СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Драгунский "Он живой и светится"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока В.Драгунского "Он живой и светится". 3 класс. УМК "Школа России". Цель: Формирование нравственных ценностей через осмысление собственного понимания «что для каждого ребёнка означает слово «мама». Обеспечение критического осмысления ценностей (мама, взаимоотношения с мамой, тепло, внимание, забота) и эмоционального отношения к ним, посредством анализа рассказа.

Просмотр содержимого документа
«В.Драгунский "Он живой и светится"»



Сценарий урока по литературному чтению. 3 класс.

В.Ю.Драгунский. «Он живой и светится»

Цель урока:

Формирование нравственных ценностей через осмысление собственного понимания «что для каждого ребёнка означает слово «мама». Обеспечение критического осмысления ценностей (мама, взаимоотношения с мамой, тепло, внимание, забота) и эмоционального отношения к ним, посредством анализа рассказа.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Доброе утро, меня зовут Алсу Эмитовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.

II. Актуализация знаний.

Мотивация

-Ребята, вы любите мультфильмы? Я тоже люблю и предлагаю начать наш урок с просмотра фрагмента одного мультфильма. (Демонстрируется фрагмент первого куплета песни).

- Узнали песенку? ( Песенка из мультфильма «Мама для мамонтёнка»)

Слайд 1

- А вы, помните, ребята, что спросил мамонтенок, проснувшись от долгой спячки? (Обращаясь к белому медвежонку, спросил: «Ты мою маму не видел?»)

- А что было дальше, помните? (Пересекши океан, мамонтенок тот же вопрос задал мартышке, которая в ответ спросила: «А зачем тебе мама? Разве ты маленький?»)

- А действительно, зачем мамонтенку мама? (Отвечают)

Слайд 2

- «Самое прекрасное слово на земле – мама» пишет в своей книге «Сердце матери» советская разведчица и детская писательница Зоя Ивановна Воскресенская. Как вы думаете, какой будет тема нашего сегодняшнего разговора?

Положите перед собой лист самооценки, прочитайте внимательно вопросы под цифрой 1 и ответьте да, нет, пытался (поставьте плюсики)

Отвечал на вопросы по содержанию мультфильма

Участвовал в обсуждении проблемных вопросов

Сумел придумать свою версию или высказать свое предположение



Слайд 3

- Итак, в мультфильме Мамонтёнок искал свою маму. А я знаю ещё одного мальчика, который ждал свою маму. Его зовут Дениска, ему 6 лет. Что он переживал, кто помогал Дениске и как он справился с этим ожиданием, мы узнаем, познакомившись с рассказом Виктора Драгунского «Он живой и светится» Ведь, Дениска – герой этого рассказа.

III. Изучение нового материала

Слайд 4

- Виктор Юзефович Драгунский прожил очень интересную жизнь. В 16 лет ему пришлось уже работать. Он был и рабочим, и лодочником. Потом стал актёром, начал писать сценарии для театра. Но слава к нему пришла только тогда, когда вышла его книга «Денискины рассказы». Где главным героем стал его сын Денис. Он так любил своего сына, старался больше времени проводить с ним, что даже свою работу он связал с ним. Всё, что происходило с Денисом, он записывал. А потом рассказывал всем детям на страницах своих книг.

Слайд 5 Вот их сколько! (Показываю книги В. Драгунского)

Первичное знакомство

Слайд 6

Сейчас вы прослушаете рассказ В.Драгунского в исполнении артиста театра и кино Евгения Весника . Следите по книге за чтением. (Звучит аудиозапись)

Вопросы по первичному восприятию текста:

- Почему грустит Дениска? (Ему скучно. Мама не пришла за ним в сад. Он остался один и хочет кушать. Ему не хватает маминого тепла, внимания)

- Как рассуждает Денис о поступке мамы? Найдите в тексте. (Вот если бы он знал, что мама его хочет есть, он бы моментально (как это?) побежал к ней, а не опаздывал)

- Каким мы видим Дениску? (Любящий сын (скучал и переживал за маму), готов прийти маме на помощь (если бы я знал, что моя мама хочет есть:.. я бы моментально к ней побежал)

- Кто прерывает мысли Дениса? (Мишка). Что он говорит? ЗдОрово или ЗдорОво? Как правильно поставить в слове ударение? От чего это зависит? (от смысла, которое заложено в слове) Работа по орфоэпии

- Кто такой Мишка? (Друг, знакомый, сосед) Что его заинтересовало? (Самосвал)

Физминутка о друге

Выборочное чтение

- Что предлагает Мишка за самосвал? Найдите в тексте отрывки и прочитайте. (Марки, плавательный круг) Слайд 7

- Посмотрите марки, какие интересные. На них изображения двух государств. Объяснение значения марок.

Предлагаю поработать в группе. Посовещайтесь и ответьте на вопрос:

- А почему Дениска не соглашается на обмен? Он жадный? (Нет, он не хотел расставаться с папиным подарком; не хотел лишать себя последней радости - ведь ему было очень плохо без мамы)

- Как изменилось мнение Дениски после того, как он увидел светлячка? (Он сам предложил Мишке свой самосвал в обмен на светлячка)

- Ребята, используя текст, найдите описание самосвала и светлячка и заполните таблицу. Для этого распределите работу в паре со своим соседом. Взаимоконтроль.

