Батик
Узелковый. Холодный. Горячий.
- Батик — это метод текстильного декорирования, при котором используются разные техники окрашивания и резервирования, что позволяет создать яркие и оригинальные узоры на ткани
Что такое батик?
История батика
- Батик зародился более 2000 лет назад в Индонезии. Семейные рецепты красок и узоры передавались из поколения в поколение. Узоры на ткани указывали на кастовую принадлежность, а копирование королевских узоров было запрещено.
- Батик зародился более 2000 лет назад в Индонезии.
- Семейные рецепты красок и узоры передавались из поколения в поколение.
- Узоры на ткани указывали на кастовую принадлежность, а копирование королевских узоров было запрещено.
Батик в России
- Появился в 20-е годы ХХ века вместе с модой на стиль «модерн». В период НЭПа был популярен благодаря спросу на роскошные шелковые изделия. Позже батик был обвинен в мещанстве, и его популярность снизилась. Сегодня батик снова востребован, используется в дизайне одежды и интерьеров.
- Появился в 20-е годы ХХ века вместе с модой на стиль «модерн».
- В период НЭПа был популярен благодаря спросу на роскошные шелковые изделия.
- Позже батик был обвинен в мещанстве, и его популярность снизилась.
- Сегодня батик снова востребован, используется в дизайне одежды и интерьеров.
https://euroasia-science.ru/iskusstvovedenie/%D1%85%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F-%D1%80%D0%BE%D1%81%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D1%82%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D0%B8-%D0%B2-%D0%B8%D0%BD%D0%B4%D0%BE%D0%BD/
История возникновения батика
История возникновения батика
Холодный Узелковый Горячий
Основные виды батика
- В различных странах наименование такой окраски различно: в Милане её называют «планги», в Индии – «бандана», в Японии – «тибари» или «шибори» или узелковый батик, иногда встречается в интернете название Тай-Дай.
- Узелковый батик — это одна из самых древних и простых техник окрашивания ткани. Ее суть заключается в том, что ткань завязывается в узлы (или обматывается нитками, веревками), что препятствует проникновению красителя в определенные участки.
- В результате после окрашивания и развязывания узлов на ткани образуются уникальные узоры, часто с эффектом градиента или концентрических кругов.
Узелковый батик
Для узелкового батика лучше всего подходят хлопчатобумажные ткани :
Бязь , ситец , сатин , тонкое простынное полотно .
Ткань должна быть белой или светлых тонов , желательно однотонной или с редким набивным рисунком (например, горошек, полоска).
Можно использовать бывшие в употреблении ткани , которые выгорели или потеряли яркость.
Натуральный шелк , чистая шерсть или вискозная ткань .
Важно
- Ткань не должна содержать синтетических волокон (полиэстер, акрил и т.д.).
- Если ткань смешанная (например, хлопок с синтетикой), синтетические волокна не окрасятся анилиновыми красителями, и рисунок получится размытым и нечетким.
Материалы и инструменты
Посуда для окраски ткани:
- стеклянную емкость для разведения красок,
- эмалированную кастрюлю для окрашивания изделий,
- емкость для споласкивания ткани после окрашивания,
- пластмассовая бутылка для хранения красителя,
- деревянная лопатка для помешивания ткани.
Инструменты и вспомогательный состав
Основной инструмент, который помогает сделать узелки – тонкий шнур или прочная, достаточной надежности нить. Они должны подготовить ткань к окраске.
Из вспомогательного состава следует отметить:
- мелкие камушки;
- древесные щепки;
- ровные маленькие дощечки;
- прищепки бельевые;
- пробки;
- трубки;
- крышки и другое.
Примеры растительных красителей:
- красный – зверобой, крушина и боярышник;
- желтый – картофель и орешник;
- зеленый – крапива и манжетка;
- оранжевый – чистотел;
- голубой – голубика;
- фиолетовый – черника;
- синий – цветы иван-да-марьи.
