универсальныЕ учебныЕ действиЯ «Развиваем мышление, воображение, внимание»
Крылова
Ольга Вадимовна,
Москва. 2017 г.
4 класс
3 класс
II. Требования к результатам освоения
Основной образовательной программы
начального общего образования
9. Стандарт устанавливает требования
к результатам обучающихся,
освоивших основную образовательную
программу начального общего образования:
• личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;
II. Требования к результатам освоения
Основной образовательной программы
начального общего образования
• метапредметным, включающим
освоенные обучающимися универсальные
учебные действия (познавательные,
регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями;
• предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе научной картины мира.
Принципы построения учебных заданий
4 класс
3 класс
Формы познания окружающего мира
Формы чувственного познания:
- ощущения
- восприятия
- представления
Формы абстрактного мышления:
- понятия
- суждения
- умозаключения
Формы познания окружающего мира
Формы чувственного познания:
- ощущения
- восприятия
- представления
Органы чувств:
- зрение
- слух
- обоняние
- осязание
- вкус
Формы чувственного познания:
Ощущение – это отражение отдельных свойств предметов и явлений, которые непосредственно (здесь и сейчас) воздействуют на наши органы чувств.
1 класс
- Учимся выделять признаки предметов
Рассмотри рисунки. Назови и напиши признак, по которому нарисованные предметы отличаются друг от друга.
Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Сделай вывод: … .
- Человек может определять признаки предметов с помощью органов чувств: зрения, слуха, обоняния (запах), осязания (вкус) и ощущений.
1. Прочитай фрагмент из сказки Братьев Гримм «Гензель и Гретель».
2. Расскажи, из чего были сделаны стены, крыша и окна избушки. Как дети об этом узнали?
3. Как Гензель и Гретель узнали, что избушка сладкая? Что они сделали?
Подойдя к избушке поближе, дети увидели, что та вся из хлеба построена и печеньем покрыта; да и окошки-то у неё были из чистого сахара.
– Вот мы за неё и примемся, сказал Гензель, – и покушаем. Я съем кусок крыши, а ты, Гретель, можешь себе от окошка кусок отломить – оно, небось, сладкое.
Потянулся Гензель кверху и отломил себе кусочек крыши, чтобы отведать какова она на вкус; а Гретель подошла к окошку и его стала грызть.
Формы чувственного познания:
Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета, который непосредственно (здесь и сейчас) воздействует на наши органы чувств.
Восприятия слагаются из ощущений.
Восприятие зависит от опыта человека.
Анри Фантен-Латур (1836—1904), французский художник.
Натюрморт с цветами и фруктами. 1865.
- Рассмотри картину. Её написал французский художник Анри Фантена-Латур. Что изображено на картине?
Что изображено на первом плане?
Анри Фантен-Латур (1836—1904), французский художник.
Натюрморт с цветами и фруктами. 1865.
Рассмотри яблоко.
- Какого оно цвета? Расскажи, какие еще признаки этого яблока ты видишь? Назови их.
- Представь, что ты взял (взяла) яблоко в руки. Оно тяжёлое или легкое? Твёрдое или мягкое? Гладкое или шершавое? Какое оно?
- Захотелось бы тебе попробовать яблоко на вкус? Да? Нет? Почему?
- Назови, какие признаки яблока тебе удалось увидеть, а какие признаки представить или вообразить.
- Опиши яблоко так подробно, как сможешь.
Формы познания окружающего мира
Формы абстрактного мышления:
- понятия
- суждения
- умозаключения
Понятие – мысль, фиксирующая признаки отображаемых в ней предметов и явлений, позволяющие отличать эти предметы и явления от смежных с ними.
Суждение – форма мышления, в которой выражаются отношения между двумя и более понятиями. Языковая форма суждения – повествовательное предложение.
Умозаключение – это форма мышления, посредством которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение.
Формы познания окружающего мира
Формы абстрактного мышления:
- понятия
- суждения
- умозаключения
Понятие
«дошкольник» и «первоклассник»
Суждение
Мой ребёнок стал первоклассником .
Умозаключение
В школе дети получают новые знания.
Мой ребёнок стал школьником.
= Следовательно, мой ребёнок получит новые знания.
Формы познания окружающего мира
Формы абстрактного мышления:
- понятия
- суждения
- умозаключения
Операции мышления
- абстрагирование
- сравнение
- классификация
- обобщение и конкретизация
- анализ и синтез
Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.
Назови и напиши как можно больше признаков предметов, сделанных людьми.
Книга
__________________________________________________
Мобильный телефон
__________________________________________________
Автомобиль
__________________________________________________
Чайник
_____________________________________
- Учимся выделять признаки предметов и разделять предметы на группы
1. Какие мячи изображены на рисунке?
2. Что общего у всех мячей?
3. Назови признаки, по которым можно разделить мячи на группы?
- Узнаём, что такое строение предмета
- Рассмотри разрезанное яблоко.
