СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«В городе Чистых Слов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие

  «В городе Чистых Слов» 

Автор: Дайлова Л.В.

Цели: развитие интереса к изучаемому предмету; развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся, выявление одарённых детей; развитие коммуникативных навыков между учениками разных возрастов. 

Ведущий:  Много языков на свете разных-  Выучить их все не смог бы я,  Все они по-своему прекрасны,  В каждом есть изюминка своя.  Говорят в Париже по-французски,  По-немецки говорит Берлин;  Мне же дорог мой, привычный, русский,  Для меня родной лишь он один.  Мелодичный, гибкий и певучий,  С детства он меня очаровал,  И не зря великим и могучим  Наш язык Тургенев называл.  Развиваясь быстро, динамично,  Впитывая разные слова.  Новое воспринимал отлично,  Но и мудрость предков в нём жива.  Да и только нашей, русской речью  Можно Русь привольную воспеть!  Будет жить язык наш русский вечно  И не сможет, верю, умереть!  (На сцену выходит Королева Русского языка) Королева  Русского  языка: 

Выходит грустная ,держит в руках письмо

-Вот получила письмо и оно меня озадачило.

 ("Грустные вести" А. Шибаев ) 

Пришло письмишко мне,  Гляжу –  Из лагеря, от Мишки…  "Здесь чудный лук, и я лижу", -  Написано в письмишке.  Лук лижет?! Что за чудеса!  Наверно, шутит плут…  Читаю дальше:  "Здесь – лиса, красивый длинный прут".  И что такое он плетет –  Не разберусь, хоть тресни:  "Когда отряд идет в поход, я запиваю песни…  На днях в лису нашел я грусть и очень был доволен…"  Нет, нет, не шутит он! Боюсь, 

Придворный:  Ваш друг серьезно болен.  Вернется – надо подлечить:  Заставьте правила его учить…  Королева Русского языка: 

Да-да , пойду его лечить.  Заставлю правила учить! 

 2 Придворный (вбегая): 

Ваше величество, в  королевство пришел чужестранец! Нечесаный, лохматый! И главное, вас  не признает, вперед идет, напролом. 

Королева :

Ничего, я проучу его. (Входит Федя, нечёсаный, неопрятный) 

Федя: 

Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое! (Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове? 

Королева : (Поправляет корону) 

- Как смеешь говорить ты так со мною, с королевою самою! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий? 

Федя: Ну, Федя. 

Королева: 

Так вот, Нуфедя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решу. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь. 

Федя: 

Да не нуфедя я, а Федя! Фёдор .. Нашли, чем напугать! Давайте ваше предложение и запятую.  (предложение на стене)  Королева : 

Задание. Поставь запятую на нужное место.  Федя: (запятую ставит после слова ) Эка невидаль! Какая разница! Воткнём вот сюда…  Королева : Прочитай, что у тебя получилось.  Федя:  Королева : 

Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу.  (выбегают слуги и тащат его в сторону) 

Федя: 

Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается. 

Королева : Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь. 

Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово « казнить», от слова «нельзя» не убежишь, запятая тебе путь преграждает. 

Королева : Ну что ж, Федя, молодец.

