Устный
журнал
«Язык мой, давай с тобой дружить!»
1 страница «Говорит, словно реченька журчит»
По залу идет красиво одетая девочка, оглядывается, огорченно разводит руками и, наконец, обращается к зрителям:
- Ребята, не видели ли вы здесь одну вещь? Ах, без нее я не попаду в свою страну. Помогите мне, пожалуйста! Я сейчас загадаю вам загадку, если вы ее отгадаете, то я смогу пригласить вас к себе в гости.
Лежит в кармане у меня
Он маленький, но важный.
Ведь стоит его потерять –
И где придется ночевать?
Правильно, это ключ. А я – хозяйка страны Орфоэпии. Приглашаю вас всех в гости. Если вы внимательно прослушаете стихотворение С.Я. Маршака, то сможете узнать, кто живет в моей стране.
1 ученик.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
2 ученик.
Звучат в согласных серебро и медь,
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль сможешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Орфоэпия. Правильно, ребята! В моей стране живут гласные и согласные звуки. Жители моей страны говорят правильно, не допускают неточностей. Но иногда к нам пробираются чужестранцы и говорят они такое… Попробуйте найти в их речи неточность и исправить.
1 ученик. Я знаю двух близнецов – пресимпатичных ребят. Побывав летом в колхозе у бабушки в Псковской области, они вернулись и поразили всех в школе и дома. Стали в свою речь ввертывать великое множество никому не известных слов. Белых бабочек-капустниц они теперь именовали «маклышами». Почему? Потому что там, в окрестностях Пскова, люди старшего поколения еще говорят не на обыкновенном русском, а на своем, особом псковско-русском наречии. А оно иной раз довольно сильно отличается от нашей речи.
2 ученик. А второй парень хохочет, рассказывает: «Наша тетя Нюша цудит – со всей комнаты шум в тюшку запахивает». Кто же мог понять, что эта фраза значит «мусор заметает в щелку в полу?» Хоть переводи с псковского языка на русский.
Орфоэпия. Ребята, как называются слова, употребляемые жителями той или иной местности? (ДИАЛЕКТНЫЕ СЛОВА). Приведите примеры диалектных слов нашей местности.
Вот почему употребление в речи всяких непривычных, мало кому известных слов и называется засорением языка. Очень часто нашу речь искажает неправильно поставленное ударение в словах или неправильное произношение слов. Послушайте стихотворение Ю. Тимнянского
«Рассказ старого портфеля»
Знакомьтесь. Петя. Мой сосед.
Ему уже двенадцать лет.
Но говорит он до сих пор
Не «коридор», а «колидор».
«Дилектор входит в кабинет..»
«Закрой мага́зин на обед…»
«Хозяйка моет стаканы́…»
«Секет свеклу́…»
«Пекет блины…»
И до меня дошел черед:
Портфель он «по́ртфелем» зовет.
Но мне не зря родную речь
Судьбой Доверено беречь.
И я придумал не шутя:
Пусть и его зовут Петя́.
- Петя́! – несется со двора,-
Тебе домой идти пора!
- Не трогай малыша, Петя!
Ведь ты большой, а он дитя!
«Петя́́» обижен на ребят:
- Скажите, в чем я виноват?
Я не ругался, не грубил
И никого не оскорбил.
За что же среди бела дня
Отняли имя у меня?
Орфоэпия. Ребята, давайте исправим ошибки в речи Пети.
Молодцы! Со всеми заданиями справились. Те ребята, которые отвечали на мои вопросы больше и лучше всех, становятся почетными гостями моей страны. Теперь мне пора прощаться. (Вручает медали).
2 страница «Юс малый и юс большой»
Ведущий. А мы открываем следующую страничку нашего журнала «Юс малый и юс большой». Не все, наверное, знают, что это буквы древнерусского алфавита. Но две из него вы знаете наверняка. Какие?
(На доске – древнерусский алфавит )
1 ученик. Азбуку древние русичи получили, когда в 988 году на Руси вместе с христианством появились церковные книги на славянском языке – ЕВАНГЕЛИЕ, ПСАЛТЫРЬ, проповеди поучения учителей церкви. Азбука эта называлась кириллицей о имени славянского первоучителя Константина (Кирилла) Философа. Не все эти буквы соответствовали звукам древнерусского языка. Так, «юс большой» и «юс малый» были созданы для обозначения носовых гласных, а такие гласные были утрачены до 19 века. Поэтому «юс малый» стали заменять буквой я, а «юс большой» - буквой у.
2 ученик. Две буквы – «онъ» и «омега» - обозначали один и тот же звук [о]. Двумя буквами – «зело» и «земля» - обозначался звук [з]. Для звука [и] тоже было две буквы –j и и. Со временем утратились гласные звуки [ь] и [ъ] (ер и ерь), однако на письме буквы, обозначающие эти звуки, сохранялись еще долго. Были в кириллице буквы, созданные для слов, заимствованных из другого языка. Так «фита» и «ферт» предназначались для звука [ф], который в исконных словах в древнерусском отсутствовал, но встречался в именах, пришедших из греческого: Филипп, Феофан, Федор.
В древней Руси буквами кириллической азбуки обозначались также и цифры. Чтобы не спутать число со словом, по обе стороны от числа ставились точки, а над числом надписывался знак, который назывался «титло».
Ведущий. В этом журнале мы только начали знакомство с древнерусской грамматикой. Если вам стало интересно, то дайте знать нашим корреспондентам. И мы обязательно продолжим эту рубрику.
