СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у художника. Жизнь и творчество И.Н.Крамского.

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:  1. Создать условия для обучающихся  с целью изучения жизни и

                                   творчества великого русского художника – И.Н.Крамского.

 

                               2. Добиться усвоения учащимися понятий : « жанр изобразительного

                                   искусства»; « картина»; « портрет».

 

                              3. Активизировать познавательную деятельность младших школьников.

 

                              4. Развивать на основе творчества И.Н.Крамского способность к

                                  творческому воображению.

 

                               5. Создать условия для самореализации и самовыражения каждого

                                    ученика в учебном процессе.

 

                               6. Формировать эстетическое мировосприятие.

 

                              7. Способствовать нравственно-этическому воспитанию детей.

Просмотр содержимого документа
«В гостях у художника. Жизнь и творчество И.Н.Крамского.»



Тема урока:

В гостях у художника.

Жизнь и творчество И.Н.Крамского.


Цели урока: 1. Создать условия для обучающихся с целью изучения жизни и

творчества великого русского художника – И.Н.Крамского.


2. Добиться усвоения учащимися понятий : « жанр изобразительного

искусства»; « картина»; « портрет».


3. Активизировать познавательную деятельность младших школьников.


4. Развивать на основе творчества И.Н.Крамского способность к

творческому воображению.


5. Создать условия для самореализации и самовыражения каждого

ученика в учебном процессе.


6. Формировать эстетическое мировосприятие.


7. Способствовать нравственно-этическому воспитанию детей.

Оборудование к уроку: учебная таблица « Разновидности портретного жанра»; костюмы для инсценирования; раздаточный материал « Составь картину», « Узнай портрет»; дидактическая игра « Третий лишний»; фотографии людей; изображение дома И.Н.Крамского в Острогожске.


Музыкальный ряд: аудиозаписи: Мусоргский « Картинки с выставки», Скрябин

« Этюды», Чайковский « Времена года»; песня из передачи « Раз картина, два картина…».


Зрительный ряд: репродукции картин И.Н.Крамского : « Автопортрет»;

« Неизвестная»; « Женщина под зонтиком»; « Букет цветов. Флоксы»; « Пасечник»;

« Портрет художника И.И.Шишкина»; « Портрет писателя Л.Н.Толстого»; « Портрет сына»; « Русская девушка в голубом платке»; « Христос в пустыне»; « Портрет Мины Моисеева»; « Полесовщик» « Русалки»; репродукции картин известных художников.


Любите живопись, поэты,

Лишь ей, единственной, дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Н.А.Заболоцкий.


Ход урока:

I. Эмоциональное вхождение в урок.


( Демонстрация репродукций картин под музыку).

Раз картина, два картина

Только посмотри!

Вот танцует балерина,

Вот стоят богатыри.

Раз картина, два картина

Только посмотри!

Вот цветущая долина,

Небо в отблесках зари.

Раз картина, два картина

Только посмотри!

Вот плывёт по морю лодка,

Вот на ветках снегири.

Раз картина, два картина, три картина,

Раз, два, три!


II. Сообщение темы урока.

- Кто создаёт картины? ( Художники).

- Сегодня мы побываем в гостях у великого русского художника, чьими полотнами восхищается весь мир. А кто он, попробуйте догадаться сами:

Любимая тема – портрет человека:

Писателя, друга, детей иль жены.

Из рамы на нас здесь взглянёт Незнакомка,

Русалки танцуют у синей реки.

Кто краской и кистью поведал народу,

Какие его окружали друзья?

Кто краской и кистью раскрыл перед нами

Их души, их мысли и даже дела?

- На этом уроке мы познакомимся с творчеством нашего земляка- художника Ивана Николаевича Крамского.


III. Актуализация знаний.

1. Логическое упражнение « Третий лишний».

( На доске – фотография-портрет человека и репродукции картин известных художников-портретистов.)

- Что является лишним и почему? ( Фотография).

- В чём отличие фотографии человека от изображения, выполненного художником?

- Действительно, кроме внешнего индивидуального сходства, художники стремятся передать в портрете характер человека, его духовный мир. Поэтому разные портреты одного и того же человека могут быть у разных художников непохожи, ведь каждый автор видит человека по-своему и изображает его в собственной манере письма, передавая свой определённый колорит и технику живописи.


2. Игра « Доскажи словечко».

Если видишь на картине

Чей-то профиль иль анфас,

Или может быть, задорный

И весёлый чей-то глаз,

Может, грустный или смелый,

Может, добрый или злой

В нарисованной картине

Это главное лицо.

Может, папа или мама,

Может, дедушка и я

Нарисованы в картине,

Может, вся моя семья.

Догадаться тут не сложно,

Неуверенности нет,

Что красивая картина

Называется…

( портрет).


- Что же такое портрет?

Портрет( от фр.portrat – изображение)- изображение на холсте человека.


3. Работа по учебной таблице « Разновидности портретного жанра».


