ЧОУРО «Семёновская православная гимназия имени
святого апостола и Евангелиста Луки»
(в миру Василий Михайлович Дроздов; 1782–1867)
– епископ Православной Российской Церкви, митрополит Московский и Коломенский, политический деятель, учёный, богослов, сыгравший ключевую роль в становлении русской духовной школы, инициатор первого перевода Священного писания на русский язык. Прославлен Русской православной церковью в лике святителя.
г. Семёнов
2024 г.
1-ый ученик:
Одной из любимых передач у людей старшего поколения была программа «В мире животных», которую с 1977 по 2018 год вёл удивительный человек - Николай Николаевич Дроздов. Его увлечённость и трудолюбие обеспечили его передаче широкую популярность. Учёный -зоолог, биогеораф, доктор биологических наук, профессор биографического факультета МГУ, путешественник, лауреат премии правительства России и ещё обладатель многочисленных титулов и наград. В свои 84 года он и сейчас пользуется популярностью. Нередко его можно увидеть на телеэкране, не оставляет он и преподавательское поприще.
Откуда столько вдохновения, жизнелюбия, позитива. Где он берёт силы для того, чтобы плодотворно трудиться и удивлять своих поклонников своими открытиями?
Мы заинтересовались этим и узнали, что род Н.Н.Дроздова благословлён удивительным святым, именем которого назван целый 19 век – митрополитом Московским и Коломенским – Филаретом Дроздовым, который является двоюродным пра-прадедушкой известного ведущего)
Про святителя Филарета Дроздова мы сейчас и расскажем.
2-ой ученик: Немного о детстве.
Родился будущий святитель в Коломне 26 декабря 1782 года. Мальчика при рождении назвали Василием. Все предки по отцу и матери были духовного звания. Они не были знамениты ни богатством, ни славой, но отличались многими внутренними достоинствами.
Малышом Василий имел слабое здоровье. Мать его была очень молода, много работала и родила его раньше положенного срока. У неё не было молока, чтобы кормить ребёнка. Она вскармливала сына коровьим молоком. Люди безжалостно говорили, что дитя, вскормленное молоком от скотины, вырастет дураком и уродом. Малыш плохо спал ночью, и отец, подходя к его кроватке с волнением говорил Василию: «Голубь ты мой бессонный, ты опять не спишь.» Первым сказанным младенцем словом было слово «голубь». Видимо, папа часто так обращался к сыну.
3-ий ученик
Подрастая, Василий всё больше и больше любил Бога. Он с радостью ходил в храм, где подолгу стоял у икон, будто разговаривал со святыми.
Дома играл, наряжаясь батюшкой, понарошку кадил.
Мама с любовью говорила ему: «Молитвенник ты наш. Ты вымолишь любого».
Наверное, эти её слова стали для сына благословением. Так всё и случилось.
4-ый ученик. Юность.
Учиться Василий Дроздов поступил в Коломенскую Духовную семинарию, но её вскоре закрыли. И он, по совету отца, уехал в Сергиев Посад для обучения в семинарии Троице Сергиевой лавры. В 1803 году закончил семинарию, проявив выдающиеся способности.
Его попросили остаться преподавать греческий и древнееврейский языки, поэзию и риторику, и он, получив благословение отца, согласился.
5-ый ученик: Взрослый период.
В 21 год Василий Дроздов стал преподавателем семинарии, а также его назначили проповедником при Троице Сергиевой Лавре. Такой должности ни до него , ни после больше не было. Уж больно хороши и убедительны были его проповеди.
16 ноября 1808 года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном Василий Дроздов был пострижен в монашество с именем Филарет, в честь праведного Филарета Милостивого.Монашество он принял опять же по благословению отца.
В 1809 году, уже в сане иеродиакона, был переведён в Санкт-Петербург;
8 июля 1811 года возведён в сан архимандрита.
Он поддерживает свой народ в благом деле – отражении вражеской французской армии.
