СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Увлекательное путешествие на остров Сокровищ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие может быть использовано на предметной неделе начальных классов, на уроках закрепления знаний.

Просмотр содержимого документа
«"Увлекательное путешествие на остров Сокровищ"»

Внеклассное мероприятие по русскому языку «Увлекательное путешествие на остров Сокровищ»

Цели: способствовать развитию познавательной активности учащихся; прививать интерес к предмету; развивать навыки сотрудничества; содействовать формированию нравственных качеств: дружбы, взаимопонимания, коллективизма; содействовать установлению благоприятного психологического климата внутри коллектива.

Оформление доски: изображения островов, кораблик.

Оборудование: фрагменты карты; карточки с заданиями, словами, буквами; мишень, разделённая на 4 цветных сектора; теннисный мячик; компьютер (музыкальный центр); стулья; сундук.

Ход мероприятия

  1. Орг. момент.

- Друзья мои! Сокровища во все времена привлекали людей. Многие отправлялись в далёкое и сложное путешествие с целью найти сокровища. Сегодня и мы с вами совершим путешествие на остров Сокровищ, на котором спрятан сундук с кладом. Наша цель: преодолеть все преграды, доплыть до острова и получить сундук с сокровищами. А поплывём мы на этом корабле (учитель показывает на изображение кораблика на доске). В пути вам встретятся много препятствий, преодолеть которые вам помогут ваши знания.

- Прежде чем отправиться в увлекательное путешествие, необходимо подготовить команду и корабль. Сейчас вам нужно пополнить запасы провизии для корабля. Для этого вы должны отгадать загадки.

Сделан он из молока,

Но тверды его бока.

В нём так много разных дыр.

Догадались? Это … (сыр)


Сварит бабушка из ягод

Что-то вкусненькое на год.

Ах, какое объеденье –

Ароматное … (варенье)


Белый камень во рту тает. (сахар)

Он батоном иль буханкой

Нас накормит спозаранку.

С ним и тост, и бутерброд

Так и просятся к нам в рот. (белый хлеб)

Пью его я каждый день,

Наслаждаться мне не лень.

Он в Цейлоне созревает –

Всяк ответ здесь отгадает. (чай)

И зелен, и густ на грядке вырос куст.

Подкопай немножко: под кустом …(картошка)


Красна девица

Сидит в темнице,

А коса на улице. (морковь)


Сидит дед во сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (лук)


Груша, яблоко, банан,

Ананас из жарких стран.

Эти вкусные продукты

Вместе все зовутся … (фрукты)


Сто одёжек –

Все без застёжек. (капуста)


Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (мука)


Одну меня не едят,
А без меня редко едят. (соль)


Свежий и солёный

Он всегда зелёный. (огурец)


На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаёшь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат. (помидоры)



Запасы провизии пополнены, команда готова. Можно отправляться в путешествие. Открою вам секрет – на каждом острове мы сможем найти фрагмент карты, на которой отмечено место, где спрятан сундук. Чтобы получить фрагменты карты, нужно выполнить все задания. Команда готова? Вперёд!

Первый остров , который мы встретили на своём пути, называется «Остров слов».

  1. «Остров слов».

Мы прибыли с вами на «Остров слов». Чтобы получить первый фрагмент карты, вам нужно выполнить задание. Задача команды, составить слова из рассыпавшихся букв. (Команде вручаются карточки с буквами)

Агник (книга), радьтет (тетрадь), чарку (ручка), ленап (пенал), надашарк (карандаш), тельфроп (портфель).

- Молодцы! Вы с легкостью справились с данным заданием и в награду получаете первый фрагмент карты. Двигаемся дальше? Следующий остров на нашем пути, «Музыкальный остров».


2. «Музыкальный остров».

На этом острове вы сможете не только показать свои интеллектуальные способности, но и немного потанцевать. Нужно шесть желающих.

