СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"В гости к хвойникам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром в старшей группе

Просмотр содержимого документа
«"В гости к хвойникам"»

План экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром.









План-конспект экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром в старшей группе «В гости к хвойникам»

Цель: Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями у детей старшего дошкольного возраста.

I.Программное содержание:

А) Образовательные задачи:

1.Закреплять и углублять знания детей о сосне, ели и туе, можжевельнике, как представителях хвойных деревьев.

2. Формировать умение сравнивать эти деревья, видеть между ними сходства и различия.

3. Учить различать хвойные деревья по коре, расположению веток, хвое, шишкам.

Б) Речевые задачи:

1.Продолжать способствовать развитию связанной речи детей.

2.Способствовать развитию навыков придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать в роде и числе.

3.Закреплять умение пользоваться восклицательной интонацией.

В) Воспитательные задачи:

1. Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к родному краю.

2.Воспитывать желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

3.Способствовать получению позитивного эмоционального настроя.

4.Учить радоваться общению с природой, понимать ценность каждого дерева.

Г) Развивающие задачи:

1.Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

2.Закреплять умение действовать с указанием воспитателя.

3.Способствовать развитию у детей, внимания, мышления, воображения, памяти.

4.Развивать у детей навыки наблюдения, вызвать желание самостоятельного исследования.

II.Подготовка к экскурсии:

Методы и приёмы

Словесные:

- Чтение стихотворения И. Демьянов «Ель»

- Загадывание загадок ;

- Рассказ воспитателя "Легенда о живой воде";

- Беседа "Почему ель вечнозеленая?";

- Вопросы детям по теме беседы.

Наглядные:

- Наблюдение за хвойными деревьями: елью, сосной, туей, можжевельником.

- Рассматривание иллюстраций и картин.

Игровые:

- Д/и "Найди своё дерево"

- Соревнование команд за звание "Хвойные деревья наши друзья"

- П/и "Сильный ветер сосны крутит".

Практические:

- Рассматривание лупой коры

- Сбор шишек

1.Подготовка воспитателя:

-Поиск и подготовка материала, необходимых атрибутов для проведения экскурсии.

-Педагог наметил тему и программное содержание, провёл предварительный осмотр места куда планирует повести детей.

2.Предварительная работа с детьми:

- Рассматривание с детьми иллюстраций и картин: Иван Иванович Шишкин «Сосновый бор», «Корабельная роща», «Сосны, освещенные солнцем», «Бугры», « Зима», «Опушка леса», «На Севере диком», «Утро в сосновом лесу», «Рожь»,Виктор Васнецов «Аленушка»,Юлий Клевер «Зимний закат в еловом лесу», «Закат солнца зимой»,Константин Крыжицкий «Лес зимой»

- Чтение художественной литературы: «Двенадцать месяцев», Александрова З. «Птичья ёлка», Андерсен Г.Х. «Ёлка», Воронкова Л. «Таня выбирает ёлку», Демьянов И. «Ель», Кайгородов Д. «Красавица ёлка», Михалков С. «Ёлочка», «Стояла ёлочка», Носов Н. «Бенгальские огни», Рыжова Н. «Не новогодняя ёлка», Скрабцова М. «Колючая упрямица», «Звёздная ёлочка», «Почему у ёлки белые лапки», «Ёлкины шубки», Трутнева Е. «Ёлка», Телегина Н. «Сказка о маленькой ёлочке», «Сказка о ёлочке, которую не срубили».

- Д/и "Логическая елка», «Найди дерево по описанию»

- Закрепить правила поведения, которые нужно соблюдать придя в парк.

3.Материалы и оборудование:

Карточки-таблицы, секатор, фотоаппарат, значки для обозначения команд, корзинки для шишек,

План экскурсии

1. Создание условий для целостного восприятия объекта: городской парк

Воспитатель: Ребята, сегодня нас ждет необычное путешествие в прекрасное царство природы. Но не каждый может туда попасть…

Для этого нужно любить родной край, бережно относиться ко всему, что нас окружает.

