Устный журнал «Предвестники независимости»,
посвященный 100-летию образования партии «Алаш»
и правительства «Алаш- Орда».
Задачи: Познакомить учащихся с основными идеями партии «Алаш» и деятельностью правительства Алаш-Орда. Сформировать у учащихся представление о роли личности в истории на примере жизни и деятельности Алихана Букейханова.
Осмыслить уроки истории, сформировать у учащихся активную жизненную позицию, неравнодушное отношение к политическим событиям, воспитание чувства патриотизма и уважения. Развивать навыки публичного выступления.
Оборудование: презентация, фрагменты фильмов о партии «Алаш и Алихан Букейханов», «О независимости Республики Казахстан», «Я –казахстанец!»
Музыка : выход ведущих
1.Ведущий: Добрый день, дорогие гости, друзья! Наш устный журнал, посвящен 100-летию образования партии Алаш и правительства Алаш –Орды.
Начало 20 столетия – важнейший период в становлении национальной культуры, в формировании и защите государственности казахского общества.
2. ведущий: На рубеже 19-20 века начинает формироваться национальная интеллигенция, которая понимает объективную необходимость политического возрождения казахов. Стоял вопрос: быть казахскому народу или исчезнуть.
1. ведущий : Идеи защиты казахского населения от произвола и угнетения царской власти постепенно овладевают умами степной элиты.
2. ведущий: Не только критикуя, но и предлагая политический путь развития национальная интеллигенция во главе с Алиханом Букейхановым защищала интереса всего народа.
1 страница «Алихан Букейханов –грани таланта».
Музыка выход агитбригады
Алихан Нурмухамедович Букейханов – видный общественно – политический деятель, ученый – экономист, лесовод, публицист, ученый.
Теоретик и лидер национально-освободительного движения, организатор первой казахской политической партии Алаш и председатель правительства Алаш Орда.
3. детских лет Алихан жил в атмосфере высокой интеллектуальной жизни. Он был хорошо знаком с творчеством Абая, Шортамбая, прекрасно знал историю и географию родного края .
4. Родился 5 марта 1866 года в ауле Каркаралинского уезда Семипалатинской области (ныне Карагандинская область).
5. Три года учиться в медресе муллы Зафира в Каркалинске, затем в
начальной русско-казахской школе.
1.Закончив городское ремесленное училище, поступает в Омское техническое училище.
2.Интересы Алихана не ограничивались учебой в училище. Он начинает сотрудничать с газетой «Особое прибавление к «Акмолинским областным ведомостям» и «Дала уалаятыны газеті». Опубликовал более 18 материалов.
3.В них Букейханов критикует существующий общественный строй, проявив при этом глубокое уважение к лучшим традициям и обычаям своего народа, к его культуре и духовным ценностям.
4. Училище, где в течение всех четырех лет Алихан был лучшим учеником, предоставило ему возможность для продолжения учебы.
5.Так в 20 лет он поступил на экономический факультет Петербургского лесотехнического института.
6.Годы пребывания А. Н. Букейханова в Санкт-Петербурге оказали огромное влияние на формирование его общественно-политических взглядов.
7.Алихан находился в авангарде студенческого движения, был одним из организаторов и руководителей студенческих "беспорядков" в столице, участвовал в работе различных литературно-политических ячеек и кружков.
1 Закончив учебу, А. Бокейханов вернулся в Омск человеком со сформировавшимися взглядами и стал активно участвовать в общественно-политической работе.
2. с 1905 года Член кадетской партии., инициатор проведения съездов представителей пяти степных областей в Уральске и Семипалатинске.
3. В 1905 году вместе с Ахметом Байтурсыновым и Мыржакыпом Дулатовым подготовил «Каркаралинскую петицию»
4.В 1906 г. избран депутатом I Государственной думы от Семипалатинской области.
5. В 1905-1907 гг. А.Букейханов одновременно был редактором газет «Иртыш», «Омич», «Голос степи».
6. Круг его интересов был широк. Участвует в научно-исследовательских экспедициях под руководством Ф.А. Щербины по исследованию Степных и Киргизских областей.
7 Став членом Западносибирского отделения Российского императорского географического общества, он публикует глубокие научные исследования.
В 1909 году Алихан Букейханов экстерном закончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета.
В 1913 году Букейханов вместе с Ахметом Байтурсыновым и поэтом и писателем Миржакипом Дулатовым открывает в Оренбурге газету «Казах».
