СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

В гостях у Великого Сказочника

Нажмите, чтобы узнать подробности

Литературная гостинная.Знакомство с творчеством Х.К. Андерсена

Просмотр содержимого документа
«В гостях у Великого Сказочника»



Литературная гостиная


« В гостях у великого сказочника»



Традиционным в моей практике стало проведение литературных гостиных. Встречи с художественными произведениями проходят один раз в четверть. Тематика разнообразна, например, по творчеству С.А.Есенина или по произведениям А.Л.Барто. Литературная гостиная «В гостях у великого сказочника» была посвящена творчеству Х.К.Андерсена. К этой литературной встрече дети готовились заранее: читали и обсуждали сказки, трудились над поделками и рисунками; также, как и великий сказочник, старались увидить необычное в обычных вещах и писали об этом свои истории…

Предлагаю материал этой встречи со сказками.

- Ханс Кристиан Андерсен родился 2 апреля 1805 года в датском городке Оденсе, расположенном на острове Фюн, в семье сапожника и прачки. Мальчик с детства любил петь, читать стихи, мечтал стать актёром.

Соседские дети считали Ханса пугалом. Он был слишком высок для своих лет, а его большие плоские ступни и костлявые кисти казались ещё более невероятными из-за чрезвычайной худобы его рук и ног. Огромный нос на худощавом лице смотрелся столь массивно, что в первую очередь привлекал внимание незнакомцев, отодвигая на задний план ясный свет в прекрасных умных глазах. Когда мальчик улыбался, лицо преображалось, и тогда все удивлялись, что могли его считать безобразным.

- Он рожден для великого, - говорила бабушка Ханса. – Не для славы, которая приходит ко многим людям, но для величия, которое вознесет его над всеми, И те, кто сейчас насмехается над ним, оглянутся назад со стыдом и попытаются убедить себя, что их злые слова были направлены на его же благо.

Некрасивый и неуклюжий мальчик действительно стал знаменитым и даже великим.

Какую сказку напоминает вам этот рассказ, хотя действие в ней разворачивается не в обществе людей, а на птичьем дворе? («Гадкий утёнок»).

Учитель прикрепляет на доску изображение вагона с надписью «Гадкий утёнок» (в течение занятия будет составлен «поезд» из названий сказок писателя).

- В чем вы нашли сходство между самим сказочником и его сказкой?

Очевидно заметив это сходство, американская писательница Маргарет Энн Хаббарт написала повесть, основанную на жизни Ханса Кристиана, и назвала её «Полёт лебедя». Эта повесть написана как художественное произведение, поэтому читается легко и вызывает интерес. (Учитель показывает книгу детям). Если вы захотите более подробно узнать о жизни великого сказочника, то сможете сделать, прочитав эту книгу.

Несмотря на одиночество, ежедневный труд и редкие минуты отдыха, сам Андерсен в книге «История моей жизни» написал: «моя жизнь – прекрасная сказка, полная счастливых случайностей». Наверное, поэтому именно сказки стали главным делом творческой биографии Ханса Кристиана, хотя он писал и пьеся для театра, и стихотворения, и даже романы.

Ну а какая же сказка была создана первой, вы узнаете по отрывку.

Звучит запись отрывка из сказки «Огниво».

- Кто из вас знает эту сказку? Как она называется? (Ученик называет сказку и прикрепляет изображение вагончика с надписью «Огниво» к доске.)

Кто сделал рисунки к сказке «Огниво»? Почему вы выбрали именно эту сказку? Расскажите.

Андерсен много путешествовал по странам Европы, Азии, Африки, в общей сложности он 29 раз покидал Данию. Многие сказки и истории были написаны во время путешествий.

Давайте сейчас и мы отправимся в путешествие по сказкам Андерсена на «поезде» сказок, в котором пока только два вагона, но скоро станет гораздо больше.

Назовите сказки Андерсена, которые вы прочитали, скажите, чем они вам нравятся. (Каждая сказка – «вагончик» в «поезде» сказок.)

Учитель по ходу этой беседы задает вопросы:

  • Сказка «Снежная королева». (Почему маленькая Герда смогла победить всесильную Снежную королеву? Кто нарисовал иллюстрации к этой сказке? Какой момент вы изобразили?)

  • Сказка «Принцесса на горошине». (Как узнала королева, что девушка была самой настоящей принцессой?)

  • Сказка «Дикие лебеди». (Почему люди решили, что Элиза – колдунья? Какой представляется вам эта девушка?)

  • Сказка «Стойкий оловянный солдатик». (Чем отличается этот солдатик от других?)

  • Сказка «Дюймовочка». (Почему ласточка решила помочь Дюйиовочке? Можно ли мышь назвать бессердечной?)

  • Сказка «Новое платье короля». (Почему и сам король, и его придворные боялись признаться, что не видят нового платья?)

  • Сказка «Штопальная игла». (Чем гордилась штопательная игла?)

  • Сказка «Свинья-копилка». (В какую игру любили играть игрушки и другие предметы ночью, когда люди уходили из комнаты?

Дети могут вспомнить и другие сказки, например, «Русалочка», «Оле-Лукойе», «Пятеро из одного стручка», «Цветы маленькой Иды», «Холм лесных духов», «Пастушка и трубочист», «Калоши счастья». Называя сказку, ученик прикрепляет изображение вагончика с названием сказки к «поезду» сказок и рассказывает, чем ему понравилась именно эта сказка.

- Сказки Андерсена учат видеть прекрасное во всем: в капле дождя, пении птиц, невзрачных полевых цветах, они учат нас мечтать. А еще сказки Андерсена делают нас добрее и великодушнее. Может быть, поэтому многие его сказки имеют печальный конец. Ведь только печальное делает черствых людей добрее. С одной из таких сказок вы сейчас познакомитесь. Называется она «Ёлка» (прикрепляется «вагончик» к «поезду» сказок). А теперь сядьте поудобнее и приготовьтесь слушать эту сказку.

Чтение сказки.

- Скажите, какие мысли у вас возникали во время прослушивания? Какие выводы вы сделали?

Посчитайте, сколько сказок и историй Х.К.Андерсена вы уже знаете? (Сколько «вагончиков» в «поезде», столько и сказок.)

Если бы мы с вами прочитали все сказки, написанные великим сказочником, то наш «поезд» состоял бы более чем из 156 вагонов.

В России интерес к творчеству сказочника возник при его жизни, когда были переведены на русский язык некоторые из его сказок. Х.К.Андерсен писал переводчице: «Я рад, что мои произведения читаются в великой России». Ещё бы не читать такие сказки! Мы не просто их читаем, а любим, как любят во всем мире произведения этого короля сказок!

В 1968 году была учреждена Международная золотая медаль Ханса Кристиана Андерсена, получившая название «Малая Нобелевская премия», которая раз в два года присуждается лучшему современному автору, чаще всего сказочнику, а также художнику-иллюстратору.

В день рождения Андерсена – 2 апреля – ежегодно проводится Международный день детской книги.

Наше занятие подходит к концу. Поднимите руки, кто считает, что оно было полезным и интересным. Расскажите, что вы узнали нового.