тему урока





Рождении тоталитаризма

Переходим к первому пункту плана. Термин «тоталитаризм» возник в 20-е годы в окружении Муссолини. Когда он появился нет единого мнения среди политологов, одни считают его вечным атрибутом истории (исторический прототип – восточные деспотии), другие – достоянием индустриальной эпохи, а третьи – феноменом ХХ века. Давайте вспомним из курса обществознания, что такое тоталитаризм? Каковы его признаки?

Ответ: тоталитарный режим характеризуется контролем над всеми сторонами жизни общества и проникновением во все его сферы.

Признаки:

- наличие единой правящей партии

- сращивание партийного и государственного аппарата

- ликвидация гражданских прав и свобод

- контроль над хозяйственной, экономической и семейной жизнью

- культ вождя, наличие лидера-диктатора

- монополии на СМИ

- террористический и полицейский контроль

Правильно. Одной из форм тоталитаризма является фашизм – открытая террористическая диктатура, опирающаяся на прямое насилие, шовинизма, расизм (с ит. пучок, связка, объединение). Национализм и идеологии и политика основана на идее национальной исключительности, национальном превосходстве. Культ вождя: в Германии – Фюрер, в Италии – Дуче. Нацизм идеология: культ силы, расовое превосходство, антисемитизм, экспансия, насаждение образа врага. Согласны ли вы с тем, что этот режим является антидемократическим? Так почему же в ХХ веке возникла столь бесчеловечная система, как тоталитаризм?

Формулировка проблемы.

Раньше всего фашизм возник в Италии: в 1922 году сам король поручил лидеру фашистов Б. Муссолини сформировать правительство. Так с соблюдением всех демократических процедур к власти пришла самая недемократическая сила – фашизм. В Германии в начале 30-х годов демократические партии имели большинство голосов и мест в парламенте, чем национально-социалистическая партия Гитлера, согласно результатам выборов в 1932 г. НСДАП теряла популярность, так почему же в 1933 году нацисты приходят к власти? Давайте разберемся с этой проблемой.





Установление фашистских режимов

Каждая группа получает задание.

1 группа: что способствовало приходу фашистов к власти в Италии?

2 группа: что способствовало установлению тоталитаризма в Германии?

3 группа (аналитики): для чего утвердились тоталитарные режимы в 20-30х годах?

1 и 2 группы: работа с учебником и фиксирование ответа в тетради

3 группа: анализируют текст дополнительного материала и ответы 2 рабочих групп

Ответ 1 группы:
- тяжелое экономическое положение

- массовое недовольство, движение трудящихся

- во всех бедах винили правительство либералов

- фашисты объединили недовольных (крестьян, рабочих, мелкую рабочую буржуазию)

- царившая обстановка неуверенности

- неспособность правительства справиться с острыми проблемами в экономике и политике



Ответ второй группы:

- экономический и политический кризис

- отсутствие политической стабильности

- снижение авторитетности правительства из-за экономических трудностей

- чувство национального унижения, охватившее общество после войны (инфляция, контрибуция)

- популярность националистических идей

- страх правящих кругов перед ширящимся коммунистическим движением



Ответ 3 группы:

- для решения задач выхода из экономического кризиса, преодоление разрухи

- для предотвращения угрозы революции для создания нового порядка и внешней экспансии

- либеральная демократия оказалась неспособной предотвратить победу тоталитаризма

А почему демократические силы не смогли предотвратить приход фашистов власти? Они были разобщены, социалистическая и коммунистическая партии недооцени фашистскую угрозу, и продолжали взаимную борьбу. Создать единый антифашистский фронт в таких условиях оказалось невозможным. Большую роль в становлении тоталитарных режимов сыграли лидеры фашизма – Гитлер и Муссолини. Итак, мы выяснили, кто и для чего установил тоталитаризм, а теперь рассмотрим реализацию на практике этого режима. Переходим к 3 пункту плана.

Сообщения учащихся о личностях Гитлера и Муссолини





Мероприятия тоталитарных правительств

Работа в группах

1 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Италии

2 группа: выписать основные мероприятия тоталитарного правительства в Германии

3 группа: проанализировать тексты, выслушав ответы 1 и 2 групп, определить различия фашистских режимов в Италии и Германии (работа с документами)

1 и 2 группы работают с учебником, выписывают основные мероприятия тоталитарных правительств

Ответ 1 группы:

- ликвидация демократии (других партий, свободы и прав)

- Муссолини, фактически, единоличный правитель

- чистка гос. аппарата

- вмешательство в экономику

- политика авточего-то там (ликвидация зависимости страны от ввоза стратегического сырья для промышленности)

- активная внешняя политика



Ответ 2 группы:

- террор противников

- запрет всех партий, кроме НСДАП

- максимальная централизация хозяйственной жизни

- организация общественных работ для ликвидации безработицы

- «ариизация» экономики

- вооружении армии

- поиск «жизненного пространства», активная внешняя политика



Ответ 3 группы:

- в Италии католицизм объявлен единственной религией, поэтому псевдорелигия фашизма не так сильна

- антисеменизм в Италии не возродился в ранг гос. пол.

- в руках Дуче сконцентрировалась гораздо меньшая власть, чем в руках Фюрера

- Муссолини не смог добиться такой массовой поддержки

- партия Гитлера имела большее влияние, чем партия Муссолини

Большое значение при формировании тоталитарного режима сыграла жесткая цензура и контроль за каждой сферой культурной жизни. О том, как это происходило наглядно описано в …… Ширера «Взлет и падение третьего рейха»

Давайте сделаем вывод по 3 пункту плана. Соответствовали проводимые мероприятия принципам тоталитаризма? Да, проводимые мероприятия соответствовали принципам тоталитаризма. Политические системы германского и итальянского фашизма были схожи по ряду признаков, но далеко не были одинаковыми





Тоталитаризм – феномен ХХ века

Обратимся к нашему главному вопросу, мы выяснили, почему создавались тоталитарные режимы, а давайте подумаем, почему тоталитаризм и фашизм возникли именно в XX веке? Политическая идеология тоталитаризма основана на принципиально новом представлении о политике (в частности на политическом принуждении). Тоталитаризм стал возможен благодаря определенным чертам индустриальной эпохи. Он не мыслим без современных технических средств. Причем они выступают как средства контроля и пропаганды (радио). Прежде было невозможно все общество держать под присмотром, поэтому принято считать тоталитаризм феноменом ХХ века. Стремление тоталитаризма к переделке человеческой природы, создание нового типа личности путем стандартизации, растворения человека в массе.

Дальше небольшой кусочек, где я совершенно не могу разобрать почерк

Итак, сделаем вывод, почему фашистам удалось прийти к власти в ХХ веке?

Вывод: тоталитарные партии приходят к власти и устанавливают свой режим в условиях глубочайших потрясений, которые поражают все сферы жизни общества. Именно такая ситуация и возникла в 20-30 гг. в странах Европы

Ответить на вопрос: подумайте, чем была вызвана крайняя агрессивность фашизма? Обсудите …. связь фашизма и войны

Д/З: итоги (оценки)