СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Духовность и нравственность"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разговор о духовно-нравственных качествах человека.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Духовность и нравственность"»

Главное управление образования Гродненского областного исполнительного комитета


Учреждение образования «Скидельский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»







Бардакова Марина Станиславовна







Духовность и нравственность

Устный журнал













Скидель

Тема

Устный журнал «Духовность и нравственность»

Фамилия, имя, отчество, должность автора

М. С. Бардакова – педагог-организатор.

Аннотация

Социализация, вхождение человека в мир духовности и культуры – процесс индивидуальный, никто не может его избежать. Он предполагает синтез обучения, воспитания и самовоспитания. Воспитание основывается на общечеловеческих, гуманистических ценностях, культурных и духовных традициях нашего народа.

Данный методический материал раскрывает значимость этой темы, способствует улучшению процесса духовно-нравственного воспитания в лицее. Методическая разработка предназначена для библиотекарей, кураторов, воспитателей, мастеров производственного обучения.

Направление работы

Конкурс методических разработок «Воспитывающая среда как фактор становления и развития личности». Номинация «Духовная палитра».

Для какой категории предназначен

Устный журнал предназначен для учащихся, педагогов и воспитателей.

Публикация

Бардакова М.С. – педагог-организатор

Полное название УО

Учреждение образования «Скидельский государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

Адрес учреждения образования

230010 Республика Беларусь

г. Скидель, ул. Октябрьская, 40

т. 975-147

Телефон (с кодом)

Тел/факс 8 015 2 975 147

Е-mail

сайт

ptu199@mail. grodno. by

www.skgspl.by

Устный журнал «Духовность и нравственность»


«Наша главная задача – научить молодежь

правильному различению добра и зла,

истинному милосердию и донести молодежи

информацию о красоте и силе православной

цивилизации и культуры»

Кирилл, Святейший Патриарх

Московский и всея Руси

Введение

Истинная духовность есть триединство истины, добра и красоты. Работа по духовно-нравственному воспитанию способствует установлению духовной творческой атмосферы, собственному духовному совершенствованию учащихся, развитию совестливости и активной гражданской позиции.

Мощным воспитательным ресурсом в лицее для формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся является литературно-краеведческий музей им. М. Василька и информационно-библиотечный центр.

Мероприятия, проводимые в лицее, строятся на основе воспитания нравственности и духовности.

В лицее проводятся вечера встреч с интересными людьми, викторины, диспуты, круглые столы, оформляются стенгазеты, стенды, Все мероприятия ставят перед собой цель - донести до учащихся идеи духовности и нравственности. В лицее также организовано сотрудничество со священнослужителями Церкви Святых Новомучеников и Исповедников Земли Белорусской протоиереем Кириллом Близнюком, иереем Александром Дежурко.

Основная задача всех проводимых мероприятий - формирование духовно-нравственных идеалов учащихся, содействие улучшению взаимоотношений в семьях и в ученических коллективах, профилактика девиантного поведения, совершенствование системы работы с учащимися по повышению знаний о культуре и нравственных ценностях.

Духовно-нравственное воспитание направлено на «возвышение сердца» человека, как центра духовной жизни.

Надеемся, этому также поспособствует устный журнал «Духовность и нравственность».





Цель устного журнала:

формирование у обучающихся системы нравственных ценностей: милосердия, великодушия, добра и доброты, честности, долга; развитие нравственных чувств обучающихся, воспитание высоких моральных качеств.

Задачи устного журнала:

расширить знания учащихся о нравственных ценностях, их роли в жизни каждого человека;

научиться оценивать свои поступки и поступки окружающих людей;

воспитывать в учащихся умения сопереживать, помогать людям, потребность соблюдать нормы морали и нравственности.

Форма проведения: устный журнал.

Возраст: учащиеся 1 курса Скидельского ГСПЛ.

Место проведения: информационно-библиотечный центр.

Продолжительность проведения: 45 минут.

Оформление и оборудование: компьютер, телевизор, мультимедийная презентация.

Подготовительная работа: составление сценария мероприятия, мультимедийной презентации; предварительное задание учащимся: подготовить стихи о духовности.





















Устный журнал «Духовность и нравственность» Слайд 1.

Педагог: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о духовно-нравственных качествах человека. Качества духовно-нравственного человека - процесс развития личности, в котором происходит формирование человеческих этических норм. Духовное развитие - осмысление человеком своего предназначения в жизни, появление ответственности перед настоящими и будущими поколениями, стремление к постоянному нравственному совершенствованию.

- А как вы понимаете, что такое духовность, нравственность?

- Можно ли сказать, что нравственность – это образ действий человека, а духовность – образ мыслей?

- Как вы думаете, нужно ли, чтоб человек обладал этими качествами?

- Прочитайте следующие высказывания и скажите, согласны ли вы с ними, почему?

а) Духовность – это умение и готовность поступать так, чтобы количество добра в окружающем мире увеличивалось.

б) Духовность - это свободный ум и способность воспринимать трудности и неудачи, как тренажер духовного развития.

в) Духовность – это тонкое умение сострадать и приходить на помощь.

