СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В чем различие между традиционным обучением и развивающим?»

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей

Интегративное название

Школа памяти

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

Делай, как я

Думай, как сделать

Кредо педагога

Я - над вами

Я - вместе с вами

Роль учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Функция педагога

Сообщение знаний

"Выращивание" Человека

Стиль преподавания

Авторитарный

Демократичный

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Диалогический

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый

Формы организации занятий

Фронтальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас "стихийно"

Формируется всегда и целенаправленно

Просмотр содержимого документа
««В чем различие между традиционным обучением и развивающим?»»

«В чем различие между традиционным обучением и развивающим?»

Характеристика системы

Традиционная педагогика

Развивающая педагогика

Цель обучения

Передача знаний, умений, навыков

Развитие способностей

Интегративное название

Школа памяти

Школа мышления, педагогика открытий

Главный девиз педагога

Делай, как я

Думай, как сделать

Кредо педагога

Я - над вами

Я - вместе с вами

Роль учителя

Носитель информации, пропагандист знаний, хранитель норм и традиций

Организатор деятельности учеников и сотрудничества, консультант, управляющий учебным процессом

Функция педагога

Сообщение знаний

"Выращивание" Человека

Стиль преподавания

Авторитарный

Демократичный

Стиль взаимодействия учителя и ученика

Монологический (со стороны учителя)

Диалогический

Преобладающий метод обучения

Информационный

Проблемно-поисковый

Формы организации занятий

Фронтальные, групповые

Индивидуальные, групповые

Преобладающая деятельность учащихся

Слушание, участие в беседе, заучивание, репродукция, работа по алгоритму

Самостоятельная поисковая, познавательная, творческая деятельность разного вида

Время урока на самостоятельную работу учащихся по сравнению с отводимым на изложение материала педагогом

Много меньше

Сопоставимы

Позиция ученика

Пассивная, при отсутствии интереса

Активная, инициативная, при наличии интереса

Мотив к учению

Создается эпизодически

Создается всегда и целенаправленно

Психологический климат урока

Формируется изредка, подчас "стихийно"

Формируется всегда и целенаправленно













«В чем особенности системы Л. В. Занкова;

Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова?»

Л. В. Занкова

Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

Для системы Занкова характерно более богатое содержание образования, обеспечивающее многообразие видов деятельности учащихся.

В системе Л.В. Занкова реализуется одно из основных положений: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Цель начального образования по Занкову – дать учащимся общую картину мира. Общую, а не кусочки, детали, не отдельные школьные предметы. Нельзя дробить то, что еще не создали. То что в системе Л.В. Занкова нет главных и второстепенных предметов, тоже очень важно с точки зрения повышения статуса естествознания, ИЗО, физкультуры, труда, то есть предметов, дающих возможность развития именно чувственной базы.

Используя возможности содержания предметов, природную любознательность маленького школьника, его опыт и стремление к общению с умным взрослым и сверстниками, необходимо раскрыть перед ним широкую картину мира, создавая такие условия учебной деятельности, которые ведут его к сотрудничеству с соучениками и к сотворчеству с учителем.

Важной особенностью системы Л.В. Занкова является то, что процесс обучения мыслится как развитие личности ребенка, то есть обучение должно быть ориентировано не столько на весь класс как единое целое, сколько на каждого конкретного ученика. Другими словами, обучение должно быть личностно ориентированным. При этом ставится цель не "подтянуть" слабых учеников до уровня сильных, а раскрыть индивидуальность и оптимально развить каждого школьника, независимо от того, считается ли он в классе "сильным" или "слабым".

