Тема урока:
В гостях у художника.
Жизнь и творчество И.Н.Крамского.
Цели урока: 1. Создать условия для обучающихся с целью изучения жизни и
творчества великого русского художника – И.Н.Крамского.
2. Добиться усвоения учащимися понятий : « жанр изобразительного
искусства»; « картина»; « портрет».
3. Активизировать познавательную деятельность младших школьников.
4. Развивать на основе творчества И.Н.Крамского способность к
творческому воображению.
5. Создать условия для самореализации и самовыражения каждого
ученика в учебном процессе.
6. Формировать эстетическое мировосприятие.
7. Способствовать нравственно-этическому воспитанию детей.
Оборудование к уроку: учебная таблица « Разновидности портретного жанра»; костюмы для инсценирования; раздаточный материал « Составь картину», « Узнай портрет»; дидактическая игра « Третий лишний»; фотографии людей; изображение дома И.Н.Крамского в Острогожске.
Музыкальный ряд: аудиозаписи: Мусоргский « Картинки с выставки», Скрябин
« Этюды», Чайковский « Времена года»; песня из передачи « Раз картина, два картина…».
Зрительный ряд: репродукции картин И.Н.Крамского : « Автопортрет»;
« Неизвестная»; « Женщина под зонтиком»; « Букет цветов. Флоксы»; « Пасечник»;
« Портрет художника И.И.Шишкина»; « Портрет писателя Л.Н.Толстого»; « Портрет сына»; « Русская девушка в голубом платке»; « Христос в пустыне»; « Портрет Мины Моисеева»; « Полесовщик» « Русалки»; репродукции картин известных художников.
Любите живопись, поэты,
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Н.А.Заболоцкий.
Ход урока:
I. Эмоциональное вхождение в урок.
( Демонстрация репродукций картин под музыку).
Раз картина, два картина
Только посмотри!
Вот танцует балерина,
Вот стоят богатыри.
Раз картина, два картина
Только посмотри!
Вот цветущая долина,
Небо в отблесках зари.
Раз картина, два картина
Только посмотри!
Вот плывёт по морю лодка,
Вот на ветках снегири.
Раз картина, два картина, три картина,
Раз, два, три!
II. Сообщение темы урока.
- Кто создаёт картины? ( Художники).
- Сегодня мы побываем в гостях у великого русского художника, чьими полотнами восхищается весь мир. А кто он, попробуйте догадаться сами:
Любимая тема – портрет человека:
Писателя, друга, детей иль жены.
Из рамы на нас здесь взглянёт Незнакомка,
Русалки танцуют у синей реки.
Кто краской и кистью поведал народу,
Какие его окружали друзья?
Кто краской и кистью раскрыл перед нами
Их души, их мысли и даже дела?
- На этом уроке мы познакомимся с творчеством нашего земляка- художника Ивана Николаевича Крамского.
III. Актуализация знаний.
1. Логическое упражнение « Третий лишний».
( На доске – фотография-портрет человека и репродукции картин известных художников-портретистов.)
- Что является лишним и почему? ( Фотография).
- В чём отличие фотографии человека от изображения, выполненного художником?
- Действительно, кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. Поэтому разные портреты одного и того же человека могут быть у разных художников непохожи, ведь каждый автор видит человека по-своему и изображает его в собственной манере письма, передавая свой определённый колорит и технику живописи.
2. Игра « Доскажи словечко».
Если видишь на картине
Чей-то профиль иль анфас,
Или может быть, задорный
И весёлый чей-то глаз,
Может, грустный или смелый,
Может, добрый или злой
В нарисованной картине
Это главное лицо.
Может, папа или мама,
Может, дедушка и я
Нарисованы в картине,
Может, вся моя семья.
Догадаться тут не сложно,
Неуверенности нет,
Что красивая картина
Называется…
( портрет).
- Что же такое портрет?
Портрет( от фр.portrat – изображение)- изображение на холсте человека.
3. Работа по учебной таблице « Разновидности портретного жанра».
Р
азновидности портретного жанра:
По характеру изображения:
парадный ( изображение человека в полный рост стоящим или сидящим с предметами, говорящими о классовой или профессиональной принадлежности);
камерный портрет ( поясное, подгрудное или поколенное изображение0.
По числу изображений:
- Именно портретному жанру посвящено творчество Ивана Николаевича Крамского.
IV. Изучение новой темы.
1. « Встреча с художником». Изложение творческой биографии И.Н.Крамского с элементами инсценирования.
