ЭЛЕГИЯ.
Что это такое?
«Базовые» человеческие мысли, чувства и устремления остаются неизменными.
В литературе настоящей окаменелостью и удивительным феноменом является жанр, который за три тысячи лет практически не изменился.
Это элегия — неторопливое, грустное рассуждение о смысле бытия, о непостоянстве счастья, о жизни и смерти.
Термин «элегия» произошёл от древнегреческого слова «плач»; существует версия, что первоначально элегиями называли похоронные песни. Впрочем, древнейшие элегии, дошедшие до наших дней, не посвящены какому-либо конкретному человеку (иначе это были бы эпитафии). Вот произведение
Симонида Кеосского ,
жившего в VI–V вв. до н. э.:
КРАТКОТЕЧНОСТЬ ЖИЗНИ
[Нет у людей ничего долговечного. Истину эту]
Выразил лучше всего славный хиосец, сказав:
«Так же, как листья деревьев, сменяются роды людские».
Редко, однако же, кто, слушая эти слова,
Воспринимает их сердцем своим — потому что надежда
В каждом живёт, с юных лет укореняясь в груди.
… Каждый, пока не увял ещё цвет его юности милой,
Много несбыточных дум носит в наивном уме;
Мысли о старости, смерти грозящей его не тревожат,
Нет до болезней ему дела, пока он здоров.
Жалок тот неразумный, кто даже подумать не хочет,
Что ненадолго даны смертному юность и жизнь!
Ты же, постигнувший это, ищи до самой кончины
Благ, от которых душе было б отрадно твоей.
один из самых значительных лирических поэтов Древней Греции.
Иногда в античных элегиях звучала и тема любви. Но произведения не были посвящены конкретным девушкам. Работая над подобными элегиями, авторы размышляли о
Я не пойму, отчего и постель мне кажется жёсткой,
И одеяло моё на пол с кровати скользит?
И почему во всю долгую ночь я сном не забылся?
И отчего изнемог, кости болят почему?
Да, несомненно: впились мне в сердце точёные стрелы
И в покорённой груди правит жестокий Амур.
Сдаться ему иль борьбой разжигать нежданное пламя?..
Сдамся: поклажа легка, если не давит плечо.
Чаще стегают быков молодых, ярму не покорных,
Нежели тех, что бразду в поле охотно ведут.
Я признаюсь, я новой твоей оказался добычей,
Я побеждён, я к тебе руки простёр, Купидон.
Незачем нам враждовать, я мира прошу и прошенья, —
Честь ли с оружьем твоим взять безоружного в плен?
самой сути любви — и о том, что она дарит не только счастье, но и страдания. Так что, если бы человек мог подчинять свои чувства логике, он бы, пожалуй, предпочёл не влюбляться. Но так устроена наша природа, что в борьбе с высокой страстью мы чаще всего проигрываем. Об этом, в частности, рассуждал
Овидий (I в. до н. э. — I в. н. э.):
Томаса Грея «Сельское кладбище»
Родившись в Древней Греции, жанр элегии за два тысячелетия перекочевал в Западную Европу, а затем, конечно, и в Россию. Первоначально элегии российских поэтов были вольными переводами зарубежных классиков. Невероятной популярностью в начале XIX веке пользовалось «Сельское кладбище» В. А. Жуковского (1802), работа, вдохновлённая одноимённым стихотворением Томаса Грея (1742).
В элегии, переведённой В. А. Жуковским , помимо вечных размышлений о скоротечности жизни, затрагиваются две острые темы : социального неравенства (на сельском кладбище, отнюдь не под «мраморною доскою», похоронены простые трудяги — которые, увы, даже после собственной смерти становятся объектами насмешек) и несправедливости мироустройства . Лирический герой Жуковского, сокрушаясь из-за гибели человека молодого и чистого сердцем, всё-таки верит, что покойный вознёсся в лучший мир, и не ропщет на высшие силы.
