Устное собеседование по русскому языку
Переводной экзамен
6 класс
Пояснительная записка
Во время устного собеседования по русскому языку будут оцениваться коммуникативные навыки шестиклассников, выявляться их способности к ведению диалога на заданную тему, умения осуществлять монологические высказывания, ретранслировать и пересказывать прочитанные тексты, грамотно применять интонационную окраску при донесении информации до собеседника. Основной акцент делается на спонтанную речь, поэтому на подготовку к заданиям выделяется не более 1-2 минут. Обучающимся предстоит выполнить четыре вида заданий:
1. Выразительное чтение текста.
2. Пересказ текста, прочитанного в первом задании.
3. Монолог на тему. К данному заданию прилагается фотографическое изображение и план монолога.
4. Диалог с членом экзаменационной комиссии.
Выполнение испытуемыми совокупности представленных в работе
заданий позволяет оценить соответствие уровня их подготовки, достигнутого
к концу обучения в 6 классе, государственным требованиям к
уровню подготовки по русскому языку (устная речь).
Экзаменационная работа построена с учётом вариативности:
испытуемым предоставляется право выбора одной из трёх предложенных тем
монолога (беседы).
Система оценивания отдельных заданий и работы в целом создавалась
с учётом требований теории и практики педагогических измерений и
отечественных традиций преподавания русского языка.
Критерии оценивания устного собеседования по русскому языку
в 6 классе
Задание 1. Чтение текста вслух.
| Критерии оценивания чтения вслух. | Баллы |
Интонация. |
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста. | 1 |
| Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста. | 0 |
Темп чтения. |
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче. | 1 |
| Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче. | 0 |
| Максимальное количество баллов | 2 |
Задание 2. Пересказ текста
| Критерии оценивания пересказа текста с включением приведённого высказывания. | Баллы. |
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста. | |
| Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 |
| Упущена или добавлена одна или более микротем. | 0 |
П2 | Соблюдение фактологической точности при пересказе . | |
| Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет. | 1 |
| Допущены фактические ошибки (одна и более) | 0 |
Максимальное количество баллов | | 2 |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| |
| Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 1 и 2 (Р1)* | |
Г | Соблюдение грамматических норм. | |
| Грамматических ошибок нет. | 1 |
| Допущены грамматические ошибки (одна и более). | 0 |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
| Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением). | 1 |
| Допущены орфоэпические ошибки (две и более) | 0 |
Р | Соблюдение речевых норм. | |
| Речевых ошибок нет, или допущено не более трёх речевых ошибок. | 1 |
| Допущены речевые ошибки (четыре и более). | 0 |
Иск. | Искажения слов. | |
| Искажений слов нет. | 1 |
| Допущены искажения слов (одно и более). | 0 |
Максимальное количество баллов | 4 |
Задание 3. Монологическое высказывание.
Критерии оценивания монологического высказывания (М). | Баллы |
| Выполнение коммуникативной задачи. | |
М1 | Участник справился с коммуникативной задачей. Приведено не менее 10 фраз по теме высказывания. Фактические ошибки отсутствуют. | 1 |
| Испытуемый предпринял попытку справиться с коммуникативной задачей, но допустил фактические ошибки, и/или привёл менее 10 фраз по теме высказывания. | 0 |
М2 | Учёт условий речевой ситуации. | |
| Учтены условия речевой ситуации. | 1 |
| Условия речевой ситуации не учтены. | 0 |
М3 | Речевое оформление монологического высказывания (МР) . | |
| Высказывание характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения: логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена. | 1 |
| Высказывание нелогично, изложение непоследовательно. Присутствуют логические ошибки (одна или более). | 0 |
Максимальное количество баллов | 3 |
Критерии оценивания правильности речи за выполнение заданий 3 (Р2)* | |
Г | Соблюдение грамматических норм. | |
| Грамматических ошибок нет. | 1 |
| Допущены грамматические ошибки (одна и более). | 0 |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
| Орфоэпических ошибок нет, или допущено не более двух орфоэпических ошибок. | 1 |
| Допущены орфоэпические ошибки (три и более) | 0 |
РО | Речевое оформление. | |
| Речь в целом отличается богатством и точностью словаря, используются разнообразные синтаксические конструкции. | 2 |
| Речь отличается бедностью и/или неточностью словаря, и/или используются однотипные синтаксические конструкции. | 0 |
Максимальное количество баллов | 4 |
Общее количество баллов за выполнение всей работы – 15. Экзаменуемый получает зачёт в случае, если за выполнение работы он набрал 8 или более баллов.
Предлагаемый экзаменационный материал составлен на основе демонстрационного варианта устного собеседования по русскому языку, подготовленного специалистами ФИПИ. Тексты для чтения и пересказа взяты из пособий И.П. Цыбулько, Л.М. Рыбченковой, В.Л. Скляровой, Ивашовой О.Д, переработаны, сокращены, адаптированы для проведения устного собеседования. Некоторые тексты составлены на основе информации, полученной из Интернета.
Вариант №1
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя три задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст. Время на подготовку – до 2-х минут.
Часть 2 состоит из одного задания. Задание 3 не связано с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога.
В задании 3 предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов беседы: повествование на основе жизненного опыта – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
Желаем успеха!
Часть 1
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
У каждого из нас когда-то были любимые игрушки. Пожалуй, у каждого человека есть связанные с ними светлые и нежные воспоминания, которые он бережно хранит в своем сердце. Любимая игрушка - это самое яркое воспоминание из детства каждого человека.
В век компьютерных технологий реальные игрушки уже не привлекают к себе такого внимания, как виртуальные, но, несмотря на все появляющиеся новинки такие, как телефоны и компьютерная техника, игрушка всё-таки остаётся неповторимой и незаменимой в своём роде. Ведь ничто так не учит и не развивает ребёнка, как игрушка, с которой он может общаться, играть и даже приобретать жизненный опыт.