(Вбегает Почемучка)
Почемучка. Ребята, я заблудился. Помогите, пожалуйста, мне найти дорогу домой. Если вы правильно ответите на мой вопросы, то я доберусь домой вовремя.
Вопросы Почемучки
Я – мальчик, а зовут меня Почемучка. Но ведь и девочку так можно назвать. Почему? А еще несколько подобных слов назовете? (Плакса, неряха, недотепа, невежа, соня, разиня и т.д.).
Игорь написал на доске прописью «сто сорок и сто сорок будет двести». Почему учитель сказал, что Игорь ошибся?
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
Может ли в слове быть сто одинаковых букв? (Стог, стол, стоп).
Для чего понадобилось людям выучить четверостишие?
Смотреть, слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать.
Почемучка. Вот спасибо, ребята! На все вопросы ответили, теперь я знаю, куда мне бежать, где искать свой дом.
Ведущий. Почемучка обязательно доберется до дома, а мы продолжаем путешествие по страницам нашего журнала.
3 страница «Послушаешь умного – сам ума наберешься»
Ведущий. Послушайте, какая история произошла с древнегреческим философом Ксанфом.
Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить все самое лучшее. Эзоп купил языки и приготовил из них 3 блюда. Ксанф спросил, почему Эзоп подает только языки. На что Эзоп ответил:
- Ты велел приготовить все самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка? При помощи языка развивается культура, строятся города; при помощи языка люди могут объясняться друг с другом, решать различные вопросы, выполнять просьбы, приветствовать, мириться, вдохновлять на подвиги, выражать ласку, любовь. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка.
Такое рассуждение пришлось по вкусу Ксанфу и его друзьям. (Почему?)
В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрел к обеду самое худшее. Эзоп опять купил языки. Все удивились этому.
Тогда мудрец начал объяснять:
- Ты велел отыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга; посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать целые государства; он может вносить в нашу жизнь горе и зло. Может ли быть что-нибудь хуже языка?
Предание говорит, что не всем понравился этот ответ. (Почему?)
Ведущий. А сейчас вам предстоит решить несколько жизненных задач. И здесь вам нужно проявить смекалку, чтобы не попасть впросак. Что нам в данном случае поможет?
Совет муллы
Сын хана учился у муллы. Однажды мальчик не выучил урока. Мулла, упрекая ученика, сказал:
- Не будь глупым как отец будь умным.
В этот момент зашел хан, мулла тут же изменил интонацию:
- Не будь глупым как отец будь умным.
Как мулла смог избежать наказания хана?
Купец
Купец, плавая по морям с богатым товаром, попал однажды в страшную бурю. Он стал молиться Посейдону, покровителю морей:
- О, Посейдон, если ты спасешь мои корабли, то я принесу тебе в жертву
статую золотую чашу держащую.
Благополучно завершив путешествие, купец принес обещанный Посейдону дар, но обошелся он ему недорого. Как купец перехитрил бога морей?
Поход
Девочке очень хотелось пойти в поход с одноклассниками, но родители ее отдыхали на море, а бабушка боялась отпустить ее. Тогда девочка послала телеграмму родителям в санаторий, а в ответ получила следующее:
Быть дома нельзя идти в поход.
Как понять этот текст? Как его причитала бабушка? А как девочка?
Телеграмма
Утром в одно учреждение пришла телеграмма о прибытии в Москву иностранной делегации:
Делегация выезжает утром встречайте.
Телеграмма вызвала недоумение сотрудников. Почему?
Солдат
К солдату на присягу приехали родственники. Он пишет в письме своему товарищу:
На вокзале я встретил мать сестру брата своего товарища.
Сколько человек приехало к солдату. Почему?
Ведущий. Теперь вы, наверное, убедились, что даже маленькая запятая может иметь огромное значение. И еще раз увидели, что свои мысли надо выражать четко, ясно и грамотно.
Открываем последнюю страницу нашего журнала.
4 страница «Занимательная страничка»
(Разыгрывается сценка)
С разных концов зала идут навстречу друг другу старик и солдат. Повстречавшись, начинают диалог:
- Здравствуй, отец! – говорит солдат.
А старик ему в ответ:
- Здорово, служивый! Только обращайся ко мне не отец, а так, что с любого конца это слово читай – все значение одинаковое. А имя у меня такое же: хочешь – слева направо читай, хочешь – наоборот: все одинаково. И живу я в таком домике, что значение не изменится, хоть как читай. Около домика растет растение с чудным названием, что можно как угодно читать. А имя моей бабки с тем же свойством. Когда же я в армии служил, то меня называли так. Что хоть справа читай, хоть слева – все одинаково. Вот и разгадай.
(Дед, Тит, шалаш, боб, Анна, казак)
Ведущий. А вы знаете, что такое шарады? Это такие загадки, в которых загаданное слово разбивается на части, каждая из которых представляет отдельное слово. Попробуйте разгадать шарады.
Первое – предлог,
Второе – летний дом,
А целое порой
Решается с трудом.
(За-дача)
Начало слова – лес,
Конец – стихотворение,
А целое – растет,
Хотя и не растение.
(Бор-ода)
Мой первый слог – на дереве,
Второй мой слог – союз.
А в целом я – материя,
И на костюм гожусь.
(Сук-но)
Первое на карте водой окружено,
Второе в азбуке читаем,
Третьим шар в игре толкаем,
А в целом – драматурга знаем.
(Остров-с-кий)
Первое мычит,
Второе жужжит,
А целое спокойно
На голове лежит.
(Вол-осы)
Ведущий. Вот и закрылась последняя страница нашего журнала. До следующего выпуска!