В. Бианки «Музыкант»
Цели:
а) литературное чтение:
учить работать с художественным текстом;
б) окружающий мир
учить описывать зверя по плану;
Задачи:
Образовательная:
а) литературное чтение:
познакомить детей с рассказом «Музыкант», его идейно-смысловым и художественным содержанием;
учить читать текст без ошибок;
формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли в устной речи;
учить определять последовательность событий в тексте, составлять план;
б) окружающий мир
повторить отличительные признаки зверей;
углубить знания о редких животных родного края;
Развивающая: формировать у учащихся умение анализировать, учить выделять главное, сравнивать, обобщать, ставить и разрешать проблемы.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе
УУД
Регулятивные: определяют, формулируют учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивают свою работу по заданным критериям, соотносят свою оценку с оценкой учителя, отмечают изменения в своих действиях, сравнивает свои сегодняшние и вчерашние достижения.
Познавательные: находят ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; понимают причинно-следственные связи исчезновения животных;
Коммуникативные: умеют осуществлять самопроверку, взаимопроверку; слушают и вступают в диалог, участвуют в коллективном обсуждении.
Личностные: осознают, что нельзя быть жестокими по отношению к любому живому существу; анализируют факторы, угрожающие живой природе;
Ход урока:
Орг. начало урока
- У нас сегодня необычный урок. А необычен он тем, что мы будем работать над двумя предметами сразу (Слайд №1) – познакомимся с новым литературным произведением и закрепим знания по окружающему миру.
- У каждого есть оценочный лист (слайд №2). Рассмотрите критерии оценок.
- Прочитайте, что показывает зелёный цвет? Синий? Красный?
- Сколько заданий вам предстоит выполнить?
- Традиционно, один круг закрасят те, кто будет активно отвечать. Желаю вам удачи!
Проверка дом. задания (индивидуально)
- Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?
- Кто автор?
- Каждый из вас должен был дома поработать с текстом и составить план. Проверим, как вы справились с домашним заданием.
Итак, что же было сначала, а что потом?
- Выполните взаимопроверку. Оцените товарища по парте.
(слайд №3)
Самоопределение к деятельности (слайд №4)
- Итак, нам нужно опередить сегодня 2 темы.
- Правильно ответив на вопросы кроссворда, сможете определить тему по окр. миру.
-Посмотрите на слова отгадки и определите, какое слово можно считать лишним и почему? (открываю картинку медведя на доске)
- Какую тему будем повторять?
- Сформулируйте цель и задачи.
-Кто такой медведь?
- А кто такие звери?
- Что ещё вы знаете о медведях?
- Составим кластер, который поможет нам описать медведя. Вспомните план описания любого зверя и заполните таблицу.
(слайд №4)
4. Работа по теме урока (окр.мир). Самоопределение к деятельности (лит.чтение)
- Молодцы! Перед вами план описания животного.
Опишем по этому плану медведя. Разделитесь на группы по 4 человека.
- На карточках записаны слова и выражения, которые помогут описать животное. Первая группа подберёт слова для описания внешнего вида (окрас шерсти, форма морды, ушей, ног, хвоста ) , вторая- питание, третья – повадки, четвёртая – роль в природе.
На это задание я вам даю 3 минуты.
- Давайте проверим.
- Ребята, вы уже догадались, кто будет главным героем произведения, с которым будем знакомиться?
- Откройте учебники и прочитайте название и фамилию автора.
Какие цели поставим?
- Произведение, которое мы сегодня будем читать, для нас объемное, и одна из задач урока как можно больше узнать о героях рассказа (дальше цели со слайда)
4. Словарная работа
(слайд №4)
- В произведении нам встретятся слова, значение которых необходимо уточнить. Найдите лексическое значение слов в словарях.
музыкант
медвежатник
Завалинка
Опушка – по алфавиту
Работа по теме урока (литературное чтение)
Первичное восприятие текста
Физкультминутка
Мишка вылез из берлоги,
Огляделся на пороге. (Повороты влево и вправо.)
Чтоб скорей набраться сил,
Головой медведь крутил. (Вращение головой)
Наклонился взад, вперёд (Наклоны туловище)
Вот он по лесу идёт (Ходьба)
Мишка до пяти считает
Мишка гири поднимает (имитирующее упражнение «поднимаем гири»)
Продолжение работы по теме урока.