г) Духовность - забота о том, чтобы после себя оставить людям полезное, добрый и нужный след.

д) Нравственность - правила, определяющие поведение человека.

е) Нравственность — моральное качество человека, правила, которыми руководствуется человек в своём выборе.

ё) Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков, отношение к окружающему миру, к природе.

- Какие вы можете назвать духовно-нравственные качества?

Сегодня речь пойдет о духовно-нравственных качествах человека.





Страница 1. Добро и доброта. Слайд 2.

Добро и зло — извечный выбор,

важнейший выбор человека,

Судьбы его первопричина

и смысл его земного века.

Юрий Новиков Слайд 3.

Педагог:

- Что такое добро, доброта?

- В чем разница между добром и добротой?

- Ребята, часто бывает так, что в нашей жизни добро и зло соседствуют. И мы должны уметь отделять нити добра от нитей зла, «соткать» из нитей добра «красивый ковер», по которому можно смело и гордо идти по жизни, оставляя после себя шлейф яркий, солнечный.

- Давайте послушаем притчу и ответим на вопросы

- О чем эта притча?

- Чему она учит?

Педагог рассказывает или зачитывает «Притчу о змее». Слайд 4.

Притча о змее

Шел охотник по лесу, вдруг видит: упало дерево на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня. Я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево».

Охотник приподнял дерево, выскользнула змея, обвила ногу охотнику и готовится укусить. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?»

«На то я и змея», - ответила она. Вдруг мимо бежит лиса. Просит охотник лису рассудить, кто из них прав. Та и посоветовала змее снова заползти под дерево. Придавил охотник змею деревом и пошел своей дорогой.

Вопросы:

- А у вас случались ситуации, когда ваше доброе дело оборачивалось не благодарностью, а злом?

- Как вы поступали со своим обидчиком? Слайд 5.

Педагог:

- «Плохое быстро забывается, помнится доброе», - писал Василь Быков. Слайд 6.

На самом деле, ребята, совершая добрые поступки, вы становитесь сами добрее. Помните, что в какой-то сложной ситуации вам так же обязательно помогут.


Страница 2. Терпение и милосердие. Слайд 7.


Педагог:

- Подумайте, способны ли вы:

Простить обиду.

Поделится последним с другом.

Уступить слабому.

Пожертвовать незнакомому.

Помочь больному.

Утешить в горе.

Уважать старших

Пожалеть бездомное животное. Слайд 8.

- А что такое терпение и милосердие?

- Для чего иногда люди терпят боль, унижения, оскорбления?

- В чём проявляется милосердие?

Обсуждение притчи «Чаша терпения». Слайд 9.

Чаша терпения

Однажды Янг Ли попросил Учителя объяснить ему какова природа человеческого терпения и как должен поступать добродетельный муж с этим проявлением человеческой натуры.

Выслушав вопрос ученика, Хинг Ши взял пустую чашу и поставил ее ему на колени, дав в руки кувшин, наполненный водой. Попросив ученика закрыть глаза и постепенно наполнять чашу, Хинг Ши сказал:

— Испытывая терпение другого человека, ты вслепую наполняешь чужую чашу, которая, тем не менее, стоит на твоих коленях. Поэтому ты не знаешь, когда она переполнится, и рискуешь облить самого себя.

Продолжая медленно наполнять чашу, ученик спросил:

— Значит, добродетельный человек не должен наполнять чужую чашу терпения?

— Не только, — ответил Хинг Ши, — в том, что ты оберегаешь свои же колени особой добродетели и заслуги нет.

— Так что же он еще должен делать? — спросил недоумённо ученик, не открывая глаз. Хинг Ши снял с его колен практически полную чашу и, вылив ее содержимое обратно в кувшин, добавил:

— Добродетельный муж должен также следить за тем, чтобы его чаша на чужих коленях никогда не переполнялась.

Педагог:

- Конечно, ребята, первые признаки, по которым можно узнать истинного мудреца – терпение и милосердие. Они состоят не столько в вещественной помощи, сколько в духовной поддержке ближнего.

Истинное милосердие и терпение — это желание приносить пользу другим людям, не думая о вознаграждении.

На струнах гитары не страшно бренчать:

Струну заменить можно в полмгновения.

А вот на нервах не стоит играть -

Тут может лопнуть терпение. Эдуард Асадов. Слайд 10.



Страница 3. Великодушие и снисходительность. Слайд 11.

- А знаете ли вы, что такое великодушие и снисходительность?

- Ребята, как ведет себя великодушный человек? Слайд 12.

- Бывает ли плохое настроение у великодушного человека?

- Великодушный человек прощает обиды, умеет понять или не заметить слабость другого человека?

- Великодушный человек способен словом и делом разбудить в душе другого человека все самое лучшее. Слайд 13.

- И все же, во что может превратиться человек, помнящий зло, перестающий делать добро людям, думающий только о себе?

- Как вы думаете, добрых людей на Земле больше чем злых?

- Всегда ли добро платят добром? Приведите примеры. Слайд 14.

Педагог:

- Конечно, вы должны уметь владеть собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя, и поступать с ними так, как вы желаете, чтобы поступали с вами.

