СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В. А. Кухта – современный сказочник. Проект. 5 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«В. А. Кухта – современный сказочник. Проект. 5 кл.»

Городская научно-практическая конференция школьников

«Филологический калейдоскоп»





Исследовательский проект


В. А. Кухта – современный сказочник





Автор: Болотова Таисия Владимировна,

ученица 5В класса МАОУ СОШ № 4

Руководитель: Семенова Екатерина Юрьевна,

учитель русского языка

высшей квалификационной категории








Первоуральск

2023



Оглавление

Введение……………………………………………………….………………….3

1. Жанр сказки ………………………………..……………………..……………4

1.1. Что такое сказка …………………………………………………..…………4

1.2. Художественные особенности жанра сказки ……………………..……….7

2. Сказки В. А. Кухты .………………………………………….……….…....….8

2.1. В. А. Кухта – современный первоуральский сказочник ……………..……8

2.2. Художественные особенности сказок В. А. Кухты. ……………….….….10

2.3. Результаты опроса учащихся …………………………….………….….….14

2.4. Выступление перед учащимися ……………….….………………………..15

Заключение……………………………………………………………..………...17

Список используемых источников ……………………………………………..18

Приложение ……………………………………………………………..……….19


















Введение

Многие ребята любят читать сказки. И у каждого, наверное, есть любимый писатель-сказочник. У меня это А. С. Пушкин. От учительницы я узнала, что и в Первоуральске есть человек, который написал сказки. Это Валерий Александрович Кухта. И мне захотелось познакомиться с творчеством этого современного писателя.

Актуальность моей работы заключается в том, что мы, зная великих сказочников страны, не знаем сказочников своей малой родины, своего города.

Цель работы: изучить художественные особенности сказок В. А. Кухты.

Задачи:

1. Прочитать сказки В. А. Кухты.

2. Изучить литературу по теме проекта.

3. Проанализировать сказки.

4. Провести опрос одноклассников и рассказать им о В. А. Кухте.

Объект исследования: сказки.

Предмет исследования: художественные особенности.

Методы исследования: изучение и анализ, опрос.














1. Жанр сказки

1.1. Что такое сказка

В этой главе дается определение сказки, говорится о времени возникновения сказки, видах сказки, о признаках жанра.

Сказка – это эпический жанр литературы, характеризующийся вымыслом, волшебным, героическим или бытовым сюжетом, в котором раскрывается важный жизненный урок для читателя.

Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Художественное повествование фантастического, приключенческого или бытового характера. Народные сказки не имеют писателя. У литературных есть автор.

В давние времена рассказывали сказки нищие странники, портные, отставные солдаты. Сказку как отдельный жанр начали выделять не раньше XVII века. До этого границы между эпическими жанрами были стерты, под сказкой можно подразумевать любой устный рассказ, основанный на вымышленных или полувымышленных событиях.

В древние времена такие рассказы были главным инструментом передачи информации. Через мифы, легенды, былины люди транслировали свое представление мира, объясняли явления, которые не могли изучить и понять.

Со временем у человечества появлялось больше способов изучить окружающий мир. Сказка утратила свою первоначальную функцию, стала исключительно художественной единицей. Вымышленные истории использовали для развлечения и назидания, рассказывали их преимущественно детям.

Сказки передавались из поколения в поколение, они обрастали новыми деталями. Поэтому у большинства сказок есть несколько вариантов, но основной сюжет и посыл всегда одинаковы. Так в сказках народ сохранял свою мудрость [5].

Народ видел недостатки и в собственной жизни, сказки помогали ему искоренять их. Сказки бичуют прежде всего ленивых, глупых и непрактичных людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость. Таковы сказки о животных, волшебные и социально-бытовые сказки, различающиеся между собой и по характеру вымысла, и по героям, и по событиям. Но все они — о жизни простого человека, о проблемах, которые его волновали; они развлекали, учили и воспитывали людей, преданных родной земле, людей честных и добрых, людей, на которых можно положиться в тяжелую пору испытаний. Народные сказки делятся на три группы:

- сказки о животных - самый древний вид сказки. В них свой круг героев. Животные разговаривают и ведут себя как люди. Лиса всегда хитрая, волк глуп и жаден, заяц труслив.

- бытовые сказки - герои этих сказок - крестьянин, солдат, сапожник - живут в реальном мире и борются обычно с барином, попом, генералом. Они побеждают благодаря находчивости, уму и смелости.