Беседа по прочитанному тексту.
- Понравился ли вам рассказ?
- Что делал старик, когда встретил колхозника?
- На чем он играл?
- Что сказал ему колхозник?
- Как поступил старик?
- Что он услышал в лесу?
- Удивился ли он?
- Рассмотрите иллюстрацию на стр. 144
- Кого вы видите? Что он делает?
- Найдите в тексте отрывок, который соответствует этой картинке. Зачитайте.
- Найдите в тексте в1- как старик слушал пение щепки , в2 – как слушал медведь.
- Сравните. Что скажете?
- Как поступил старик с медведем?
- Почему же старый медвежатник не стал убивать медведя? (Старый охотник увидел в лесном хозяине, медведе, родственную душу музыканта и не стал его убивать, главного героя рассказа, всю жизнь занимавшегося охотой, тем не менее сохранилась добрая душа, не позволившая причинить зло медведю-музыканту)
- Найдите, и зачитайте, что сказал сам охотник по этому поводу. (Да как же в него стрелять, когда он такой же музыкант, как и я)
- Как вы думаете, почему автор дал такое название рассказу?
- Как вы думаете, а кого автор называет музыкантом? (и старика и медведя, они оба любили музыку, играли каждый на своих муз. инструментах)
- А кто же является главным действующим лицом в рассказе? (старик, охотник, все события связаны с ним)
- А главная, основная мысль с кем связана?
- А в чём она состоит? (надо беречь животных, природу!!!)
- Чему рассказ учит? (человек, искренне любящий природу и мир, в котором он живет, никогда не будет понапрасну губить лесных обитателей, если те не несут угрозы окружающим).
6.2. Беседа о Красной книге
- В Брянском лесу водятся медведи, но, к сожалению, их численность сокращается.
- Что делать, чтобы восстановить численность?
- А что такое Красная книга?
- Медведь действительно занесён в красную книгу.
- Посмотрите, как прекрасен этот хищник.
7. Рефлексия
- А как вы думаете, если бы медведь смог говорить, что он сказал бы людям в свою защиту.
- Подумайте в парах и запишите предложением. Перед вами плакат друзей природы. Сейчас каждая пара должна подумать и написать свой призыв в защиту диких животных. (парная работа)
- Вот какие слова просят нас услышать дикие животные. Давайте же будем любить природу и защищать её.
8. Подведение итогов урока, оценивание
9. Дом. задание
разделить текст на части и составить план или пересказать текст по готовому в учебнике плану.
– способствуют развитию устной и письменной речи, помогают глубже понять лексическое значение слова, его эстетическую сущность;
– способствуют развитию изобразительных и музыкальных умений и навыков;
– позволяют систематизировать знания;
– способствуют развитию в большей степени, чем обычные уроки, эстетического восприятия, воображения, внимания, памяти, мышления
учащихся (логического, художественно-образного, творческого);
– обладая большой информативной емкостью, способствуют увеличению темпа выполняемых учебных операций, позволяют вовлечь
каждого школьника в активную работу на каждой минуте урока и способствуют творческому подходу к выполнению учебного задания;
– формируют в большей степени общеучебные умения и навыки, и рациональные навыки учебного труда.
Урок носил развивающий характер. Ученики, сравнивали объекты между собой,
В процессе урока у детей воспитывались такие черты характера, как трудолюбие, уважительное отношение друг к другу, целеустремленность, ответственность.
Урок способствовал развитию интереса к урокам литературного чтения и окружающего мира.
Фамилия, имя: |
-
|  - 5 - 4 - 3 |
-
|
-
|
-
|
Фамилия, имя: |
-
|  - 5 - 4 - 3 |
-
|
-
|
-
|
Фамилия, имя: |
-
|  - 5 - 4 - 3 |
-
|
-
|
-
|
Восстановите последовательность событий в сказке Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Стрекоза больше не прилетатала.
Утёнок сдержал слово.
Боятся стрекозы.
Может утята заболели?
Хозяйка кормит утят.
Алёша обещает помочь.
Восстановите последовательность событий в сказке Б. Житкова «Храбрый утёнок».

Стрекоза больше не прилетатала.
Утёнок сдержал слово.
Боятся стрекозы.
Может утята заболели?
Хозяйка кормит утят.
Алёша обещает помочь.