Элегия
В творчестве отечественных авторов прослеживается и другое направление мысли: да, порой наш мир покидают чистые, светлые души — а те, кто остаётся, неизбежно «вязнут» в рутине. С каждым годом им приходится прикладывать всё больше усилий, чтобы не
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснёт любовь улыбкою прощальной.
1830
Казалось бы, тема закрыта: надейся на лучшее, делай что должно, и небеса тебя вознаградят. Но даже если ты не будешь так счастлив, как другие, не стоит забывать,
что жизнь сама по себе —
бесценный дар.
забывать о чём-то более важном, чем повседневные заботы. Об этом рассуждает
А. С. Пушкин в стихотворении, название которого говорит само за себя, — но заканчивается оно всё-таки на оптимистичной ноте:
И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды…
Желанья!.. Что пользы напрасно и вечно желать?..
А годы проходят — все лучшие годы!
Любить… Но кого же?.. На время — не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:
И радость, и муки, и всё там ничтожно…
Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг
Исчезнет при слове рассудка;
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка…
1840
Однако М. Ю. Лермонтов не соглашается с великим современником — и спустя десять лет пишет убийственно мрачную элегию.
Его лирический герой (подозрительно похожий на автора) утверждает, что некоторые люди не способны смотреть в будущее с надеждой. Для «природных» меланхоликов нет утешения ни в искусстве, ни в дружбе, ни в любви.
На чью сторону встать, читатель опять же решает сам.
Начиная со второй половины
ХХ в., «чистой» элегии, как эталонной эпитафии или оды, мы не увидим: традиции и жанры переплелись так, что разделить их уже невозможно. Однако скорбные размышления о месте человека во вселенной, о несбывшихся мечтах, утраченной
ПОЧТИ ЭЛЕГИЯ
В былые дни и я пережидал
холодный дождь под колоннадой Биржи.
И полагал, что это — божий дар.
И, может быть, не ошибался. Был же
и я когда-то счастлив. Жил в плену
у ангелов. Ходил на вурдалаков.
Сбегавшую по лестнице одну
красавицу в парадном, как Иаков,
подстерегал.
Куда-то навсегда
ушло всё это. Спряталось. Однако,
смотрю в окно и, написав «куда»,
не ставлю вопросительного знака.
Теперь сентябрь. Передо мною — сад.
Далёкий гром закладывает уши.
И только ливень в дремлющий мой ум,
как в кухню дальних родственников — скаред,
мой слух об эту пору пропускает:
не музыку ещё, уже не шум.
1968
чистоте чувств, неизбежной смерти никогда не потеряют значимости, ведь они близки каждому. И не может не радовать то, что многие отечественные классики наследуют именно пушкинской традиции: вере в любовь и свет, даже когда вокруг — беспроглядная серость, которая, пожалуй, страшнее тьмы. Об этом — стихотворение нобелевского лауреата И. А. Бродского:
В.А. Жуковский. "Невыразимое".
Тема человека и природы,
соотношение мечты и действительности
в лирике поэта
Сижу задумавшись; в душе моей мечты; К протекшим временам лечу воспоминаньем… О дней моих весна, как быстро скрылась ты С твоим блаженством и страданьем!..
Василий Жуковский. «Вечер»
https://vkvideo.ru/video179143703_456239683?ref_domain=yastatic.net
В.А. Жуковский.
"Невыразимое".
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Работу над созданием своего произведения Василий Андреевич завершил в 1819 году. Не секрет, что, когда поэт создавал свое творение, он был наставником Александра II, а также при дворе был просветителем.
В творчестве Жуковского можно заметить философские мотивы, и это весьма не удивительно. Ведь Василий Андреевич занимал такую должность, что было просто необходимо размышлять над серьезными темами, чтобы будущий царь был готов принимать судьбоносные решения для страны. В то время в своём творчестве поэт размышлял над сущностью поэзии, природой и искусством.