- Учимся определять положение предмета в пространстве
- Учимся определять положение предмета в пространстве
Представь себя в описанной ситуации и расскажи, что находится слева, а что справа от тебя.
- Ты выходишь из своего дома на улицу и видишь справа ____ , а слева _____ .
- Ты входишь в знакомый магазин. Прямо перед тобой _______, справа _______, а слева _______.
- Ты играешь в футбол / баскетбол /… . В этот момент сзади ______ , а впереди _______. Слева _________ , а справа _________ .
- Ты выходишь на перекрёсток. Слева от тебя _____ , справа ________ , спереди ________ , сзади _____ .
- Учимся определять причины и следствия
Между явлениями, которые происходят в твоей жизни и в окружающем мире, существуют разные связи. Например, одно явление или действие вызывает другое, например, прошёл дождь – на земле образовались лужи. Дождь – это причина, а лужи – следствие. Появилось Солнце (причина) – лужи высохли (следствие).
1. Подумай, по какой причине могли произойти / случиться такие события. Сформулируй предложение.
1) Опоздание в кино.
2) Лужа на полу.
3) Падение с велосипеда.
- Учимся определять причины и следствия
Выскажи предположение, по какой причине могли произойти (случиться) следующие события?
- Следствие: семейная поездка на дачу.
Причина события: __________________
2) Следствие: испачканная скатерть на столе.
Причина события: ___________________
3) Следствие: «пробка» на шоссе.
Причина события: _________________
В тетради много заданий на определение причинно-следственных связей между разными событиями и явлениями, в том числе
- истинных
- возможных
- фантастических причин, или наоборот, следствий.
Задания на выстраивание цепочек причинно-следственных связей между не связанными между собой, на первый взгляд, событиями или явлениями.
Пусть ребёнок предложит свой вариант, а Вы – свой. Вам есть о чём поговорить!
Прочитай стихотворение С.Я. Маршака «Что читают кошки по воскресеньям». Обрати внимание, текст перепечатали с ошибками! Найди «неправильные слова» и замени их на те, которые подходят по смыслу.
У кошек есть воскресная
Газета интересная,
Где в трёх столбцах –
не менее
Даются объявления.
«Нужна синьора средних лет
Для чтенья мышек и газет».
Так целый день до темноты
В любое воскресенье
Читают кошки и коты
Крольчачьи сочиненья.
Прочитай стихотворение С.Я. Маршака «Что читают кошки по воскресеньям». Обрати внимание, текст перепечатали с ошибками! Найди «неправильные слова» и замени их на те, которые подходят по смыслу.
У кошек есть воскресная
У кошек есть воскресная
Газета интересная,
Газета интересная,
Где в трёх столбцах –
Где в трёх столбцах –
не менее
не менее
Даются объявления.
Даются объявления.
«Нужна синьора средних лет
«Нужна синьора средних лет
Для чтенья книжек и газет».
Для чтенья мышек и газет».
Так целый день до темноты
Так целый день до темноты
В любое воскресенье
В любое воскресенье
Читают кошки и коты
Читают кошки и коты
Крольчачьи сочиненья .
Кошачьи объявления .
Обращение к живописи не случайно. Как отмечал Александр Блок, именно живопись «учит смотреть и видеть», а это, как известно, не одно и то же. Выполняя задания первоклассники познакомятся с разными стилями и жанрами живописи, с творчеством разных художников.
Работа с тренажёром в школе осуществляется под руководством учителя.
Ориентировочный объём занятия — задания по теме в пределах одной или двух страниц.
Окончательный объём занятия определяется учителем, исходя из возможностей и способностей конкретных учеников.
Работа с тренажёром с родителями.
Работа с тренажёром с родителями.
Занятия лучше всего проводить в форме беседы с ребёнком.
Большинство предложенных заданий не предполагает единственный верный ответ, как правило, ответов несколько.
Учителю и особенно родителям следует набраться терпения, а ещё интереснее и полезнее искать ответы вместе с ребёнком, но никак не вместо него! Важно показать первокласснику, что он сам может найти ответ, сделать предположение, проявить фантазию.
Работа с тренажёром с родителями.
Занятия лучше всего проводить в форме беседы с ребёнком.
Если возникает затруднение, важно не спешить и не предлагать правильный ответ.
Лучше помочь ребёнку найти его самому. Одно и то же задание (которое особенно понравилось или, наоборот, вызвало затруднение) можно выполнить не один раз, а возвращаться к нему и каждый раз находить в нём что-то новое, например новые признаки, новые варианты решения, новые основания для сравнения, новые способы применения известных предметов.
Работа с тренажёром с родителями.
Занятия лучше всего проводить в форме беседы с ребёнком.
Для закрепления формируемых умений полезно предлагать первоклассникам аналогичные задания про окружающие их предметы и явления.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ «Развиваем мышление, воображение, внимание»
Автор: Крылова
Ольга Вадимовна
Готовятся к печати
3 класс
4 класс