Ставятся 5 стульев. Под музыку участники ходят вокруг стульев. Как только музыка останавливается, участникам нужно занять стул. Тот, кому не хватило стула, выполняет задание.

а) подбери синонимы к словам:

Учитель называет слова, учащийся – синонимы.

алфавит – (азбука)

огонь – (пламя)

шалун – (озорник)

аккуратный – (чистый)

кавалерия – (конница)

скакать – (прыгать)

кидать – (бросать)

алый – (красный)

б) собери пословицы:

Учащийся из карточек со словами должен собрать две прословицы.

не

сто

рублей

имей

сто



друг


старый

а

имей

друзей



лучше

новых

двух




в) разгадай ребусы:

100лица (столица)

Р1А (Родина)

С3ЖИ (стрижи)

7Я (семья)

г) конкурс «Замени одним глаголом»

Заменить каждый фразеологический оборот глаголом близким по смыслу.

Совать нос – (любопытничать)

Надуть губы – (обидеться)

Выходить из себя – (сердиться)

Зарубить на носу – (запомнить)

Заговаривать зубы – (отвлекать)

Чесать языки – (болтать)

Водить за нос – (обманывать)

Унести ноги – (убежать)

Ломать голову – (думать)

Клевать носом – (дремать)

д) поставьте перед каждым словом одну букву так, чтобы получилось новое слово, например, город – огород:

рубка (трубка), дар (удар), клад (склад),усы (бусы), ход (вход), ель (мель), уран (буран), беда (ябеда), роза (гроза).


- Молодцы! Вы снова справились со всеми заданиями, и получаете второй фрагмент карты. Смело отправляемся к следующему острову.


3.Остров «Собирательный»

На этом острове вам предстоит выполнить сложное задание. Вам нужно собрать слова используя части других слов. Например: корень как в слове красить, суффикс, как в слове берёзка, приставка, как в слове пошёл, окончание, как в слове речка. Получилось слово – покраска.

(Учащимся предлагается записать слова, выделить в них значимые части слов и соединив их между собой, составить новое слово).

  • Корень, как в слове ходить, суффикс, как в слове тетрадка, приставка, как в слове налил, окончание, как в слове печка. (находка)

  • Корень, как в слове дарить, суффикс, как в слове осинка, приставка, как в слове поел, окончание, как в слове малина. (подарки)

  • Корень, как в слове хвалить, приставка, как в слове полил, окончание, как в слове каска. (похвала)


Вы заработали ещё один фрагмент карты. Плывём к следующему острову.


4. Остров «Сыщиков».

Найди спрятавшееся слово. В словах, записанных на карточках, нужно убрать букву в начале слова или в конце так, чтобы у вас получилось новое слово.


Уточка, укол, зубр, хлев, столб, удочка, щель, коса, полк, мрак.


- С этим заданием вы тоже справились и поэтому получаете ещё один фрагмент карты! Продолжаем наше путешествие. Плывём к «Меткому острову»


5. «Меткий остров».

На этом острове вы должны показать, какие вы меткие. Вы метаете мячик в мишень, которая разделена на цветные сектора. В каждом секторе спрятано задание, которое команда должна выполнить сообща. Желаю успеха!

  1. Красная – «Отвечай-ка!»

- У кого есть ушко, но нет головы? (У иголки)

- Из какой чашечки невозможно пить? (Из коленной чашечки)

- Как называется устройство, позволяющее проходить сквозь стены? (Дверь)

- Когда чёрной кошке легче всего пробраться в дом? (Когда дверь открыта)


2) Зелёная – «А попробуй-ка, найди!»

- Найди спрятавшуюся букву: празник (праздник), сонце (солнце), лесница (лестница).

- Прочитай текст, вставь пропущенные знаки препинания.

Скоро кончится белая вьюга потекут голубые ручьи все скворечники в сторону юга навострили оконца свои в силу древних обычаев здешних мы жилища готовим певцам за морями родные скворечники обязательно снятся скворцам.