Начинать можно и с промышленных красителей, а когда появится уверенность, пробуйте получать краски сами
- Во время работы быть внимательным и аккуратным.
- Быть осторожным с режущим инструментом.
- Инструменты применять только по назначению
- и в соответствии с правилами.
- Приступать к работе только после инструктажа
- Во время выполнения задания работать спокойно,
- Не мешать рядом сидящим товарищам.
- При работе с краской одевать защитные перчатки.
Техника безопасности
Разведение красителя
- Для анилиновых красителей:
- Для анилиновых красителей:
- На 1 литр воды используют 5–10 г порошка (точное количество зависит от желаемой интенсивности цвета). Краситель тщательно перемешивают до полного растворения. Для натуральных красителей: Готовый отвар разбавляют водой до нужного оттенка.
- На 1 литр воды используют 5–10 г порошка (точное количество зависит от желаемой интенсивности цвета). Краситель тщательно перемешивают до полного растворения.
- На 1 литр воды используют 5–10 г порошка (точное количество зависит от желаемой интенсивности цвета).
- Краситель тщательно перемешивают до полного растворения.
- Для натуральных красителей: Готовый отвар разбавляют водой до нужного оттенка.
- Готовый отвар разбавляют водой до нужного оттенка.
Добавление закрепителя
- Чтобы краска лучше закрепилась на ткани, в раствор можно добавить: Соль (2–3 столовые ложки на литр воды) — для хлопчатобумажных тканей. Уксус (50–100 мл на литр воды) — для шелка или шерсти. Тщательно перемешайте раствор.
- Чтобы краска лучше закрепилась на ткани, в раствор можно добавить: Соль (2–3 столовые ложки на литр воды) — для хлопчатобумажных тканей. Уксус (50–100 мл на литр воды) — для шелка или шерсти.
- Соль (2–3 столовые ложки на литр воды) — для хлопчатобумажных тканей.
- Уксус (50–100 мл на литр воды) — для шелка или шерсти.
- Тщательно перемешайте раствор.
Проверка цвета
- Перед окрашиванием основной ткани можно проверить цвет на небольшом кусочке материала. Это поможет избежать неожиданных результатов.
- Перед окрашиванием основной ткани можно проверить цвет на небольшом кусочке материала. Это поможет избежать неожиданных результатов.
Хранение красителя
- Если краситель остался, его можно перелить в пластмассовую бутылку и хранить в прохладном месте. Перед использованием хорошо взболтать.
- Если краситель остался, его можно перелить в пластмассовую бутылку и хранить в прохладном месте. Перед использованием хорошо взболтать.
Совет
- Используйте перчатки , чтобы избежать окрашивания кожи.
- Работайте в хорошо проветриваемом помещении, особенно при использовании анилиновых красителей.
- Следите за температурой воды: для анилиновых красителей — 40–50 °C, для натуральных — температура отвара после кипячения.
Работа с красителем
Смысл этой художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывается так, чтобы красильный раствор не мог достичь и окрасить его. В узелковом батике это достигается с помощью узлов, прищепок, зажимов, т.е. происходит механическое резервирование тканей.
Различают несколько основных способов подготовки ткани к окрашиванию
- Завязывание
- Скручивание
- Складывание и подгибание
- Зашивание
Техника выполнения
Подготовка ткани
- Ткань стирают, чтобы удалить любые загрязнения и химические вещества, которые могут помешать окрашиванию. После стирки ткань слегка отжимают и дают ей немного подсохнуть ( она должна быть влажной, но не мокрой ).
- Ткань стирают, чтобы удалить любые загрязнения и химические вещества, которые могут помешать окрашиванию.
- После стирки ткань слегка отжимают и дают ей немного подсохнуть ( она должна быть влажной, но не мокрой ).
Формирование узелков
- Ткань скручивают, складывают или собирают в произвольные узлы. Необходимо сделать 10 узлов Узлы фиксируют нитками, веревками или резинками. Чем туже затянуты узлы , тем четче будут границы узоров. Необходимо создавать разные формы: круги, полосы, спирали и т.д.