Его молитвы и проповеди создают боевой дух народа и решимость его защитников .
С 11 марта 1812 года был определён ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором кафедры догматического богословия.В 1814 году Комиссия духовных училищ возвела его в звание доктора богословия. В этот период своей жизни он задумывает одно из главнейших дел своей жизни – перевод Библии с церковнославянского богослужебного языка на русский, чтоб книга стала доступной для простого народа.
6-ой ученик
В 1816 году с этой целью им организуется Библейское общество. Группа учёных работает над переводом. Сам же он берётся за самую трудную часть – переводит Евангелие от Иоанна.
В 1821 году издаётся Новый завет.
Но министр просвещения не поддерживает эту инициативу, считая, что незачем простому народу читать Библию, закрывает Библейское общество, прекращает работу переводчиков.
7-ой ученик:
Завершить благое дело всё-таки удалось, но уже при царе Александре 2, который поручил этим заниматься 4-м духовным академиям:
Петербуржской,
Московской,
Киевской и
Казанской.
Библия становится одной из самых популярных книг в России. В период гонений и закрытия храмов именно она помогает людям сохранить веру.
8-ой ученик:
Получив ценный опыт богослужения, преподавания и проповедничества в различных городах, а также ордена Святой Анны 1 степени и Св. благоверного А. Невского, Андрея Первозванного, 3 июля 1821 года был назначен на Московскую кафедру, чему были очень рады жители города, так как очень любили его.
Сила духа и глубокая вера были присущи этому человеку. Его хорошее образование помогло стать членом Священного Синода, и ни одно значимое решение не принималось без него.
Он создаёт Тайный манифест о передаче власти после кончины Александра 1 младшему его брату – великому князю Николаю Павловичу, минуя среднего брата Константина(тот нарушил традиции – женился не на царственной особе). Он благословил свой народ дать присягу Николаю 1 после смерти Александра 1.
9-ый ученик:
Шло время, менялись события и цари, а Филарет оставался. Его уже называли местной достопримечательностью, московским златоустом. В своих проповедях он боролся за чистоту и честность, говорил о значимости вечных ценностей и ничтожности земных ценностей, таких, как богатство и слава. Его при жизни уже называли святым, так как он помогал просящим вымаливать близких и часто отдавал своё последнее, чтоб помочь нуждающимся.
10-ый ученик:
Он не боялся властей и не угождал им, соблюдая принцип твёрдости веры. Когда Николай 1 приглашает Филарета освятить арку, открывшуюся в Москве в честь взятия Парижа после войны 1812 года, тот не пошёл, увидев в её украшении языческие символы, не пошёл он освящать и Большой театр, сказав, что всё надо привести в соответствие христианским догматам. На него сначала обижались, но потом восхищались им, отмечая, какой духовной силой обладает этот маленький худенький человек. Сам А.С.Пушкин ходил в Успенский собор Московского кремля, чтоб послушать его проповеди.
11 ученик:
1830 год стал страшным для России. Разразилась эпидемия холеры. Лекарства от новой болезни не было. Единственным средством был карантин. Батюшке Филарету предложили оставить холерную Москву и перебраться в Петербург. Он отказался, сказав, что останется умирать со своими. Оставшись в Москве, митрополит Филарет вносит свою лепту в борьбу с болезнью. Он переводит на особый режим монастыри и храмы, организует сбор денег для помощи болящим и их семьям С братией Чудова монастыря он обходит Московский Кремль и коленопреклонно молится о прекращении этой заразы. В проповедях митрополит обращается к народу с призывом к покаянию, к отказу от забав так как у несчастий чаще бывают духовные причины.
12 ученик:
1861 год – переломный для царской России. Император Александр 2 решает даровать свободу крестьянам. Готовится важнейший документ 18 века Высочайший манифест об отмене крепостного права. Сначала им занимается сотрудник комитета по освобождению крестьян – Самарин. Но документ не понравился, его не утвердили. Подготовку документа передают Филарету, который выполнил всё как нужно, попросив у Бога благословения.
