ГКОУ
Нетрадиционный урок
по чтению
4 класс
Устный журнал:
« Красна речь пословицей».
Учитель: Ортабаева О.Б.
Владикавказ
Цели урока:
1. Обобщить знания учащихся о пословицах, как одном из видов устного народного творчества.
2. Развивать устную речь учащихся, память, внимание.
3. Воспитывать любовь к Родине, книге.
Оборудование:
Учебник по чтению «В одном счастливом детстве»
Листы (у каждой группы) с выписанными на них пословицами, без обозначения тематики.
Плакаты с ребусами.
Плакаты с пословицами:
«Красна речь пословицей»,
«Пословица недаром молвится».
Организационный момент. (Ученики поделены на группы. Представление жюри).
Сообщение темы.
- Сегодня мы проведём урок - обобщение по изученным произведениям в форме
устного журнала
Тема нашего журнала: « Красна речь пословицей».
- А что такое пословица?
Пословица - это жанр фольклора, краткое образное изречение,
заключающее в себе какое-то поучение.
Основная работа с учащимися.
1) Открываем первую страницу нашего журнала: «Чтение - лучшее учение».
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы. ( Перед каждым учеником 5 листочков с пословицами по темам. Ученики по очереди зачитывают нужную пословицу.)
«Книга для ума - что тёплый дождик для всходов».
«Книга поможет в труде, выручит в беде».
«Кто много читает, тот много знает».
«Грамоте учиться - всегда пригодится».
«Кто грамоте горазд, тому не пропасть».
- Перечитайте пословицы в группах.
- Так о чём эти пословицы?
- Всегда ли на Руси были книги?
- Как передавались рассказы, сказки?
- Когда же появились первые книги на Руси? (во II веке).
- С чьими именами связано появление азбуки и книг? (выборочное чтение с.39)
- Какие книги они перевели с греческого языка на славянский? (выбороч. чтен.с.40)
- А кто создавал летописи?
- Докажите строками из изучен. произведений. ( выборочное чтение с.36-37).
- А для чего мы читаем книги, какова «польза от ученья книжного»? (выборочное чтение с.41).
Я к вам обращаюсь, товарищи дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома.
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
- Какие ещё отрывки из произведений доказывают, что «Чтение - лучшее учение»
(Саватий с.52, Симеон Полоцкий с.55).
Вывод. – Зачем же мы читаем книги, газеты, журналы…?
2) - Открываем вторую страницу журнала:
«Дерево сильно корнями, а человек - трудом.
- Как вы понимаете смысл пословицы?
- Найдите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
«Без труда мечта мертва». «Без труда не вынешь рыбку из пруда». «Без труда ничего не даётся». «Землю красит солнце, а человека - труд». «Птица крепнет в полёте, а человек - в труде». «Деревья смотри в плодах, а человека смотри в делах». |
- Объясните значение той пословицы, которая вам больше понравилась. (Объяснения учащихся.)
- Так о чём эти пословицы?
- Что о труде и лени писал В.Мономах детям?
- Прочитайте. (с.43-44).
- Более 800 лет прошло с тех пор, как Мономах писал своё «Поучение». Устарели ли его мысли в наше время?
Стихи о труде. (читают ученики).
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, нож...
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломтик хлеба-
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба.
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям.
Придёт пора, настанет час,
И мы трудиться будем.
- Так за что мы благодарны людям?
- А какой труд сейчас у вас?
- Да, знания помогут получить интересную профессию.
О некоторых из них нам ребята загадают загадки.
Его работа в глубине, на самом дне,
Его работа в темноте и тишине.
Пусть труд его не лёгок и не прост,
Как космонавт, плывёт он среди звёзд.
(Водолаз.)
Мастер, мастер, помоги -
Прохудились сапоги.
Забивай покрепче гвозди -
Мы пойдём сегодня в гости.
(Сапожник.)
Ему нужны такие вещи:
Молоток, тиски и клещи,
Ключ, напильник и ножовка,
А всего нужней - сноровка.
(Слесарь.)
Мы учим детишек,
Читать и писать,
Природу любить,
Стариков уважать.
(Учитель)
Кто в дни болезней
Всех полезней
И лечит нас
От всех болезней.
(Доктор)
Вывод.- Какой вывод можно сделать?
3) Открываем третью страницу журнала:
«Птица сильна крыльями, а человек - дружбой».
- Объясните эту пословицу. Из предложенных пословиц найдите те, которые соответствуют теме.
«Человек без друга - что земля без воды». «Человек без друзей - что дерево без корней». «Друга ищи, а найдёшь - береги». «Друзья познаются в беде». «Старый друг лучше новых двух». «Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто правду в глаза скажет». «Будь сам другом, и тебе помогут в беде». |
- Какая из пословиц вам менее понятна?
Вывод:- Каким должен быть настоящий друг?
IV. Физминутка. (о дружбе).
4). Открываем четвёртую страницу журнала.
«Одна у человека родная мать, одна у него и Родина».
- Как вы понимаете пословицу.
- Укажите из предложенных пословиц те, которые соответствуют теме страницы.
«Родина - мать, умей за неё постоять».
«На чужой сторонушке рад своей воронушке».
«Своя земля и в горсти мила».
«Только тому почёт будет,
кто Родину не словом, а делом любит».
- Объясните, о чём эти пословицы?
- О какой Родине ведётся речь в этом стихотворении?
Три ученика читают стихи о Родине:
Если скажут слово Родина,
Сразу в памяти встаёт
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница.
И ромашковый бугор...
А другим, наверно, вспомнится.
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь от маков красная,
Золотая целина...
Родина бывает разная, но у всех она одна!
На доске написаны слова Родина и родина.
- Сравните эти слова. Что вы скажете о них?
Вывод:- Какой вывод хочется сделать? (докажите пословицей)
5) Открываем пятую страницу журнала.
- У вас остался последний листочек.
- Перечитайте его. О чём эти пословицы?
- Прочитайте хором последнюю из них.
«Делу - время, а потехе – час».
- Это наша последняя страница.
- Объясните смысл пословицы.
- Последняя страница посвящена потехе.
1. Пантомима. (Участники групп смотрят и угадывают, какую пословицу изображают другие.)
Крепкую дружбу топором не разрубишь.
Ум - хорошо, а два - лучше.
Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь.
Ученики объясняют смысл пословиц.
2. Аукцион. ( Назовите пословицы, в которых употреблены числа 7 и 1)
«Семеро одного не ждут»
«Семь раз отмерь, один раз отрежь».
«Семь бед - один ответ».
«Семеро с ложкой, один с сошкой».
«Один в поле не воин».
«Один за всех и все за одного».
«Одна пчела много мёду не натаскает».
«Подчас и один стоит семерых».
«Одной рукой и узла не завяжешь».
«Две головни и в поле дымятся, а одна и в печи гаснет».
3. Разгадайте ребусы. (Работа в группах)

(Век живи, век учись)

(Смелость города берёт)

(Молодцы!)
V. Итог урока, оценка детей.
-Итак, какие выводы можно сделать?
-Для чего нужны пословицы в нашей речи?
-Продолжите высказывания:
-Мне было интересно…
-Я узнал, …
-Мне понравилось,…
-Мне не понравилось,….
-Я думаю, что лучше всех работала группа №….
-Сверим с жюри. (Слово жюри).