Давайте добрыми глазами и чутким сердцем увидим красоту каждого листочка, каждой птички, каждого деревца.

2.Организация исследовательской деятельности направленной на анализ предметов и явлений.

Загадывание загадок


Её всегда в лесу найдёшь,

Пойдём гулять - и встретим.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем./ Елка/



У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке./Сосна/



Как, одним словом можно назвать эти деревья? (Хвойные).

Ребята, посмотрите внимательно, к каким красивым, зеленым деревьям мы подошли.

Как вы думаете, почему эти деревья стоят зеленые?

А где обычно растут хвойные деревья?

Ребята, а вы знаете легенду о том, как эти деревья стали вечнозелеными?

Легенда о "живой воде"

Собрались птицы на опушке леса и выбрали гонца за живой водой. Этим гонцом оказалась ласточка. Когда она набрала в Лукоморье живой воды и летела обратно, захотела она оповестить окружающих о своем прилете, приоткрыла клювик и выронила несколько капель живой воды. Попали эти капли на три дерева: сосну, пихту, ель. Стали эти растения "вечнозелеными". Зеленая одежда украшает хвойные деревья во все времена года. Периодически деревья сбрасывают хвою, но не всю сразу, поэтому человек не замечает листопада.

Посмотрите на нашу елочку, какая она?

Давайте рассмотрим, какой ствол у елочки, потрогаем его? Какого цвета кора? Какие ветки?(потрогаем).

А может их сломать снег, ветер?

Давайте рассмотрим хвою у елочки, какая она?

Как называется веточка у ели?

А как называется лес, где в основном растут елки?

А что вы можете рассказать про сосну?

А какой ствол у сосны? Давайте, рассмотрим, потрогаем кору у сосны.

Какие у нее хвоинки?

А как называется лес, где растут одни сосны?

А что вы можете рассказать про тую?

Можно гладить ветку Туи,

Уколоться не рискуя.

Шепчет Туя безмятежная:

«Я хоть хвойная, но нежная».

Посмотрите вокруг, может, где-то еще есть дерево или кустик с иголочками? можжевельник.

Давайте подойдем к нему поближе и рассмотрим его и потрогаем. Какие у него иголочки? А веточки, какие? А ствол? Скажите, а похож можжевельник на другие хвойные деревья?

А кто знает, какое из хвойных деревьев называют “поющим” деревом? И почему? ель

А как вы думаете, как появляются новые, молодые деревья?

Ой, ребята, что это лежит? Корзинки, интересно чьи? Давайте заглянем в них. Письмо!?

«Дорогие мои маленькие друзья! Зовут меня Лесовичок, я прекрасно понимаю язык животных, растений и деревьев. Тут одна сорока прилетела, рассказала, что вы идете ко мне в гости, и я решил узнать, что вы знаете, о хвойных деревьях и приготовил для вас задания:

Первое задание – «Отгадайте, с какого дерева веточки».

Второе задание – «Отгадайте, с какого дерева шишки».

Третье задание - при помощи лупы осмотрите, нет ли на деревьях вредителей.

Желаю вам удачи. А я буду незаметно наблюдать за тем, как вы выполняете задания.

Ваш старичок-Лесовичок»

Я предлагаю вам разделиться на 2 команды и приступить к выполнению первого задания. Возьмите по одной картинке и определите, к какому дереву относятся ваша веточка.





1 команда: У нас сосновая веточка, так как у нее длинные иголки, и они дружные растут по две вместе.

2 команда: У нас веточка еловая, у нее короткие зеленые, колючие иголочки и растут по одной.

Лесовичок приготовил корзинки для выполнения второго задания: нужно собрать шишки с хвойных деревьев в разные корзины.

1 команда: У нас - Еловые шишки, они большие, удлиненные, чешуйки мягкие, пахнут смолой.

