СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В.Драгунский "Что любит Мишка"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературного чтения в 4 классе по учебнику Л.Ф.Климановой (2 часть) с использованием современных образовательных технологий.

Просмотр содержимого документа
«В.Драгунский "Что любит Мишка"»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №10»









КОНСПЕКТ

УРОКА


ТЕМА УРОКА:


ПРЕДМЕТ:

В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»



Литературное чтение

УМК:

Школа России



ДАТА:

КЛАСС:


УРОК РАЗРАБОТАЛА:

17.01.2022 г.

4-В КЛАСС


учитель начальных классов

высшей категорииКотова Е.В.










Чехов

2022 год


Тема:  В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка».


Тип урока:  Урок усвоения новых знаний


Задачи урока:    

Предметные: познакомить с рассказом В.Драгунского «Что любит Мишка», учиться характеризовать героев с опорой на текст, полноценно воспринимать художественный текст, определять тему, главную мысль произведения; содействовать воспитанию познавательного интереса к изучаемому предмету.

Метапредметные:

  • познавательные: ориентироваться в учебнике; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников; анализировать, сравнивать, группировать различные факты; самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять в виде сообщений.

  • коммуникативные: донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной  речи; слышать, слушать, понимать  друг друга; планировать и согласовывать совместные действия, взаимно контролировать друг друга, договариваться; обосновывать высказанное суждение; сотрудничать в совместном решении задачи.

  • регулятивные: планировать учебную деятельность на уроке; высказывать свою версию; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать ее по критериям выбранным в классе; определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем; давать самооценку.

  • личностные: формировать адекватную самооценку, развивать мотивацию учебной деятельности, эмоционально-нравственную отзывчивость.


Оборудование: учебник для 4 класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова и др. часть2; аудиозапись рассказа «Что любит Мишка»; опорные слова для характеристики главных героев произведения; карточки для самооценки и теста по количеству обучающихся; карточки по количеству пар «Словарная работа»; презентация, проектор, экран; картинки со словами из словарной работы. 



 ХОД УРОКА


  1. Организационный этап.

- Добрый день, ребята. Проверьте свою готовность к уроку и садитесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.

ВКЛЮЧИТЬ проектор

СЛАЙД 1

Друг в беде не бросит,

Лишнего не спросит.

Вот что значит

Настоящий, верный друг.

- Прочитайте про себя стихотворение.

- Какие слова отражают основную мысль этого стихотворения? (Настоящий, верный друг)

- Как при чтении можно показать важность этих слов? (Выделить их паузами)

- Где еще в данном четверостишии необходимо сделать паузы во время чтения?

- Прочитайте стихотворение хором, соблюдая отмеченные нами паузы.


  1. Актуализация знаний.

- Почему мы начали урок со стихотворения о дружбе? (На прошлом уроке мы читали рассказ «Главные реки», в нём главные герои – два друга Мишка и Денис)

Вывешиваю на доску карточки с именами мальчиков.

- Как называется этот рассказ? («Главные реки»)

- Напомните начало этого рассказа. (Денис не выполнил домашнее задание, а учитель вызвал его к доске.)


Проверка домашнего задания 

СЛАЙДЫ 2 - 7

- Дома вы дочитали рассказ до конца и узнали, как главный герой повёл себя в такой сложной ситуации. В качестве проверки домашнего задания мы выполним тест. (На карточке ребята записывают букву правильного ответа)

Воп-роса

От-вет

+ или -

1



2



3



4



5



6



Всего +


1.Стихи какого поэта были заданы на дом?

А) Бунина Б) Лермонтова В) Некрасова

2. Стихи какого поэта начал читать Денис, думая, что учитель не заметит разницы?

А) Фета Б) Пушкина В) Блока

3. Какое первое слово – подсказку услышал Денис?

А) бабушка  Б) мужичонка  В) тётушка

4. Какое второе слово-подсказку показал Мишка своему другу?

А) пальчик Б) носик В) ноготок

5. Что попросила назвать учительница Дениса?

