Тема: Виталий Валентинович Бианки «Музыкант».
Цели:
познакомить учащихся с произведением В.В. Бианки «Музыкант»;
помочь увидеть их простоту, понять глубину содержания;
учить плавному чтению целыми словами;
развивать правильную выразительную речь;
развивать дружелюбие в общении;
воспитывать любовь к природе, учить видеть её красоту.
Оборудование: карточки с пословицами, тетради для тестирования, портрет писателя ,картинки с изображением медведя, аудиозаписи звуков скрипки, рассказа , песни "Умка", презентацация
Форма урока: урок изучения нового материала.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Проверим д/з.
- Какое домашнее задание вам было задано?
Пересказ по плану
3. Постановка учебной задачи:
Попробуйте определить, о ком мы сегодня будем читать на уроке?
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)
Рассказы детей о медведе
БУРЫЙ МЕДВЕДЬ
Широко расселился по всей лесной полосе Европы и Азии. Шуба у него густая, плотная, а вот холода он боится, и как только зима на порог — мишка в берлогу и спит там до самой весны. Спит он долго. В разных районах обитания мишкин зимний сон длится от четырех до шести месяцев.
Где зима теплая (Кавказ, Закавказье), некоторые бурые медведи не погружаются в спячку. Они бродят по лесам и горам, и поэтому их называют шатунами. Они ищут корм
Бурый мишка ест много и часто. Его меню: орехи и ягоды, дикорастущие фрукты и желуди, насекомые, пчелы и мед, птицы и их яйца, рыба, мелкие зверьки; нападает он на лосей и оленей, иногда и на домашних животных. Не прочь он полакомиться овсом или кукурузой.
Размеры бурых мишек: рост до 2 м, а вес в среднем 200—250 кг. Но бывают среди них и гиганты, килограммов на 500.
Медведь – это лесной, могучий хищник. Он очень много ест, поэтому такой большой и сильный. Питается он лесными ягодами, кореньями, фруктами, выкапывает жуков, личинок, ловит лягушек, рыбу. Большой любитель мёда.
На зиму медведь ложится в берлогу. А если медведь не накопит осенью жира. Он не ляжет в спячку. Этих медведей называют – шатуны. Они очень опасны. Тогда охотники охраняют деревни, следят, чтобы медведи не подходили близко к жилью человека.
Говорят, когда медведь спит, он сосёт лапу. Просто у медведей в середине зимы меняется кожа на лапах. Лапы чешутся, вот мишка и слизывает старую подошву. Медведь умнейший зверь. Когда он сыт, то любит забавы, камни с круч бросает и заглядывает на них, как они летят и подпрыгивают.
4. Изучение нового материала
- А сегодня мы познакомимся с новым автором. Прочитаем как его зовут. (портрет и имя).
- Виталий Валентинович Бианки (1894 - 1959) -один из первых создателей природоведческой книги для детей. Биолог по специальности, страстный охотник, он с детства научился видеть, понимать и любить жизнь леса и его обитателей. В одной из статей: В.В. Бианки пишет: «У меня столько интересных наблюдений из жизни зверей, птиц, насекомых, что, боюсь, не хватит времени моей жизни описать все».
По литературным жанрам творчество Бианки очень разнообразно: он пишет рассказы, сказки, повести, очерки. Им написано около 300 произведений. Бианки широко использовал в своих произведениях приемы народного творчества. Но по содержанию сказки Бианки отличаются от народных. В сказках мы почти не чувствуем присутствие автора. Зато во многих рассказах автор где-то рядом с нами, его нелегко отделить от героя.
В сказках животные рассуждают и действуют как люди. Ведь иначе сказка не была бы сказкой (хотя правду у Бианки всегда легко отличить от выдумки). В рассказах изображение природы освобождается от условности, мир реален, конкретен.
Биолог по призванию и образованию, сын известного ученого-орнитолога, Бианки начал свою работу в литературе в 20-х годах, когда было ему около 30 лет. Бианки мастер литературной сказки.
Почти все его сказки - научны, они вводят читателя-ребенка в мир живой природы и показывают этот мир, каким видит его биолог, материалист. Учась мастерству у народной сказки, писатель начал с того, что создавал как бы новые ее варианты. Нехитрые по сюжету рассказы заставляют читателя призадуматься. Порою в них заключена загадка, не разгаданная до конца.
Сжатые, лаконичные, до предела насыщенные фактами, книги Бианки глубоко современны, они говорят о важном, значительном, учат бережно относиться к живым сокровищам Родины.
