СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устный журнал "Посмотри: весна наступает"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие по литературному чтению в 3 классе

Просмотр содержимого документа
«Устный журнал "Посмотри: весна наступает"»

Полюбуйся: весна наступает

Устный журнал 2—3 классы

Тема: Стихотворения о весне.

Цель: Создание образного представления о зиме на основе вос­приятия поэтических, живописных и музыкальных произве­дений искусства. Совершенствование навыков выразительно­го чтения. Развитие наглядно-образного мышления, вообра­жения, устной речи, творческих способностей.

Оборудование: Репродукция картины К. Юона «Конец зимы. Полдень»; аудиозапись пьесы П. Чайковского «Апрель. Подснежник.» , «Март. Песнь жаворонка.» из цикла «Времена года»; презентация из худо­жественныхфотографий зимних пейзажей; гирлянды из сне­жинок; рисунки детей;

Ход занятия

Учитель. Мы любим сказки, верим в чудеса и волшебст­во. Сегодня на уроке мы создадим свою сказку и посвятим её весне. Помогут нам в этом поэты, художники, композиторы, наше воображение и фантазия.

Нередко сказки состоят из нескольких частей или глав, так же будет и у нас. Первую главу мы посвятим поэзии.

Ученики читают стихи и говорят о том, что в этих стихах произ­вело на них особое впечатление.


1 ученик. Я хочу прочитать стихотворение Алексей Плещеева

Именно в этом стихотворе­нии раскрывается волшебная сила весны. Поэт радуется, что на смену зиме пришла весна и преобра­зила природу. Ушли грусть, печаль, сердце наполняется счастьем, восторгом.


Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною...

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала.


2 ученик. Стихотворение, которое буду читать я, тоже посвящено приходу весны. В нём есть строчка, которая дала название нашему уроку


Полюбуйся: весна наступает.

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает,

И ручьи по оврагам шумят.

...Скоро гости к тебе соберутся,

Сколько гнёзд понавьют, — посмотри!

Что за звуки, за песни польются

День-деньской от зари до зари!

Все лица весело глядят.

«Весна!» — читаешь в каждом взоре;

И тот, как празднику, ей рад,

Чья жизнь — лишь тяжкий труд и горе

Но резвых деток звонкий смех

И беззаботных птичек пенье

Мне говорят, кто больше всех

Природы любит обновленье!


3 ученик. Зимой бывают вьюги, метели, бураны, и в воображении поэтов они становятся живыми существами. Это произошло и в стихотворении Апполона Майкова «Весна».

ВЕСНА

Уходи, Зима седая!

Уж красавицы Весны

Колесница золотая

Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли тщедушной,

С ней — царицею цветов,

С целой армией воздушной

Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,

Тёплых ливней и лучей,

И чиликанья, и пенья!..

Уходи себе скорей!

У неё не лук, не стрелы,

Улыбнулась лишь — и ты,

Подобрав свой саван белый,

Поползла в овраг, в кусты!..

Да найдут и по оврагам!

Вон — уж пчел рои шумят,

И летит победным флагом

Пёстрых бабочек отряд!


4 ученик. А вот Александр Блок видит весну. Послушайте и представьте себе её. Это уже настоящая сказка, и мы легко можем в ней оказаться, если посетим весенний луг.

НА ЛУГУ

Леса вдали виднее,

Синее небеса,

Заметней и чернее

На пашне полоса,

И детские звончее

Над лугом голоса.

Весна идёт сторонкой,

Да где ж сама она?

Чу, слышен голос звонкий,

Не это ли весна?

Нет, это звонко, тонко

В ручье журчит волна...


5 ученик. У красавицы весны много красок, которые изменяют природу .Ою этом стихотворение Алексея Толстого


Вот уж снег последний в поле тает,

Тёплый пар восходит от земли,

И кувшинчик синий расцветает,

И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зелёный дым одетый,

Тёплых гроз нетерпеливо ждёт;

Всё весны дыханием согрето,

Всё кругом и любит и поёт.


6 ученик. Мне хотелось найти стихотворение о весне, которое нашим ребятам незнакомо. Послушайте стихотворение Алексея Толстого и представьте изображённую им картину весныы.


Звонче жаворонка пенье,

Ярче вешние цветы,

Сердце полно вдохновенья,

Небо полно красоты.

Разорвав тоски оковы,

Цепи пошлые разбив,

Набегает жизни новой

Торжествующий прилив,

И звучит свежо и юно

Новых сил могучий строй,

Как натянутые струны

Между небом и землей.


Учитель. А теперь предлагаю вам стать участниками конкурса: надо вспомнить 2—4 строчки о весне из любого стихотворения. Победителем станет тот, кто вспомнит наибольшее число стихотворений.

  • К нам весна шагает….

  • Черёмуха душистая с весною расцвела…

  • Гонимы вешними ручьями…

  • Весна, весна! и всё ей радо….

  • Дружно ударились рыбы об лёд…

  • Травка зеленеет…


Учитель. Следующая глава музыкальная. Она посвяще­на пьесе П. Чайковского «Песнь жаворонка» из цикла «Времена года».

В старину не было плееров, и люди внимательно слушали, запоминали мелодии птиц. Все с нетерпением ждали весны, чтобы услышать жаворонков.

Пётр Ильич Чайковский в пьесе «Песня жаворонка» музыкальны­ми средствами передал мелодию птички и восторжен­ные чувства людей, слушающих её.

Прослушивание пьесы П. Чайковского

После прослушивания пьесы дети говорят о том, что музыка пере­даёт пение. Когда звучит плавная музыка, видим бескрайние поля, покрытые снежным ковром, огромное небо и ощущаем, какие чувства испыты­вает человек, несущийся на тройке по зимней дороге: это радость, восторг, восхищение, ощущение счастья. Учитель соглашается с вы­сказываниями детей, обобщает и дополняет их.

Учитель. Красота весенней природы вдохновляла не толь­ко композиторов и поэтов, но и художников.

Третья глава нашей сказки посвящена картине К. Юона.

Вниманию детей предлагается репродукция картины.

Учитель. Посмотрите на репродукцию картины К. Юона и скажите, есть ли у вас ощущение, что вы попали в весну?

Полотно «Конец зимы. Полдень» мне очень полно разнообразием красок и насыщенностью цветов. Создается весеннее настроение.

Учитель. Последняя глава сказки называется «Остано­вись, мгновение». Перед вами художественные фотографии, на которых действительно удалось остановить мгновение, запечатлев на снимках чудесные картины весенней природы.

Выберите из них тот снимок, который покажется вам наи­более интересным, и опишите его.

После выполнения работы зачитываются несколько сочине­ний-миниатюр .

Учитель. Вот и закончилась наша зимняя сказка. Но вы ещё не раз встретитесь с ней, если побываете в пар­ке, лесу, посмотрите на причудливые тающие сугробы, полю­буетесь лёгким полётом перелетных птиц , молодыми листочками.

И вот тогда вам захочется написать свою сказку о красоте весеннней природы, её красках и радости пробуждения природы.