Просмотр содержимого документа
«Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни»
Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Календарно-обрядовые песни.
Тип урока: урок обобщение
Ход урока
1. Вводное слово учителя
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомство с обрядовой поэзией.
Календарно-обрядовые песни - древнейший вид народного творчества, связанный с сельскохозяйственным календарём - распорядком работ по временам года. Чтение статьи учебника «Обрядовый фольклор» на стр.6.
Введение понятия «обряд», запись в тетради.
Обряд в фольклоре — это действия, которые выполняются в определённом порядке и имеют символическое значение.
Обряды совершали, чтобы достичь каких-либо целей: родить ребёнка, попросить о плодородии, призвать весну.
Один из известнейших обрядовых танцев — хоровод. Это коллективный танец с движением по кругу или, например, цепочкой, который сопровождается песнями, играми.
К обрядовым жанрам относят, например, колыбельные и свадебные песни, причитания, заговоры, заклички, считалки.
2. Актуализация знаний.
Как одним словом можно назвать устное народное творчество?
Чтение статьи учебника. Ответы на вопросы устно и письменно! Прослушать по одной песне!
Колядки. Стр. 6
- Когда исполнялись колядки?
- Что главное в песнях (колядках)?
(Пожелание богатства и добра)
- Как награждали участников за исполнение обряда?
Масленичные песни. Стр.7.
- В какое время и когда проводили масленицу?
(На последней неделе перед Великим постом, когда чувствуется приближение весны)
- Какова основная тема масленичных песен?
Весенние песни. Стр.8
- Что призывали в весенних песнях?
- Зачем подкидывали вверх птичек из теста?
Летние песни. Стр.9
Как встречают Троицу?
Осенние песни. Стр.10.
- Когда совершали обряды осенью?
(Когда заканчивали уборку хлеба).
3. Итог урока.