Будьте великодушными! Великодушие и снисходительность одухотворяют человека, делают его добрым, притягательным. Слайд 15.



Страница 4. Честность и правдивость. Слайд 16.

- Каким же должен быть человек?

- С какими людьми вам хотелось бы общаться?

- Какое качество самое ценное у человека?

- Каким же человеком хочет стать каждый из вас? Слайд 17.

Педагог:

«Даже в пустяках надо быть правдивым!» - писал М. Горький. Слайд 18.

Честность и правдивость – это способность выражать свою истинную позицию. Человек, обладающий честностью, умеет признавать свою вину, способен избегать лжи и недомолвок в общении с другими. Будьте же всегда честными и правдивыми.



Страница 5. Литературная страница: о духовности. Слайд 19.

Педагог и учащиеся читают подготовленные стихи.



Педагог: Береги свою Душу от зла!

Не пускай в своё Сердце обиды!

В Жизни так не хватает тепла,

А сквозь мглу просветлений не видно.



Береги свою Душу от слов.

Что, как пули свинцовые, ранят.

От пустых и приснившихся снов,

Что по Сердцу порой барабанят.



Береги свою Душу от бед,

Наша Жизнь и без них быстротечна.

Даже если и солнышка нет,

Всё равно облака не навечно!



Наши дни безвозвратно летят ...

Прегрешенья прости и ошибки.

Даже если тебя не простят,

Ты прими всё, как есть, и с улыбкой.



Береги свою Душу от зла

И не дай ей в пути потеряться!

Ведь куда бы Судьба ни вела -

Без Души очень страшно остаться …



Чтец 1. Калі ў змаганні з сатаной

душа істайвае ў скрусе,

ратуе вера: “Бог са мной!

Я з Ім нічога не баюся –



бо светач Госпада майго

ярчэй за сотні сонцаў свеціць.

Ён – ува мне – мацней таго,

хто супраціў мяне – у свеце.”



Хоць д’ябал круціцца змяёй:

“Няўжо ад жаху кроў не стыне?”

ды што ён можа, вораг мой,

калі сам Бог – мая цвярдыня?



“Не бойся, – кажа, – Я з табой.”

І моц дае – такую сілу,

з якой крапчэе нават той,

каго наводмаш гора збіла.



Я спавядаю: “Бог – жывы!

І ўсё такі ж усемагутны!”

А ці спазналі гэта вы?

Ці кайданамі дух ваш скуты?



Чтец 2. Каждый выбирает для себя

По душе своей себе дорогу.

Злу служить или молиться Богу,

Каждый выбирает для себя.



Чтец 3. Я обидел человека.

Люди, нехотя, лениво, без вины.

Люди, вы – свидетели и судьи,

А защитники мне не нужны.

Я нарушил добрые обычаи,

Я не знал, что злое слово мстит,

Что, в конечном счете, сам обидчик

Терпит горе от своих обид.

Чтец 4. Твори добро –

Нет большей радости.

И жизнью жертвуй.

И спеши

Не ради славы или сладостей,

А по велению души.

Чтец 5. Когда кипишь, судьбой униженный,

Ты от бессилья и стыда,

Не позволяй душе обиженной

Сиюминутного суда.

Постой. Остынь.

Поверь – действительно

Все встанет на свои места.

Ты сильный.

Сильные не мстительны.

Оружье сильных – доброта.



Заключительное слово педагога:

- Испокон веков человек жаждет знания, стремится к духовному очищению, исцелению, ищет совета и наставления на жизненном пути. Человек не рождается богатым в духовном и нравственном смысле, а становится. Самое важное в человеке – это его дела и поступки. И если каждый будет стремиться к этому, то мир станет добрее.

Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Всегда помните, что жить надо честно, всегда стремиться делать добро, быть терпимыми и милосердными, различать хорошее и плохое, добро и зло, честность и ложь. Слайд 20.

Приложение

Мультимедийная презентация к устному журналу

«Духовность и нравственность»

Слайд 1. Слайд 2.

Слайд 3. Слайд 4.

Слайд 5. Слайд 6.

Слайд 7. Слайд 8.



Слайд 9. Слайд 10.



Слайд 11. Слайд 12.





Слайд 13. Слайд 14.



Слайд 15. Слайд 16.

Слайд 17. Слайд 18.





Слайд 19. Слайд 20.







































Литература:

  1. Лаптенок А.С. Нравственная культура личности: Условия формирования / Под. ред. Лаптенка А.С. – Мн.: 2002. – с. 180.

  2. Маслов Н.В. Толковый педагогический словарь. Духовные и нравственные понятия. – М: Самшит-издат., 2015. – 880 с.

  3. Минова М.Е. Формирование нравственных ценностей учащихся в детских и молодёжных объединениях. – Минск: Нац.ин-т образования, 2009.

  4. Рапацевич Е.С. Педагогика. Современная энциклопедия/ Е. С. Рапецевич; под общ. ред. А. П. Астахова. – Минск: Современная школа, 2010. – 720с.

  5. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001. № 6.





























18