СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Я личность! Или нет жестокости и насилию"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель:  создать условия для развития умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки

Задачи:

раскрыть значение понятия «насилие»;

подвести к осознанию, что насилие наказуемо, что существуют законы, защищающие жертву;

формировать умение просить прощения у другого человека;             

содействовать воспитанию  нравственных качеств и ценностей.

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Я личность! Или нет жестокости и насилию"»

«Я - личность! Или нет жестокости и насилию»

Цель:  создать условия для развития умений нравственного самопознания, самоанализа, самооценки

Задачи:

раскрыть значение понятия «насилие»;

подвести к осознанию, что насилие наказуемо, что существуют законы, защищающие жертву;

формировать умение просить прощения у другого человека;             

содействовать воспитанию  нравственных качеств и ценностей.

Участники: учащиеся 4 класса и их родители

Форма проведения: устный журнал

Подготовительная работа: учащиеся готовят сообщения о видах насилия.

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые участники нашей встречи. (Слайд 1 )

Основа основ – родительский дом.

В семейном кругу мы с вами растём.

Пускаем в семье мы корни свои,

И в жизнь смело входим из дружной семьи.

В семейном кругу мы жизнь создаем.

Основа основ - родительский дом.

Поскольку все воспитываются в семье, то дайте ответ на такой вопрос: «Что такое семья?»

Игра «Ассоциации»

У меня в руках написано начало фразы, а вам нужно её закончить « Семья - это…». Перед вами лежат листочки на партах: (у учащихся зелёного цвета, а у родителей - красного) допишите фразу и прикрепите её к доске.

Анализ предложенных ответов.

В Толковом словаре С.И. Ожегова вот как описано понятие «семья»: «Семья - группа живущих вместе родственников; объединение людей, сплочённых общими интересами». (Слайд 2)

Семья - это та среда, в которой происходит социализация ребёнка, где его окружают наиболее близкие люди. Ребёнок, особенно маленький, испытывает потребность в любви, защите, заботе, и конечно, в безопасности. Дети слабее взрослых и поэтому они зависят от них в эмоциональном, финансовом, социальном плане, поэтому являются самой незащищённой, уязвимой социальной группой, часто оказываются в зоне стихийных и природных катастроф, военных бедствий становятся жертвами физического, сексуального, эмоционального насилия.

Самое главное для каждого ребёнка, чтобы его любили таким, каков он есть. Мы, взрослые, должны уважать детское желание быть хорошим и помнить, что Ваш сын, Ваша дочь - такой же человек, как и Вы, и душа этого человека явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

А сейчас, родители встаньте рядом со своими детьми и поиграем в игру и посмотрим, совпадают ли ответы родителей с ответами их детей. Если вы согласны с данными высказываниями, то выполняйте определённые движения:

  1. Если в Вашей семье время от времени возникают приступы непослушания - похлопайте в ладоши.

  2. Если вы считаете, что самым эффективным наказанием для ребенка является лишение удовольствия - дотроньтесь до кончика уха.

  3. Если в Вашей семье чаще хвалят ребёнка, чем ругают и наказывают - кивните головой.

  4. Если в Вашей семье возникают какие-либо сложности или непонимание в отношениях родитель-ребёнок - моргните глазами.

  5. Если в Вашей семье считается, что Вы хорошие родители - топните ногой.

  6. Если в Вашей семье делается всё возможное, чтобы было комфортно ребёнку - погладьте себя по голове.

2.Объявление темы.

-Сегодняшнюю нашу встречу мы проведем в форме устного журнала. Тема серьёзна и трудна. В последнее время очень часто с экранов телевизоров мы слышим сообщения о фактах жестокого обращения и насилия родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Чтобы избежать подобных случаев, мы с Вами сегодня рассмотрим вопросы , касающиеся жестокого обращения, насилия.

Первая страница нашего журнала называется «Насилие. Виды насилия» (Слайд 3)

Насилие в семье по отношению к ребёнку, даже если оно тщательно скрывается, умалчивается или преподносится как адекватная форма воспитания, всегда проявляется в тех или иных особенностях поведения, общения, внешнего вида.

Жестокое обращение с ребёнком означает, что физическому или психическому здоровью, благополучию этого ребёнка наносится ущерб.

Наиболее типичные причины жестокого обращения родителей по отношению к детям:

безработица или низкая материальная обеспеченность;

алкоголизм одного или обоих родителей

одиночество или распавшийся брак;

слишком маленькое жилье, усиливающее напряженность;

физическое или психическое переутомление;

незрелость родителей;

эгоизм родителей, их стремление к развлечениям;

отсутствие привязанности к ребенку;

чрезмерная требовательность;

рождение другого ребенка;

большое количество детей. (Слайд 4 )



Что же такое насилие? (Ответы родителей) (Слайд 5 )

Насилие в семье - это вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Под домашним насилием понимают систематические агрессивные и враждебные действия в отношении членов семьи, в результате чего объекту насилия могут быть причинены вред, травма, унижение, иногда даже смерть.