Игрушка – это ключ к сознанию маленького человека. Чтобы развить и укрепить в нём положительные качества, сделать его психически здоровым, привить любовь к окружающим, сформировать правильное понимание добра и зла, необходимо тщательно выбрать игрушку, помня, что она внесёт в его мир не только свой образ, но и поведение, атрибуты, а так же систему ценностей и мировоззрений. Невозможно воспитать полноценного человека с помощью игрушек негативной направленности.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок»
Часть 2
Внимание! Задания 3 не связано с заданиями 1 и 2. Для выполнения задания 3 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.
Любимый актёр (любимая актриса) (повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём любимом актёре (своей любимой актрисе). Не забудьте рассказать:
кто Ваш любимый актёр (Ваша любимая актриса);
в каких фильмах или спектаклях он (она) принимал(а) участие;
какая роль в исполнении этого актёра (этой актрисы) Вам нравится больше всего и почему;
что Вы цените в актёрском мастерстве Вашего любимого актёра (Вашей любимой актрисы).
Тема 2. Лучший друг (лучшая подруга) (повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём лучшем друге (своей лучшей подруге).
Не забудьте рассказать:
кто Ваш лучший друг (Ваша лучшая подруга);
как давно Вы познакомились;
как проводите время вместе;
что для Вас значит дружба.
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Вариант №2
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя три задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст. Время на подготовку – до 2-х минут.
Часть 2 состоит из одного задания. Задание 3 не связано с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога.
В задании 3 предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов беседы: повествование на основе жизненного опыта – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
Желаем успеха!
Часть 1
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели, с любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово, и на всех языках оно звучит нежно и ласково.
Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиги. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму, и нужна нам в этот миг только она. Человек зовет мать и верит, что она, где бы ни была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову жизнь.
Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о матери. «Берегите матерей!» - провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своим мамам. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час, ведь благодарные дети – лучший подарок для них.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок»
Часть 2
Внимание! Задания 3 не связано с заданиями 1 и 2. Для выполнения задания 3 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.
День учителя (повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите, как проходил День учителя в вашей школе. Не забудьте рассказать:
как школьники готовились к этому празднику;
какие традиции празднования есть в Вашей школе;
как прошёл этот день;
что запомнилось Вам больше всего.
Тема 2
Любимый писатель (поэт) (повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём любимом писателе (поэте). Не забудьте рассказать:
кто Ваш любимый писатель (поэт);
какие его произведения Вам нравятся;
когда Вы впервые познакомились с его творчеством;
какие мысли, чувства пробуждает у Вас творчество этого писателя(поэта).
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.
Вариант №3
Инструкция по выполнению заданий
Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя три задания.
Часть 1 состоит из двух заданий.
Задания 1 и 2 выполняются с использованием одного текста.
Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. Время на подготовку – до 2-х минут.
В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст. Время на подготовку – до 2-х минут.
Часть 2 состоит из одного задания. Задание 3 не связано с текстом, который Вы читали и пересказывали, выполняя задания 1 и 2. Вам предстоит выбрать одну тему для монолога.
В задании 3 предлагается выбрать один из двух предложенных вариантов беседы: повествование на основе жизненного опыта – и построить монологическое высказывание. Время на подготовку – 1 минута.
Желаем успеха!
Часть 1
Задание 1. Чтение текста. Выразительно прочитайте вслух текст. У Вас есть 2 минуты на подготовку.
В чём польза чтения? Верно ли утверждение, что читать полезно? Почему многие продолжают читать? Ведь не только для того, чтобы отдохнуть или занять свободное время.
Польза чтения книг очевидна. Книги расширяют кругозор человека, обогащают его внутренний мир, делают умнее. А ещё важно читать книги потому, что это увеличивает словарный запас человека, вырабатывает чёткое и ясное мышление. Убедиться в этом каждый может на собственном примере. Стоит только вдумчиво прочесть какое-нибудь классическое произведение, и вы заметите, как стало проще с помощью речи выражать собственные мысли, подбирать нужные слова. Читающий человек грамотнее говорит. Чтение серьёзных произведений заставляет нас постоянно думать, оно развивает логическое мышление. Не верите? А вы прочитайте что-нибудь из классики детективного жанра, например, «Приключения Шерлока Холмса» Конан Дойла. После прочтения вы будете соображать быстрее, ваш ум станет острее и вы поймёте, что читать полезно и выгодно.
Ещё полезно читать книги потому, что они оказывают значительное влияние на наши нравственные ориентиры и на наше духовное развитие. После прочтения того или иного классического произведения люди порой начинают меняться в лучшую сторону.
Задание 2. Пересказ текста. Перескажите прочитанный Вами текст. У Вас есть 2 минуты на подготовку. При необходимости Вы можете использовать «Поле для заметок»
Часть 2
Внимание! Задания 3 не связано с заданиями 1 и 2. Для выполнения задания 3 Вам необходимо выбрать одну из предложенных тем беседы.
Тема 1.
Мой день в школе (повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своём обычном дне в школе. Не забудьте рассказать:
как Вы добираетесь в школу;
сколько уроков в расписании, какие уроки самые любимые;
как проводите перемены;
как общаетесь с друзьями.
Тема 2
Поездка в гости к близким людям (повествование на основе жизненного опыта)
Расскажите о своей поездке в гости к близким людям. Не забудьте рассказать:
когда и к кому Вы ездили;
как Вас встретили;
чем Вы занимались в гостях;
что Вам запомнилось больше всего.
У Вас есть 1 минута на подготовку. Ваше высказывание должно занимать не более 3 минут.