В. А. Сухомлинский о смысле и ценностях семейного воспитания (1918-1970г.г.)
известный представитель гуманистической педагогической мысли советского периода
Василий Александрович Сухомлинский
- Василий Александрович Сухомлинский (28 сентября 1918 — 2 сентября 1970) — советский педагог-новатор, детский писатель.
- Создал педагогическую систему, основанную на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования.
В.А. Сухомлинский о семейном воспитании
Компоненты воспитания детей в семье
- Проблема истинного семейного авторитета в воспитании.
- Проблема «родительской власти».
Вывод ученого
О необходимости создания в семье особой нравственной атмосферы любви, взаимного уважения, добра и осознания своего долга, которая станет питательной средой, способной взрастить души счастливых и прекрасных людей.
Взаимоотношения родителей и детей
В.А. Сухомлинский является противником авторитарного или попустительского стиля взаимоотношений родителей и детей, полагая, что при следовании этим стилям воспитание превращается в самодурство родителей, проявляющееся как в их непомерной строгости, так и в их снисходительном всепрощении.
Альтернатива семейного воспитания: Разумная и справедливая требовательность отца и матери к ребенку, основанная на уважении к нему как к личности.
Ценности семейного воспитания: супружеская и родительская любовь; - верность; - взаимная преданность и помощь; - чувство долга и ответственность; - труд; - согласие в семье; - уважение детей к родителям; - забота о детях; - душевная чуткость к окружающим людям; - воспитание в детях товарищества; - коллективизм; - совестливость; - честность; - правдивость; - доброжелательность; - скромность; - моральная готовность юношей и девушек к будущему материнству и отцовству.
Национальные традиции воспитания предполагают : - становление человека в коллективе; - развитие в нем умения понимать, чувствовать и сострадать другому человеку; -стремления оказывать ему всестороннюю поддержку. Это обусловливает значение воспитания в детях таких ценностей, как гражданственность и патриотизм.
Взаимный долг между родителями и детьми Долг родителей заключается : - в необходимости заботиться о своем ребенке и правильно воспитывать его, чтобы он вырос «настоящим» человеком; Долг детей исходит из важности : - уважительного отношения к родителям; - проявления душевной чуткости к ним; пожизненной заботы и памяти о них уже после их смерти.
Целью семейного воспитания по Сухомлинскому является: воспитание человека - нравственное, - интеллектуальное, - физическое, - эстетическое - духовное - развитие личности ребенка
Ученый придавал огромное значение воспитанию детей в семье. - Семейное воспитание не имеет временных границ, оно продолжается всю жизнь, либо до смерти родителей, либо до смерти детей. - Проблема отцовства и материнства . - Отцовскую и материнскую мудрость педагог называл бесценным духовным богатством государства. - Государство должно дорожить талантливыми родителями так же, как оно дорожит учеными и людьми искусства.
В.А. Сухомлинский Написал более 600 статей и около 30 книг о воспитании и оказал огромное влияние на развитие всей отечественной педагогики.
Книга Василия Сухомлинского «Родительская педагогика» состоит из статей учителя, написанных им в 60-х годах, бесед с родителями и его писем к сыну.
Основные принципы воспитания Василия Сухомлинского Актуальны для родителей и сегодня
Научить жить Главная проблема молодых родителей, о которой говорил Сухомлинский и которая актуальна и сейчас, — это неумение жить семьёй и преодолевать кризисы. «Я не преувеличу, если скажу, что молодые родители, не умеющие быть мужем и женой, зачастую так же беспомощны, неумелы и неопытны, как дети».
« Семья. Брак. Любовь. Дети» школьный предмет «Пусть не поймут меня так, будто я принижал роль математики и других естественных наук. Но все же знания о человеке ещё важнее. И если не сегодня, то завтра в школьном учебном плане предмет о культуре человеческих взаимоотношений будет стоять первым, ибо мы живём в век человека».
Быть настоящим отцом Сухомлинский писал: «Там, где хлопоты и заботы жены постепенно становятся и его (отца) хлопотами и заботами, семья является школой эмоционального и нравственного воспитания детей».
Быть талантливым родителем «Как добиться того, чтобы слово воспитывало, чтобы на скрипке детской души были струны, а не верёвки? В раннем детстве человек должен пройти великую школу тонких, сердечных, человеческих взаимоотношений».
Быть мудрым учителем Следует помнить, что все дети рождаются с разными способностями. Задача школы не ругать, а развить в ребёнке как можно больше этих способностей .
К счастью, не все дети рождаются гениями В.А.Сухомлинский в своих произведениях рассказывает истории о советской школе, которые иллюстрируют, как судьбы детей были искалечены системой .
Воспитывать без наказаний Сухомлинский был категорически против строгих наказаний даже для трудных подростков. Он считал, что дети, которые из года в год критикуются учителями и наказываются родителями, просто не имеют внутренних ресурсов на учёбу.
Развивать любознательность С самого начала сознательной жизни ребёнка родителям стоит обращать его внимание на причинно-следственные связи между предметами и явлениями окружающего мира.
Уметь делать домашние задания быстро Сухомлинский писал, что уроки надо делать всегда в одно и то же время. Режим приучает к усидчивости и самостоятельности. Обязательно, чтобы ученик делал домашнее задание в одиночку, а не в компании с одноклассниками.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!