I.Организационный момент. II. Объяснение нового материла. 1.Сообщение целей и задач урока. 2. Отличительные признаки баллады. Микровывод. 3.Творческая история баллады «Светлана». 4.Работа с текстом баллады «Светлана». Работа по вариантам. Отчеты групп. 5.Фронтальный анализ произведения. Словарная работа. III. Закрепление и подведение итогов урока. Выставление и комментирование оценок. Домашнее задание. | Здравствуйте, ребята! Откройте тетради, запишите число, классная работа. Отметим, кого нет в классе. Сегодня у нас есть возможность продолжить знакомство с творчеством В.А.Жуковского- романиста, унаследовавшего лучшие традиции русской классической литературы. Я надеюсь, что творения поэта в жанре баллады не оставят вас равнодушными, так как баллада – это леденящая кровь история, повествующая о таинственных событиях, о роковой любви, побеждающей смерть, о мире духов и оборотней, о рыцарях и прекрасных дамах. Современники высоко ценили поэтический дар В.А.Жуковского, говоря: Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль. А.С.Пушкин Эти строки великого А.С.Пушкина будут эпиграфом сегодняшнего урока. В.А.Жуковский начал свое поэтическое поприще балладами. Этот род поэзии им начат, создан и утвержден на Руси. Современники Жуковского смотрели на него преимущественно как на автора баллад… Под балладою тогда разумели краткий рассказ о любви, большею частью несчастной; могилу, крест, приведение, ночь, луну, а иногда домовых и ведьм считали принадлежностью этого рода поэзии. «Светлана», оригинальная баллада Жуковского, была признана его шедевром, так что критики и словесники того времени… титуловали Жуковского певцом Светланы». Вспомним же, каковы отличительные признаки баллады как литературного жанра (индивидуальное задание, выступает один из учащихся). Баллада – стихотворение с остро-драматическим сюжетом и усиленной эмоционально-экспрессивной окраской. Баллада – произведение сюжетное, автор вытеснен своими персонажами, но он знает много больше своих героев. Он знает, что мир многолик. Человек не всегда может быть полновластным хозяином своей судьбы и в столкновении с миром роковым образом гибнет. Романтическая баллада уравновешивает общую картину показом как человека, не боящегося бросить вызов небесам, так и человека, сломленного роком. Романтическая баллада – сюжетное стихотворение о роковой судьбе. Итак, баллада названа собственным именем девушки – Светлана. Кому же поэт посвятил свое творение? А может у главной героини был прототип? (Выступление учащегося о творческой истории баллады). Дома вы прочитали балладу. Опираясь на текст произведения, найти 1,3 признаки баллады (1 вариант), 2,4 (2 вариант). Отчет первой группы. Наличие фабульной основы. Символический характер пространства и времени: Отчет второй группы. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. -Какие фольклорные традиции мы можем заметить в этом произведении? - Как изображается душевное состояние героини? -Каково значение прилагательного нравственный? Значение слова прошу посмотреть по «Словарю русского языка» С.И. Ожегова. - Какими же нравственными чертами автор наделяет героиню? -Каков смысл сна как вставного эпизода? Образная система сна разрушает или продолжает фольклорную традицию? -Почему баллада имеет счастливый финал? - Можно ли утверждать, что Светлана – образец национального характера русской девушки? Почему? -В.Г.Белинский, отмечая роль поэта в истории литературы, сказал: «Жуковский – это литературный Колумб России, открывший ей Америку романтизма в поэзии…» Согласны ли вы с этим утверждением, что даёт основания вам это утверждать? Выставление оценок. Домашнее задание на доске.Написать мини-сочинение на тему: «Что меня привлекло и поразило в балладе «Светлана?». | Приветствуют учителя. Записывают в тетрадях число, классная работа. Записывают тему урока и эпиграф к нему в тетради. Учащиеся слушают выступление одноклассника и записывают в тетради основные признаки баллад: 1. Наличие фабульной основы, сюжета. 2. Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет. 3. Символический характер пространства и времени 4. Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил. 5. Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала. 6. Моралистический итог. Записывают определение баллады в тетради. Образ Светланы навеян обаянием реальной женщины, Александры Андреевны Воейковой, которой посвящена баллада. Умная, образованная женщина становится Светланой для близких и знакомых. Ей посвящали свои стихи Н.Языков, И.Козлов, а поэт-декабрист Рылеев посвятил целую думу «Рогнеда». Вопреки счастливым пророчествам Жуковского «Будь вся жизнь ее светла» жизнь Александры оказалась недолгой и тяжелой. Высокую легенду получит она взамен земного счастья. Выполняют задание в тетради. (Первая группа отчитывается, вторая записывает в тетрадь) Экспозиция: действие происходит в избе в крещенский вечерок. Здесь собрались девушки и гадают на своего суженого. Завязка: Светлана грустит, она рассказывает подружкам о своей печали, оставшись одна, садится к зеркалу гадать и вдруг видит своего жениха. Развитие действия: Жених везёт её венчаться. Они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идёт отпевание. Наконец жених привозит её в уединённую хижину, где опять она видит гроб…. Кульминация: мертвец в гробу – её жених. Развязка: Светлана просыпается, и тут жених является к ней живым и невредимым. Действие происходит между явью и сном. Во время гадания Светлана засыпает, все страхи оказываются сном. В ночь перед Крещеньем девушки погружены в гаданья. Светлана грустит из-за длительной разлуки с женихом, в полночь гадает о судьбе своего возлюбленного, хочет узнать, как скоро он к ней вернётся. В состоянии полудрёмы ей кажется, что к ней приезжает жених и увозит с собой. Затем они едут по заснеженной степи, а когда проезжают мимо церкви, то героиня замечает, что там идёт отпевание. Наконец жених привозит её в уединённую хижину, войдя в которую, она видит гроб, из которого подымается её жених – мертвец. Неожиданно появившийся «белый голубочек» защищает Светлану от мертвеца. А затем все ужасы исчезают и как бы отменяются в своей действительности неожиданным пробуждением героини: она заснула во время гадания, все страхи оказались сном, а в яви жених является к ней живым и невредимым, и счастье встречи любящих становится сюжетной концовкой баллады. Непредвиденное вмешательство «белого голубка» спасает девушку от страшного скрежещущего зубами мертвеца. Стоит голубку обнять её крылами, как она просыпается и возвращается к исходной реальности. -Поэт использовал древнее поверье о гаданиях крестьянских девушек в ночь перед Крещеньем. -«…входит с трепетом в слезах…», «…сердце вещее дрожит…». а) Духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе; б) Соблюдающий требования нравственности; против. – безнравственный. -Верность, доброта, простота, доверчивость, религиозность, покорность. -Сон как вставной эпизод вписывается в ткань повествования, предвещая главной героине, будущие события. - Светлана награждена за покорность, терпение, Веру в Бога, надежду на Его помощь. - Можно, так как образ Светланы складывается из народных традиций, внутренней красоты кротости, веры в Бога. - Творчество В.А.Жуковского сблизило европейский романтизм с русскими фольклорными традициями, способствовало развитию жанра баллады на русской почве. Записывают домашнее задание в дневники. |