СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

" В афинских школах и гимнасиях"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок знакомит с особенностями древнегреческого воспитания, развитием греческой науки.

Просмотр содержимого документа
«" В афинских школах и гимнасиях"»

Методическая разработка урока истории в 5 классе

по теме «В афинских школах и гимнасиях».



Тема: «В афинских школах и гимнасиях»

Цель урока:

Цели урока: изучить особенности древнегреческого воспитания и образования; познакомить учащихся с развитием греческой науки

- - деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата),

- - содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов терминов: педагог, стиль, палестра, гимнасия, красноречие;

-воспитательная цель: осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.


Задачи:

Образовательные:

  • Образовательная: познакомить учеников с системой обучения и воспитания в афинских школах и гимнасиях;

Развивающие:

  • развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой), историческими источниками, иллюстративным рядом;

  • развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией;

  • развивать навык подготовки сообщения;

  • развивать умения прослеживать связь времен (древности и современности);

  • формулировать умения выполнять эмоционально-оценочные суждения

  • развивать познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником

Воспитательные:

  • формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности;

  • совершенствовать формы и методы самовоспитания;

  • воспитание интереса к истории;

УУД

Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений Древней Греции; понимать культурное многообразие мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.



Планируемые результаты

Личностные:

  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений;

  • формирование способности к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;

  • формирование представления о значимости образования для современного человека на примере истории древних греков.

Метапредметные:

  • овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.

  • развитие умений работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой план);

  • развитие умения решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение);

  • развитие умения работать в коллективе.

Предметные:

  • формирование умения систематизировать информацию из различных исторических и современных источников;

  • формирование умения работать с картой;

  • формирование умения применять полученные знания на практике;

развитие познавательного интереса к истории, расширение кругозора учащихся

Основные понятия

Академия, гимнасия, педагог, стиль, красноречие

Тип урока

Урок изучения нового материала.

Технологии

Продуктивного чтения, игровая, логического мышления.

Форма урока

Групповая, индивидуальная.



Технологическая карта



Деятельность учеников



Деятельность учителя

Планируемые результаты

Предметные

УУД

  1. 1. Мотивации(самоопределения) учебной деятельности.

  2.  Цель этапа: выработка на личностном значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности


Приветствие учителя, подготовка к уроку.


Приветствие обучаемых, проверка готовности учеников к уроку. Создание благоприятной психоэмоциональной атмосферы урока.

Развитие стремления сохранять и приумножать культурное наследие прошлого

Уметь подготовиться к уроку

Личностные: доброжелательное отношение к окружающим

Метапредметные: овладение основами волевой саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением.

2.Актуализации опорных знаний учащихся по теме.

 Цель этапа: закрепление и углубление знаний по предмету.

- Ответы на вопросы


Фронтальная беседа по вопросам.

-Какие три главных района города Афины описаны в учебнике?

-Какое место каждый день посещали афиняне?

-Что можно было увидеть и услышать на Агоре в рыночные часы?

-Что такое Акрополь?

-Как выглядел портик?

-Какие храмы украшали Афины?


Освоение знаний по теме «Древняя Греция»

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира.

Регулятивные: Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном

Коммуникативные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками

Познавательные:

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности

Демонстрируют знания по пройденному материалу.

Личностные: умение доброжелательно эмоционально-нравственно взаимодействовать с другими людьми.

3. Формулировка темы урока, постановка учебной задачи.

Цель этапа: Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала.



Анализируют проблемную ситуацию, отвечают на вопросы, выдвигают варианты формулировки темы урока



























Ученики называют тему урока и записывают её в тетрадь

На основе ответов формулируются задачи и план урока


Чтобы построить такие сказочно красивые храмы, греки должны были быть хорошо образованными людьми. Как вы думаете о чём пойдёт речь на нашем уроке? Возможно уточнение темы. Для этого вниманию учеников предлагаются следующие отрывки

«Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать и работать по камню. Школа готовила жрецов и писцов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нём писали острой тростинкой, обмакивая её в краску».