Нет никаких сомнений в том, что большинство родителей любят своих детей, желают им добра. При всём том многие родители сами способны поднять руку на своего ребенка или, по крайней мере, не исключают такой возможности.

Насилие, пережитое в семье , оказывает огромное внимание на всё дальнейшее психическое развитие ребенка.

В отношении детей выделяют следующие формы жестокого обращения (Слайд 6 ).О каждом отдельном виде насилия нам расскажут учащиеся, которые подготовили краткие сообщения.

1.Физическое насилие (Слайд 7 ) — нанесение ребенку физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Это избиения, истязания, сотрясения в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

2.Сексуальное насилие или совращение (слайд 8) — использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

3.Психическое (эмоциональное) насилие (Слайд 9 ) — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

4.Пренебрежение интересами и нуждами ребенка (Слайд 10 ) — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно — ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавшего от побоев.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что жестокость и насилие в любой форме неприемлемо. Люди должны уважительно относиться друг к другу.

Несмотря на то, что родители несут полную ответственность за своих детей, и как считают многие, сами могут выбирать методы воспитания, существуют законодательные акты , отражающие защиту прав и достоинств ребёнка даже в отношении собственных родителей. Об этом нам расскажет вторая страница журнала «Социально –правовые основы защиты детей в случаях домашнего насилия» (Слайд 11)

Жестокое обращение с ребенком является прямым нарушением Конвенции ООН о правах ребёнка и Законом Республики Беларусь « О правах ребёнка» (Слайд 12 )

Кроме того, насилие над детьми – уголовно наказуемое деяние. В Уголовном кодексе Республики Беларусь есть ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за тот или иной вид насилия в отношении детей и подростков. (Слайд 13 )

Статья 145. Доведение до самоубийства.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Статья 154. Истязание.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 173.Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Статья 331. Склонение к употреблению наркотических средств, психотропных веществ их препаратов.

Административный кодекс Республики Беларусь (Слайд 14 ) содержит статью 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей:

1.Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлёкшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения , либо преступления, но не достигшим возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершённое деяние,- влечёт предупреждение или наложение штрафа в размере до 10 базовых величин.

2.То же деяние, совершённое повторно в течении одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, - влечёт наложение штрафа в размере от 10 до 20 базовых величин.

Конституция Республики Беларусь содержит статью 32. Брак, семья, материнство, отцовство и детство находятся под защитой государства:

Родители или лица их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребёнок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию. Дети обязаны заботиться о родителях, а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь. Дети могут быть отделены от своей семьи против воли родителей и других лиц, их заменяющих, только на основании решения суда, если родители или другие лица, их заменяющие, не выполняют своих обязанностей…

Кодекс Республики Беларусь о браке и семье имеет следующие статьи, предусматривающие ответственность за насилие в отношении детей:

Статья 66.Защита прав и законных интересов детей.

При невыполнении или ненадлежащим выполнении родителями (одним из них), а также иными лицами и организациями, принимающими участие в воспитании ребёнка, своих обязанностей по воспитанию, обучению либо содержанию детей, или злоупотреблении родительскими правами , или отрицательном влиянии на поведение детей, или жестоком обращении с ними дети вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, прокуратуру, а по достижении 14 лет – и в суд.

Статья 67. Ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Родители, а также иные лица и организации , принимающие участие в воспитании ребёнка, в соответствии с законодательством Республики Беларусь несут ответственность за ненадлежащее воспитание детей.

Воспитание признаётся ненадлежащим, если не обеспечиваются права и законные интересы ребёнка, а также, если ребёнок находиться в социально опасном положении (вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его здоровья или жизни либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения).

Статья 80. Лишение родительских прав.

Родители или один из них могут быть лишены родительских прав в отношении несовершеннолетних детей, если будет установлено, что они уклоняются от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей или злоупотребляют своими родительскими правами, жестоко обращаются с детьми, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на детей, а также, если родители являются хроническими алкоголиками или наркоманами или если родители подали письменное заявление об отказе от ребёнка. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке.

Перевернём следующую страницу нашего журнала и она называется «Рассуждаем, обсуждаем, играем». (Слайд 15)

Большинство взрослых людей достойны поведения, но есть исключения из этого правила, некоторые люди ведут себя с детьми недостойно, а кое-кто причиняет детям зло. Поэтому важно знать и соблюдать правила безопасности.

Сейчас мы с вами разыграем ситуации, а после обсудим их и создадим правила безопасного поведения.

