Познакомиться с увеличительным прибором, с его устройством и с правилами работы. Запись числа и темы урока учителем на доске.
Жизнь на нашей планете разнообразна. Какие живые организмы обитают на нашей планете? Учащиеся. Растения, животные, грибы, бактерии– это живые организмы, которые дышат, питаются, растут, размножаются. Учитель: Чтобы увидеть, как протекают эти процессы нужно изучить строение каждого органа живых организмов. Для этого используют увеличительные приборы. Первым увеличительным прибором является лупа. Обратите внимание, у вас на партах лежит лупа. Познакомится с устройством лупы вам поможет учебник на стр. 30-31. Ответы учащихся. Но есть прибор, использующийся для того, чтобы увидеть крошечные предметы, невидимые невооруженным глазом. Это микроскоп. Слово «микроскоп» — это комбинация двух греческих слов: «микрос» (маленький) и «скоп» (смотрю). Запись в тетради. Изобрел микроскоп 15веке англичанин Роберт Гук. Одно из первых замечательных открытий, связанных с совершенствованием увеличительных приборов, сделано английским ученым Робертом Гуком. Роберт Гук в 1665 г. впервые клетки увидел (срез пробки – ячейки – клетки).  Современник Гука голландец Антони Ван Левенгук (1632-1723 года), сконструировал микроскоп, дающий увеличение до 270 раз, а в XX веке был изобретён электронный микроскоп, дающий увеличение в десятки, сотни тысяч раз. А вот известна еще одна удивительная история изобретения микроскопа. Информационные проекты учащихся (работа в группах или индивидуально) В голландском городе Миддельбурге жил триста пятьдесят лет назад очковый мастер. Терпеливо шлифовал он стекла, делал очки и продавал их всем, кто в этом нуждался. Было у него двое детей — два мальчика. Они очень любили забираться в мастерскую отца и играть его инструментами и стеклами, хотя это и было им запрещено. И вот однажды, когда отец куда-то отлучился, ребята пробрались по обыкновению к его верстаку, — нет ли чего-нибудь новенького, чем можно позабавиться? На столе лежали стекла, приготовленные для очков, а в углу валялась короткая медная трубка: из нее мастер собирался вырезать кольца — оправу для очков. Ребята втиснули в концы трубки по очковому стеклу. Старший мальчик приставил к глазу трубку и посмотрел на страницу развернутой книги, которая лежала здесь же на столе. К его удивлению, буквы стали огромными. В трубку посмотрел младший и закричал, пораженный: он увидел запятую, но какую запятую — она была похожа на толстого червяка! Ребята навели трубку на стеклянную пыль, оставшуюся после шлифовки стекол. И увидели не пыль, а кучку стеклянных зернышек. Трубка оказалась прямо волшебной: она сильно увеличивала все предметы. О своем открытии ребята рассказали отцу. Тот даже не стал бранить их: так был он удивлен необычайным свойством трубки. Он попробовал сделать другую трубку с такими же стеклами, длинную и раздвижную. Новая трубка увеличивала еще лучше. Это и был первый микроскоп. Его случайно изобрел в 1590 году очковый мастер Захария Янсен, — вернее сказать, — его дети.
В наше время хорошие оптические микроскопы дают увеличение в две тысячи раз. Микроскоп стал теперь как бы глазом ученого. Ни одна наука теперь не обходится без его содействия. И это понятно: он показывает строение вещества, его сокровенные тайны.
Учитель: Что ж пришло время изучить устройство увеличительных приборов, а поможет вам Лабораторная работа № 1 «Изучение строения увеличительных приборов». В рабочем листе порядок выполнения работы (учебник стр. 31-32) А теперь научимся работать с микроскопом. Учащиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
А теперь пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Предлагаю вам выполнить задание №2 в рабочем листе
|