СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В чувственном познании фиксируются лишь поверхностные связи и зависимости между предметами. Отсюда – необходимость рационального познания» (С. А. Хмелевская).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сочинение. В помощь тем, кто сдает ЕГЭ по обществознанию.

Просмотр содержимого документа
««В чувственном познании фиксируются лишь поверхностные связи и зависимости между предметами. Отсюда – необходимость рационального познания» (С. А. Хмелевская).»

«В чувственном познании фиксируются лишь поверхностные связи и зависимости между предметами. Отсюда – необходимость рационального познания» (С. А. Хмелевская).



Чтобы понять смысл высказывания российского философа Светланы Анатольевны Хмелевской сначала поговорим о познании как таковом. Познание – это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании. Результат познания – новое знание об окружающем мире. Знания об окружающем мире позволяют человеку легче к нему приспособиться, в нем ориентироваться, принимать полезные вещи и свойства и не принимать вредные. Таким образом, познание нам необходимо.

Познание имеет два уровня – чувственное и рациональное. Чувственное познание осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом). Рациональное познание - более сложный уровень, основано на мышлении.
Возникает вопрос: зачем людям рациональное познание, если окружающий мир можно воспринимать чувствами?

Во-первых, не все вещи можно познать с помощью органов чувств, например, электрические и магнитные волны. Мы их даже не видим, а способны уловить и измерить с помощью специальных приборов, придуманных человеком. Зато сколько удивительных и полезных вещей они нам принесли в медицине, промышленности и т.д. Во-вторых, как ощутить или попробовать на вкус внутренний мир человека? Только проанализировать его поступки. Таким образом, чувства не дают 100-процентного верного вывода и не являются надежным инструментом для познания мира.

Философ Хмелевская права. Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Нельзя противопоставлять чувственное и рациональное познание. Две ступени познания – единый процесс. Без чувств нет у человека реального познания, как у слепого – о свете, а у глухого – о звуке. Но многие понятия современной науки абстрактны и не содержат чувственного содержания, а только определяют свойства предмета, процесса, явления. Суждение – это мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. Умозаключение (вывод) – это мысленная связь нескольких суждений.

Ярким примером соединения чувственного и рационального познания является интуиция – способность непосредственного постижения истины путем озарения, без опоры на логику и доказательства.