СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "День народного единства"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час, посвящённый "Дню народного единства" Можно проводить с 8 по 11 класс.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "День народного единства"»

МБОУ БГО СОШ №6




















Провели учащиеся 11 класса

Кл. руководитель Иванова В.Ю.


























2015



1 чтец

Смоленск и Тула, Киев и Воронеж

Своей прошедшей славою горды.

Где нашу землю посохом не тронешь,-

Повсюду есть минувшего следы.

Нас дарит кладами былое время,

Копни лопатой и найдёшь везде-

Тут – в Данциге откованное стремя,

А там – стрелу, калёную в орде.

Зарыли в землю много ржавой стали

Все, кто у нас попировал в гостях!

Как памятник стоит на пьедестале,

Так встала Русь на вражеских костях.

К нам, древней славы неусыпным стражам,

Взывает наше прошлое, веля,

Чтоб на заржавленном железе вражьем

И впредь стояла русская земля.


Слайд 1 «Устный журнал»


1 ведущий. 4 ноября наша страна отмечает День народного единства. Этот праздник близок всем русским людям, т.к. связан с освобождением России от польско-литовских захват­чиков силами народного ополчения, созданного по призыву нижегородского земского старосты Кузь­мы Минина.


2 ведущий. Сегодня мы перелистаем страницы нашего устного журнала, посвященного Дню народно­го единства и вспомним о событиях начала XVII века, когда была освобождена Москва и было поло­жено начало выхода страны из Смуты, подумаем о духовном смысле наступающего праздника. Сего­дня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил свою гражданственность, беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм.


1 ведущий. Итак, мы начинаем!


2 ведущий. Страница I. "Россия, Русь! Храни себя, храни!.." Слайд 2.

2 чтец. Слайды 3-4

Медленно история листается.

Летописный тяжелеет слог.

Всё стареет, Родина - не старится,

Не пускает старость на порог.

Мы прошли столетия с Россией

От сохи до звёздного крыла.

А взгляни - всё то же небо синее,

И над Волгой та же тень орла.

И ещё не мало будет пройдено,

Коль зовут в грядущее пути.

Но светлей и чище чувства Родины.

Людям никогда не обрести.

С этим чувством человек рождается,

С ним живёт и умирает с ним.

Всё пройдёт, а Родина - останется,

Если мы то чувство сохраним.


3 чтец. Слайды 5-6

Взбегу на холм и упаду в траву

И древностью повеет вдруг из дола.

И вдруг картины грозного раздора

Я в этот миг увижу наяву.

Пустынный свет на звездных берегах

И вереницы птиц твоих, Россия,

Затмит на миг

В крови и жемчугах

Тупой башмак скуластого Батыя!..

Россия, Русь - куда я ни взгляну...

За все твои страдания и битвы –

Люблю твою,

Россия, старину,

Твои огни, погосты и молитвы,

Люблю твои избушки и цветы,

И небеса, горящие от зноя,

И шепот ив у омутной воды,

Люблю навек, до вечного покоя...

Россия, Русь! Храни себя, храни!


1 ведущий. Начало Смутного времени пришлось на царствование Бориса Годунова. Молва обвиняла его в гибели царевича Дмитрия. В 1601 году на Руси разразился голод. Повсеместно вспыхивали голодные бунты, жестоко подавлявшиеся царскими войсками. В народе распространялись слухи, что царевич Дмитрий жив.


2 ведущий. В 1601 г. в Польше объявился человек, именовавший себя "счастливо спасшимся" царевичем Дмитри­ем. Московские власти заявили, что под его личиной скрывался беглый монах Григорий Отрепьев. Он сумел убедить польские власти в своем царском происхождении и получил поддержку задуманного им похода на Москву.


1 ведущий В августе 1604 г. с отрядом из 3000 казаков и около 600 польских шляхтичей Лжедмитрий перешел русско-польскую границу. "Сына" Ивана Грозного повсюду встречали с ликованием, и его войско бы­стро росло. 13 апреля 1605 г. скоропостижно скончался Борис Годунов, на престол возвели его сына Федора.


2 ведущий. 20 июня 1605 г. "царевич" Дмитрий торжественно въехал в Москву, встреченный колокольным звоном. Федор Годунов был низложен и задушен вместе с матерью. Началось 11-месячное правление Лжедмитрия I. 17 мая 1606 года в Москве вспыхнуло восстание, "истинный царь" был убит, а на престол "выкрикнули" нового царя — Василия Шуйского. Однако Смута продолжалась.


1 ведущий. Появлялись все новые и новые самозванцы. Летом 1607 г. объявился Лжедмитрий П. Под его знамена собралось разношерстное воинство из казаков, части дворян и польско-литовских отрядов. Весной 1608 г. оно стояло под стенами Москвы, но взять город самозванцу не удалось, и он осел лагерем в се­ле Тушино.