Ситуация 1. На улице к ребёнку подходит незнакомец и говорит о том, что он создатель компьютерных игр и ему нужно, чтобы ребёнок посмотрел и оценил его новую игру.

Обсуждение:

-Как вы думаете, правильно ли поступил герой нашей игры?

-Как следует поступить в этом случае?

-Как вы думаете, какие чувства испытывал ребёнок, когда его позвали смотреть новые игры?

-Как вы считаете, легко ли отказать взрослому человеку, сказать ему «НЕТ»?

-Какое правило может помочь изменить поведение героя нашей игры?

ПРАВИЛО: Если ко мне подойдет незнакомый взрослый человек и попросит помочь ему, то я имею право отказаться, потому что взрослые люди должны обращаться за помощью только к взрослым, а не детям.

Ситуация 2. Во дворе к ребёнку, играющему отдельно от детей, подходит старушка и просит помочь снять с дерева котёнка в соседнем незнакомом дворе. Ребёнок соглашается.

Обсуждение:

-Правильно ли поступил наш герой в этом случае?

-А как надо поступить?

-Взрослые учат вас помогать пожилым людям?

-Почему следует отказать старушке в этом случае?

ПРАВИЛО: Я никуда не ухожу без разрешения родителей.

Ситуация 3.Взрослый человек говорит ребёнку, что дома у него есть маленькие щенки, которых нужно обязательно увидеть, поскольку они очень забавные. Берёт ребёнка за руку и уводит.

Обсуждение:

-Правильно ли поступил герой?

-Как вы считаете, почему наш герой согласился уйти со взрослым?

-Даже если очень интересно и сильно хочется пойти, какие правила надо помнить?

ПРАВИЛО: Если незнакомый человек предлагает мне что-то очень интересное, или угощение, или подарок, я громко и уверенно скажу « Нет!», даже если сильно хочется.

Ситуация 4. Взрослый подходит к ребёнку и спрашивает, как его зовут, где он живёт, как зовут его родителей. Ребёнок отвечает.

Обсуждение:

- Как вы думаете, можно ли говорить незнакомцам адрес, номер телефона, своё имя и родителей?

-А кому можно говорить об этом?

-Что нужно сказать незнакомцу?

-Что ещё можно сделать?

ПРАВИЛО: Я не говорю незнакомым людям своё имя , адрес и номер телефона.

Ситуация 5. Когда ребёнок идет по улице, возле него останавливается машина. Взрослый, сидящий в машине, спрашивает у ребёнка дорогу куда-либо и просит сесть в машину, чтобы показать, как туда проехать.

Обсуждение:

-К кому взрослый человек должен обратиться за помощью?

-Можно ли садиться в машину к незнакомцу?

-Как вы думаете, когда можно садиться в машину к знакомому человеку?

-Что нужно было сделать герою нашей игры?

-Кому наш герой должен рассказать об этом случае?

ПРАВИЛО: Если незнакомый человек предлагает мне сесть в машину, я громко и уверенно скажу « Нет!» и расскажу об этом родителям.

Ситуация 6. Знакомый взрослый приглашает ребёнка к себе домой, говорит, что ему нужно сделать несколько фотографий для работы и просит не рассказывать об этом никому. Ребёнок соглашается.

Обсуждение:

- Правильно ли поступил в этом случае герой?

-Как вы думаете, что заставило героя согласиться на предложение взрослого?

-Что чувствовал герой, когда взрослый сказал, что об этом никому нельзя говорить?

-Что должен был сделать наш герой?

-Что ещё можно сделать?

ПРАВИЛО: Я никуда не хожу без разрешения родителей. Если кто-то захочет сфотографировать меня, я спрошу разрешение у родителей.

А сейчас ситуации для родителей, что вы скажете в той или иной ситуации.

Ситуация 1: Дочь в школе очень плохо учится. Маму вызвали в школу. После посещения школы состоялся ее разговор с дочерью.

Ситуация 2: Дочь возвращается домой поздно. Родители возмущены до предела.

Ситуация 3: Сын требует от родителей купить модную и дорогую вещь. Родители объясняют ему, что сделать это сейчас нет возможности.

Вы видите, что у самой сложной ситуации всегда есть выход, любую проблему можно решить еще тогда, когда она не превратилась в конфликт, глубокий и затяжной. Надо только попытаться встать на позиции родителей, понять их прислушаться к их аргументам.

Игра «Если бы я был взрослым». В мыслях поменяйтесь ролями. Теперь вы родители.

Если бы я был взрослым…

  1. Какие фразы вы не скажете своим детям?

  2. Чего вы не будете делать?

-Какая у вас будет семья? (Слайд 16)

С – счастливая, славная, спортивная, современная…

Е – единая, единственная…

М – милая, многодетная, мечтательная, музыкальная…

Ь

Я – яркая, ясная…

Вывод: Быть родителем трудно, на них лежит ответственность за воспитание детей.