- волшебные сказки - герои волшебных сказок борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей, сталкиваясь с нечистой силой. Большинство этих сказок связано с поиском невесты или похищенной жены.

Какие признаки жанра сказки? Его можно узнать по таким характерным чертам: Сюжет построен на противостоянии добра и зла. Положительные герои (спящая красавица, Иван-дурак, Иван-царевич) олицетворяют представление людей о высокой морали, справедливости, истинной красоте и пр. Отрицательные персонажи (злая мачеха, Кащей Бессмертный и пр.) обычно символизируют темные силы, чуждые человеку.

Используются устойчивые фразы. Например, в начале повествования часто встречаем «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…», в конце — «Стали они жить-поживать и добра наживать», «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

События наполнены волшебством. Зачастую главный герой или его помощники наделены особыми способностями либо используют чудесные предметы, прибегают к помощи волшебных животных.

Персонаж сказки статичен, его характер не меняется на протяжении всей истории. Хорошие герои обязательно побеждают плохих, а зло всегда получает по заслугам.

Сказка призвана развлекать и удивлять, но также и поучать. В каждой истории есть мораль, через такие сюжеты люди высказывали свой взгляд на добро и зло, нормы морали, ценности [4].

Таким образом, сказка – это вымышленное повествование, которое поучает и развлекает слушателя. Она пришла из глубокой древности, но жанр сказки сформировался не ранее 17 века. Сказки бывают народные и литературные, народные сказки делятся на 3 группы: о животных, бытовые, волшебные. Жанр сказки отличается от других жанров устойчивыми признаками, которые, например, связаны с сюжетом, героями, устойчивыми фразами.


















1.2. Художественные особенности жанра сказки

В главе рассматриваются вопросы художественных особенностей сказок. Эти особенности помогают отличить жанр сказки от других жанров.

Художественными особенностями сказок является

-- Использование определенных поэтических формул-фраз: «жили-были», «в некотором царстве, в некотором государстве», «и я там был, мед, пиво пил», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и прочие.

-- Олицетворение природных стихий, которые также выступают в роли главных героев – Солнце, Месяц, Ветер, Молочные реки.

-- В сказках животные умеют разговаривать, и, как правило, помогают главному герою – богатырский конь, серый волк, золотая рыбка.

-- Наличие волшебных предметов – золотое кольцо, куколка, зеркало, скатерть-самобранка, ковер-самолет.

-- Наличие фантастических героев – Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Снегурочка.

-- Характер главного героя не развивается, он всегда статичен, не герой двигает сюжет вперед, а обстоятельства, в которые он попадает. Есть четкое разделение на плохих героев (злостная мачеха, Кощей Бессмертный) и хороших (Иван Царевич, Василиса Прекрасная, Емеля). Положительные персонажи олицетворяют в себе все лучшие человеческие качества, высокие моральные принципы, отрицательные символизируют темные силы, которые обязательно будут побеждены.

-- Основа сюжета составляет извечная борьба добра со злом.

-- Для сюжета характерна троичность – главный герой часто проходит три испытания [3].

Таким образом, можно выделить такие художественные особенности сказок: наличие поэтических формул, олицетворение природных явлений, есть герои-животные, которые умеют разговаривать, волшебных предметы, фантастические герои; разделение героев на положительных и отрицательных, частое использование числа три; основа сказки – борьба добра со злом.

2. Сказки В. А. Кухты

2.1. В. А. Кухта – современный первоуральский сказочник

На сайте центральной библиотеки представлена следующая информация о В. А. Кухте.

Имя Валерия Александровича Кухты широко известно в Первоуральске. В течение длительного время он был главным архитектором города и немало сделал для его развития. Известен он и как талантливый поэт.

В. А. Кухта родился в городе Называевске Омской области 21 марта 1947 года. Отец его был военнослужащим, и поэтому семье часто приходилось переезжать с места на место. Менялись города: Барановичи, Гродно, Гомель, Джамбул, Актюбинск… Менялись школы, в которых ему пришлось учиться. Литературой Валерий Александрович увлекся ещё в то время. До восьмого класса прочитал всю русскую классику. Очень любил сказки А. С. Пушкина и сказы П. П. Бажова.

После окончания школы была служба в армии: два с половиной года в ракетных войсках стратегического назначения. Ещё там Валерий начал учиться рисовать, самостоятельно постигая основы этого искусства по книгам. После армии поступил в Куйбышевский Инженерно-строительный институт им. А. И. Микояна, где обучался по специальности «Архитектура». Окончил он институт в 1974 году.