(Скоро кончится белая вьюга. Потекут голубые ручьи. Все скворечники в сторону юга, навострили оконца свои. В силу древних обычаев здешних, мы жилища готовим певцам. За морями родные скворечники, обязательно снятся скворцам.)


  1. Синяя – «Вставляйкино»

- Вставь пропущенные буквы: к.з., но.ор.г, ст.ек.за, че.епа.а, в.лк, ме.ве.ь.

- Вставь пропущенные окончания подходящие по смыслу: красив.. заколка, серебрян.. блюдце, золот.. кольцо, малинов.. варенье, нов.. книги.


4) Жёлтая – «Ну-ка скажи правильно!»

- Исправь ошибки:

В соду расла яблоня. На оллее весило играли кузнечики. У вовы был игрушечный комаз. Кошку нозвали Муркай. Солдаты стояли смирно. Муровьи усердна трудилесь весь день.


(В саду росла яблоня. На аллее весело играли кузнечики. У Вовы был игрушечный камаз. Кошку назвали Муркой. Солдаты стояли смирно. Муравьи усердно трудились весь день.)


И снова вы получаете фрагмент карты. И это сигнал, отправляться к следующему острову.


6. Остров «Парный».

Перед вами стоит следующая задача: слушая мои подсказки, вы должны догадаться, о чём идёт речь. Вы называете два слова, отличающиеся только одной буквой – парной согласной.

  • С глухим согласным наливаюсь в поле,

Со звонким – сам звеню я на раздолье. (колос – голос)


  • С глухим траву она срезает,

Со звонким – листочки объедает. (коса – коза)


  • С глухим согласным мы его читаем,

Со звонким мы в нём обитаем. (том – дом)


  • С глухим шипящим кругл, как мячик,

Со звонким, как огонь горячий. (шар – жар)


  • Со звонкой согласной – споровое растение,

С глухой - заразная болезнь. (гриб – грипп)


Получите фрагмент карты. Теперь наш курс лежит на «Остров числа».


7. «Остров Числа» .

На этом острове вам необходимо распределить слова в две группы:

1 группа – слова, употребляющиеся только во множественном числе

2 группа – слова, которые могут употребляться и в единственном и во множественном числе.


(каждое слово на отдельной карточке)

Брюки

Грабли

Вилы

Весы

Шахматы

Хлопоты

Плоскогубцы

Пельмени

Сливки

Сокровища

Качели

Башмаки

Косы

Гири

Вопросы

Встречи

Дверцы

Заботы

Карусели

Котлеты

Игры


Молодцы! Берём фрагмент карты и плывём на «Остров сокровищ» за последним фрагментом карты.


8. «Остров сокровищ».

- Молодцы, ребята! В путешествии вы проявили находчивость, смекалку и сплочённость. В награду за это вы получаете последний фрагмент карты.

- Теперь соберите карту и посмотрите, где же находится сундук с сокровищами. (Участники собирают карту, находят отметку и отправляются за сундуком, в котором лежат сладкие призы).

- Сокровища ваши! Ваша находчивость, дружба, помогли добраться до «Острова сокровищ» и получить сундук с подарками. Скажите, ребята, а помогли ли вам в этом путешествии ваши драгоценные знания? Ведь, знания – это тоже сокровища. Да, вашей команде удалось справиться с таким нелёгким, но увлекательным путешествием. Оставайтесь такими же любознательными и дружными.

До скорых встреч. Всем спасибо!

Список используемой литературы:

  1. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады). Н.А.Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2005. – 128 с.

  2. 500 вопросов для детей. -2-е изд., перераб. и дополн. И.Д.Агеева. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.

  3. 5000 игр и головоломок для школьников. Н.К.Винокурова. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 416 с.

  4. Русские народные загадки, пословицы, поговорки. Ю.Г.Круглов. – М.: Просвещение, 1990. – 335 с.

  5. http://prozagadki.ru/