Литературная гостиная
« В гостях у великого сказочника»
Традиционным в моей практике стало проведение литературных гостиных. Встречи с художественными произведениями проходят один раз в четверть. Тематика разнообразна, например, по творчеству С.А.Есенина или по произведениям А.Л.Барто. Литературная гостиная «В гостях у великого сказочника» была посвящена творчеству Х.К.Андерсена. К этой литературной встрече дети готовились заранее: читали и обсуждали сказки, трудились над поделками и рисунками; также, как и великий сказочник, старались увидить необычное в обычных вещах и писали об этом свои истории…
Предлагаю материал этой встречи со сказками.
- Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в датском городке Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром.
Соседские дети считали Ханса пугалом. Он был слишком высок для своих лет, а его большие плоские ступни и костлявые кисти казались ещё более невероятными из-за чрезвычайной худобы его рук и ног. Огромный нос на худощавом лице смотрелся столь массивно, что в первую очередь привлекал внимание незнакомцев, отодвигая на задний план ясный свет в прекрасных умных глазах. Когда мальчик улыбался, лицо преображалось, и тогда все удивлялись, что могли его считать безобразным.
- Он рожден для великого, - говорила бабушка Ханса. – Не для славы, которая приходит ко многим людям, но для величия, которое вознесет его над всеми, И те, кто сейчас насмехается над ним, оглянутся назад со стыдом и попытаются убедить себя, что их злые слова были направлены на его же благо.
Некрасивый и неуклюжий мальчик действительно стал знаменитым и даже великим.
Какую сказку напоминает вам этот рассказ, хотя действие в ней разворачивается не в обществе людей, а на птичьем дворе? («Гадкий утёнок»).
Учитель прикрепляет на доску изображение вагона с надписью «Гадкий утёнок» (в течение занятия будет составлен «поезд» из названий сказок писателя).
- В чем вы нашли сходство между самим сказочником и его сказкой?
Очевидно заметив это сходство, американская писательница Маргарет Энн Хаббарт написала повесть, основанную на жизни Ханса Кристиана, и назвала её «Полёт лебедя». Эта повесть написана как художественное произведение, поэтому читается легко и вызывает интерес. (Учитель показывает книгу детям). Если вы захотите более подробно узнать о жизни великого сказочника, то сможете сделать, прочитав эту книгу.
Несмотря на одиночество, ежедневный труд и редкие минуты отдыха, сам Андерсен в книге «История моей жизни» написал: «моя жизнь – прекрасная сказка, полная счастливых случайностей». Наверное, поэтому именно сказки стали главным делом творческой биографии Ханса Кристиана, хотя он писал и пьеся для театра, и стихотворения, и даже романы.
Ну а какая же сказка была создана первой, вы узнаете по отрывку.
Звучит запись отрывка из сказки «Огниво».
- Кто из вас знает эту сказку? Как она называется? (Ученик называет сказку и прикрепляет изображение вагончика с надписью «Огниво» к доске.)
Кто сделал рисунки к сказке «Огниво»? Почему вы выбрали именно эту сказку? Расскажите.
Андерсен много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки, в общей сложности он 29 раз покидал Данию. Многие сказки и истории были написаны во время путешествий.
Давайте сейчас и мы отправимся в путешествие по сказкам Андерсена на «поезде» сказок, в котором пока только два вагона, но скоро станет гораздо больше.
Назовите сказки Андерсена, которые вы прочитали, скажите, чем они вам нравятся. (Каждая сказка – «вагончик» в «поезде» сказок.)
Учитель по ходу этой беседы задает вопросы:
Сказка «Снежная королева». (Почему маленькая Герда смогла победить всесильную Снежную королеву? Кто нарисовал иллюстрации к этой сказке? Какой момент вы изобразили?)
Сказка «Принцесса на горошине». (Как узнала королева, что девушка была самой настоящей принцессой?)
Сказка «Дикие лебеди». (Почему люди решили, что Элиза – колдунья? Какой представляется вам эта девушка?)
Сказка «Стойкий оловянный солдатик». (Чем отличается этот солдатик от других?)
Сказка «Дюймовочка». (Почему ласточка решила помочь Дюйиовочке? Можно ли мышь назвать бессердечной?)
Сказка «Новое платье короля». (Почему и сам король, и его придворные боялись признаться, что не видят нового платья?)
Сказка «Штопальная игла». (Чем гордилась штопательная игла?)
Сказка «Свинья-копилка». (В какую игру любили играть игрушки и другие предметы ночью, когда люди уходили из комнаты?
Дети могут вспомнить и другие сказки, например, «Русалочка», «Оле-Лукойе», «Пятеро из одного стручка», «Цветы маленькой Иды», «Холм лесных духов», «Пастушка и трубочист», «Калоши счастья». Называя сказку, ученик прикрепляет изображение вагончика с названием сказки к «поезду» сказок и рассказывает, чем ему понравилась именно эта сказка.
- Сказки Андерсена учат видеть прекрасное во всем: в капле дождя, пении птиц, невзрачных полевых цветах, они учат нас мечтать. А еще сказки Андерсена делают нас добрее и великодушнее. Может быть, поэтому многие его сказки имеют печальный конец. Ведь только печальное делает черствых людей добрее. С одной из таких сказок вы сейчас познакомитесь. Называется она «Ёлка» (прикрепляется «вагончик» к «поезду» сказок). А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать эту сказку.
Чтение сказки.
- Скажите, какие мысли у вас возникали во время прослушивания? Какие выводы вы сделали?
Посчитайте, сколько сказок и историй Х.К.Андерсена вы уже знаете? (Сколько «вагончиков» в «поезде», столько и сказок.)
Если бы мы с вами прочитали все сказки, написанные великим сказочником, то наш «поезд» состоял бы более чем из 156 вагонов.
В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые из его сказок. Х.К.Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России». Ещё бы не читать такие сказки! Мы не просто их читаем, а любим, как любят во всем мире произведения этого короля сказок!
В 1968 году была учреждена Международная золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, получившая название «Малая Нобелевская премия», которая раз в два года присуждается лучшему современному автору, чаще всего сказочнику, а также художнику-иллюстратору.
В день рождения Андерсена – 2 апреля – ежегодно проводится Международный день детской книги.
Наше занятие подходит к концу. Поднимите руки, кто считает, что оно было полезным и интересным. Расскажите, что вы узнали нового.