В 1975 году В. А. Кухта был назначен главным архитектором города Первоуральска. Его творческие работы связаны с проектированием генпланов города и строительством городских микрорайонов, проектами по благоустройству Первоуральска, посёлка Доломитового, села Битимка, центральной усадьбы совхоза «Уткинский». Им также был спроектирован Памятник погибшим воинам-строителям Первоуральска, открытый 9 мая 1985 года.

В 1986 г. Валерий Александрович становится членом Союза архитекторов России. В должности главного архитектора он проработал до 1991 года. А затем был назначен главным инженером Управления капитального строительства города Первоуральска.

В 2000 году в результате избрания по конкурсу Валерий Александрович Кухта снова становится главным архитектором города и работает в этой должности с 2000 по 2005 годы.

Творческое увлечение В. А. Кухты – поэзия и авторская песня. Стихи его печатались в городских газетах, выходили авторские стихотворные сборники. Первый такой сборник «Любви волшебный свет» вышел в 1997 году. Автору тогда было 50 лет. Им издано в городе четыре сборника стихов, пять детских книжек, одна книга с философским уклоном. В 2002 году на его стихи был написан гимн города Первоуральска. У В. А. Кухты около сотни песен, он часто выступал на городских слетах авторской песни. За время своей профессиональной работы, был избран депутатом четырех созывов Горсовета, неоднократно награждался почетными знаками Госстроя РСФСР, является – Ветераном труда [1].

В 2017 году Валерий Александрович выпустил на свои средства книгу под названием «И в сказке быль найдется» (Приложение. Фото 1). В этот сборник вошли такие произведения:

1. «Славный витязь Одолей»

2. «Агнизор»

3. «Приключение Чудика»

4. « Битва у Гренда»

5. «Волшебный уголёк»

6. «Эгамия»

7. «Орлик и Ласка»

8. «Тёпка»

9. «Домовичок»

10. «Удивительные истории» [2].



2.2. Художественные особенности сказок В. А. Кухты

«Славный витязь Одолей» (2006)

Краткое содержание сказки: жил малыш – слабый, трусливый. Его обижал хулиган Вредонос. После очередной драки обиженный мальчонка забрёл в лес, встретил Старца, который дал ему хрустальный ключик. Если бросить ключик на землю, то появится родник. Эту воду пил мальчик 3 раза и становился сильным. Старик сказал мальцу, что тот должен спасти свой народ от Злурода, который каждой осенью забирает у них весь урожай, сотню девушек и парней.

Мальчик пил воду, быстро рос и становился сильнее. Превратился в юношу-силача. Силы помогли ему победить Вредоноса. Прозвали юношу Одолеем. Вредонос следил за Одолеем, ему очень хотелось узнать, как он так быстро стал сильным. Вредонос украл хрустальный ключик у Одолея, но стать сильным у него не получилось. Ключ облил Вредоноса грязью.

Однажды на празднике появился царь со своей дочерью Ясноглазкой. Вдруг налетает черный коршун и уносит Ясноглазку. Одолей взлетает как птица, ударяет коршуна по голове и спасает царевну.

Тогда Вредонос похищает царевну и предлагает ее Злуроду. У Злурода войско драконье. Одолей встречает Старца, и тот рассказывает ему о мече, которым можно победить Зрурода. Меч находится в горах.

Много трудностей встретил Одолей на своем пути к освобождению Ясноглазки. Но в итоге войско Злурода разбито. В бою один на один победа за Одолеем и счастье с Ясноглазкой.

Художественные особенности сказки:

1. Стихотворная форма.

2. Тип: волшебная.

3. Поэтических/сказочных формул: нет.

4. Наличие фантастических героев: Злурод с драконьим войском.

5. Олицетворение природных стихий: нет.

6. В сказках животные умеют разговаривать: есть драконье войско, коршун, но драконы и коршун не разговаривают.

7. Наличие волшебных предметов: хрустальный ключик.

8. Характер Одолея - положительный, сначала был Малышом, потом превратился в юношу-силача Одолея. Добрый, смелый. Отрицательные герои: Вредонос, Зрурод.

9. Основу сюжета составляет извечная борьба добра со злом: разбил войско Злурода, спас Ясноглазку.

10. Магичность числа три: герою, чтобы стать сильным, надо пить воду три раза.