3.Падение самодержавия А. Бокейханов принял с большой радостью, так как надеялся, что теперь последуют социальные реформы. В телеграмме, отправленной на родину, пишет: «Взошла заря свободы».
4. Идей возрождения , реформирования общественно-политической , социально-экономической духовно-религиозной жизни А Букейханова были отвергнуты Советской властью.
5. Подвергался репрессиям как царскими властями так и по Советах. В 1937 году арестован и расстрелян за принадлежность к «террористической организации»
6 В 1989 года постановлением Верховного суда СССР Алихан Бокейханов был оправдан.
7.Незаурядный, умный и мужественный человек хотел свободы и равноправия для своего народа, смело боролся за его светлое будущее.
1.Выдающиеся идеи А. Бокейханова поставили его вровень с видными политическими деятелями Европы и Азии.
3.Всю свою сознательную жизнь посвятил борьбе за свободу и политическую самостоятельность казахского народа.
4.Проникновенно писал: «Я живу, дышу, существую внутренними делами своей родины, для меня судьба ее превыше всех благ…
Читает стихотворение Бенгард А «Елім барда» М . Макатаев
Музыка уход агитбригады
2 страница «С мечтой о независимости»
1. Ведущий: Одним из поворотных событий истории Казахстана 20 века стало создание национальной партий «Алаш»
2.Ведущий : Алаш- этнический термин, выступающий как общенародный клич — уран. По мнению Ш. Валиханова не просто боевой клич , а «общий дух-хранитель».
1.Ведущий: Шакарим Кудайбердыулы отмечал, когда звучал этот клич-уран, весь народ, кто мог держать в руках оружие, становился в строй, защищал Отечество.
2.Ведущий: Именно поэтому Алаш, выступающий как имя первопредка казахского народа, стал общеплеменным, затем общенародным ураном, по всей вероятности, сразу после возникновения казахского ханства.
Стихотворения читают: Мулюков Саламат, Акылбайкызы Айша,
Мен қазақ, қазақпын деп мақтанамын,
Ұранға «алаш» деген атты аламын.
Сүйгенім – қазақ өмірі, өзім – қазақ,
Мен неге қазақтықтан сақтанамын?! Султанмахмут Торайгыров
Күш кемiдi, айбынды ту құлады,
Кеше батыр – бүгiн қорқақ, бұғады.
Ерiкке ұмтылған ұшқыр жаны кiсенде
Қан суынған, жүрек солғын соғады.
Қыран құстың қос қанаты қырқылды,
Күндей күштi күркiреген ел тынды.
Асқар Алтай — алтын ана есте жоқ,
Батыр, хандар — асқан жандар ұмытылды!
Ерлiк, елдiк, бiрлiк, қайрат, бақ, ардың, —
Жауыз тағдыр жойды бәрiн не бардың... Магжан Жумабаев
Көзіңді аш, оян қазақ, көтер басты,
Өткізбей қараңғыда бекер жасты.
Жер кетті, дін нашарлап, хал арам боп,
Қарағым, енді жату жарамас-ты. (М.Дулатов, «Оян, қазақ»)
- видео фрагмент о создании партии Алаш
1 Ведущий: 21-28 июля 1917года Оренбурге планировалось проведение Первого Всеказахского съезда.
Вопросы будущего казахского народа неоднократно обсуждались:А. Букейхановым , М. Дулатовым, А. Байтурсыновым, М.Тынышпаевым, М.Жумабаевым, Ш.Кудайбердиев, Г.Карашев, С.Торайгыров, Х.Габбасов, А.Ермеков, Ж. и Х.Досмухаммедовы и др.
Сценка об идеях партии и создании
(стулья, байтерек, журнальный стол)
За столом сидят представители интеллигенции –диалог между ними:
А. Букейханов: В стране назревает кризис, растет недовольство населения. Что можем мы сделать в этой ситуации? Как помочь людям?
А. Байтурсынов: Надо не допустить хаоса в степи.
М. Дулатов: Надо продолжить борьбу за свободу! Судьба народа должна быть решена!
А. Букейханов: Партии существующие в стране и их программы не соответствуют целям нашего казахского общества. Поэтому предлагаю объединиться и создать свою национальную партию.
Все хором: Мы поддерживаем, Единогласно, правильно! Народ имеет право на самоопределение!
А. Байтурсынов: Считаю необходимым принять участие в выборах в Учредительное собрание и требовать территориальной-национальной автономии.
