Тема Урока: Увеличительные приборы
План урока:
Этапы урока | Продолжительность (в минутах). |
1.Организационный момент. | 1 |
2. Актуализация знаний | 3 |
3. Целеполагание и планирование | 2 |
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление. | 14 |
4.Физминутка | 1 |
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (этап самостоятельной работы) | 15 |
6.Рефлексия. | 2 |
7. Домашнее задание. | 2 |
Ход Урока
1. Организационный момент Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем наше путешествие в удивительный мир живой природы. Давайте отправимся в него с хорошим настроением и улыбнемся друг другу.
2. Актуализация знаний (фронтальная беседа)
- Ребята, скажите, какую науку мы изучаем? (биологию).
- Дайте определение науки «биология» (наука о живой природе).
- С помощью каких методов можно изучать природу? (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, сравнение, моделирование).
Проблемный вопрос: Ребята, мы повторили различные методы изучения живой природы. Скажите, а как можно изучить очень-очень мелкие объекты, невидимые глазу человека? Как увидеть «невидимое»? (Ответы детей)
Правильно, ребята. Какова функция всех этих приборов? (увеличивают изображение объектов).
Давайте запишем тему урока в вашу рабочую карту «Увеличительные приборы».
3. Целеполагание и планирование
Ребята, давайте вместе сформулируем цель нашего урока (ответы детей, формулировка общей цели урока: изучить строение увеличительных приборов и правила работы с ними) (слайд 4)
Ребята, давайте составим план, как нам достичь цель урока. (ответы детей.)
Примерный план.
1. Изучить устройство лупы.
2. Изучить устройство микроскопа.
3. Научиться работать с увеличительными приборами.
4. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
Сегодня вы будете настоящими исследователями.
Перед вами на партах лежит самый простой увеличительный прибор - лупа. Рассмотрите ее. На экране вы видите названия частей лупы. Соотнесите части лупы и их названия. (Учитель показывает части лупы, ученики называют их)
Рассмотрите штативную лупу, самостоятельно изучите ее части.
Прочитайте третий абзац учебника на странице 16 и ответьте на вопрос, какое увеличение дают лупы. (ответы детей)
Ребята, скажите, какой увеличительный прибор мы еще должны изучить (микроскоп).
От каких слов произошло слово "микроскоп"? Найдите ответ в учебнике (стр.16) (ответы детей)
А вы знаете, кто изобрел микроскоп?(нет)
Сообщение ученика «История изобретения микроскопа». (на экране высвечивается краткая историческая справка).
Как же устроен микроскоп? Чтобы ответить на этот вопрос рассмотрите рисунок 14 на стр.17 учебника, работайте в парах (один называет части микроскопа, другой показывает).
(далее учитель демонстрирует световой микроскоп и указывает на его части, ученики называют части микроскопа.)
Любой исследователь должен знать, какое увеличение дает микроскоп, с которым он работает.
Увеличение микроскопа подсчитывают следующим образом:
увеличение окуляра x увеличение объектива
Увеличение окуляра и объектива определяются по цифрам на их оправах
А теперь научимся работать с микроскопом.
Прочитайте правила работы на стр. 18 в учебнике
Обучающиеся отрабатывают приемы работы с микроскопом.
Физкультминутка. Вы хорошо потрудились, и теперь предлагаю немного поиграть. Если я называю часть микроскопа, вы хлопаете, а если названное слово не относится к микроскопу – топаете.
5. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации
Теперь вам предстоит настоящее исследование. (учитель дает инструктаж перед проведением лабораторной работы).
На ваших партах рабочие карты с инструкцией к лабораторной работе (см. приложение). Выполните задания лабораторной работы. При выполнении заданий вы можете пользоваться учебником. (обучающиеся выполняют лабораторную работу).
6.Рефлексия.
- Ребята, какую цель вы ставили сегодня на уроке?
- Вы достигли этой цели?
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
У вас на столах есть цветные карточки. Если вам все было понятно по теме урока, поднимите зеленую карточку, если вы не все поняли и остались вопросы, поднимите красную карточку.
7. Домашнее задание.
Прочитать параграф 4, ответить на вопросы.
Творческое задание (формирование познавательных УУД): составить кроссворд по теме «Увеличительные приборы».
Приложение
Рабочая карта (ФИО ученика)______________________________________________
Тема урока:______________________________________________________________
Лабораторная работа № 1
«Изучение строения увеличительных приборов»
Цель: изучить устройство и научиться работать с увеличительными приборами. Оборудование: лупа ручная, микроскоп, ткани плода арбуза, готовые микропрепараты.
Ход работы.
Задание 1
1. Рассмотрите ручную лупу. Найдите основные части и подпишите их.
Задание 2
1 –
2 –
3 –
4 –
5 –
6 –
7 -
1. Рассмотрите световой микроскоп. Найдите основные части, узнайте их назначение. Подпишите части микроскопа.
7
6
2. Рассчитайте общее увеличение микроскопа.
Цифра на окуляре x цифра на объективе
________________ x ____________________ =
3. Заполните таблицу (впишите названия частей микроскопа).
Часть микроскопа | Функции |
| обеспечивает увеличение изображения, находится в нижней части тубуса |
| увеличивает изображение, которое получено от объектива |
| соединяет окуляр и объектив |
| поднимает и опускает тубус,позволяет добиться четкого изображения |
| служит для размещения на нем объекта исследования. |
| помогает направить свет в отверстие на предметном столике. |
| служит для крепления частей тубуса,для удобства установки. |
Вывод к лабораторной работе:__________________________________________________