Цель урока: | Цели урока: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования; познакомить учащихся с развитием греческой науки - - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), - - содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов терминов: педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие; -воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе. |
Задачи: | Образовательные: Развивающие: развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом; развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией; развивать навык подготовки сообщения; развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности); формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником Воспитательные: формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности; совершенствовать формы и методы самовоспитания; воспитание интереса к истории; |
УУД | Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов мира. Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно. Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Технологическая карта |
Деятельность учеников |
Деятельность учителя | Планируемые результаты |
Предметные | УУД |
1. Мотивации(самоопределения) учебной деятельности. Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности |
Приветствие учителя, подготовка к уроку. | Приветствие обучаемых, проверка готовности учеников к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока. | Развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого | Уметь подготовиться к уроку Личностные: доброжелательное отношение к окружающим Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. |
2.Актуализации опорных знаний учащихся по теме. Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету. |
- Ответы на вопросы | Фронтальная беседа по вопросам. -Какие три главных района города Афины описаны в учебнике? -Какое место каждый день посещали афиняне? -Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы? -Что такое Акрополь? -Как выглядел портик? -Какие храмы украшали Афины? | Освоение знаний по теме «Древняя Греция» Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира. | Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Познавательные: Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности Демонстрируют знания по пройденному материалу. Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми. |
3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи. Цель этапа: Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала. |
Анализируют проблемную ситуацию, отвечают на вопросы, выдвигают варианты формулировки темы урока
Ученики называют тему урока и записывают её в тетрадь На основе ответов формулируются задачи и план урока | Чтобы построить такие сказочно красивые храмы, греки должны были быть хорошо образованными людьми. Как вы думаете о чём пойдёт речь на нашем уроке? Возможно уточнение темы. Для этого вниманию учеников предлагаются следующие отрывки «Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать и работать по камню. Школа готовила жрецов и писцов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нём писали острой тростинкой, обмакивая её в краску». «Ученики этой школы излагали содержание старинных книг. Чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так как наши. Писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечёвку. Связка бамбука и была книгой». -О школах каких стран идёт речь в отрывках? А теперь давайте сформулируем тему нашего урока Ученикам предлагается ответить на вопросы, чтобы они хотели узнать о системе образования в Афинах, с кем бы хотели познакомиться | Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей . | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность. Познавательные: уметь обобщать информацию и обмениваться её. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению. |
4. Изучение нового материала Цель этапа: - обеспечить восприятие, осмысление и усвоение обучающимися изучаемого материала |
Работа по группам Ученики обсуждают тему и выбирают выступающих
Физкультминутка Выходят ученики, которые изображают древнегреческих учёных и выступают от их имени Одновременно слайды презентации с именами и портретами древнегреческих ученых Ученики делают записи в тетрадь | .Каждой группе на основе текста и иллюстраций предлагается составить рассказ по следующим темам: 1гр.- Кого в Древней Греции называли педагогами 2 гр. - Афинская школа 3гр. - Чему обучали в палестре 4гр.- В афинских гимнасиях Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их. | Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам Создание ярких образов и картин, связанных с организацией системы образования в Древней Греции. | Познавательные: умение читать осмысленно; умение определять и выделять основную и второстепенную информацию Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; согласование действий с партнёрами; построение речевых высказываний Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
5. Первичное закрепление нового материала Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи. |
Ученики выполняют задания Отвечают на вопросы | Ученикам предлагается составить кластер «Учебные заведения в Древней Греции», и зарисовать в тетрадь (один из учеников выполняет задание у доски) На основе изученного материала ответить на вопросы: -С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции? -Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них? - Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?» - Чем и на чём писали школьники? - Чему обучали взрослых в афинских гимнасиях? Попробуйте составить расписание уроков для учебных заведений Древней Греции (можно работать по группам) - Что вам понравилось в афинских школах и гимнасиях и что не понравилось? -Какова же ,на ваш взгляд, цель образования в Древней Греции? - Какие элементы системы греческого образования вы взяли бы в нашу современную школу Как итог ученикам предлагается составить синквейн «афинская школа» | . | Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем; Регулятивные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
6.Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УУД на уроке. |
Оценивают уровень своих достижений на уроке.
| Закончите предложение: сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… я попробую… меня удивило… | | Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе; Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения; Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные: оценка действий партнера |
7. Информация о домашнем задании Цель: постановка учебных задач. |
Записывают домашнее задание в дневник. | Объясняет выполнение домашнего задания | Подготовить сообщение «Вклад древних греков в развитие образования и науки» | Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи Коммуникативные: умение слушать. |