- Ткань скручивают, складывают или собирают в произвольные узлы. Необходимо сделать 10 узлов
- Узлы фиксируют нитками, веревками или резинками. Чем туже затянуты узлы , тем четче будут границы узоров.
- Необходимо создавать разные формы: круги, полосы, спирали и т.д.
Окрашивание (см. 9 слайд)
- Подготовленную ткань опускают в емкость с красителем или наносят краску кистью, губкой или аэрозолем. Для создания градиента ткань можно частично погружать в краску или использовать несколько цветов. После окрашивания ткань оставляют на некоторое время (обычно 30–60 минут), чтобы краситель хорошо впитался.
- Подготовленную ткань опускают в емкость с красителем или наносят краску кистью, губкой или аэрозолем.
- Для создания градиента ткань можно частично погружать в краску или использовать несколько цветов.
- После окрашивания ткань оставляют на некоторое время (обычно 30–60 минут), чтобы краситель хорошо впитался.
Сушка и закрепление результата
- Ткань аккуратно развязывают и промывают под холодной водой, чтобы удалить излишки краски. Для закрепления красителя ткань можно прокипятить в воде с добавлением соли или уксуса (в зависимости от типа красителя). После этого ткань сушат и проглаживают утюгом
- Ткань аккуратно развязывают и промывают под холодной водой, чтобы удалить излишки краски.
- Для закрепления красителя ткань можно прокипятить в воде с добавлением соли или уксуса (в зависимости от типа красителя).
- После этого ткань сушат и проглаживают утюгом
Этапы создания
получаются при завязывании ткани вокруг мелких предметов (камешков, пуговиц).
создаются путем складывания ткани гармошкой и обматывания нитками.
получаются при скручивании ткани вокруг центральной точки.
достигается при хаотичном завязывании узлов.
Узоры в узелковом батике часто имеют символическое значение. Например, круги могут символизировать гармонию, а спирали — движение и развитие.
Примеры узоров
Прошивание
Мотивы узора предварительно прошиваются на ткани, а потом завязываются нитями. Такие узоры бывают более четкими и графическими. Можно прошивать узоры черной нитью, это создает дополнительный эффект, так как черная нить при кипячении окрашивает ткань.
Создание полосы
Техника выполнения
Сложите ткань вдоль или поперек, в зависимости от того, какую полоску вы хотите получить (вертикальную или горизонтальную).
Если нужна тонкая полоска, сложите ткань узкой полосой. Если широкая — сложите шире.
Завязывание
по долевой нити по косой
Пригоден для изготовления салфеток, скатертей, одежды. Он основан на механическом способе резервирования ткани. Ткань может собираться произвольно или заглаживаться и перевязывается нитью или завязываться узлом в нескольких местах.
В зависимости от вида сборки и способа завязывания нити определяется конечный узор ткани. При окрашивании ткани, краситель не попадает на участок, который обвязан нитями. Окрашивание ткани может выполняться несколькими красителями поочередно. Чтобы получился многоцветный узор необходимо после каждого окрашивания дополнительно завязывать нити на уже окрашенные участки ткани.
Узел художника
позволяет создавать уникальные узоры с помощью простого завязывания ткани в узлы. В зависимости от того, как вы завязываете ткань (по долевой нити или по косой), можно получить разные эффекты.
- Один из самых простых и популярных узлов. Создает эффект концентрических кругов или «горошин».
Техника выполнения :
- Положите на ткань небольшой предмет (камешек, пуговицу, бусину). Оберните ткань вокруг предмета, формируя «мешочек». Плотно завяжите ниткой или резинкой у основания. После окрашивания и развязывания получится круглый узор с радиальными разводами.
- Положите на ткань небольшой предмет (камешек, пуговицу, бусину).
- Оберните ткань вокруг предмета, формируя «мешочек».