Учитель:
-
Выдающийся русский художник Иван Николаевич Крамской родился в слободке небольшого уездного городка Острогожска близ Воронежа 27 мая 1837 года. Его отец был писарем в городской думе. В 13 лет он окончил уездное училище. Здесь у него появились первые друзья: Гриша Турбин, Петя Бравый. Позднее Гриша стал известным ретушером, Петя живописцем в Острогожске, а Ваня – большим русским художником И.Н.Крамским.
Живописи будущий художник учился в Академии художеств, где очень скоро достиг больших успехов.
Крамской знаменит не только как живописец. Его ещё называли « передвижник».
« Передвижниками» называли русских художников второй половины XIX века, которые создали самое большое в России художественное общество – Товарищество передвижных выставок. Художники-передвижники показывали свои картины в разных городах, передвигали выставки из города в город. Ведь тогда жителям маленьких городов редко приходилось видеть хорошую живопись. А передвижники привозили в провинциальные города самые лучшие произведения искусства того времени.
Любимым жанром Крамского был портрет. Почему? Лучше всего на этот вопрос ответит сам художник.
Ученик в костюме Крамского:
- Меня всегда интересовало человеческое лицо. Какие у человека глаза – добрые или мрачные, какая улыбка – весёлая или печальная? Я всегда старался поникнуть в сокровенные тайники жизни сердца и ума, раскрыть в человеке самые характерные, присущие только ему свойства, воспеть в своих полотнах самые возвышенные и прекрасные качества.
Учитель:
-
В своих портретах вы поведали нам о многих известных людях своего времени. А что бы вы хотели рассказать о себе?
Ученик в костюме Крамского:
- О себе я рассказал в своём знаменитом автопортрете.
( Демонстрирует репродукцию автопортрета Крамского).
- Всмотритесь внимательно, и вы поймёте, каким был художник Крамской.
Учитель: - Ребята, как вы думаете, что хотел рассказать о себе великий художник?
( Выслушиваются ответы детей).
- Мне кажется, Крамской был прямым, открытым, немного суровым человеком. Пристальный взгляд, сосредоточенное выражение лица, художник словно вглядывается в нас, стремясь понять – какие мы, его потомки.
2. «Картинная галерея Крамского».
( Подготовленные учащиеся выступают в роли экскурсоводов.)
О
бразная характеристика портрета писателя Л.Н.Толстого.
Э
то первый и лучший портрет писателя. В нём нет ничего лишнего, весь он сдержанно серьёзный, очень собранный. Толстой сидит в кресле в своей обычной домашней блузе; он смотрит прямо на зрителя, взгляд пристальный, глубокий. Коричневый фон портрета особенно мягко сочетается с цветом синей блузы, с узкой белой полоской воротника, цветом глаз.
Талант, ум, оригинальный склад натуры, непреклонная сила воли ярко выражены в лице и позе на этом великолепном портрете.
Образная характеристика портрета И.И.Шишкина.
Крамской часто писал портреты других художников из Товарищества передвижников. Одно из лучших его произведений – портрет знаменитого мастера русского пейзажа, живописца Ивана Ивановича Шишкина.
Художник изображён на фоне русской природы, которую так любил и чью красоту воспевал в своих полотнах. Он будто остановился на минуту, опершись о ручку зонта. В руках у него этюдник. Лицо его спокойно и задумчиво, прищурившись, смотрит он вдаль. Что остановило художника? Что заставило его задуматься? Быть может, именно сейчас в его голове зреет замысел новой картины?
Образная характеристика картины « Пасечник».
Вдали чернеет лес. Перед нами поляна, залитая полуденным солнцем. За тропинкой пасека. И хорошо так, наверно, пахнет мёдом, в ульях пчёлы гудят.
О чём задумался, дедушка? Устал? И в этой позе, и в этих усталых глазах столько тепла и столько правды. Да, широкие кисти рук выдают в нём былую некогда силушку недюжинную. А теперь…
Легко ли тебе жилось, дедушка?
Нет, нелёгкой была жизнь его, но не омрачено злобой и надменностью лицо старого человека. Тепло, печаль, да терпение великое: всё снёс, всё вытерпел на своём веку – и войны, и голод, и работу до семи потов. Но было же и другое, что давало силы жить: земля-матушка, солнышко родное, лес-заступник, песня привольная. И не потому, ли веет от этой картины русской сказкой: тёплой, мудрой и доброй.
