Государственное учреждение образования
«Средняя школа № 130 г. Минска имени Рут Уоллер»

Устные приемы вычислений
Подготовила
учитель-дефектолог
Живицкая Наталья Михайловна
Минск 2017
Одной из обязательных форм работы на уроках математики является устный счёт. Устный счёт – навык, необходимый для решения учебных и практических задач.
Систематическое использование на уроках заданий для формирования навыков устного счета активизирует мыслительную деятельность, развивает у детей память, способность воспринимать на слух сказанное, повышает внимание и быстроту реакций.
Главная цель устного счёта – формирование вычислительных навыков, навыков быстрого счёта. Устные упражнения учитель подбирает из специальных сборников устных задач и вычислений. Устные упражнения должны соответствовать теме и цели урока, учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося. На проведение устного счёта рекомендуется отводить не более 5-10 минут на каждом учебном занятии.
Формы устного счета
Беглый слуховой – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа).
Комбинированный
обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерной программы Microsoft Power Point).
задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность).
Виды упражнений для устных вычислений
последовательность и обозначение чисел от 1 до 20
нахождение значений математических выражений
отработка вычислительных навыков
сравнение чисел и математических выражений
состав числа и способы образования
решение задач
логические задания
Игровые упражнения
Игра «Продолжи счёт». Прямой и обратный счёт с любого числа в пределах 10, 20, десятками.
Игра «Числовая линейка». Устный математический диктант. Учитель зачитывает задание, а учащиеся двигаются по числовой линейке, показывают правильный ответ.
«Зрительная разминка». Это игра с помощью светодиодного фонарика. Учитель направляет световой луч, а учащиеся называют числа.
Игра «Молчанка». На доске изображаются фигуры. Вне каждой из них располагается четыре числа, а внутри записано действие, которое надо выполнить над каждым из «внешних» чисел. Ответы давать можно молча, написав рядом с данным числом верный результат указанного действия. Задания легко поменять, достаточно только заменить знаки арифметических действий, стоящие рядом с «внутренними» числами.
Игра «Торопись, да не ошибись». Учитель медленно прочитывает задание за заданием, а учащиеся на листочках пишут свои ответы.
Игра «Числовая линейка». Устный математический диктант. Учитель зачитывает задание, а учащиеся двигаются по числовой линейке, показывают правильный ответ.
Игра «Ритмический счёт». Это игра на развитие слуховой и речевой памяти. Дети в парах хлопают в ладоши – хлопок (1), прикосновение друг к другу ладонями (говорят “два”), хлопок (3), прикасаются – говорят “четыре” и т.д.).
Игра «Числовые домики». Игра – формирует устные вычисления. Учащийся заполняет домики на состав числа.
Игра «Числовая цепочка», «Арифметический диктант». Самостоятельное решение и запись ответов в тетрадь. Затем коллективная проверка.
Игра «Составь пример по картинке». Эта игра – учит проделывать математические действия с числами.
Можно выделить ряд упражнений на зрительное восприятие и логическое мышление. «Запомни и напиши», «Магический квадрат», «Зеркальные числа» (коррекция оптики), «Шифровки», «Лабиринты», «Измерь, и не ошибись».
Систематическая работа над устным счетом, позволяет повысить интерес учащихся к изучению математики, делает детей более активными, облегчает изучение нового материала, а также способствует развитию логического мышления, математической зоркости, внимания и памяти.