- Плотно завяжите ниткой или резинкой у основания.
- После окрашивания и развязывания получится круглый узор с радиальными разводами.
Узел «Горошина» (или «Камень»)
Скручивание
Шланговая техника
Ткань туго скручивается, а затем завязывается ниткой.
Создает эффект спирали или волн.
Техника выполнения :
- Возьмите ткань за центр и начинайте скручивать ее по спирали, как будто выжимаете белье. Когда ткань полностью скручена, обмотайте ее ниткой или шнуром в нескольких местах. После окрашивания и развязывания получится узор, напоминающий спираль или морские волны.
- Возьмите ткань за центр и начинайте скручивать ее по спирали, как будто выжимаете белье.
- Когда ткань полностью скручена, обмотайте ее ниткой или шнуром в нескольких местах.
- После окрашивания и развязывания получится узор, напоминающий спираль или морские волны.
Узел «Спираль»
- Простой мраморный эффект можно получить, обмотав в хаотичном порядке кусок ткани навощённой нитью, а затем окрасить его.
Мраморный эффект
Складывание
Главная задача при этом — так сложить материал, чтобы он окрасился равномерно. Часть ткани, оказавшаяся наверху, выглядит ярче всего. В нижние слои краска проникает все меньше и меньше. Если веревки не пропускают краску и хорошо затянуты, внутри должна сохраниться чисто белая ткань.
Попробуем самый простой способ — складывание по вертикали и горизонтали. Сложим квадратную ткань четыре раза и обмотаем.
Геометризованные цветы
Параллельные полосы
- Создает эффект полос или линий.
- Техника выполнения :
- Сложите ткань гармошкой (как веер). Обмотайте сложенную ткань ниткой или шнуром через равные промежутки. Чем чаще обмотка, тем больше полос получится. После окрашивания и развязывания ткань будет покрыта ровными или волнообразными полосами.
- Сложите ткань гармошкой (как веер).
- Обмотайте сложенную ткань ниткой или шнуром через равные промежутки.
- Чем чаще обмотка, тем больше полос получится.
- После окрашивания и развязывания ткань будет покрыта ровными или волнообразными полосами.
Узел «Полоски»
Складывание по диагонали V-образный узел
Диагональные полосы и ромбы создаются путем складывания ткани по диагонали и последующей плиссировки (сложения гармошкой) и обмотки
- Возьмите ткань за два противоположных угла и сложите их вместе, чтобы получился треугольник. Убедитесь, что края ткани ровные, чтобы узор получился аккуратным.
- Возьмите ткань за два противоположных угла и сложите их вместе, чтобы получился треугольник.
- Убедитесь, что края ткани ровные, чтобы узор получился аккуратным.
Сделайте плиссировку (гармошку)
- Ширина складок зависит от желаемого размера ромбов или полос: Возьмите крепкую нить, шнур или резинку и плотно обмотайте сложенную гармошку.
- Ширина складок зависит от желаемого размера ромбов или полос:
- Возьмите крепкую нить, шнур или резинку и плотно обмотайте сложенную гармошку.
Диагонали и ромбы
Для создания волны необходимо сложить ткань пополам и по диагонали, чтобы получился ромб.
- Далее две противоположных стороны отогните вперед к средней линии так, чтобы они соприкасались посередине (это создаст основу для волны). По диагонали сложите еще раз пополам, чтобы получилась форма песочных часов. Левую часть отогните назад , а затем сложите ткань пополам вперед .
- Далее две противоположных стороны отогните вперед к средней линии так, чтобы они соприкасались посередине (это создаст основу для волны).
- По диагонали сложите еще раз пополам, чтобы получилась форма песочных часов.
- Левую часть отогните назад , а затем сложите ткань пополам вперед .
Узел «волна»
Крестообразный
Использование прищепок
Сочетание прошивания скручивания и складывания
Складывание с использованием дощечки
- Ткань зажимается между дощечек с помощью зажимов или веревки