19 февраля (3 марта)1861 года Манифест был готов.
(Цитата – «Осени себя крестным знамением, православный народ, и призови с нами Божье благословение на твой свободный труд, залог твоего домашнего благополучия и блага общественного.)
13 ученик:
Митрополит Филарет освящает и закладку храма Христа Спасителя, сам продумывает его внутреннее и внешнее убранство. Он предложил сделать необычный алтарь – храм внутри храма. Но освящают храм уже после смерти его основателя.
14 ученик:
По преданию, незадолго до смерти Филарету во сне явился отец, сказавший ему: береги 19-е число. С тех пор митрополит Филарет 19-го числа каждого месяца старался обязательно служить литургию.
19 ноября 1867 года после совершённой им с особым чувством и слезами литургии Филарет принимал в своих покоях нового московского губернатора и беседовал с ним довольно долго. Перед обедом сел заниматься письменными делами. Через 10 минут пришли напомнить ему об обеде и нашли его коленопреклоненным с опершимися в пол руками. Он уже не мог говорить и на исходе второго часа скончался. О его смерти возвестили двенадцать ударов большого колокола Иоанновской колокольни.
15 ученик:
Он был погребён в дорогой его сердцу Троице-Сергиевой лавре, в пристроенном по его благословению к храму Сошествия Святого Духа приделе святого Филарета Милостивого.
В 1994 году на архиерейском соборе митрополита Филарета Дроздова причислили к лику святых. А ещё через 10 лет его мощи перенесли в Храм Христа Спасителя,где они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.
С 1994 года имя святителя Филарета носит Московская высшая православно-христианская школа (нынегде они почивают в настоящее время в раке к югу от Царских врат верхнего храма.
Время его жизни – золотой век русского церковного благовестия.
(Смотрим на экран)
Слайды:
Монастыри, основанные по благословению митрополита[править | править код]
Митрополит Филарет любил монастырский уклад жизни и строгое уставное богослужение. За время управления Московской епархией с его благословения и при неустанном попечении были основаны несколько новых монастырей:
Борисоглебский Аносин женский монастырь — в 1823 году;
Троице-Одигитриева Зосимова женская пустынь — в 1826 году;
Ново-Алексеевский женский монастырь — в 1837 году;
Спасо-Бородинский женский монастырь — в 1839 году;
Спасо-Преображенский Гуслицкий мужской монастырь — в 1858 году[19];
Спасо-Влахернский женский монастырь — в 1861 году;
Всехсвятский женский единоверческий монастырь — в 1862 году;
Никольский мужской единоверческий монастырь — в 1866 году.
И несколько новых монастырских скитов:
Гефсиманский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1844 году;
Черниговский мужской скит Троице-Сергиевой лавры — в 1851 году;
Общежительная пустынь Святого Духа Утешителя (Параклита), скит Троице-Сергиевой лавры — в 1858 году;
Боголюбская мужская киновия Троице-Сергиевой лавры — в 1859 году
16 ученик – стихи митрополита Филарета.
КОГДА КРЕСТА НЕСТИ НЕТ МОЧИ
Когда креста нести нет мочи,
Когда тоски не побороть,
Мы к небесам возводим очи,
Творя молитву дни и ночи,
Чтобы помиловал Господь.
Но если вслед за огорченьем
Нам улыбнется счастье вновь,
Благодарим ли с умиленьем,
От всей души, всем помышленьем
Мы Божью милость и любовь!
17 ученик:
НА ДЕНЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Преобразился днесь Ты на горе,
Христе, И славу там Твои ученики узрели,
Дабы, когда Тебя увидят на кресте,
Страданье вольное Твое уразумели
И проповедали вселенной до конца,
Что Ты - сияние Отца.