Образная характеристика картины « Женщина под зонтиком ( В траве. Полдень).

На этом портрете Крамской изобразил свою жену. Картина пронизана солнечным светом, ощущением тепла и покоя. И лицо женщины тоже спокойно и безоблачно. Она полулежит в густой траве, среди цветов, сама похожая на прелестный цветок в своём белом лёгком платье.
Светлыми красками, лёгкими мазками художник создал этот милый образ любимой женщины.

Образная характеристика портрета С.И.Крамского, сына художника.
Особый мир тёплых и сокровенных чувств открывается перед нами, глядя на эту картину. С портрета на нас смотрит маленький мальчик. На тёмном фоне ярким светлым пятном выделяется его золотистая головка. Лицо ребёнка так спокойно и безмятежно, как бывает только в детстве.
- Как вы думаете, каков характер этого мальчика?
- Чем похож он на вас?
- Хотели бы вы познакомиться с ним поближе и подружиться?
Образная характеристика картины « Христос в пустыне».
Камни…серые – холодные…Одинокий человек сидит на холодном камне в бескрайней пустыне, дума его глубока и мучительна – он выбирает путь.
Перед нами картина Крамского « Христос в пустыне». Во времена Крамского эта картина вызвала противоречивые мнения и жаркие споры. Сам же художник так сказал о своей картине: « Есть один момент в жизни каждого человека, мало мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье, пойти направо или налево, взять ли за господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу…»
Присмотритесь, даже камни на картине – образ не только пустыни, а образ пустынного мира, в котором человек, всегда одинок перед необходимостью выбора своей дороги.
Образная характеристика картины « Неизвестная».

Одной из самых знаменитых картин Крамского стала
« Неизвестная».
На портрете перед нами предстаёт привлекательная, гордая и независимая женщина, смотрящая внимательно, немного свысока. Что-то привлекло её взгляд.
Невский проспект.
Зимняя розоватая мгла смягчает строгие линии архитектуры Аничкова дворца.
Мороз.
Солнцу не удаётся пробить петербургскую дымку. И в этом колдовском, мерцающем свете перед нами возникает силуэт обаятельной дамы. Она восседает в коляске, чуть откинувшись на кожаное сиденье. Одета незнакомка со всей роскошью моды. Синий бархатный костюм, элегантная шапочка с пушистым страусовым пером. Ни в одном портрете Крамской не уделял столько внимания аксессуарам: бархату, шёлку, меху. Тёмная перчатка, плотно охватывающая руку, тонкая и мягкая, сквозь которую чувствуется живое тепло, написана с особой теплотой.
По позе и взгляду можно угадать характер дамы – гордый, своенравный; в то же время лицо её немного грустное, в нём есть какая-то загадка.
Кто она, эта пленительная женщина на портрете, так и осталось неизвестным…
V. Физкультминутка.
Мы рисуем, мы рисуем
В синем небе облака.
Слева лес шумит листвою,
Справа плещется река.
На рисунке, на рисунке
Распускаются цветы,
На рисунке, на рисунке
Улыбнулись я и ты.
VI. Закрепление новой темы.
1. Музыкальная игра « Озвучь картину».
По характеру звучащей музыки учащиеся стараются определить, какой картине Крамского мог бы соответствовать тот или иной музыкальный фрагмент.
2. Игра « Узнай портрет».
Учитель предлагает по фрагментам картин определить их название.
3. Работа в парах « Составь картину».
Из фрагментов дети составляют картины Крамского. По окончанию работы каждая пара описывает, составленную ими, картину, а остальные учащиеся по описанию угадывают её название.
VII. Рефлексия.
- Что нового вы открыли для себя на этом уроке?
- Что вас взволновало, заставило задуматься?
- Какая из картин Крамского вам особенно понравилась, почему?
- Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам художник в своих произведениях?
- Прекрасный и вдумчивый портретист, Крамской поведал нам о своём поколении, о людях, его окружавших, своих друзьях и соратниках.
Всмотритесь внимательно в эти лица: каждый портрет живописца – это целая повесть.
VIII. Домашнее задание.
- Попробуйте свои силы в роли портретистов и постарайтесь изобразить портрет своего друга.
Литература.
Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы/ Под ред. Неменского Б.М. Автор-составитель Дроздова С.Б. – Волгоград., 2007.
Крамской И.Н. Крамской в искусстве. – М., 1960.
Люби и знай родной край / Под ред. В.И.Фёдорова. – Воронеж, 2008.
Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов, 2003.