Сказка «Агнизор» (2006)


Краткое содержание сказки: Агнизор – священный кристалл, который мог защитить от беды. Он показывал будущее. Агнизор спасает арианцев, сказав им, что их страна Ариана исчезнет. Люди объединяются в племена. Овед – вождь племени. Арт и Рос – два воина. Лия и Зея – их возлюбленные. Эти 4 героя должны были добыть камень Агнизор. Арианцы обустраивались на новых землях, на их пути возникли проблемы: косматые люди, вампиры, северный кабан. Всех их воины победили. Когда они переправлялись через реку, на них напал дракон. Происходит жестокая битва с драконом, воины побеждают.

Вдруг герои видят луч света – это знак Агнизора солнцеродного. Рос и его любимая Лиа берут кристалл и приносят вождю Оведу. Теперь вожди арианских племен едины.

Художественные особенности сказки:


1. Стихотворная форма.

2. Тип: волшебная.

3. Поэтических/сказочных формул: нет.

4. Наличие фантастических героев: летучая мышь-бык- вампир, дракон.

5. Олицетворение природных стихий: нет.

6. В сказках животные умеют разговаривать: дракон, кабан не разговаривают.

7. Наличие волшебных предметов: камень Агнизор.

8. Характеры Оведа, Арта, Роса, Леи, Зеи - положительные, добрые, смелые. Отрицательные – животные-твари, с которыми сражаются герои.

9. Основу сюжета составляет извечная борьба добра со злом: герои должны победить тварей, чтобы найти камень Агнизор, который сможет сплотить разрозненные ранее племена.

10. Магичность числа три: нет.


Сказка «Приключение Чудика» (2006)


Краткое содержание сказки: Чудик, хороший мальчишка, находит в парке в небольшой воронке блестящий летающий аппарат, рядом с которым лежат два карлика-пришельца. Чудик берет у них браслет, нажимает на кнопку, и пришельцы исчезают, попадая к себе на родину. Браслет остается у Чудика. С помощью браслета мальчик творит чудеса: спасает вертолет от падения, успокаивает дерущихся болельщиков на футболе.

Однажды, гуляя с ребятами по лесу, Чудик попадает на другую планету, где с ним случается много приключений. Он спасает народ от злого шамана, его чуть не казнят, он становится другом короля. В честь Чудика ставят шпиль, устремленный в небо, а Чудик с помощью браслета возвращается домой.

Художественные особенности сказки:

1. Стихотворная форма.

2. Тип: бытовая с элементами волшебной/фантастической сказки.

3. Поэтических/сказочных формул: нет.

4. Наличие фантастических героев: карлики-пришельцы.

5. Олицетворение природных стихий: нет.

6. В сказках животные умеют разговаривать: животных нет.

7. Наличие волшебных предметов: браслет.

8. Характер Чудика – положительный, добрый, смелый, любопытный. Отрицательные герои: шаман, правители страны другого мира, палач.

9. Основу сюжета составляет извечная борьба добра со злом: Чудик с помощью браслета предотвращает казнь законного наследника престола.

10. Магичность числа три: нет.

Таким образом, нами были прочитаны и изучены три первые сказки из книги В. А. Кухты «И в сказке быль найдется»: «Славный витязь Одолей», «Агнизор», «Приключение Чудика».






















2.3. Результаты опроса одноклассников

В апреле 2023 г. мы провели опрос среди всех учащихся 5в класса МАОУ СОШ № 4.

Цель анкетирования: выяснить, знают ли учащиеся писателя В. А. Кухту и его сказки.

Количество опрошенных – 22 человека.

Статус опрашиваемых – учащиеся 5в класса МАОУ СОШ № 4.

Результаты опроса

Вопрос 1. Знаете ли вы первоуральского писателя Валерия Александровича Кухту?

Да – 5 % (1 человек)

Нет – 95 % (21 человека)

Вывод: среди учащихся 5в В. А. Кухту знают только 5% знают.

Вопрос 2. Читали ли Вы сказки современного первоуральского писателя В. А. Кухты?

Да – 0 %

Нет – 100 % (22 человека)

Вывод: учащиеся 5в класса не читали сказки Валерия Кухты.

Таким образом, учащиеся 5в класса МАОУ СОШ № 4 не знакомы с писателем В. А. Кухтой и его творчеством.











2.4. Выступление перед одноклассниками

Собранный мною материал по сказкам В. А. Кухты я представила вниманию учащихся 5в класса МАОУ СОШ №4 г. Первоуральска (Приложение. Фото 2). В рамках внеклассного мероприятия показала презентацию и рассказала о жизни и творчестве В. А. Кухты.

Цель выступления – познакомить одноклассников с жизнью и творчеством современного первоуральского писателя-сказочника.