2 ведущий. Положение Шуйского было тяжелым, и он решился просить помощи у соседей. В результате сложных дипломатических переговоров весной 1609 г. во внутренние дела России была втянута Швеция. Поль­ский король Сигизмунд III, находившийся в состоянии войны со Швецией, увидел в этом усиление своего противника и также двинул войска в русские пределы. Начался тяжелейший для России период иностранной интервенции.


1 ведущий. 17 июня 1610 г. Василий Шуйский был низложен. Пришедшая к власти "семибояр-щина" заключила мир с поляками, предложила русский престол королевичу Владиславу и впустила в Москву польские войска. Шведы захватили Новгород, осадили Псков.


2 ведущий. После 20-месячной осады 3 июня 1611 г. пал Смоленск. В начале 1611 г. в Рязани было сформировано ополчение под руководством П. Ляпунова. В него вошли дворяне, посадские люди, казаки южных уез­дов. Оно двинулось на помощь Москве, где поляки жестоко подавили восстание ее жителей. Начав­шиеся разногласия руководителей и убийство казаками Ляпунова привели к распаду ополчения. Оно не оказало существенной поддержки восставшим. Остатки ополчения расположились под Москвой.


1 ведущий. Страница 2. "Народное ополчение" Слайд 7

1 уч. 1610 год. Страшное время… Смутное время!.. Россия расколота…

Правительства нет. На северо-западе хозяйничают шведы. В центре бесчинствуют шайки “тушинского вора” Лжедмитрия II.

В Москве хозяйничают поляки. “Семибоярщина” фактически признала право на русский престол польского королевича Владислава.

2 уч. Находящийся под арестом святейший патриарх Гермоген отказался сотрудничать с иноземцами. По городам Руси рассылаются его послания, в которых звучит призыв к освобождению Русской земли от захватчиков.

Призывы Святейшего Патриарха были услышаны в Нижнем Новгороде. В сентябре 1611 года по призыву нижегородского земского старосты Кузьмы Минина начался сбор средств на формирование и содержание народного ополчения.

3 уч. По предложению Кузьмы Минина на должность военного руководителя ополчения был призван князь Дмитрий Михайлович Пожарский.

Главной святыней ополчения становится икона Богородицы, перенесенная в Нижний Новгород из Казани.

4 уч. Какой путь из Нижнего до Москвы ближе – прямой или окольный? “Конечно, прямой!” - скажут некоторые. Оказывается, не всегда так бывает. Так и в 1612 году ополчение Минина и Пожарского двинулось к Москве через Балахну, Юрьевец-Волжский, Кострому, Ярославль. В Ярославле ополченцы пробыли до конца июля. Сюда подходило подкрепление со всех концов Руси, собирались деньги, подвозили оружие. И только в начале августа через Троице-Сергиев монастырь всенародное ополчение выступило к столице. Сюда же спешил и польский воевода – гетман Ходкевич.

5 уч. 20 августа ополченцы подошли к столице и заняли Земляной и Белый город. Казаки Трубецкого не присоединились к ним. 21 августа к Воробьевым горам подошел Ходкевич и 22 августа предпринял попытку прорваться к осажденному в кремле польскому гарнизону. Атака была отбита. 23 августа поляки перемещаются к Донскому монастырю и на следующий день атакуют Замоскворечье. В разгар боя казаки, не обращая внимания на приказ Трубецкого, вступаю в бой на стороне ополченцев. Это придало еще больше отваги русским воинам, и поляки были отброшены. Еще месяц продолжалась осада Китай-города и Кремля. В начале ноября начался новый штурм, и Китай-город был взят.

6уч. Столица была в руках ополченцев. Польско-литовский захватчики с позором покинули Кремль и сдались на милость победителей.

В течение нескольких дней по московским улицам шли очистительные Крестные ходы с главными святынями Руси – иконами Божьей Матери Владимирской и Казанской. Россия вновь стала свободной! Слайд 8


2 ведущий. Страница 3. Духовный смысл Дня народного единства. Слайд 9


1 ведущий. "В основу картины нижегородского художника Сергея Викторовича Малиновского "Нижегородский подвиг. 1611 год" положена идея духовности русского народа, объединенного православной верой.


2 ведущий. Небесное и земное действа соединились в едином пространстве холста. В вертикальной композиции картины им соответствует два уровня. Вверху... изображены духовные покровители Нижегородского ополчения... На небесном троне сидит Богоматерь Казанская... Священномученик патриарх Гермоген держит грамоту, слова которой — "Да будут благословенны те, кои идут на очищение Московского государства" — стали лозунгом ополчения. Преподобный Сергий Радонежский, по преданию трижды являвшийся Минину, призывая на великое дело, предстоит у престола Богородицы.