«Ученики этой школы излагали содержание старинных книг. Чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так как наши. Писали на узеньких дощечках из расщеплённого бамбука. Тонкую кисточку или палочку обмакивали в чёрную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечёвку. Связка бамбука и была книгой».

-О школах каких стран идёт речь в отрывках?

А теперь давайте сформулируем тему нашего урока

Ученикам предлагается ответить на вопросы, чтобы они хотели узнать о системе образования в Афинах, с кем бы хотели познакомиться



Умение находить нужную информацию, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей .

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. 

Личностные: действие смыслообразования, т.е. понимание того, ради чего осуществляется учебная деятельность.

Познавательные: уметь обобщать информацию и обмениваться её.


Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, что еще подлежит усвоению.























4. Изучение нового материала

Цель этапа: - обеспечить восприятие, осмысление и усвоение обучающимися изучаемого материала

  1. Работа по группам

Ученики обсуждают тему и выбирают выступающих







Физкультминутка




Выходят ученики, которые изображают древнегреческих учёных

и выступают от их имени

Одновременно слайды презентации с именами и портретами  древнегреческих ученых

Ученики делают записи в тетрадь

.Каждой группе на основе текста и иллюстраций предлагается составить рассказ по следующим темам:

1гр.- Кого в Древней Греции называли педагогами

2 гр. - Афинская школа

3гр. - Чему обучали в палестре

4гр.- В афинских гимнасиях




Снятие утомления и активизация познавательной деятельности учащихся на последующих этапах урока


В гимнасии приходили и выступали такие учёные как Демокрит, Аристотель, Гиппократ, Геродот. Сегодня у нас с вами есть возможность послушать их.



  

Умение характеризовать важные факты истории Древнего мира, анализировать их по предложенным признакам

Создание ярких образов и картин, связанных с организацией системы образования в Древней Греции.

Познавательные:

умение читать осмысленно;

умение определять и выделять основную и второстепенную информацию

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества; согласование действий с партнёрами; построение речевых высказываний 

Регулятивные: Способность к

самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

5. Первичное закрепление нового материала

Цель этапа: организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.


Ученики выполняют задания

Отвечают на вопросы


Ученикам предлагается составить кластер «Учебные заведения в Древней Греции», и зарисовать в тетрадь (один из учеников выполняет задание у доски)

На основе изученного материала ответить на вопросы:

-С какого возраста начиналось обучение детей в Древней Греции?

-Кого в Греции называли «педагогами» и какие обязанности были у них?

- Греческие педагоги нередко плохо говорили по - гречески. Почему?»

- Чем и на чём писали школьники?

- Чему обучали взрослых в афинских гимнасиях? Попробуйте составить расписание уроков для учебных заведений Древней Греции (можно работать по группам)

- Что вам понравилось в афинских школах и гимнасиях и что не понравилось?

-Какова же ,на ваш взгляд, цель образования в Древней Греции?

- Какие элементы системы греческого образования вы взяли бы в нашу современную школу

Как итог ученикам предлагается составить синквейн «афинская школа»

.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные: Способность к

самооценке на основе критерия

успешности учебной деятельности.

  1. 6.Рефлексия учебной деятельности на уроке

  2. Цель этапа: организация рефлексии и самооценки учениками своей УУД на уроке.

Оценивают уровень своих достижений на уроке.







Закончите предложение:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…



Личностные: оценивание собственной роли в учебном процессе;

Регулятивные: осознание уч-ся того, что уже усвоено, и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;

Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные: оценка действий партнера

7. Информация о домашнем задании 

Цель: постановка учебных задач.

Записывают домашнее задание в дневник.

Объясняет выполнение домашнего задания

Подготовить сообщение «Вклад древних греков в развитие образования и науки»

Познавательные: извлечение необходимой информации из монологической речи
Коммуникативные: умение слушать.