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
По мнению многих литературоведов, история создания произведения «Невыразимое» тесно связана с посланием, адресованным Жуковским русской императрице. Известно, что во время написания «Подробного отчёта о луне» у Жуковского абсолютно не было вдохновения. Это подтолкнуло поэта к большим размышлениям, которые нашли отражение в стихотворении «Невыразимое».
Некоторые исследователи называли «Невыразимое» философско-эстетическим манифестом поэта .
Что такое манифест?
Выражение своего мнения, программа и принципы деятельности.
В стихах В. А. Жуковского этого периода глубокие рассуждения по мировоззренческим вопросам, проблемы природы, искусства, сути поэтического творчества.
ЧТО ПОДРАЗУМЕВАЕТ ФИЛОСОФИЯ РОМАНТИЗМА?
Философия романтизма связана с идеей двоемирия, состоящей в противопоставлении реальности и мечты, идеала; обыденного и чудесного, таинственного.
Каспар Давид Фридрих «Странник над морем тумана»
Элегия – законченное произведение (мы видим – тезис-аргументы-вывод- концовку).
Но автор позже дает ей подзаголовок «Отрывок».
ПОЧЕМУ?
Это указывает на неразрешенность тех вечных вопросов, о которых поэт размышляет в своем стихотворении.
Этот прием позволяет создать впечатление, что поэт выхватил краткий миг жизни из бесконечного потока времени. Это подчеркивает неисчерпаемость этой темы.
КАКОВА ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ СТИХОТВОРЕНИЯ?
Тема стихотворения — невозможность выразить полноту чувств и красоты природы через язык и искусство . Жуковский размышляет о том, как человеческий язык недостаточен для передачи высших истин и таинств природы, которые ощущаются только сердцем и душой. Поэт говорит о связи между внутренним миром человека и окружающей природой.
Что наш язык земной пред дивною природой? С какой небрежною и легкою свободой Она рассыпала повсюду красоту И разновидное с единством согласила! Но где, какая кисть ее изобразила? Едва-едва одну ее черту С усилием поймать удастся вдохновенью… Но льзя ли в мертвое живое передать? Кто мог создание в словах пересоздать? Невыразимое подвластно ль выраженью?..
Герой считает, что язык никогда не сравнится с природой. Природа свободна и всемогуща. Она способна «рассыпать» красоту и внести в мир гармонию:
Однако никто не способен понять, кто создал саму природу.
Постепенно в монологе лирического «Я» появляются размышления об искусстве. Герой утверждает, что вдохновение способно ловить только отдельные черты окружающего мира, но передать всё живое в «мёртвых» твореньях человеческого искусства невозможно.
В ходе этих размышлений В. А. Жуковский называет природу «невыразимым». Выразить его нереально, но есть шанс познать окружающий мир, если научиться слушать его сердцем.
Лирический герой утверждает, что чувство смятения в душе, появляющееся в вечерний час – это попытка человеческого сердца «прекрасное в полёте удержать», то есть оставить в себе частицу природы. Искусство в таких случаях бессильно. Да, поэт может воспроизвести красоту неба, вод, заката в словах, но он не способен полно передать чувства, которыми наполнено сердце в момент созерцания сей прелести. Дело в том, что каждая душа воспринимает это видение по-своему.
В последних стихах лирический герой приходит к выводу, что в природе присутствует её создатель. Это присутствие невозможно выразить словами. Услышать его можно только в тишине.
Главная мысль сконцентрирована в нескольких строках, разбросанных по тексту:
«Но льзя ли мёртвое в живое передать?
«Всё необъятное в единый вздох теснятся и лишь молчание понятно говорит».
Стихотворение можно разделить на три части:
КОМПОЗИЦИЯ
Первая часть — это описание красоты природы и восхищение её гармонией. Лирический герой осознаёт, что язык не способен передать всю полноту впечатлений.
Вторая часть — размышление о невозможности выразить самые глубокие чувства и переживания, когда искусство оказывается бессильным.
Третья часть — заключение, где лирический герой признаёт, что лишь молчание может быть подлинным выражением того, что словами передать невозможно.