Разновидности портретного жанра:

  • поясной портрет;

  • подгрудный, поясной, поколенный, в рост;

  • костюмированный;

  • миниатюрный;

  • автопортрет;

По характеру изображения:

  • парадный ( изображение человека в полный рост стоящим или сидящим с предметами, говорящими о классовой или профессиональной принадлежности);

  • камерный портрет ( поясное, подгрудное или поколенное изображение0.

По числу изображений:

      • индивидуальный;

      • двойной;

      • парные( на отдельных холстах, но взаимосвязанные, например, семейные);

      • групповой.


- Именно портретному жанру посвящено творчество Ивана Николаевича Крамского.


IV. Изучение новой темы.

1. « Встреча с художником». Изложение творческой биографии И.Н.Крамского с элементами инсценирования.

Учитель:

- Выдающийся русский художник Иван Николаевич Крамской родился в слободке небольшого уездного городка Острогожска близ Воронежа 27 мая 1837 года. Его отец был писарем в городской думе. В 13 лет он окончил уездное училище. Здесь у него появились первые друзья: Гриша Турбин, Петя Бравый. Позднее Гриша стал известным ретушером, Петя живописцем в Острогожске, а Ваня – большим русским художником И.Н.Крамским.

Живописи будущий художник учился в Академии художеств, где очень скоро достиг больших успехов.

Крамской знаменит не только как живописец. Его ещё называли « передвижник».

« Передвижниками» называли русских художников второй половины XIX века, которые создали самое большое в России художественное общество – Товарищество передвижных выставок. Художники-передвижники показывали свои картины в разных городах, передвигали выставки из города в город. Ведь тогда жителям маленьких городов редко приходилось видеть хорошую живопись. А передвижники привозили в провинциальные города самые лучшие произведения искусства того времени.

Любимым жанром Крамского был портрет. Почему? Лучше всего на этот вопрос ответит сам художник.

Ученик в костюме Крамского:

- Меня всегда интересовало человеческое лицо. Какие у человека глаза – добрые или мрачные, какая улыбка – весёлая или печальная? Я всегда старался поникнуть в сокровенные тайники жизни сердца и ума, раскрыть в человеке самые характерные, присущие только ему свойства, воспеть в своих полотнах самые возвышенные и прекрасные качества.

Учитель:

- В своих портретах вы поведали нам о многих известных людях своего времени. А что бы вы хотели рассказать о себе?

Ученик в костюме Крамского:

- О себе я рассказал в своём знаменитом автопортрете.

( Демонстрирует репродукцию автопортрета Крамского).

- Всмотритесь внимательно, и вы поймёте, каким был художник Крамской.

Учитель: - Ребята, как вы думаете, что хотел рассказать о себе великий художник?

( Выслушиваются ответы детей).

- Мне кажется, Крамской был прямым, открытым, немного суровым человеком. Пристальный взгляд, сосредоточенное выражение лица, художник словно вглядывается в нас, стремясь понять – какие мы, его потомки.



2. «Картинная галерея Крамского».

( Подготовленные учащиеся выступают в роли экскурсоводов.)

Образная характеристика портрета писателя Л.Н.Толстого.

Это первый и лучший портрет писателя. В нём нет ничего лишнего, весь он сдержанно серьёзный, очень собранный. Толстой сидит в кресле в своей обычной домашней блузе; он смотрит прямо на зрителя, взгляд пристальный, глубокий. Коричневый фон портрета особенно мягко сочетается с цветом синей блузы, с узкой белой полоской воротника, цветом глаз.

Талант, ум, оригинальный склад натуры, непреклонная сила воли ярко выражены в лице и позе на этом великолепном портрете.


Образная характеристика портрета И.И.Шишкина.

Крамской часто писал портреты других художников из Товарищества передвижников. Одно из лучших его произведений – портрет знаменитого мастера русского пейзажа, живописца Ивана Ивановича Шишкина.

Художник изображён на фоне русской природы, которую так любил и чью красоту воспевал в своих полотнах. Он будто остановился на минуту, опершись о ручку зонта. В руках у него этюдник. Лицо его спокойно и задумчиво, прищурившись, смотрит он вдаль. Что остановило художника? Что заставило его задуматься? Быть может, именно сейчас в его голове зреет замысел новой картины?

Образная характеристика картины « Пасечник».

Вдали чернеет лес. Перед нами поляна, залитая полуденным солнцем. За тропинкой пасека. И хорошо так, наверно, пахнет мёдом, в ульях пчёлы гудят.

О чём задумался, дедушка? Устал? И в этой позе, и в этих усталых глазах столько тепла и столько правды. Да, широкие кисти рук выдают в нём былую некогда силушку недюжинную. А теперь…

Легко ли тебе жилось, дедушка?