Последняя страница журнала называется «Что нового я узнал?» и здесь мы с вами проведем анкетирование и узнаем, как вы усвоили материал нашего журнала. (Слайд 17)

Анкета для учащихся

Подумайте и ответьте на вопросы:

  1. Что значит, по твоему мнению, подвергаться насилию?

  2. Считаешь ли ты вполне возможным проявление насилия к человеку в наше время?          

  3. Какие виды насилия, по твоему мнению, существуют в реальном мире?

  4. Сталкивался ли ты с проявлением насилия по отношению к себе?

  5. Считаешь ли ты возможным проявление насилия по отношению к себе?

  6. Можно ли предупредить насилие по отношению к себе

  7. Что для этого нужно предпринять?

  8. Говорят ли с тобой родители на эту тему?

  9. На какие моменты они обращают внимание при разговоре с тобой на эту тему?    

  10. Как ты думаешь, где ты можешь столкнуться с проявлением насилия по отношению к себе?     

Анкета для родителей

Уважаемые родители! Подумайте и ответьте на вопросы анкеты.

  1. Говорите ли вы своему ребенку о том, что он может быть подвергнут насилию?   

  2. Как вы учите своего ребенка предупреждать насилие по отношению к себе и бороться с ним?    

  3. Знает ли ваш ребенок телефоны экстренной помощи?

  4. Комментируете ли вы своему ребенку передачи, посвященные борьбе с насилием?          

  5. Какие правила самозащиты известны вашему ребенку?

  6. Вы знаете, как и с кем ваш ребенок проводит свободное время? Может ли он быть подвергнут насилию, общаясь с теми людьми, с которыми он проводит свободное время?

  7. Где, на ваш взгляд, подросток может быть подвергнут насилию?

Памятка

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт.

Добро лечит сердце, зло ранит тело и душу, оставляя рубцы и шрамы на всю оставшуюся жизнь.

Запомните эти простые правила, которые пригодятся в нашей непростой жизни:

  1. Обсудите с подростком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни.

  2. Проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни.

  3. Дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете.

  4. Воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах.

  5. Каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним.

  6. Обсуждайте с ребенком примеры находчивости и мужества людей, сумевших выйти из трудной жизненной ситуации.

  7. Не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы.

  8. Если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами.

  9. Если кто-либо из числа ваших знакомых и друзей вызывает у вас опасения в отношении вашего ребенка, проверьте свои сомнения и не общайтесь больше с этим человеком.

  10. Не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди.

  11. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений.

  12. Учите ребенка предвидеть последствия своих поступков, сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: «Что будет, если…?»

  13. Если ваш ребенок подвергся сексуальному насилию, не ведите себя так, как будто он совершил нечто ужасное, после чего его жизнь невозможна.

  14. Не обсуждайте при ребенке то, что произошло, тем более с посторонними и чужими людьми.

  15. Не формируйте у своего ребенка комплекс вины за случившееся.

  16. Не позволяйте другим людям выражать вашему ребенку сочувствие и жалость. Это формирует принятие им установки, что он не такой, как все.

  17. Дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности.

  18. Если в этом есть необходимость, пройдите вместе с ним курс психологической реабилитации.

  19. Постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

  20. Ни в коем случае не оставляйте нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья вашего ребенка.

  21. Не идите на компромиссы со своей совестью. Спустя годы компромисс может обернуться против вас.

3. Подведение итогов.

Каждому ребёнку важно чувствовать, что родители желают ему добра, а детям, которых ударили – не потерять веру в добрые намерения родителей.

У тех, кого в детстве били (даже если не доходило до издевательства), душевная рана не заживает в течении многих лет. Зачастую они не могут избавиться от чувства обиды и боли даже во взрослом состоянии.

Завершить нашу встречу хочется словами из стихотворения «Будьте к детям своим добрей» (Слайд 18)

Будьте к детям своим добрей,

И пусть детство радостным будет!
Несчастливые взрослые люди
Из несчастных растут детей!
Получается замкнутый круг:
Недодали, не долюбили
И вниманием обделили,
Они тоже недодадут!
Если зёрна обиды и зла
В детском сердце уже зародились,
Грусть, печаль в глазах появились,
Отложите свои дела,
Посмотрите ребёнку в глаза,
Обнимите, поговорите,
Сохранить навсегда помогите
Ощущение родного тепла!
Что нам нужно? Любовь – вот ответ!
Наши дети должны быть любимы – 
Это жизненно необходимо
Даже до появления на свет!

Желаю вам всем уюта, тепла, взаимопонимания, терпения, радости в общении - детям с родителями, а родителям со своими детьми.