МОУ «Александровская школа Марьинского района»
Открытый урок по литературе на тему:
«Нравственно-философская проблематика романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя. Социальные и философские корни теории Родиона Раскольникова»
Подготовила
учитель русского языка и литературы
Кириченко Светлана Витальевна
Донецк, 2020 г.
Задачи урока
- Сформулировать предпосылки возникновения теории Раскольникова;
- Сформулировать мотивы совершения преступления;
- Формировать умение анализировать эпизод текста;
- Формировать умение делать выводы и обобщения на основе текста;
- Развивать умение логично, убедительно рассуждать на нравственно-философские темы;
- Совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;
- Воспитывать нравственные качества учеников: доброту, отзывчивость, сострадание, любовь к ближнему;
- Способствовать духовно-нравственному развитию учащихся;
- Формирование умения вырабатывать личную позицию ученика на основе прочитанных эпизодов.
- Дать возможность научиться обработке информации, систематизации и анализу художественного произведения.
Тип урока: урок-семинар
Ход урока
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей
Ф.М. Достоевский
«Братья Карамазовы»
Книга Достоевского – «суровый приговор общественному строю, основанному на власти денег, на унижении человека, страстное выступление в защиту человеческой личности»
Поиски выхода из страшного мира наживы и расчета в мир правды – основная идея романа.
Родион Романович Раскольников
Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной, благородной целью (спасение человечества) и безнравственными средствами (убийство «твари дрожащей»)
Петербург "Город канцеляристов и всевозможных семинаристов!..." (Свидригайлов о Петербурге, часть 4 глава I)
«Редко где найдется столько мрачных, резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге. Чего стоят одни климатические влияния! Между тем это административный центр всей России, и характер его должен отражаться на всем...» (Свидригайлов о Петербурге, часть 6 глава III)
Петербург времен Достоевского плотно застроен многоэтажными домами. Эти здания кажутся «громадными, теснящими и давящими»
Где живут герои Достоевского? Описание каморки Раскольникова
«Это небольшая комната шесть шагов в длину с очень низким потолком. Жилище героя напоминает шкаф, каюту, гроб или сундук. В комнате наклеены желтые обои. Из мебели в каморке имеются три старых стула, стол, большая софа с истрепанной подушкой, маленький столик…»
Комната старухи-процентщицы
«Небольшая комната, в которую прошел молодой человек, с желтыми обоями, геранями и кисейными занавесками на окнах, была в эту минуту ярко освещена заходящим солнцем. Но в комнате не было ничего особенного. Мебель, вся очень старая и из желтого дерева, состояла из дивана с огромною выгнутою деревянною спинкой, круглого стола овальной формы…»
Проходная комната Мармеладовых
«Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху, была отворена. Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано и в беспорядке, в особенности разное детское тряпье. Через задний угол была протянута дырявая простыня. За нею, вероятно, помещалась кровать…»
Жилище Сони
«Сонина комната походила как будто на сарай, имела вид весьма неправильного четырехугольника, и это придавало ей что-то уродливое..." (часть 4 глава IV) "Во всей этой большой комнате почти совсем не было мебели. В углу, направо, находилась кровать; подле нее, ближе к двери, стул…»
Петербург Достоевского – это город-гигант, поражающий своими контрастами (роскошные особняки и дворцы, красивые проспекты, разодетые женщины – и трущобы, глухие дворы, доходные дома с комнатами-каморками, где теснота, грязь и вонь.
В чем состоит необычность преступления, совершенного Р. Раскольниковым?
Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”.
Эпизод убийства старухи-процентщицы и ее сестры Лизаветы можно разбить на три этапа: подготовка Раскольникова к преступлению убийство старухи и ее сестры Лизаветы и ограбление побег Раскольникова с места преступления
1. Подготовка к преступлению
Перед тем как совершить преступление, Раскольников готовится к нему. Он заранее обдумывает как и с помощью чего совершить задуманное. Перед преступлением Раскольников делает петлю для топора, чтобы скрыть его под пальто. Также он делает подобие заклада, фальшивый заклад, который затем несет старухе-процентщице. Когда Раскольников приходит к старухе, та с осторожностью, но все же пускает его в квартиру.
2. Сцена преступления Раскольникова
Войдя в квартиру старухи, Раскольников отдает ей свой ненастоящий заклад, фальшивку. Когда женщина поворачивается спиной к нему, молодой человек замахивается на нее топором и попадает прямо в темя. Затем преступник еще 2 раза ударяет жертву по голове.
Вдруг в этот момент в квартиру возвращается Лизавета. Раскольников видит, что Лизавета стоит возле тела убитой сестры. Преступник боится, что она испортит его план. В итоге он убивает бедную Лизавету топором.
3. Побег с места преступления
Родион готовится уйти, но слышит чьи-то голоса на лестничной площадке. Какие-то люди поднимаются наверх к квартире процентщицы. Раскольников запирает квартиру изнутри и стоит у двери.
Раскольников идет на отчаянный шаг и выбегает из квартиры старухи. Он замечает пустую квартиру на втором этаже, где работают маляры, и прячется в этой квартире за дверью.
Убедившись, что свидетелей нет, Раскольников покидает здание и возвращается к себе домой.
Вернувшись в свой дом, Раскольников незаметно возвращает топор в кухню хозяйки, поднимается в свою каморку и ложится спать.
Была ли в теории Раскольникова праведная цель? Да, безусловно. Цель была высокая и праведная: исправить несовершенство современного мира, помочь «униженным и оскорблённым», избавить («очистить») мир от зла.
Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?..
Оправдать или осудить вам хочется героя?
Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?
Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь.
Преступление совершено. Какое же наказание?
Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову.
Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?
Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?
Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой.
Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона.
История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.
Какие же нравственные уроки получает Раскольников?
1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.
2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.
3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.
4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.
5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”…
Где же источник противостояния злу?
Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя.
Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность: высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, - напрасно прожитой.
Совесть без Бога есть ужас, она может заблудиться до самого безнравственного
Ф.М. Достоевский
Домашнее задание: написать сочинение-размышление «Отраву или лекарство предложил миру Раскольников?..»