А)самую большую реку Америки
Б)самое глубокое озеро России

В)самую большую реку Европы

6. Как назвал Денис данную реку?

А) Миси-ириси Б) Миси-писи В) Миси-утриси


Взаимопроверка теста.

СЛАЙДЫ 8 – 13

В третьем столбике ставят + или – в зависимости от правильности ответа, подсчитывают количество «плюсов» и записывают это в нижней строчке.

СЛАЙД 14

- Оцените свою работу: 6 правильных ответов – «5», 5 – «4», 4 или 3 – «3». Поставьте оценку в оценочной карточке под цифрой 1.

СЛАЙД 15

 Фамилия, имя

1

2

3

 

 

 


- Как на самом деле называлось стихотворение Некрасова, которое мальчики должны были выучить наизусть? («Мужичок с ноготок)

- А как называется самая большая река Америки? (Миссисипи)

- Теперь, прочитав весь рассказ, что вы могли бы сказать о его главных героях? Используйте опорные карточки, которые развешаны на доске.

Ребята выбирают из предложенных качеств те, которые подходят главным героям.

Денис

Мишка

Весёлый

Находчивый

Ленивый

Безответственный

Сообразительный

Узкий круг интересов

Исполнительный

Сообразительный

Хороший друг

Обидчивый

Широкий круг интересов


- С кем из этих мальчиков вам хотелось бы дружить?


  1. Постановка цели и задач урока.

- Кто написал рассказ «Главные реки? (В.Ю.Драгунский)

СЛАЙД 16

- Что вам запомнилось с прошлого урока о В.Ю.Драгунском?

ВЫКЛЮЧИТЬ проектор.

- В.Ю.Драгунский написал много замечательных рассказов для детей. Поэтому одним рассказом наше знакомство с его творчеством не заканчивается. Прочитайте название рассказа этого писателя, который мы будем читать и сформулируйте тему урока. (В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»)

- Сформулируйте задачи нашего урока с помощью опорных слов. (Продолжить знакомство с творчеством В.Ю.Драгунского. Познакомиться с его рассказом «Что любит Мишка» Учиться анализировать произведение и характеризовать главных героев.)


4. Первичное усвоение новых знаний и первичная проверка понимания.

1) - Прежде чем мы приступим к чтению рассказа, узнаем значение некоторых слов, которые встретятся нам в тексте.

Словарная работа проходит в парах. Ребята соединяют слово с его толкованием.

Кавалерист
Лань

Зельц

Частик

  • колбасное изделие

  • воин на коне

  • рыба, выловленная частым неводом

  • животное рода оленей


 2) Физкультминутка после проверки словарной работы.

 - Чтобы вы навсегда запомнили значение этих слов, сейчас вы будете искать их на картинках, которые вися вокруг доски.

Сначала ребята показывают называемое слово вытянутой правой рукой, затем – левой. Потом убирают руки за спину и только смотрят на называемое слово (работают только глаза).


3) Прослушивание аудиозаписи первой части рассказа (до слов «Мишка поёрзал на подоконнике…»)

Выборочное чтение.

- За каким занятием застали мальчики учителя пения.

- Что любит Борис Сергеевич.

- Что рассказал Денис, когда Борис спросил его, что он любит.

- Что сказал Борис Сергеевич про интересы Дениса?

- Как вы понимаете выражение «Это целый мир»?

- Давайте вернёмся к характеристике Дениса, которую мы составили раньше. Что бы вы в ней теперь поменяли? (убрать «узкий круг интересов», добавить «любознательный»)

- Сначала мы говорили, что у Дениса узкий круг интересов, а теперь утверждаем обратное. Почему? (Мы не очень хорошо узнали этого мальчика по одному рассказу.)

- Какой вывод можно из этого сделать? (Нельзя судить о людях только по одному какому-то поступку.)

- Прочитайте, что сделал Мишка, когда Борис Сергеевич похвалил Дениса.

- Что ему сказал Борис Сергеевич?

- Как вы понимаете слова «поведай тайну своей души»?


