СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устные приёмы вычислений у младших школьников с особенностями психофизического развития. Виды заданий.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Устные приёмы вычислений у младших школьников с особенностями психофизического развития. Виды заданий. В помощь учителю-дефектологу.

Просмотр содержимого документа
«Устные приёмы вычислений у младших школьников с особенностями психофизического развития. Виды заданий.»

Государственное учреждение образования

«Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер»





Устные приемы вычислений







Подготовила

учитель-дефектолог

Живицкая Наталья Михайловна










Минск 2017



Одной из обязательных форм работы на уроках математики является устный счёт. Устный счёт – навык, необходимый для решения учебных и практических задач.

Систематическое использование на уроках заданий для формирования навыков устного счета активизирует мыслительную деятельность, развивает у детей память, способность воспринимать на слух сказанное, повышает внимание и быстроту реакций.

Главная цель устного счёта – формирование вычислительных навыков, навыков быстрого счёта. Устные упражнения учитель подбирает из специальных сборников устных задач и вычислений. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. На проведение устного счёта рекомендуется отводить не более 5-10 минут на каждом учебном занятии.

Формы устного счета

  • Беглый слуховой – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.

  • Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).

  • Комбинированный

  • обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).

  • задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).

Виды упражнений для устных вычислений

  • последовательность и обозначение чисел от 1 до 20

  • нахождение значений математических выражений

  • отработка вычислительных навыков

  • сравнение чисел и математических выражений

  • состав числа и способы образования

  • решение задач

  • логические задания



Игровые упражнения

Игра «Продолжи счёт». Прямой и обратный счёт с любого числа в пределах 10, 20, десятками.

Игра «Числовая линейка». Устный математический диктант. Учитель зачитывает задание, а учащиеся двигаются по числовой линейке, показывают правильный ответ.

«Зрительная разминка». Это игра с помощью светодиодного фонарика. Учитель направляет световой луч, а учащиеся называют числа.

Игра «Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагается четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы давать можно молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.

Игра «Торопись, да не ошибись». Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.

Игра «Числовая линейка». Устный математический диктант. Учитель зачитывает задание, а учащиеся двигаются по числовой линейке, показывают правильный ответ.

Игра «Ритмический счёт». Это игра на развитие слуховой и речевой памяти. Дети в парах хлопают в ладоши – хлопок (1), прикосновение друг к другу ладонями (говорят “два”), хлопок (3), прикасаются – говорят “четыре” и т.д.).

Игра «Числовые домики». Игра – формирует устные вычисления. Учащийся заполняет домики на состав числа.

Игра «Числовая цепочка», «Арифметический диктант». Самостоятельное решение и запись ответов в тетрадь. Затем коллективная проверка.

Игра «Составь пример по картинке». Эта игра – учит проделывать математические действия с числами.

Можно выделить ряд упражнений на зрительное восприятие и логическое мышление. «Запомни и напиши», «Магический квадрат», «Зеркальные числа» (коррекция оптики), «Шифровки», «Лабиринты», «Измерь, и не ошибись».

Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает изучение нового материала, а также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания и памяти.