СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Устройство увеличительных приборов

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Хочу отметить,что обычно трудновато бывает найти хороший материал для урока в 5 классе. В этом файле сосредеточена очень нужная информация. Посмотрите.

Просмотр содержимого документа
«Устройство увеличительных приборов»

Тема урока: Увеличительные приборы. 5 класс.

Тип урока: урок «открытия» нового знания
Цель урока: сформировать представление о увеличительных приборах (световом микроскопе, ручной и штативной лупе).

Задачи урока:
Воспитывающая - формирование познавательных интересов направленных на изучение живой природы.
Развивающая  - развивать умения работать с текстом учебника, рисунками, делать сравнительный анализ.  
Обучающая - научить пользоваться микроскопом и определять увеличение данного прибора.
Личностные
: формирование познавательных интересов и мотивов направленных на изучение живой природы;

Метапредметные: формирование умений находить информацию, использовать речевые средства для аргументации своей позиции, овладение составляющими исследовательской деятельности

 Предметные: научиться наблюдать и описывать биологические объекты, выработать умения пользоваться увеличительными приборами, формировать правила работы в кабинете биологии.                                         

УУД: Личностные:  готовность к самообразованию самовоспитанию.

          Коммуникативные:  умение работать в группах.

          Познавательные: развивать навыки самопознания живой природы.

          Регулятивные:  осуществлять познавательную рефлексию в решении учебных задач.

Оборудование: микроскопы, микропрепарат кожицы лука, лупы, таблицы.

Хода урока

Деятельность учители и ученика

 Познакомиться с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы.

Запись числа и темы урока учителем на доске.



Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете?

Учащиеся. Растения, животные, грибы, бактерии–  это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются.

Учитель:

Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы.

 

Первым увеличительным прибором является лупа. Обратите внимание, у вас на партах лежит лупа. Познакомится с устройством лупы вам поможет учебник на стр. 30-31. Ответы учащихся.

Но есть прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. Это микроскоп.

Слово  «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скоп» (смотрю). Запись в тетради.

Изобрел микроскоп 15веке англичанин Роберт Гук.

Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).

Современник Гука голландец Антони Ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч  раз.

А вот известна еще одна удивительная история  изобретения микроскопа.

 Информационные проекты учащихся (работа в группах или индивидуально)

В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено.

И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться?

На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков.

Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка!

Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек.

Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы.

О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки.

Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше.

Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.



В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи раз.

Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.



Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов, а поможет вам

Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов». В рабочем листе порядок выполнения работы (учебник стр. 31-32)

 

А теперь научимся работать с микроскопом.

Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.







А теперь пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания.

Предлагаю вам выполнить задание №2 в рабочем листе








Рабочая карта учащегося 5 класса____________________________________________

Тема урока:-----------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Выполните лабораторную работу « Устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений». Пользуясь учебником, изучите устройство ручной лупы и подпишите ее составные части.











Сделайте вывод.



2. Выполните практическую работу №2 «Устройство светового микроскопа и приемы работы с ним».

А) Используя материал параграфа, изучите строение микроскопа. Б) Обозначьте части микроскопа на схеме. Что можно обозначить цифрой 6?



1._______________________________

2._______________________________

3._______________________________

4._______________________________

5._______________________________

6._______________________________



Оценка:







Рабочая карта группы 5 класса.

Задание №1. Проверьте свои знания правил работы с микроскопом. Выберите верное утверждение (номер верного высказывания обведи в кружок).

1. Поставь микроскоп ручкой штатива от себя.

2. Штатив поверни ручкой «к себе».

3. Для работы поле зрения микроскопа должно быть ярко освещено.

4. Поле зрения микроскопа освещено слабо.

5. Положи готовый препарат под предметный столик.

6. Положи готовый препарат на столик микроскопа. Закрепи его зажимом.

7. Глядя в окуляр, медленно вращай большой винт, пока не появится четкое изображение. Делай это осторожно, чтобы не раздавить препарат.



Задание №2. Разгадайте кроссворд «Устройство увеличительного прибора».








4.







1.




2.





















1.







4.




3.


















2.




























3.






















5.












По горизонтали:

1. Оптическая часть увеличительного прибора, в которую смотрят.

2. Служит для крепления тубуса и предметного столика.

3. Оптическая часть увеличительного прибора, расположенная на нижнем конце тубуса.

4. Зрительная трубка.

5. То, что рассматривают под микроскопом.



По вертикали:

1. Увеличительный прибор.

2. Помогает направить свет.

3. Служит для размещения на нем объекта исследования.

4. Поднимает и опускает зрительную трубку