Полюбуйся: весна наступает
Устный журнал 2—3 классы
Тема: Стихотворения о весне.
Цель: Создание образного представления о зиме на основе восприятия поэтических, живописных и музыкальных произведений искусства. Совершенствование навыков выразительного чтения. Развитие наглядно-образного мышления, воображения, устной речи, творческих способностей.
Оборудование: Репродукция картины К. Юона «Конец зимы. Полдень»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник.» , «Март. Песнь жаворонка.» из цикла «Времена года»; презентация из художественныхфотографий зимних пейзажей; гирлянды из снежинок; рисунки детей;
Ход занятия
Учитель. Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебство. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её весне. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.
Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии.
Ученики читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произвело на них особое впечатление.
1 ученик. Я хочу прочитать стихотворение Алексей Плещеева
Именно в этом стихотворении раскрывается волшебная сила весны. Поэт радуется, что на смену зиме пришла весна и преобразила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною...
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало;
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
2 ученик. Стихотворение, которое буду читать я, тоже посвящено приходу весны. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку
Полюбуйся: весна наступает.
Журавли караваном летят,
В ярком золоте день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
...Скоро гости к тебе соберутся,
Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари!
Все лица весело глядят.
«Весна!» — читаешь в каждом взоре;
И тот, как празднику, ей рад,
Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе
Но резвых деток звонкий смех
И беззаботных птичек пенье
Мне говорят, кто больше всех
Природы любит обновленье!
3 ученик. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении Апполона Майкова «Весна».
ВЕСНА
Уходи, Зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!
Старой спорить ли тщедушной,
С ней — царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!
А что шума, что гуденья,
Тёплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья!..
Уходи себе скорей!
У неё не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь — и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты!..
Да найдут и по оврагам!
Вон — уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пёстрых бабочек отряд!
4 ученик. А вот Александр Блок видит весну. Послушайте и представьте себе её. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим весенний луг.
НА ЛУГУ
Леса вдали виднее,
Синее небеса,
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идёт сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий,
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна...
5 ученик. У красавицы весны много красок, которые изменяют природу .Ою этом стихотворение Алексея Толстого
Вот уж снег последний в поле тает,
Тёплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зелёный дым одетый,
Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;
Всё весны дыханием согрето,
Всё кругом и любит и поёт.
6 ученик. Мне хотелось найти стихотворение о весне, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение Алексея Толстого и представьте изображённую им картину весныы.
Звонче жаворонка пенье,
Ярче вешние цветы,
Сердце полно вдохновенья,
Небо полно красоты.
Разорвав тоски оковы,
Цепи пошлые разбив,
Набегает жизни новой
Торжествующий прилив,
И звучит свежо и юно
Новых сил могучий строй,
Как натянутые струны
Между небом и землей.
Учитель. А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2—4 строчки о весне из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.
К нам весна шагает….
Черёмуха душистая с весною расцвела…
Гонимы вешними ручьями…
Весна, весна! и всё ей радо….
Дружно ударились рыбы об лёд…
Травка зеленеет…
Учитель. Следующая глава музыкальная. Она посвящена пьесе П. Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».
В старину не было плееров, и люди внимательно слушали, запоминали мелодии птиц. Все с нетерпением ждали весны, чтобы услышать жаворонков.
Пётр Ильич Чайковский в пьесе «Песня жаворонка» музыкальными средствами передал мелодию птички и восторженные чувства людей, слушающих её.
Прослушивание пьесы П. Чайковского
После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка передаёт пение. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испытывает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья. Учитель соглашается с высказываниями детей, обобщает и дополняет их.
Учитель. Красота весенней природы вдохновляла не только композиторов и поэтов, но и художников.
Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона.
Вниманию детей предлагается репродукция картины.
Учитель. Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в весну?
Полотно «Конец зимы. Полдень» мне очень полно разнообразием красок и насыщенностью цветов. Создается весеннее настроение.
Учитель. Последняя глава сказки называется «Остановись, мгновение». Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины весенней природы.
Выберите из них тот снимок, который покажется вам наиболее интересным, и опишите его.
После выполнения работы зачитываются несколько сочинений-миниатюр .
Учитель. Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в парке, лесу, посмотрите на причудливые тающие сугробы, полюбуетесь лёгким полётом перелетных птиц , молодыми листочками.
И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте весеннней природы, её красках и радости пробуждения природы.