Особенности обучения по системе Л.В.Занкова. 1. Установка учителя на задачу общего развития учащихся.
Развитие, по Л.В.Занкову, - это появление в психике ребенка новообразований, не заданных напрямую обучением, а возникаю­щих в результате внутренних, глубинных интеграционных процес­сов. Общее развитие - появление таких новообразований во всех сферах психики - в сфере ума, воли, чувств школьника, когда каж­дое новообразование является плодом взаимодействия всех этих сфер и продвигает личность в ее целом.
В начальных классах задача общего развития ребенка выдвига­ется во главу угла и рассматривается как основа успешного овладе­ния программным учебным материалом, что должно стать обяза­тельным требованием и в последующих классах.
2. Богатое содержание образования. Детям представляется ши­рокая картина мира на основе ценностей литературы, науки, ис­кусства. Обогащение содержания образования в занковских клас­сах осуществляется за счет:
- обогащения программ общепринятых предметов - русского языка, математики, чтения;
- включения в качестве самостоятельных новых предметов, не свойственных общепринятому начальному обучению, - геогра­фии, естествознания, истории;
- изменения соотношения значимости изучаемых предметов; нет «главных» и «не главных» предметов, каждый направлен на общее развитие;
- увеличения удельного веса знаний, черпаемых из непосред­ственного восприятия окружающей действительности, из раз­личного рода экскурсий вне стен класса, школы;
- предоставления возможности учащимся привносить свои личные знания, наблюдения, суждения в ход изучения программ­ного материала.
3. Построение обучения на основе следующих дидактических принципов: обучение на высоком уровне трудности, высокий удельный вес теоретических знаний, быстрый темп изучения про­граммного материала, осознание школьниками процесса учения, общее развитие всех учащихся.
4. Отбор содержания дальнейшего образования, что, в свою очередь, обусловливает и отбор методов обучения, направленных на общее развитие учащихся.
Такие методы исключают последовательное проведение уча­щихся по этапам получения знаний: сначала информативный, затем репродуктивный, частично поисковый, а затем только творческий этап. Учащиеся должны изначально включаться в исследовательскую деятельность - во всех случаях, где имеется возможность, осуществлять самостоятельное наблюдение, ана­лиз материала и его осмысление.
5. Внесение изменений в организационные формы обучения. В занковской системе урок остается основной формой организации обучения, сохраняются домашние задания, увеличивается удельный вес экскурсий. Урок благодаря богатому содержанию, методам, ориентированным на пробуждение самостоятельной мысли и чувств ребенка, характеру взаимоотношений между учителем и учащимися приобретает черты нестандартности, яркости, мобиль­ности. По удельному весу высказываний, конкретных действий на первый план выходят ученики, учитель становится как бы дириже­ром, усиливается его роль по организации подлинно творческой поисковой деятельности. Домашние задания носят разнооб­разный, часто индивидуальный характер, это снижает возмож­ность возникновения перегрузки учащихся.
6. Характерный подход к оценке результативности обучения. Изначальная ориентация на оценивание усвоения материала до­полняется оцениванием общего развития ребенка. Вторая задача становится приоритетной.
7. Характер взаимоотношений между участниками педагогиче­ского процесса коренным образом меняется. Конечно, нужно все­мерно сохранять в последующих классах тот стиль взаимоотноше­ний, который складывается на протяжении начального обучения.

Итак, принципы образовательной системы Л.В. Занкова согласуются с возрастными особенностями младшего школьника, позволяют раскрыть индивидуальные возможности каждого.



Фундаментом системы Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова являет­ся положение, согласно которому ребенок рассматривается не как объект обучающих воздействий учителя, а как самоизменяющийся субъект учения. Быть таким субъектом - значит иметь потребность в самоизменении и быть способным удовлетворять ее посредством учения, т.е. хотеть, любить и уметь учиться. Разумеется, при этом не отрицается необходимость усвоения знаний, умений и навыков, но лишь в качестве средства развития учащихся, а не как самоцель.

Принципиальная особенность концепции, разработанной под руководством Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, состоит в том, что в качестве непосредственной основы развития школьников в процессе обучения (в начальных классах) она рассматривает их учебную деятельность, которая понимается как особая форма активности ребенка, направленная на повышение самого себя, как субъекта учения. Именно участие ребенка в учебном процессе как активного субъекта учения отграничивает развивающее обучение от всех других его видов и форм, в которых ученик является объектом педагогических воздействий учителя.

Основная цель модернизации российского  образования – формирование у  подрастающего поколения таких  качеств, как инициатива, самостоятельность  и ответственность, способность  в новых социально-экономических  условиях реализовывать свои возможности.