Нет, нелёгкой была жизнь его, но не омрачено злобой и надменностью лицо старого человека. Тепло, печаль, да терпение великое: всё снёс, всё вытерпел на своём веку – и войны, и голод, и работу до семи потов. Но было же и другое, что давало силы жить: земля-матушка, солнышко родное, лес-заступник, песня привольная. И не потому, ли веет от этой картины русской сказкой: тёплой, мудрой и доброй.


Образная характеристика картины « Женщина под зонтиком ( В траве. Полдень).


На этом портрете Крамской изобразил свою жену. Картина пронизана солнечным светом, ощущением тепла и покоя. И лицо женщины тоже спокойно и безоблачно. Она полулежит в густой траве, среди цветов, сама похожая на прелестный цветок в своём белом лёгком платье.

Светлыми красками, лёгкими мазками художник создал этот милый образ любимой женщины.




Образная характеристика портрета С.И.Крамского, сына художника.


Особый мир тёплых и сокровенных чувств открывается перед нами, глядя на эту картину. С портрета на нас смотрит маленький мальчик. На тёмном фоне ярким светлым пятном выделяется его золотистая головка. Лицо ребёнка так спокойно и безмятежно, как бывает только в детстве.

- Как вы думаете, каков характер этого мальчика?

- Чем похож он на вас?

- Хотели бы вы познакомиться с ним поближе и подружиться?




Образная характеристика картины « Христос в пустыне».

Камни…серые – холодные…Одинокий человек сидит на холодном камне в бескрайней пустыне, дума его глубока и мучительна – он выбирает путь.

Перед нами картина Крамского « Христос в пустыне». Во времена Крамского эта картина вызвала противоречивые мнения и жаркие споры. Сам же художник так сказал о своей картине: « Есть один момент в жизни каждого человека, мало мальски созданного по образу и подобию Божию, когда на него находит раздумье, пойти направо или налево, взять ли за господа Бога рубль или не уступить ни шагу злу…»

Присмотритесь, даже камни на картине – образ не только пустыни, а образ пустынного мира, в котором человек, всегда одинок перед необходимостью выбора своей дороги.


Образная характеристика картины « Неизвестная».


Одной из самых знаменитых картин Крамского стала

« Неизвестная».

На портрете перед нами предстаёт привлекательная, гордая и независимая женщина, смотрящая внимательно, немного свысока. Что-то привлекло её взгляд.

Невский проспект.

Зимняя розоватая мгла смягчает строгие линии архитектуры Аничкова дворца.

Мороз.

Солнцу не удаётся пробить петербургскую дымку. И в этом колдовском, мерцающем свете перед нами возникает силуэт обаятельной дамы. Она восседает в коляске, чуть откинувшись на кожаное сиденье. Одета незнакомка со всей роскошью моды. Синий бархатный костюм, элегантная шапочка с пушистым страусовым пером. Ни в одном портрете Крамской не уделял столько внимания аксессуарам: бархату, шёлку, меху. Тёмная перчатка, плотно охватывающая руку, тонкая и мягкая, сквозь которую чувствуется живое тепло, написана с особой теплотой.

По позе и взгляду можно угадать характер дамы – гордый, своенравный; в то же время лицо её немного грустное, в нём есть какая-то загадка.

Кто она, эта пленительная женщина на портрете, так и осталось неизвестным…


V. Физкультминутка.

Мы рисуем, мы рисуем

В синем небе облака.

Слева лес шумит листвою,

Справа плещется река.

На рисунке, на рисунке

Распускаются цветы,

На рисунке, на рисунке

Улыбнулись я и ты.


VI. Закрепление новой темы.

1. Музыкальная игра « Озвучь картину».

По характеру звучащей музыки учащиеся стараются определить, какой картине Крамского мог бы соответствовать тот или иной музыкальный фрагмент.


2. Игра « Узнай портрет».

Учитель предлагает по фрагментам картин определить их название.


3. Работа в парах « Составь картину».

Из фрагментов дети составляют картины Крамского. По окончанию работы каждая пара описывает, составленную ими, картину, а остальные учащиеся по описанию угадывают её название.


VII. Рефлексия.

- Что нового вы открыли для себя на этом уроке?

- Что вас взволновало, заставило задуматься?

- Какая из картин Крамского вам особенно понравилась, почему?

- Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам художник в своих произведениях?

- Прекрасный и вдумчивый портретист, Крамской поведал нам о своём поколении, о людях, его окружавших, своих друзьях и соратниках.

Всмотритесь внимательно в эти лица: каждый портрет живописца – это целая повесть.


VIII. Домашнее задание.

- Попробуйте свои силы в роли портретистов и постарайтесь изобразить портрет своего друга.

Литература.

  1. Изобразительное искусство. 3 класс. Поурочные планы/ Под ред. Неменского Б.М. Автор-составитель Дроздова С.Б. – Волгоград., 2007.

  2. Крамской И.Н. Крамской в искусстве. – М., 1960.

  3. Люби и знай родной край / Под ред. В.И.Фёдорова. – Воронеж, 2008.

  4. Шоган В.В. Технология личностно ориентированного урока. – Ростов, 2003.