Ребята, я тоже выполнила задание, вот что у меня получилось. Дети проверяют свою запись с моей.

Слайд 8

Самосвал

Светлячок

Не набирает песок.

Не сваливает его.

Есть ручка, которую можно вертеть.

Маленький светло-зелёный огонёк. Крошечная звёздочка. Он живой и светится.



Слайд 9

- Почему Денис совершил обмен? ( Он ждал маму, ему было скучно, он хотел кушать, самосвал не помогал Дениске отвлечься от грустных мыслей, а светлячок был живой и Денис мог заботиться о нём)

- Какую характеристику дал Мишка сам себе? («Знай мою добрость»)

- Как вы считаете, почему Мишка так сказал? (Он ведь тоже отдал самое дорогое, что у него есть – светлячка )

Лист самооценки. 2 блок вопросов

Смог сформулировать собственное мнение и аргументировать его.

Смог самостоятельно заполнить таблицу.

Смог охарактеризовать поступки сказочного героя.

Смог работать в группе и учитывать разные мнения при выработке общего решения.

Физминутка

Слайд 10

- Найдите в тексте выражения, с помощью которых автор описывает, какие чувства испытывал Дениска, получив подарок? (сказал шёпотом, а я остался со своим светлячком, глядел и не мог наглядеться, не мог ровно дышать, стучит моё сердце, кололо в носу, хотелось плакать, я забыл про всех)

- Каким мы видим здесь Дениску? (Дениска был счастливым, восхищался красотой маленькой звездочки, испытывал восторг от этого, испытывал волнение).

- Как мама отнеслась к тому, что Дениска обменял самосвал на светлячка? (Мама также была в восторге от живого светлячка; она пыталась понять, что побудило сына поменять папин подарок на светлячка)

Работа с толковым словарём

Как мама посмотрела на Дениску? (Пристально)

Это значит как? Прочитаем в словаре С. Ожегова.(1 ученик читает, остальные проверяют по раздаточному листу. Если есть возможность можно раздать словари: один на парту)

Пристально - Сосредоточенный, напряжённый. Пристальный взгляд. Пристальное внимание. Пристально (нареч.) следить за кем-чем-нибудь.

Давайте подберём синонимы к этому слову. Что такое синонимы? Для чего они нужны?

(напряженно, пронзительно, во все глаза, сосредоточенно, изучающее, зорко, неотрывно, немигающее)

- Почему рассказ назвали «Он живой и светится»? (Любое живое существо намного дороже и милее самой дорогой игрушки; свет светлячка принес мальчику радость в грустные минуты одиночества. Светлячок вызвал чувство заботы. Принес тепло и свет, то, что человек чувствует от взаимотношений с мамой и тем самым отвлек Дениску от чувства одиночества на какое-то время).

- Но возможно ли заменить маму?

- К какому виду текста относится наш рассказ? (художественный текст – это текст, написанный человеком и показывающий его отношение к тому или иному явлению либо к окружающему миру, наполненный эмоциями, чувствами.)

IV. Рефлексия. Итог урока

- Ребята, вам понравился рассказ? Вы хотели бы подробнее познакомиться с Дениской?

Где можно взять книги В.Драгунского? (ИКТ- компетенции)

Письменная работа. Рефлексия. Слайд 11

Вернемся к теме нашего разговора «Самое прекрасное слово на земле – мама. …..». Я предлагаю вам продолжить мысль писательницы и написать вместо многоточия, что для вас значит слово мама? (Спросить 2-3 человека).

Заключение

Ребята, а хотите узнать, как сама Зоя Ивановна продолжает говорить о маме?

Слайд 12

Читаю текст, который появляется на слайде постепенно, как будто пишется сейчас.

«Самое прекрасное слово на земле – мама. Это первое слово, которое произносит человек, и звучит оно на всех языках одинаково нежно. У мамы самые добрые и ласковые руки, они всё умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нём никогда не гаснет любовь, оно ни к чему не остаётся равнодушным. И сколько бы ни было тебе лет, тебе всегда нужна мать, её ласка, её взгляд. И чем больше твоя любовь к матери, тем радостнее и светлее жизнь» З.Воскресенская.

Лист самооценки. Вопросы 3 блока

Смог оценивать свой ответ в соответствии с образцом.

Смог найти необходимую информацию.

Смог понять причины совершаемых героями произведения поступков.

Смог описать внутреннее состояние героев.



Домашнее задание.

  1. Прочитать рассказ (б.у.)

  2. Подготовить пересказ (б.у.)

  3. Прочитать другой рассказ В.Драгунского (п.у.)

  4. Написать отзыв о прочитанном (п.у.)

А помните, что сделал слоненок из мультфильма, найдя свою маму?

Я Вам напомню: ставлю фрагмент мультфильма со слов: слоненок шагал рядом с мамой, и чтобы она не потерялась, держал ее за хвостик.



Благодарю вас за урок!