Для достижения этих целей  в школьном образовании необходимо:

  1. От репродуктивного способа обучения перейти к деятельностной педагогике, центральной задачей которой является формирование у человека основ теоретического мышления, способного в экстремальных условиях находить нужное решение, а также уметь действовать в нестандартных ситуациях;

  2. Изменить предметное содержание с целью ухода от большого количества частных фактов и ненужной информации. Освоение обобщенных способов действия позволяет школьникам научиться решать большой круг задач за короткий отрезок времени и тем самым экономить время для решения других значимых задач, не связанных с обучением в школе;

  3. Перейти на другой тип отношений между учителем и учащимися. Предлагаемый тип отношений можно назвать кооперационным, когда образовательный процесс строится в коллективно-распределенной деятельности между учителем и учащимися.

Именно эти изменения  и были положены в образовательную  систему Эльконина-Давыдова, что  позволило формировать мыслящего  и думающего молодого человека, так  необходимого для современной жизни. 

Особенностью этой психолого-педагогической концепции является то, что знания даются детям не в виде готовых  правил, аксиом или схем. Этой системе  присущи групповые дискуссионные  формы работы, в ходе которой дети открывают для себя главное содержание учебных предметов. Домашние задания  сведены к минимуму, усвоение и  закрепление учебного материала  происходит на уроках. В начальной  школе детям не ставят отметок: результаты обучения учитель подводит совместно  с учениками, что создает атмосферу  психологического комфорта.

В данной системе дети не переутомляются, их память не перегружается  многочисленными и маловажными  сведениями. У ребят формируется  осознанный подход к изучению различных  дисциплин. В результате обучения дети становятся способными аргументировано  отстаивать свою точку зрения, учитывать  позицию другого, не принимать информации на веру, но требовать доказательств  и объяснений. Хотя обучение проводится в рамках обычных школьных программ, оно стоит на другом качественном уровне.

Новизна системы обучения Д.Б. Эльконина и Н.В. Давыдова заключается в том, что в ней усвоение и развитие впервые предстают как две взаимосвязанных стороны единого процесса изменения ученика. Этот подход открывает реальную возможность для перехода от классических моделей обучения к такой модели, которая обеспечивает развитие ученика как субъекта учения. Наличие теоретических и экспериментальных данных позволило разработать средства и методы для организации технологии развивающего обучения в массовой школе.

Система Д.Б. Эльконина и Н.В. Давыдова - это система обучения, которая дает феноменальные показатели умственного развития у учащихся. Кроме того, поисково-исследовательская учебная деятельность, которая присуща данной системе, позволяет ученику реализовать себя как субъект учения. Вследствие этого у ученика возникает желание активно включаться в процесс решения учебных задач.

По мере того, как ученик осознает свою возможность действовать самостоятельно, у него возникает интерес не только к процессу решения, но и к его результатам. Ввиду большого учебного интереса, школьная отметка перестает играть стимулирующую функцию – ученики как бы «забывают» о ней. Вместо отметки, все большее значение для учащихся приобретает содержательная оценка способов и результатов учебной деятельности. Формирование содержательных мотивов учения – это показатель того, что у ученика началась качественная перестройка ценностно-смысловой сферы личности. В процессе этой перестройки школьник начинает не только осознавать, но и оценивать себя как субъекта деятельности, что побуждает его к изменению качеств, которые препятствуют этому.

Новизна системы обучения Д.Б. Эльконина и Н.В. Давыдова заключается в том, что в ней усвоение и развитие впервые предстают как две взаимосвязанных стороны единого процесса изменения ученика. Этот подход открывает реальную возможность для перехода от классических моделей обучения к такой модели, которая обеспечивает развитие ученика как субъекта учения. Наличие теоретических и экспериментальных данных позволило разработать средства и методы для организации технологии развивающего обучения в массовой школе. Система обучения, разработанные группой психологов и учителей под руководством Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова и В.В.Репкнна заключается в создании условий, при которых в процессе обучения ребенок становится его субъектом, т.е. обучается ради самоизменения, когда развитие превращается в главную задачу.