Сценарий урока по литературному чтению. 3 класс.
В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится»
Цель урока:
Формирование нравственных ценностей через осмысление собственного понимания «что для каждого ребёнка означает слово «мама». Обеспечение критического осмысления ценностей (мама, взаимоотношения с мамой, тепло, внимание, забота) и эмоционального отношения к ним, посредством анализа рассказа.
Ход урока:
Организационный момент.
Доброе утро, меня зовут Алсу Эмитовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
II. Актуализация знаний.
Мотивация
-Ребята, вы любите мультфильмы? Я тоже люблю и предлагаю начать наш урок с просмотра фрагмента одного мультфильма. (Демонстрируется фрагмент первого куплета песни).
- Узнали песенку? ( Песенка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»)
Слайд 1
- А вы, помните, ребята, что спросил мамонтенок, проснувшись от долгой спячки? (Обращаясь к белому медвежонку, спросил: «Ты мою маму не видел?»)
- А что было дальше, помните? (Пересекши океан, мамонтенок тот же вопрос задал мартышке, которая в ответ спросила: «А зачем тебе мама? Разве ты маленький?»)
- А действительно, зачем мамонтенку мама? (Отвечают)
Слайд 2
- «Самое прекрасное слово на земле – мама» пишет в своей книге «Сердце матери» советская разведчица и детская писательница Зоя Ивановна Воскресенская. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего разговора?
Положите перед собой лист самооценки, прочитайте внимательно вопросы под цифрой 1 и ответьте да, нет, пытался (поставьте плюсики)
Отвечал на вопросы по содержанию мультфильма |
Участвовал в обсуждении проблемных вопросов |
Сумел придумать свою версию или высказать свое предположение |
Слайд 3
- Итак, в мультфильме Мамонтёнок искал свою маму. А я знаю ещё одного мальчика, который ждал свою маму. Его зовут Дениска, ему 6 лет. Что он переживал, кто помогал Дениске и как он справился с этим ожиданием, мы узнаем, познакомившись с рассказом Виктора Драгунского «Он живой и светится» Ведь, Дениска – герой этого рассказа.
III. Изучение нового материала
Слайд 4
- Виктор Юзефович Драгунский прожил очень интересную жизнь. В 16 лет ему пришлось уже работать. Он был и рабочим, и лодочником. Потом стал актёром, начал писать сценарии для театра. Но слава к нему пришла только тогда, когда вышла его книга «Денискины рассказы». Где главным героем стал его сын Денис. Он так любил своего сына, старался больше времени проводить с ним, что даже свою работу он связал с ним. Всё, что происходило с Денисом, он записывал. А потом рассказывал всем детям на страницах своих книг.
Слайд 5 Вот их сколько! (Показываю книги В. Драгунского)
Первичное знакомство
Слайд 6
Сейчас вы прослушаете рассказ В.Драгунского в исполнении артиста театра и кино Евгения Весника . Следите по книге за чтением. (Звучит аудиозапись)
Вопросы по первичному восприятию текста:
- Почему грустит Дениска? (Ему скучно. Мама не пришла за ним в сад. Он остался один и хочет кушать. Ему не хватает маминого тепла, внимания)
- Как рассуждает Денис о поступке мамы? Найдите в тексте. (Вот если бы он знал, что мама его хочет есть, он бы моментально (как это?) побежал к ней, а не опаздывал)
- Каким мы видим Дениску? (Любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)
- Кто прерывает мысли Дениса? (Мишка). Что он говорит? ЗдОрово или ЗдорОво? Как правильно поставить в слове ударение? От чего это зависит? (от смысла, которое заложено в слове) Работа по орфоэпии
- Кто такой Мишка? (Друг, знакомый, сосед) Что его заинтересовало? (Самосвал)
Физминутка о друге
Выборочное чтение
- Что предлагает Мишка за самосвал? Найдите в тексте отрывки и прочитайте. (Марки, плавательный круг) Слайд 7
- Посмотрите марки, какие интересные. На них изображения двух государств. Объяснение значения марок.