1 ведущий. В нижней части картины — само легендарное событие, данное в символическом претворении, так что каждая деталь имеет обобщающий смысл. По центру, концентрируя идею единства всего происходя­щего, показан "вдовствующий престол". На нем лежат царские регалии: скипетр, держава, шапка Мо­номаха. Как и двуглавый орел на золотой пелене — это знаки государственности. На таком многозна­чимом фоне происходит главное действо — вручение меча Кузьмой Мининым князю Дмитрию Пожарскому. На перекрестии рукояти виден образ Спаса Нерукотворного, ибо "победный меч" символ не только воинского, но духовного подвига. Трактовка внешнего облика героев не традиционна. Худож­ник, показывая сословное различие через одежду, в целом подчеркивает их похожесть, духовную бли­зость, равенство перед высшим предназначением, единство устремлений. Отталкиваясь от парсун и литографий, автор решает образы Минина и Пожарского в неком обобщении, синтезирующим основ­ную мысль произведения — идею самопожертвования, готовности к спасению Руси и воссозданию ее державности.


2 ведущий. Слева от Минина находятся нижегородцы, осененные выносным крестом и хоругвями. На одной из них великомученик Георгий Победоносец, духовной мощью побеждающий зло. Здесь же иконы с изо­бражением святителей Московских Петра, Алексия и Ионы — духовных поборников русской государ­ственности. Крестом благословляет народ настоятель Спасо-Преображенского собора, сподвижник Минина Савва Евфимьев. Рядом в молитвенной сосредоточенности стоят посадские люди: вдова, от­давшая состояние на народное дело; старики, проводившие на рать своих сыновей; невеста, молящая Богоматерь сохранить суженого. Юный отрок в стихаре со свечой в руках олицетворяет духовное очи­щение и просветление.

Также на первом плане обозначены два смысловых контраста: драгоценные приношения нижегородцев как символизирующие идею бескорыстия и жертвенности, и змея себялюбия, раздора, долго не давав­шая народу возвысится до общенациональной идеи, и кою попирает сапогом Минин.


1 ведущий. Вокруг князя Пожарского, под стягом с изображением Архистратига Михаила, предводителя небесно­го воинства, сплотились в молитвенном предстоянии со свечами в руках отрешенные от суетного ополченцы разных сословий и возрастов. Строги и величавы все участники торжественного акта. Ору­дия духовные и воинские подняты в едином порыве на защиту Веры и Отечества.

2 ведущий. Если в целом говорить о содержании произведения, то лейтмотивом его звучит тема духовного празд­ника. Напоминает о высоком смысле события ритмический повтор алых пятен. Всю колористику кар­тины объединяет златоцвет: в небесном своде, в нимбах, в пелене и облачениях. В традициях древне­русской живописи золото являет собой незаходящий, "невечерний" свет вечности.


1 ведущий. Композицию картины завершают слова историка И. Забелина: "Нижегородский подвиг в нашей исто­рии дело великое, величайшее из всех наших исторических дел, потому что оно дело народное".


2 ведущий. Страница 4. "Спасители Отечества" Слайд 10

7 уч. Рассказывает о Минине.

8 уч. Рассказывает о Пожарском


1 ведущий. Одним из первых памятников Спасителям Отечества стал Казанский собор на Красной площади в Мо­скве. Он был построен на средства князя ДМ. Пожарского в 1618 году. При советской власти разру­шен, но сейчас вновь восстановлен. Слайд 11


2 ведущий. В Нижнем Новгороде в 1632 году был возведен шатровый Михайло-Архангельский собор, а котором покоится ныне прах Кузьмы Минина. Слайд 12


1 ведущий. В начале XIX века на народные средства скульптором И.П. Мартосом был создан первый в России скульптурный памятник Минину и Пожарскому. Место для него было подобрано в Нижнем Новгороде, но Александр I приказал установить памятник на Красной площади в Москве. Слайд 13 В Нижнем же был воз­веден обелиск - меч. Бронзовые позолоченные барельефы для его "рукояти" были созданы И.П. Мар­тосом.


2 ведущий. 4 ноября 2005 года историческая справедливость восторжествовала: памятник Минину и Пожарскому все же открыли в Нижнем Новгороде на площади Народного Единства. Правда, это копия. И она не­много уменьшена по сравнению с московским подлинником.

Своеобразным памятником является и картина В.Е. Маковского "Воззвание Минина к нижегородцам", хранящаяся в Нижегородском художественном музее. Слайд 14


1 ведущий. В начале XVII столетия, народы России, объединенные идеями согласия и сплочения, сохранения го­сударственности смогли отстоять свободу и независимость нашего Отечества. Так было ив 1812 году и во время Великой Отечественной войны.


2 ведущий. И сегодня, когда в нашем обществе не все спокойно, когда ведутся споры о целесообразности праздни­ка Дня народного единства, мы должны понять, что эти споры и раздоры льют воду на мельницу вра­гов нашего Отечества, тех, кто не хочет видеть России великим и сильным государством. Наша сила в единстве. Наша сила в добре. Доброделание - основа нашего бытия и одна из главных идей наступаю­щего праздника. Творите добро, и мы придем к духовному оздоровлению всего общества!