Мне хотелось, чтоб ребята узнали (а по результатам опроса – учащиеся не знакомы с творчеством сказочника) о писателе-поэте своего города, своей малой родины и прочитали его сказки.

Нужно отметить, что мои одноклассники хорошо приняли представленную им информацию и положительно отозвались о проделанной мною работе. После выступления я попросила ребят об обратной связи в форме небольшого письменного отзыва. Каждый оставил свое мнение и дал качественную оценку моему выступлению.

Всего было собрано 20 отзывов, фрагменты из которых приведены ниже. Орфография, пунктуация, грамматика и речь ребят оставлены мною без изменения.

«Захотелось прочитать книгу сказок Кухты, так как у него очень заманчивые названия…».

Елизавета Б.

«Надо прочитать его сказки, чтоб узнать, интересно он пишет или нет…».

Анна У.

«Да, надо прочитать, потому что есть фантастика…».

Матвей М.

«Интересно будет прочитать сказки, потому что интересно узнать, что пишет наш земляк…».

Никита П.

«Было бы интересно прочитать, так как заинтересовал сюжет…».

Есения Т.

«Надо прочитать, потому что он из Первоуральска…».

Дарья Ф.

Таким образом, из 20 человек 16 захотели прочитать сказки В. А. Кухты, 2 человека написали, что не знают, стоит ли читать его сказки, еще 2 человека написали, что читать не будут, так как не любят такой жанр.




































Заключение


Работая над проектом, мы достигли цели исследования (изучить художественные особенности сказок В. А. Кухты). Выполнили поставленные задачи: 1. Из 10 сказок В. А. Кухты были прочитаны и изучены три первые сказки «Славный витязь Одолей», «Агнизор», «Приключение Чудика».

2. Изучая литературу по теме проекта поняли, что сказка – это вымышленное повествование, которое поучает и развлекает слушателя. Жанр сказки сформировался не ранее 17 века. Он отличается от других жанров устойчивыми признаками, художественными особенностями. Сказки бывают народные и литературные, народные сказки делятся на 3 группы.

3. Узнала, что Валерий Александрович родился в 1947 году под Омском (сейчас ему 76 лет), живет в нашем городе, написал гимн Первоуральска, его любимые писатели – Пушкин и Бажов, он хорошо рисует, научился этому сам, в 80-х годах 20 века был главным архитектором города Первоуральска, до сих пор пишет стихи и сочиняет песни.

4. Проанализировав три сказки, мы выяснили, что они написаны в стихотворной форме, тип сказок – две волшебные («Славный витязь Одолей», «Агнизор») и одна («Приключения Чудика») бытовая с элементами волшебной сказки, В. А. Кухта не использует устойчивых поэтических формул, в сказках есть фантастические герои и волшебные предметы. Герои делятся только на положительных и отрицательных. Природа не олицетворяется. Животные не говорят. По сюжету в сказках добро побеждает зло. Только в одной сказке («Славный витязь Одолей») используется число три.

5. Опрос учащихся 5в класса МАОУ СОШ № 4 показал, что ребята не знакомы с писателем В. А. Кухтой и его творчеством.

6. Одноклассники с интересом слушали мое выступление о В. А. Кухте и его сказках. Написали положительные отзывы о выступлении. Из 20 одноклассников 16 человек захотели прочитать сказки В. А. Кухты.

Считаю, что современные сказки В. А. Кухты стоит читать, так как они учат добру, смелости, преодолению трудностей, любви к Родине.

Список используемых источников


1. Зодчий города. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://prv-lib.ru/2021/07/16/zodchij-goroda/ (Дата обращения: 02. 04.2023)

2. Кухта, В. И в сказке быль найдется: сборник сказок и приключений. – Первоуральск: «Первоуральская типография», 2017.

3. Особенности сказки. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://napishetsya.ru/osobennosti-skazki-kotorye-otlichayut-ee-ot-drugih-zhanrov-literatury/ (Дата обращения: 01.04.2023)

4. Сказка - что это такое и каковы ее особенности? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nauka.club/literatura/skazka-chto-eto-takoe-i-kakovy-ee-osobennosti.html?ysclid=lg99oh4do6656424879 (Дата обращения: 01.04.2023)

5. Что такое сказка: особенности жанра. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.nur.kz/family/school/1823337-skazka---eto-cto-takoe-osobennosti-zanra/ (Дата обращения: 01.04.2023)




























Приложение


Фото 1. Обложка книги В. Кухты



Фото 2. Выступление перед одноклассниками


18