2 команда: А у нас сосновые шишки, они округлые, маленькие, чешуйки твердые.

А теперь мы приступаем к выполнению третьего задания.

Лесовичок предлагаем вам стать лесниками и обследовать хвойные деревья при помощи лупы. Лесовичок приготовил нам стволы больных деревьев, давайте мы их обследуем с помощью лупы.

Что вы можете про них сказать?

Какая кора? Что видно под ней?

Нет ли повреждений на коре?

Нет ли вредителей, портящих кору дерева?

Посмотрите, не сломаны ли ветки?

Дети осматривают деревья при помощи лупы.

3.Обобщение результатов наблюдения

Что общего у хвойных деревьев и чем они отличаются?

Почему хвойные деревья вечнозеленые?

Что у хвойных деревьев вместо листьев?

Где находятся семена у хвойных деревьев?

Что происходит с хвоинками?

Какие хвойники считаются деревьями, а какие – кустарниками?

У какого хвойного дерева хвоинки не колючие?

Одинаковые ли шишки у хвойных деревьев?

4.Подведение итогов экскурсии

Ребята, а для чего нужны хвойные деревья?

1.Что мы знаем об еле?

2.Отчего зимой у ёлки зелёные иголки?

3. Почему у елочки колючие иголочки?

4.Что будет, если на свете не станет елей?

5. Какую роль играет ель в жизни человека?

6.Как можно помочь сохранить ели?

Подвижная игра «Сильный ветер сосны крутит».

Цель игры: развивать умение бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга; закреплять в активной речи названия деревьев

Сначала подходят к «сосне», воспитатель поднимает вверх веточку:

Сильный ветер сосны крутит,

Словно самый тонкий прутик.

(От сосны дети идут к елке. Педагог поднимает ветку ели).

Елки ветер клонит тоже.

Мы с тобой на них похожи.

(От «ели» передвигаются к игрушке-белке).

Вот по веткам белка мчится.

Белка ветра не боится.

Белка прыгает так ловко,

Ведь во всем нужна сноровка.

(От «белки» идут к «медведю»).

А куда медведь идет?

Ищет деток он и мед! Догоню, догоню деток!

Дети вращают талией направо и налево. Произносится звук «ш».

Дети вращают талией вперед и назад. Произносится звук «ш».

Бег на месте. Прыжки на месте. Идут вразвалочку.

Дети убегают от медведя.

1. Д/и «Логическая елка".

Подберите признаки к слову елка. Елка какая? (Высокая, зеленая, красивая, пушистая, вечнозеленая, колючая, новогодняя, хвойная, пахучая).

2. Д/и "Найди дерево по описанию"

Дети находят дерево опираясь на словесное или символическое описание(не более 3 существительных).


Ребята, я хочу, чтобы, уходя отсюда, вы взяли с собой столько хорошего настроения, здоровья, сколько захотите, чтобы хорошо себя чувствовать, быть всегда весёлыми и никогда не болеть. Давайте попрощаемся с природой, нам пора возвращаться.


III.Послеэкскурсионная работа:

1. Собрать еловые и сосновые шишки в уголок природы для наблюдений;

2. Изготовление поделок из природного материала.

3.Зарисовка детьми хвойного дерева.





















Использованные источники

1.Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада.- М., 1991 г. – 42 с.

2.Бондаренко Т.М. « Экологические занятия с детьми 5-6 лет» - Воронеж: ТУ «Учитель», 2002 г.- 52 с.

3.Рыжова Н.А. Экологический проект «Дерево»- «Обруч». – 1997 г. - №2 – 32-35 с.

4.Рыжова Н.А. «Здравствуй, дерево!» - «Дошкольное воспитание». – 2002 г. - №10 с 15-20

5.Рыжова Н.А. Экологический проект «Здравствуй, дерево!»- М.: Карапуз, 2005. – 43-36 с.

6.Бондаренко Т. М . «Экологическое воспитание детей 5-6 лет» В; 2012