 Ты справился с заданием. Иди и помни, правила русского языка надо знать, надо стремиться расширять свой словарный запас, пренебрегать даже маленькой запятой, даже ударением в слове нельзя. А то такое может случиться…да вон далеко ходить не надо…посмотрите и послушайте (на сцену выходят двое учеников)  Сценка об омофонах "Несуразные вещи».  - Здравствуй!  - Привет!  - Что это ты несешь?  - Несу разные вещи.  - Несуразные? Почему они несуразные-то?  - Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Раз-ны-е. Понял? Вот несу мел…  - Что не сумел?  - Отстань.  - Да ведь сам говоришь: "Не сумел". Что не сумел-то?  - Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел Мишке. Ему же надо будет.  - Ну, если ему жена добудет, так зачем же ты несешь?  - Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник. Я сказал: "Ему же надо будет". Понадобится, значит.  - Вот оно что…  - А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно ищет.  - Тамарка?  - Ага.  - И ничего, симпатичная?  - Красивая! Зеленая такая.  - То есть как?  - Зеленого цвета.  - Постой, постой… Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?  - У кого волосы?  - Да у Тамарки-то.  - Что-о?!  - Ну ты же сам сказал: "Нашлась Тамарка"…  - Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял? Зеленая такая… Там арка нарисована.  - Ага, все-таки нарисована Тамарка, да? Так бы и говорил.  - Да отстань ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована! Арка! Неужели ты даже этого не можешь понять? Прощай, некогда мне.  - Пока. Смотри, не растеряй свои несуразные вещи.  - А ну тебя…  - Да! Стой, стой!  - Ну, что еще?  - Привет передавай.  - Кому?  - Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.  Королева : 

Вот ведь как иногда случается…Казалось бы, на одном языке говорят. А понять друг друга не могут. 

Придворный: 

Язык-то один, ваше величество, да люди разные…по-разному к изучению грамматики относятся.. Есть у меня один знакомый Петька Лежебокин…знали бы вы его взгляды на изучение грамматики. 

Королева : 

А разве могут быть какие-то иные взгляды на изучение родного языка, кроме тех, что его надо изучать, причём прилежно и старательно! 

Придворный: 

Оказывается, есть. Вот послушайте:  Рассказывают 2 чтеца (слуги) 

1-ый  Спросили Лежебокина:  - А ну-ка, расскажи,  За что так ненавидишь ты,  Не любишь падежи?  Давным-давно все школьники  Их знают назубок.  И за два года выучить  Лишь ты один не смог.  Ответил он рассерженно: 

2-ой  - В том не моя вина.  Пусть им, сперва, ученые  Изменят имена.  Ведь я падеж творительный  Нарочно не учу:  Трудиться,  А тем более  Творить  Я не хочу.  Такой падеж, как Дательный,  Я с детства не терплю.  Давать, делиться чем-нибудь  С друзьями не люблю.  Предложный ненавижу я:  Чтоб не учить урок,  Приходиться выдумывать  Какой-нибудь предлог.  А на падеж Винительный  И вовсе я сердит.  Отец во всякой шалости  Всегда меня винит. 

1-ый  - Да, переделка, кажется,  Серьезная нужна.  А сам бы смог-то новые  Придумать имена? 

2-ой  - Давно придумал:  Взятельный,  Грязнительный,  Лежательный,  Грубительный,  Ленительный  И, наконец, Простительный!  Придворный:

Вот какой ленивый Лежебокин. 

Королева :

И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных среди нас немного. 

Придворный: 

Конечно. конечно…Наши гости, ваше величество. В этом вы можете убедиться сами.

Игры на интерактивной доске с классами.

Концовка

Выходят чтецы. 

 

1-й

Чистый, красивый язык – это оружие в борьбе за знания. Если каждый из вас будет хорошо владеть родным языком, то вы сможете четко и точно излагать свои мысли.

 

2-й

Как много добрых слов на Голубой планете:

Мир, Родина, любовь, учитель, школа, дети!

А грязные слова нам Землю засоряют;

Калечат души нам и счастье разрушают.

 

3-й

И пусть из чистых уст на Голубой планете

Прекрасные слова лишь произносят дети!

И голубь мира всем несет благое слово,

Чтоб наш родной язык мог возродиться снова!

 

4-й

Изгоним же, друзья, из нашей с вами речи

Все грубые слова и злое просторечье.

А чистые слова бриллиантом засверкают,

Как капельки росы на солнце засияют.

Пусть радуга-дуга, как символ красоты,

Приносит в нашу речь побольше…

Чистоты!

 

5-й

Чистое слово,

Чистое дело,

Чистое сердце

Радостно, смело

Провозглашаем мы на планете

Чтоб были счастливы люди на свете.