4) Чтение текста рассказа до слов «Первый не выдержал Борис Сергеевич» хорошо читающими детьми.

- Что вы можете сказать о том, что любит Мишка? (Это всё еда.)

- Посмотрите ребята рассказ о том, что любит Мишка занимает целую страницу, а мы с вами заменили все это одним словом. Почему же Мишка так долго рассказывал о том, что он любит есть? Прочитайте, чего он ждал от Бориса Сергеевича.

- Как вы думаете, почему он этого ждал?

- Как по вашему мнению его рассказ оценит Борис Сергеевич?


5) Самостоятельное чтение рассказа до конца.

- Что сказал Мишке Борис Сергеевич про все то, что он любит?

- Оценка Учителя совпала с нашей оценкой. А теперь вернемся к характеристике Мишки. Что вы в ней изменили бы? (Заменить «широкий круг интересов» на «узкий», добавить «завистливый»)

- Как вы думаете, какова основная мысль этого рассказа? (Хотел показать, что интересы должны быть разносторонними. Нельзя в своей жизни хорошо знать только что-то одно, а всем остальным вообще не интересоваться.)

- Вернёмся к главным героям. Взгляните, какие разные мальчики, с какими разными интересами. Но они все-равно – лучшие друзья. Про их дружбу Драгунский написал целый сборник рассказов. Как вы думаете, почему при всей своей непохожести они так крепко дружат?

- Все рассказы Виктора Юзефовича про Мишку и Дениску учат настоящей крепкой дружбе, такой, о которой было стихотворение, с которого мы начинали урок.

- Оцените свою работу во время чтения и анализа рассказа и поставьте себе оценку в оценочной карточке под цифрой 2.


6) Для работы в группе предлагается на выбор два задания.

  1. Найдите и исправьте ошибки в предложениях из прочитанного произведения.

  • Мы с Мишкой вошли в класс, где у нас бывают уроки пения.

  • Шопен – великий писатель.

  • Он выслушал меня внимательно, у него было удивленное лицо, когда он слушал, а потом он сказал…

  • Вареную колбасу люблю прямо безумно, если докторская, – на спор съем сто кило.

  • По его глазам было видно, что он ждет, когда Борис Петрович его похвалит.

  • … ты многое любишь, спору нет, но все, что ты любишь, оно получается какое-то одинаковое, чересчур вкусное, что ли.


  1. Прочитайте пословицы, определите, какие из них подходят к прочитанному произведению.

  • На вкус и цвет товарища нет.

  • Не хлебом единым жив человек.

  • Не спеши языком, спеши делом.

  • Велик звон, да не красен.

По окончании работы от каждой группы к доске выходит по одному представителю и озвучивает результат работы группы. Сначала проверятся работа тех групп, которые выполняли задание №1, а затем - №2.

- Оцените работу своей группы и лично свой вклад в эту работу и поставьте себе оценку в оценочной карточке под цифрой 3.

    1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

- Вспомните, какие задачи мы перед собой поставили в начале нашего урока.

- Как вы оцените, насколько мы справились с этими задачами? (Высказывания учащихся)

- Найдите в рассказе еще раз, что рассказал Денис о том, что он любит. Сколько строчек это занимает? (Три строчки.)

- Почему же Борис Сергеевич сказал, что это «целый мир»? (Наверное, рассказ Дениса был длиннее, проста нам написали сокращенный вариант.)

- Верно, у Драгунского есть целый рассказ, который так и называется «Что я люблю». Дома найдите и прочитайте этот рассказ. Желающие могут нарисовать к нему иллюстрацию.


    1. Рефлексия.

- Взгляните на свои оценочные карточки и поднимите руку, кто доволен результатами своей работы на уроке.

- Кто не совсем доволен? Почему?

- Кому хотелось бы, чтобы эти оценки были выставлены в журнал?

- Сдайте свои оценочные карточки, чтобы я могла выставить их в журнал.

- Кто хотел бы похвалить за работу на уроке своего одноклассника?

- Спасибо за урок. Вы сегодня молодцы!