Картины, которые представляются: яркий закат, плывущие облака, дрожащие воды. В этих картинах видится не только внешняя красота природы, но и её глубокая связь с душой человека.
ОБРАЗЫ И СИМВОЛЫ
Центральное место в произведении занимают три образа
образ искусства
образ природы
образ лирического героя
Автор задаётся вопросом:
«Может ли искусство слова максимально точно передать невероятную красоту природы?» Поэт не даёт чёткого ответа на данный вопрос. Жуковский хочет, чтобы читатель вместе с ним поразмышлял над этим вопросом. Автор склоняется в тому, что Невыразимое неподвластно выражению.
Природа в изображении Жуковского несет в себе божественный смысл и невыразимую красоту. Ощущение от яркого заката или созерцания быстрой реки едва ли можно передать на бумаге. Человек бессилен повторить подвиг Бога и описать то, что создали высшие силы.
В его представлении цветущий луг Родины — это символ святой молодости, которую тоже не в силах выразить искусство.
Искусство в изображении поэта — это жалкие потуги человека приблизиться к Господу и его совершенному творению. Автор уверен, что творчество не может передать «Сей внемлемый одной душою Обворожающего глас».
«И лишь молчание понятно говорит». Действительно, сохраняя свои мысли и чувства в сознании, человек не умаляет их убогим выражением, которое все равно не передает сути.
Образ лирического героя полностью идентичен автору. Герой пребывает в смятенном состоянии и отчаянии. Он находится в поиске единственного оптимального способа донести до другого человека всё то,
что чувствует и переживает сам. Герой «до краёв»
наполнен чувством вдохновения, мысли его стремятся
вырваться наружу, но, к сожалению, подходящей для них
формы отображения не существует. Такая форма
невыразима, ей невозможно «название дать». Мысль об
этом не оставляет герою шанса на покой. Автор
предпринимает успешную попытку описать состояние
вдохновения лирического героя,
называя такое состояние «болезненным чувством».
ТЕМЫ И НАСТРОЕНИЕ
ТЕМА ИСКУССТВА
ТЕМА ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ
– окружающий мир невероятно прекрасен и совершенен во всех своих проявлениях.
Искусство представляется ему бессильным: оно «безмолвствует» перед величием окружающего мира.
Настроенческий пафос элегии проникнут эмоциями меланхолии, светлой грусти, переживаний о невозможности талантливого человека хоть немного приблизиться к величию, пониманию и совершенству природы.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
С целью полноценного раскрытия темы и создания образа природы, автор использует следующие выразительные средства:
- эпитеты – «душа смятенная», «великое видение», «небо тихое»;
- метафоры – «она рассыпала повсюду красоту», «святые таинства, лишь сердце знает вас…»;
- сравнение – «сей миновавшего привет (как прилетевшее внезапно дуновенье от луга родины)»;
- оксюморон – «И лишь молчание понятно говорит»;
- олицетворения – «И обессиленно безмолвствует искусство?»;
- инверсия – «Вечернего земли преображенья»;
- риторические вопросы – «Невыразимое подвластно ль выраженью?»;
- архаизмы – «льзя», «глас»;
- аллитерация – использование звука «Л»: «… легко их ловит мысль крылата».
СМЫСЛ НАЗВАНИЯ
Название «Невыразимое» отражает главную идею стихотворения — мысль о том, что самые глубокие и значимые переживания, как и красота природы, невозможно полноценно выразить словами. Это подчеркивает ограниченность человеческого языка перед грандиозностью мироздания.
ИСТОЧНИКИ
https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/nevyrazimoe-v-a-zhukovskij/
https://spadilo.ru/proizvedeniya/nevyrazimoe/?ysclid=me1dplq1fb987964886
https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/zhukovskiy/nevyrazimoe.html?ysclid=me1dwhuo1f645037991
https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/konspiekt-uroka-litieratury-v-8-klassie-stikhotvorieniia-v-a-zhukovskogho-morie-i-nievyrazimoie?ysclid=me06gr5shu353008390