М. Дулатов: Земля- вот главный вопрос! Воссоединить все казахские земли!
М. Жумабаев: Мы предлагаем: единство народа, право голоса всем без исключения, несмотря на происхождение, вероисповедание и пол.
М. Жумабаев: Выборы депутатов производить прямым равным и тайным голосованием.
А. Букейханов: Все богатство земли-должно принадлежать народу!
(уход по очереди)
1 Ведущий: Время не позволило партий Алаш осуществить свою программу создания и укрепления казахской государственности.
Алашские деятели выступали против диктатуры одного класса в обществе, за что и понесли наказания:
звучит музыка
-1937 году был арестован и расстрелян «как враг народа» Алихан Букейханов.
-Ахмет Байтурсынов арестован в 1929году, сидел в тюрьме, сослан в Архангельск, 1937году расстрелян «как враг народа».
-1928год. Мыржакып Дулатов арестован по обвинению в казахском национализме Приговорен к смертной казни, затем ее заменили лишением свободы сроком на 10 лет. Скончался в 1935 году в Соловецком лагере .
-Мухамеджан Тынышпаев в 1930 году арестован за участие в создании Туркестанской автономии, сослан на 5 лет в Воронеж. Расстрелян как 1937году как член Алаш-Орды и враг народа.
-Магжана Жумабаева, как алашординца, пантюркиста и японского шпиона, арестовали в Петропавловске, а затем осудили на 10 лет лишения свободы. Находился в Свирдовском лагере политзаключенных. Расстрелян в 1938 году.
«О памяти» Читает Короткова Анна
О прошлом горестно скорбя,
Живем мечтами в настоящем.
И только в поиске обрящем
Что ускользает в дымке дня
Все то что было не вернешь
Останется в воспоминаниях
Пока в нас жив огонь желании
Мы ощущаем тела дрожь
Забыть и вычеркнуть нельзя
Оставим на строках истории
Не будем своей боли вторить
Гредущий лист календаря
Немало прожито годков
Но это ведь не есть пределы
Пока мы сильны, храбры , смелы
Не создадим себе оков
Твори и здравствуй человече!
Тебе под силу пережить
И заново судьбу сложить
Не скоро твой наступит вечер..
3 страница «От Алаш Орды к Независимости Казахстана: преемственность идей»
Ведущий 1: В своей книге «В потоке истории» Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев так охарактеризовал заслуги деятелей Алаш. « Это была не националистическая, а патриотическая организация, которая ставила своей целью постепенную трансформацию казахского общества и ее адаптацию к современным реалиям».
Ведущий 2. И вот наступил 1991 год. Мечты Алашординцев сбылись!
Видео фрагмент об обретении независимости Республики Казахстан
Ведущий1 Мы их потомки построили независимое государство.
У нас территория равная площади пяти Франции!
Ведущий 2 Четкие границы, своя армия, государственные символы! Красавица -Астана!
Ведущий 1 Прогрессивное общество объединенное национальной идеей «Мәнгілік ел»
Ведущий 2. За 25 лет Казахстан стал известен всему миру. Нас называют «новым экономическим чудом»!
Музыка выход Агитка(9 класс)
1. Идеи, рожденные ровно век назад, продолжают служить интересам современного независимого Казахстана.
2.Восстановление государственности, модернизация и демократизация общества!
3Просвещение народа, возрождение казахского языка и истории!
4. Национальная государственность- Главная идея Алаша
5. А. Букейханов говорил ''народ, не имеющий государственности - сирота, подневольный народ".
1.Да, независимость - есть главная ценность для любого народа, думающего о своем будущем.
2 Счастье ее обретения выпало нашему поколению.
Наказ «Алаша» - сохранить свое историко-культурное единство.
3. Наказ «Алаша» - беречь и укреплять согласие.
4.Национальная интеллигенция 20-30 годов- люди высокого порыва и самопожертвования.
5. Для нас они являются безусловным образцом нравственности, бескорыстия и преданности национальному и гражданскому долгу.
4. Мы живем в стране, о которой так долго мечтали лидеры Алаш.
5. мы гордимся, тем что мы –казахстанцы!
Видео фрагмент «Я –казахстанец!»
Отрывок из песни « Атамекен»

Семинар учителей истории
Глубоковского района
Тема:
«Внедрение диалогового
обучения на уроках истории»
Учитель истории: Ахмадиева Алия
Куанышевна
КГУ «Уваровская средняя школа»
С. Уварово. Март. 2017 год.