Предлагаю поработать в группе. Посовещайтесь и ответьте на вопрос:
- А почему Дениска не соглашается на обмен? Он жадный? (Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)
- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (Он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)
- Ребята, используя текст, найдите описание самосвала и светлячка и заполните таблицу. Для этого распределите работу в паре со своим соседом. Взаимоконтроль.
Ребята, я тоже выполнила задание, вот что у меня получилось. Дети проверяют свою запись с моей.
Слайд 8
Самосвал | Светлячок |
Не набирает песок. Не сваливает его. Есть ручка, которую можно вертеть. | Маленький светло-зелёный огонёк. Крошечная звёздочка. Он живой и светится. |
Слайд 9
- Почему Денис совершил обмен? ( Он ждал маму, ему было скучно, он хотел кушать, самосвал не помогал Дениске отвлечься от грустных мыслей, а светлячок был живой и Денис мог заботиться о нём)
- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)
- Как вы считаете, почему Мишка так сказал? (Он ведь тоже отдал самое дорогое, что у него есть – светлячка )
Лист самооценки. 2 блок вопросов
Смог сформулировать собственное мнение и аргументировать его. |
Смог самостоятельно заполнить таблицу. |
Смог охарактеризовать поступки сказочного героя. |
Смог работать в группе и учитывать разные мнения при выработке общего решения. |
Физминутка
Слайд 10
- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех)
- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).
- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)
Работа с толковым словарём
Как мама посмотрела на Дениску? (Пристально)
Это значит как? Прочитаем в словаре С. Ожегова.(1 ученик читает, остальные проверяют по раздаточному листу. Если есть возможность можно раздать словари: один на парту)
Пристально - Сосредоточенный, напряжённый. Пристальный взгляд. Пристальное внимание. Пристально (нареч.) следить за кем-чем-нибудь.
Давайте подберём синонимы к этому слову. Что такое синонимы? Для чего они нужны?
(напряженно, пронзительно, во все глаза, сосредоточенно, изучающее, зорко, неотрывно, немигающее)
- Почему рассказ назвали «Он живой и светится»? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. Светлячок вызвал чувство заботы. Принес тепло и свет, то, что человек чувствует от взаимотношений с мамой и тем самым отвлек Дениску от чувства одиночества на какое-то время).
- Но возможно ли заменить маму?
- К какому виду текста относится наш рассказ? (художественный текст – это текст, написанный человеком и показывающий его отношение к тому или иному явлению либо к окружающему миру, наполненный эмоциями, чувствами.)
IV. Рефлексия. Итог урока
- Ребята, вам понравился рассказ? Вы хотели бы подробнее познакомиться с Дениской?
Где можно взять книги В.Драгунского? (ИКТ- компетенции)
Письменная работа. Рефлексия. Слайд 11
Вернемся к теме нашего разговора «Самое прекрасное слово на земле – мама. …..». Я предлагаю вам продолжить мысль писательницы и написать вместо многоточия, что для вас значит слово мама? (Спросить 2-3 человека).
Заключение
Ребята, а хотите узнать, как сама Зоя Ивановна продолжает говорить о маме?
Слайд 12
Читаю текст, который появляется на слайде постепенно, как будто пишется сейчас.
«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь» З.Воскресенская.
Лист самооценки. Вопросы 3 блока
Смог оценивать свой ответ в соответствии с образцом. |
Смог найти необходимую информацию. |
Смог понять причины совершаемых героями произведения поступков. |
Смог описать внутреннее состояние героев. |
Домашнее задание.
Прочитать рассказ (б.у.)
Подготовить пересказ (б.у.)
Прочитать другой рассказ В.Драгунского (п.у.)
Написать отзыв о прочитанном (п.у.)
А помните, что сделал слоненок из мультфильма, найдя свою маму?
Я Вам напомню: ставлю фрагмент мультфильма со слов: слоненок шагал рядом с мамой, и чтобы она не потерялась, держал ее за хвостик.
Благодарю вас за урок!