Виталий Валентинович Бианки вырос в семье учёного. Учился в Петербургском университете. Много путешествовал по Волге, Уралу, Алтаю. Создал для маленьких читателей множество произведений о природе. Их герои –звери, птицы, растения. Он написал около трёхсот произведений. Бианки мастер литературной сказки. Почти все его сказки научны, они рассказывают о живом мире природы. Учат детей бережно относиться к ней, любить её. И мы с вами постараемся об этом помнить всегда
- Много книг В.В. Бианки есть у нас в библиотеке, Вы можете взять вот такие… (выставка книг.)
5. Словарная работа.
- Прочитаем трудные слова сначала по слогам, затем целыми словами.
За-ва-лин-ка –завалинка
Рас-спро-сил – расспросил
От-дох-нуть – отдохнуть
Ос-то-рож-но – осторожно
Вы-пря-ми-лась – выпрямилась
Мед-ве-жат-ник – медвежатник
Колхоз-колхозник
Опушка – край леса
6. Физминутка.
Вспомните, в каких мультфильмах главным героем был медведь. (Ответы детей: «Три медведя», «Машенька и медведь», «Медвежонок Умка» и др.)
А вот медвежонок Умка приглашает нас отдохнуть.
Под музыку «Песенка Умки» дети выполняют движения.
7) Слушание.
- После слушания ответьте на вопрос: кто герои этого рассказа?
Первичное чтение.
- Открыли учебник на с.142
8) Первичная проверка понимания. - Ответьте на вопрос Почему рассказ называется «Музыкант»?
- А вот как вы запомнили, мы сейчас проверим! Тестирование. Взяли тетради для тестирования, карандаш, поставили цифры от 1 до 6, если вы согласны с моим утверждением , то ставим?...(+), если не согласны, то (-).
1. Старик медвежатник играл на балалайке? (-) НА СКРИПКЕ
2. Знакомый колхозник видел в лесу волка? (-) МЕДВЕДЯ.
3. Старик присел отдохнуть на пенёк? (+).
4. Звук, который услышал старик слышался с опушки? (+)
5. Медведь сидел на дереве? (-) ПОД ДЕРЕВОМ.
6. Старик убил медведя? (-)
- Поменяйтесь тетрадями и проверяем. (Я читаю, дети по одному отвечают).
- Если работа выполнена без ошибок, ставим оценку 5, если 1 ошибка -4, две – 3, а если больше ничего.
- Встаньте те, кто написал на 5, 4, 3.
9. Закрепление нового материала.
1) Выборочное чтение.
- Найдите в рассказе и докажите, что старик любил музыку.(с. 142, 1 абзац). Слушание скрипки.
- Как старик услышал звуки доносившееся из леса? (с. 142 последний абзац).
- Как медведь играл на щепках? (с.143.)
- Как медведь слушал музыку? (с. 143).
- Как оценил старик игру музыканта? (с.143).
10. Иллюстрирование текста (словесное рисование)
- Какие картины можно нарисовать к этому рассказу?
1 картина: медвежатник сидит на завалинке и играет на скрипке.
2 картина: колхозник разговаривает с медвежатником.
3 картина: охотник с ружьём из-за ёлки видит, как медведь играет на разбитом грозой пне.
На доске иллюстрации к рассказу.
- Расположите картинки в хронологической последовательности. У нас получился план к рассказа
9. Творческое задание в учебнике.
- Что удивило вас в этом рассказе?
- Нарисуйте словесную картину, как медведь играет на щепке?
- Сравните, как старик и медведь слушали музыку?
- Объясните, почему автор дал своему рассказу такое название?
- Что мы прочитали сказку или рассказ? Почему?
- А такое могло произойти в реальной жизни?
10. Работа над пословицами.
- У вас на партах лежат карточки. Вы должны выполнить задание, правильно составить пословицы.
- Прочитайте, какие пословицы у вас получились?
- Какая пословица подходит к нашему рассказу?
- Как вы её понимаете?
1. Нет друга ищи, а нашёл береги. 2. Доброе братство дороже богатства. 3. Добра желаешь – добро и делай. |
Составь из слов каждой строчки пословицу. 1. Нет, ищи. друга, нашёл, а, береги. 2.Доброе, дороже, братство, богатства. 3.Добра добро, желаешь, делай. |
VI Рефлексия
- С каким рассказом познакомились сегодня на уроке?
- Кто его автор?
- Почему автор назвал рассказ «Музыкант»?
- Как бы вы назвали этот рассказ?
- Как вы относитесь к поступку охотника?
- Как бы вы поступили на его месте?
- Чему учит этот рассказ.
VI. Дом. задание: выразительно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку из рассказа.